Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
Возврат суммы комиссии за подключение к договору страхования
Здравствуйте!
В ноябре 2016 года я оформила потребительский кредит в районном отделении Сбербанка. Брала более 500 тыс на 5 лет (60 месяцев). Сумма для меня крупная и тогда я не рассчитывала вернуть кредит досрочно. При оформлении сотрудница сказала что надо оформить заявление на добровольное страхование (ну вдруг вы работы лишитесь или заболеете?!). Я от страховки отказалась, сотрудница куда-то убежала "посоветоваться". Вернулась с фразой "без страховки я не смогу оформить вам кредит". А деньги мне очень были нужны. Ладно, говорю, оформляйте. Действительно, мало ли что?! А у меня двое детей и мама инвалид на пенсии. На руки я получила кредитный договор, заявление о подключении к договору страхования заемщиков, заявление о заранее данном акцепте.
Потом я исправно вносила в срок каждый платеж по кредиту. И так до апреля 2017 года. Звезды сошлись так, что в апреле 2017 года мне подфартило выплатить остаток по кредиту полностью и снять с себя это финансовое бремя! Я с радостью выплатила банку весь долг до копеечки. Встал вопрос о той самой навязанной страховке. И тут началось... я быстро поняла что просто так банк не вернет МОИ деньги. А удержано с меня было 58207 руб 50 коп. И конечно же на эту сумму банк исправно начислял проценты!
На мое заявление от 21 апреля 2017г. банк "втихаря" дал отказ, который я получила когда уже сама пришла в отделение в начале мая. Тут же я написала негативный отзыв в книгу жалоб и оставила жалобу сотруднику банка. Моему обращению присвоили номер и обещали дать ответ в течение 10 дней.
Если правильно рассмотреть ситуацию, банк за счет своих клиентов страхует СВОИ риски. Тем не менее, когда факт возникновения риска сводится к нулю (при полном досрочном погашении задолженности), банк не спешит возвращать ЧУЖИЕ деньги. Тем самым присваивая их и грубо нарушая действующее законодательство. Мне уже неоднократно говорили, что уплаченную комиссию можно было вернуть в течение 14 дней после подписания заявления. НО!!!
1) Сотрудник Сбербанка в момент оформления кредита не уведомил меня о данном положении;
2) Сотрудник Сбербанка не выдал мне на руки памятку с Условиями договора;
3) Я прекрасно осознавала все возможные риски и на момент оформления кредита не предполагала о скором досрочном погашении, а следовательно была согласна быть застрахованной.
В связи с полным досрочным погашением кредита считаю договор страхования ничтожным и требую от ПАО Сбербанк возврата излишне уплаченной мной комиссии за подключение к договору страхования. С меня удержали сумму за все 60 месяцев (равно сроку кредита), кредитом я пользовалась 4,5 месяца (с 28.11.2016 по 11.04.2017), тем самым банк обязан сделать перерасчет и оформить возврат МОИХ денежных средств.
Надеюсь, уважаемые юристы, вы можете мне помочь добиться возврата значительной для меня суммы. Благодарю!
- 0e50fbbe663712940dbca6d5210f8696.pdf
- 0e50fbbe663712940dbca6d5210f8696.pdf
Я прекрасно осознавала все возможные риски и на момент оформления кредита не предполагала о скором досрочном погашении, а следовательно была согласна быть застрахованной.
Светлана
Добрый день, Светлана. Именно тот факт, что вы были согласны быть застрахованной, практически сводит на нет возможность оспорить соглашение о страховке. На сегодняшний день значительная часть судебной практики позволяет прийти к такому выводу.
При этом нужно ознакомиться с кредитным договором и договором страхования, чтобы понять о возможности вернуть часть страховки.
Согласно ст. 343 ГК РФ, в обязательном порядке предусмотрено только страхование имущества, которое передается банку в качестве залога. Другие виды страховок банк вправе предложить оформить заемщику только в добровольном порядке.
ГК РФ Статья 958. Досрочное прекращение договора страхования
1. Договор страхования прекращается до наступления срока, на который он был заключен, если после его вступления в силу возможность наступления страхового случая отпала и существование страхового риска прекратилось по обстоятельствам иным, чем страховой случай. К таким обстоятельствам, в частности, относятся:
гибель застрахованного имущества по причинам иным, чем наступление страхового случая;
прекращение в установленном порядке предпринимательской деятельности лицом, застраховавшим предпринимательский риск или риск гражданской ответственности, связанной с этой деятельностью.
2. Страхователь (выгодоприобретатель) вправе отказаться от договора страхования в любое время, если к моменту отказа возможность наступления страхового случая не отпала по обстоятельствам, указанным в пункте 1 настоящей статьи.
3. При досрочном прекращении договора страхования по обстоятельствам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, страховщик имеет право на часть страховой премии пропорционально времени, в течение которого действовало страхование.
При досрочном отказе страхователя (выгодоприобретателя) от договора страхования уплаченная страховщику страховая премия не подлежит возврату, если договором не предусмотрено иное.
ПРАВИЛА СТРАХОВАНИЯ
№ 0024.СЖ.01.00
8 Порядок прекращения Договора страхования. Взаиморасчеты сторон, не связанные с наступлением страхового случая
8.1. Если иное не предусмотрено соглашением Сторон, Договор страхования прекращается до
истечения срока, на который он был заключен, в следующих случаях:
8.1.1. выполнение Страховщиком своих обязательств по Договору страхования в полном объеме (как это предусмотрено настоящими Правилами);
8.1.3. отказ Страхователя от Договора страхования после его вступления в силу в связи с полным
досрочным исполнением обязательств перед Банком по Кредитному договору (полным досрочным погашением задолженности по Кредитному договору);
8.2. При отказе Страхователя от Договора страхования в случаях, указанных в подпунктах 8.1.3 – 8.1.6
настоящих Правил, Договор страхования прекращается с даты получения Страховщиком документов
согласно п. 8.8 настоящих Правил страхования, если иное не установлено Договором страхования.
8.3. Страховая премия/страховой(-ые) взнос(-ы) подлежат возврату Страхователю в полном объеме
способом, предусмотренным законодательством Российской Федерации, в течение 10 (десяти) рабочих
дней с даты получения Страховщиком документов согласно п. 8.8 настоящих Правил страхования при
прекращении Договора страхования в следующих случаях:
8.4. Если иное не установлено Договором страхования, в случае досрочного прекращения Договора страхования в связи с отказом Страхователя от Договора страхования согласно подп. 8.1.3. настоящих
Правил страхования подлежит выплате выкупная сумма в размере, определяемом по следующей формуле:
(уплаченная страховая премия — (установленная Договором страхования страховая премия*T1/ N))*50%,
где N – срок страхования в днях,
T1 – срок страхования в днях до дня, предшествующего дате прекращения (включительно).
8.8. При взаимных расчетах Сторон в случае досрочного прекращения Договора страхования Страховщику должны быть предоставлены следующие документы:
8.8.1. письменное заявление об отказе от Договора страхования (о расторжении);
8.8.2. документ, удостоверяющий личность Страхователя (или его представителя);
8.8.3. надлежащим образом оформленный документ, подтверждающий полномочия представителя Страхователя (для представителей);
8.8.5. в случае досрочного прекращения Договора страхования по основанию, предусмотренному подп. 8.1.3 настоящих Правил, Страховщику должен быть предоставлен документ, подтверждающий полное досрочное исполнение обязательств перед Банком по Кредитному договору (полное досрочное погашение задолженности по Кредитному договору);
Таким образом, вы вправе претендовать на возврат части страховки, для чего соберите пакет документов и отдайте его в отделение банка, как указано в правилах страхования.
Почему же сводится на нет? Ведь мои обязательства перед банком выполнены, а страховка оплачена на срок 60 мес. Мне она больше не нужна, хочу от нее отказаться и вернуть часть невостребованных средств. Законодательством предусмотрена такая возможность.
Еще дело в том, что кроме самого заявления о подключении к страхованию мне ничего не дали и в полной мере не осведомили об условиях страхования, в том числе и о порядке отказа от страховки.
Даже если тогда я была согласна на страховку (иначе кредит мне не выдали бы), то почему сейчас я не могу вернуть свои деньги?!
О существовании этих правил страхования в Сбере мне стало известно недавно. При оформлении мне их не выдали на руки и устно не озвучили.
Светлана, у вас есть законное право предъявить иск. Вот только лучше подумать, к кому подать иск — к банку или страховой компании. В вашей ситуации, я думаю, возможно подать иск к страховой компании (ООО СК «Сбербанк страхование жизни»), а банк привлечь в качестве 3 лица.