8 499 938-65-20
Мы — ваш онлайн-юрист 👨🏻‍⚖️
Объясним пошагово, что делать в вашей ситуации. Разработаем документы и ответим на любой вопрос, даже самый маленький.

Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.

Частноправовые и публично-правовые ограничения для иностранцев в РФ

Какие существуют публично-правовые и частноправовые ограничения для иностранных граждан в России?

, Инна, г. Вологда
Александр Анисимов
Александр Анисимов
Адвокат, г. Москва

Статья 31 Конституции не предусматривает право иностранцев проводить собрания, организовывать митинги и демонстрации.
В силу ст. 32 иностранные граждане не имеют права:
· участвовать в управлении делами государства;
· участвовать в референдумах, выборах;
· избираться в органы государственной власти и самоуправления;
· состоять на государственной службе;
· участвовать в осуществлении правосудия.
Иностранные граждане не могут направлять обращения в органы государственного и местного самоуправления (ст. 33 Конституции). Согласно ст. 36 Конституции, иностранные граждане не вправе иметь в частной собственности землю.
На граждан иностранного государства, согласно ст. 59 Конституции, не распространяется обязанность несения воинской службы, а также нормы ст. 61 и 62 Конституции относительно высылки за пределы Российской Федерации и получения двойного гражданства.
Для России, продолжающей перестройку своей экономической системы и заинтересованной в привлечении иностранных инвестиций, создании совместных предприятий с участием иностранных граждан, важное значение приобретают проблемы регулирования трудовых отношений. В связи с этим вопросы найма и увольнения, формы и размера оплаты труда и др. могут решаться иным образом, чем это предусмотрено российским законодательством. Регулирование труда иностранных граждан иным образом допускается в силу межгосударственных соглашений с иностранными государствами о создании совместных хозяйственных организаций и предприятий. Иные условия регулирования трудовых отношений могут устанавливаться и учредительными документами, определяющими деятельность совместных предприятий[1].
Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее — Закон № 115-ФЗ) и принятые в соответствии с ним подзаконные акты существенным образом изменили правовое регулирование ведения иностранцами трудовой деятельности в Российской Федерации.
Основным документом, определяющим статус иностранцев на территории Российской Федерации, является Конституция Российской Федерации, где в части 3 ст.62 говорится о том, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Раскрывая это положение применительно к сфере трудоустройства и повторяя положения ст.34, 37 Конституции Российской Федерации, Закон № 115-ФЗ в п.1 ст.13 указывает, что иностранные граждане пользуются правом свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также правом на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности с учетом ограничений, предусмотренных федеральным законом. Что же это за ограничения?
Закон № 115-ФЗ устанавливает три различных статуса для иностранцев, находящихся на территории Российской Федерации: временное пребывание, временное проживание и постоянное проживание.
Разрешительный порядок, о котором пойдет речь, не касается иностранцев, временно или постоянно проживающих на территории Российской Федерации. Иными словами, ограничения по трудоустройству относятся лишь к лицам, временно пребывающим на территории Российской Федерации, которые могут находится в России в течение срока выданной им визы либо в случае въезда в безвизовом режиме — не дольше девяноста суток. Срок пребывания может быть продлен или сокращен в определенных ситуациях решением компетентного органа. В случае же заключения таким иностранцем трудового договора или же гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) срок его пребывания продлевается на срок действия такого договора, но не более чем на один год с момента въезда на территорию Российской Федерации. Причем для такого продления необходимо соответствующее решение территориального органа внутренних дел и отметка в миграционной карте.
Для заключения трудового или гражданско-правового договора с иностранным работником работодателю необходимо получить следующие основные документы:
· разрешение на привлечение иностранных работников, которое выдается органами внутренних дел на основании заключения органа занятости. Четкие критерии, которыми должна руководствоваться служба занятости при выдаче такого заключения, отсутствуют, что является основой для разного рода злоупотреблений. Решение органа внутренних дел на привлечение иностранных работников должно быть принято в течение тридцати дней с момента представления работодателем всех необходимых документов. Если для принятия решения о выдаче разрешения требуется проведение экспертизы, решение принимается в 15-дневный срок после получения экспертного заключения, но не позднее 45 дней со дня подачи необходимых документов. Мотивированный отказ выдается в письменном виде в течение пяти дней с момента принятия неблагоприятного решения[2];
· приглашение на въезд в Российскую Федерацию иностранного гражданина в целях осуществления трудовой деятельности, которое выдается органами внутренних дел по ходатайству работодателя на основании уже полученного разрешения на привлечение иностранных работников. Количество таких приглашений не должно превышать квоту, которая ежегодно устанавливается Правительством РФ на основании заявок субъектов Российской Федерации[3].
Заявки субъектов Российской Федерации подаются в Министерство труда и социального развития России, который вместе с Минэкономразвития России и МВД России готовит проект постановления Правительства РФ, устанавливающего общую квоту в целом по стране.
Процедура определения квоты предусматривает учет мнений работодателей, ее размер предварительно определяется на основе их заявок. Но, к сожалению, отсутствует гарантия того, что право пригласить иностранца получат именно организации, направившие заявку; такая норма отсутствует.
В целом по Российской Федерации на 2003 год была установлена квота — 530 000 приглашений[4]. Причем, например, для Москвы — это 90 000 приглашений, для Московской области — 101 375 приглашений, для Санкт-Петербурга — 14 000 и т.д.
Вместе с ходатайством о получении приглашения работодатель представляет:
· разрешение на привлечение иностранных работников и документы, необходимые для получения третьего главного документа;
· разрешение на работу для иностранного работника, которое выдается на основании разрешения, выданного работодателю.
Для получения этого разрешения работодатель должен внести на специальный счет средства, необходимые для обеспечения выезда иностранного работника из Российской Федерации. После отъезда иностранного специалиста эти средства должны быть возвращены работодателю по окончании срока договора. Порядок обращения с этими средствами будет установлен Правительством РФ, но пока его нет. Заявление о выдаче такого разрешения рассматривается не дольше тридцати дней, после этого в течение десяти дней орган внутренних дел должен уведомить заявителя о принятом решении.
За выдачу трех вышеуказанных документов взимается государственная пошлина: приглашение стоит 200 руб., разрешение на привлечение иностранного работника — 3000 руб. за каждого работника, разрешение на работу — 1000 руб. Иными словами, каждый иностранец, трудоустроенный в вышеуказанном порядке, будет стоить организации 4200 руб.
Как долго действуют выданные разрешения? Закон № 115-ФЗ не предусматривает точных сроков. При обращении же к подзаконным актам можно сделать следующие выводы.
В отношении разрешения для работодателя сохранен старый порядок, установленный Указом Президента Российской Федерации от 16.12.1993 № 2146: как правило, оно выдается на срок до одного года, но может быть продлено еще на год по мотивированной просьбе работодателя. В этом случае необходимо заплатить государственную пошлину. Срок действия разрешения для работника не установлен ни постановлением Правительства РФ от 30.12.2002 № 941 «О порядке выдачи иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на работу»[5] и утвержденным им Положением о выдаче этих разрешений, ни все еще действующим старым Указом Президента Российской Федерации от 16.12.1993 № 2146, но он никак не бессрочный.
Кроме получения вышеуказанных разрешений, работодатель несет также обязанности, связанные с привлечением иностранца в качестве рабочей силы:
· представляет документы, необходимые для регистрации иностранного работника по месту пребывания;
· уведомляет свой налоговый орган о привлечении иностранного работника и о любых изменениях в отношениях с таким работником (заключение нового договора, аннулирование разрешения на работу или на привлечение иностранных работников);
· содействует выезду иностранца из Российской Федерации по окончании действия договора;
· уведомляет органы внутренних дел о расторжении договора с иностранцем;
· сообщает в органы внутренних дел и органы безопасности о самовольном оставлении иностранным работником места работы или места пребывания.
До июля 2003 года норма об ответственности за нарушение порядка трудоустройства иностранцев на федеральном уровне фактически отсутствовала. Субъекты Российской Федерации устанавливали ответственность самостоятельно. В настоящее время ответственность за нарушение порядка привлечения иностранных граждан для ведения трудовой деятельности в Российской Федерации устанавливается ст.18.10 КоАП РФ[6]: за нарушение вышеуказанного порядка организации наказываются штрафом от 10 до 20 МРОТ, работник — от 10 до 15 МРОТ[7] с административным выдворением с территории Российской Федерации или без такового. Один из самых острых спорных моментов привлечения иностранных граждан для ведения трудовой деятельности в Российской Федерации — необходимость прохождения разрешительного порядка, предусмотренного Законом № 115-ФЗ, для сотрудников представительств иностранных организаций, действующих на территории Российской Федерации. В соответствии с Положением о порядке открытия и деятельности в СССР представительств иностранных фирм, банков и организаций, утвержденным постановлением Совмина СССР от 30.11.1989 № 1074[8], сотрудники таких представительств должны пройти процедуру аккредитации, получение еще каких-либо разрешений не предусматривается. В соответствии с п.1 вышеуказанного Положения аккредитация осуществляется органами исполнительной власти в зависимости от сферы деятельности представительства. Так, например, аккредитация представительств иностранных юридических фирм должна осуществляться Минюстом России, аккредитация представительств иностранных фирм, осуществляющих деятельность в области туризма, — Минэкономразвития России и т.д. Однако с принятием в начале 90-х годов новой нормативной базы, касающейся трудоустройства иностранцев в Российской Федерации, ситуация усложнилась.
Формулировки Указа Президента Российской Федерации от 16.12.1993 № 2146 таковы, что существовавший разрешительный порядок привлечения иностранной рабочей силы не распространялся на представительства иностранных организаций. Пункт 4 Положения о привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы, утвержденного этим Указом Президента Российской Федерации, устанавливал, что разрешения могут выдаваться российским юридическим лицам, предприятиям с иностранными инвестициями, действовавшим на территории Российской Федерации, а также отдельным российским и иностранным физическим лицам и лицам без гражданства, проживавшим на территории Российской Федерации, использовавшим труд наемных работников в личном хозяйстве. Все вышеперечисленные субъекты являлись работодателями по смыслу вышеприведенного Указа. Однако позже другим Указом Президента Российской Федерации от 29.04.1994 № 847 «О дополнительных мерах по упорядочению привлечения и использования в Российской Федерации иностранной рабочей силы»[9] этот круг был расширен за счет иностранных юридических лиц, реализующих на территории Российской Федерации заключенные ими контракты, за исключением ситуаций, когда сотрудники иностранных юридических лиц командированы в Российскую Федерацию для осуществления монтажа оборудования, поставляемого в Российскую Федерацию такими организациями.
В настоящее время нормативная база, регулирующая привлечение иностранных граждан для ведения трудовой деятельности в Российской Федерации, имеет ряд нестыковок и расплывчатых формулировок.
Так, в настоящее время действуют в части, не противоречащей Закону № 115-ФЗ, Указы Президента Российской Федерации от 16.12.1993 № 2146 и от 29.04.1994 № 847, а также постановление Совмина СССР от 30.11.1989 № 1074. При этом в формулировках самого Закона № 115-ФЗ также нет полной ясности. С одной стороны, в нем говорится о том, что работодателем и заказчиком работ (услуг) по смыслу этого Закона может быть физическое либо юридическое лицо (п.2, 3 ст.13 Закона № 115-ФЗ).
Очевидно, что в Российской Федерации представительства таковыми не являются, а следовательно, на них не распространяется жесткое требование Закона № 115-ФЗ о том, что работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников только при наличии соответствующих разрешений (абзац первый п.4 ст.13 Закона № 115-ФЗ). Ведь Закон № 115-ФЗ не признает их работодателями и заказчиками работ (услуг).
С другой же стороны, определяя в ст.2 основные понятия, Закон № 115-ФЗ указывает, что под иностранным работником понимается иностранный гражданин, временно пребывающий в Российской Федерации и осуществляющий в установленном порядке трудовую деятельность. При этом трудовая деятельность — это работа иностранного гражданина в Российской Федерации на основании трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг). Таким образом, любой иностранный гражданин, имеющий статус временного пребывания и работающий на вышеуказанных основаниях, является иностранным работником и осуществляет трудовую деятельность по смыслу Закона № 115-ФЗ, а стало быть, должен получить разрешение на работу (абзац второй п.4 ст.13 Закона № 115-ФЗ), если не попадает в перечень исключений, установленных тем же пунктом данной статьи Закона № 115-ФЗ. Пункт 4 ст.13 Закона № 115-ФЗ предусматривает исключение для работников иностранных юридических лиц только в случае, если они выполняют монтажные (шефмонтажные) работы, сервисное и гарантийное обслуживание, а также послегарантийный ремонт поставленного в Российской Федерации технического оборудования. При этом вышеуказанные юридические лица должны быть производителями или поставщиками такого оборудования[10].
Как уже отмечено выше, в настоящее время невозможно получить разрешение на работу, если работодатель не получил и не представил разрешения на привлечение и использование иностранных работников. Кроме того, не следует забывать о положениях Указа Президента Российской Федерации от 29.04.1994 № 847. Главное же, что изменилось, — позиция Федеральной миграционной службы Российской Федерации. Мнение этого органа власти, неоднократно высказанное его руководителями в публичных выступлениях, таково: разрешительный порядок един для всех. Таким образом, воля правоприменителя изменилась, и все попытки доказать ему, что он не прав, чреваты риском судебного разбирательства.
Как поступить в этой ситуации суду, сказать трудно. Возможно, он поддержит граждан и организации исходя хотя бы из провозглашаемого Федеральной миграционной службой Российской Федерации режима благоприятствования в рамках Закона № 115-ФЗ для высококвалифицированных работников из развитых стран. Именно их, старающихся даже в мелочах действовать строго по закону, коснулся, в первую очередь, новый порядок привлечения иностранных граждан для ведения трудовой деятельности в Российской Федерации. Насколько такая позиция согласуется с двойной разрешительной системой для вышеуказанного контингента (разрешения и аккредитация) — не совсем понятно.
Примечательно, что относительно филиалов иностранных юридических лиц двусмысленность трактовки данной законодательной нормы отсутствует: они должны получать аккредитацию в органах юстиции, а их сотрудники — соответствующие разрешения в общем порядке в органах внутренних дел (Федеральной миграционной службе Российской Федерации). В этом плане действует постановление Правительства РФ от 21.12.1999 № 1419 «О федеральном органе исполнительной власти, ответственном за координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти по привлечению в экономику Российской Федерации прямых иностранных инвестиций и аккредитацию филиалов иностранных юридических лиц»[11].
Такое положение, несмотря на полную определенность, также усложняет анализ ситуации с представительствами и служит лишним аргументом для сторонников двойного разрешительного порядка.
Представители государственных органов, понимая некоторую двусмысленность создавшегося положения, а также то, что режим благоприятствования требует оставить аккредитацию и отменить общий разрешительный порядок для сотрудников представительств иностранных организаций, обещают внести в Закон № 115-ФЗ и иные акты соответствующие изменения[12].
Для иллюстрации проведенного анализа нормативной базы хотелось бы предложить решения нескольких, наиболее распространенных ситуаций, возникающих в связи с получением разрешений при привлечении иностранных работников.
Работник-иностранец работает в Российской Федерации в представительстве (филиале) иностранной компании по трудовому договору.
Для работы в представительстве такой работник должен в настоящее время пройти процедуру аккредитации в органах юстиции или ином органе исполнительной власти в зависимости от сферы деятельности представительства. Кроме этого, его работодатель (иностранная организация), очевидно, в лице своего представительства должен получить разрешение на привлечение иностранного работника в порядке, установленном Законом № 115-ФЗ и Указом Президента Российской Федерации от 16.12.1993 № 2146, а также разрешение на работу для самого работника в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 30.12.2002 № 941. Возможен другой вариант: пройти один из двух вышеуказанных разрешительных порядков и в случае спора попытаться доказать, что второй необязателен.
В случае с филиалом все проще: необходимо получить два разрешения: для работодателя — на привлечение иностранного работника на работу и для работника — на работу.
Иностранная компания является учредителем или участником российской организации, в которой иностранный гражданин работает по трудовому договору.
В данном случае работодателем иностранного гражданина является российское юридическое лицо, которое должно получить разрешение на привлечение иностранных работников для себя и разрешение на работу — для сотрудника.
Иностранный гражданин фактически работает по договору, заключенному с иностранной организацией, в российской компании и не имеет с ней трудового договора.
Трудовые правоотношения установлены между работником-иностранцем и иностранной организацией. Поскольку в этом случае отсутствует представительство такой организации, прохождения процедуры аккредитации не требуется. Прохождение общего разрешительного порядка согласно Закону № 115-ФЗ и Указу Президента Российской Федерации от 16.12.1993 № 2146 необходимо в силу Указа Президента Российской Федерации от 29.04.1994 № 847, если иностранный гражданин не попадает в категорию исключения, приведенную в данном Законе, однако нет ясности в том, кто должен получать необходимые разрешения. Иностранная организация не может это сделать, поскольку она не имеет филиалов или представительств на территории Российской Федерации. Российская организация не имеет такой возможности, да и не обязана это делать, поскольку иностранный гражданин не работает в ней. Получается, обязанность есть, а обязанного лица и порядка ее выполнения нет.
В данном случае нет необходимости получать разрешения. Естественно, риск спора с государственным органом в данном случае существует.
Если иностранный гражданин зарегистрирован в Российской Федерации в качестве индивидуального предпринимателя.
Иностранный гражданин — индивидуальный предприниматель признается работодателем по смыслу Закона № 115-ФЗ и должен получить оба разрешения — на привлечение работников-иностранцев и на работу для них. Для себя же самого ему достаточно получить разрешение на работу в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 30.12.2002 № 941.

Кроме рассмотренных, существуют и другие неясности. Они могут касаться как нелогичности некоторых положений Закона № 115-ФЗ, так и отсутствия нормативных актов, призванных обеспечить его применение. Например, временно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане не должны получать всех вышеуказанных разрешений, но имеют право работать только в пределах субъекта Российской Федерации, на территории которого они проживают. Иностранный гражданин, проживающий в Московской области, не может работать в г. Москве. Не утвержден также порядок внесения и возврата денежных средств, гарантирующих выезд иностранного гражданина из Российской Федерации по окончании его трудовой деятельности, а здесь возникает масса вопросов. Причем суммы такого залога сравнимы с суммами государственной пошлины, взимаемой за выдачу разрешений[13].

0
0
0
0
Похожие вопросы
Уголовное право
Применяю ст 137ук, 138ук.проводя нецензурную лексику, публично
Доброй ночи, у меня такая проблема. Домогается женщина. Делает разные рассылки с телефона, шантажирует различными способами. Чтобы был с ней. Применяю ст 137ук, 138ук.проводя нецензурную лексику, публично. Как быть в данном случае
, вопрос №4776150, Максим, г. Курск
Трудовое право
Производственную необходимость и конфликтные отношения?
Прошу дать правовую оценку следующей ситуации. Я работаю в компании с 2023 года. Работодатель письменно уведомил, что отпуска разрешено брать только в период с 1 апреля по 1 сентября в связи с производственной нагрузкой. При заполнении графика отпусков на 2026 год я указал желаемый период с 12 по 25 января 2026 года (14 календарных дней). На январь 2026 года у меня будет накоплено только 7 дней отпуска, то есть отпуск потребуется предоставить авансом. Являюсь многодетным отцом троих детей в возрасте до 10 лет. Моя жена не работает, дети находятся на моем обеспечении. В настоящее время с работодателем сохраняется конфликтный характер отношений, согласовать отпуск во внеурочное время по договоренности не представляется возможным. Вопрос: Имею ли я, на основании ч. 5 ст. 262.2 ТК РФ, безусловное право на предоставление ежегодного оплачиваемого отпуска продолжительностью 14 календарных дней в указанный мной период (январь 2026), несмотря на: 1. Установленное работодателем ограничительное правило (отпуск только с апреля по сентябрь)? 2. Недостаток накопленных дней отпуска (отпуск авансом)? 3. Производственную необходимость и конфликтные отношения? Прошу ответить со ссылками на актуальные нормы Трудового кодекса РФ и разъяснения уполномоченных органов.
, вопрос №4774088, Сергей, г. Пенза
Доверенности нотариуса
Как мне квартиру оформить по законам РФ (на себя, продать или подарить от ее имени)
Здравствуйте! Моя родная сестра гр. Украины имеет недвижимость в ДНР. Как мне квартиру оформить по законам РФ (на себя, продать или подарить от ее имени). Сейчас на руках есть генеральная доверенность на любые действия, оформленная в консульстве и заверенная нотариусом. Я гр. РФ. Заранее благодарна за ответ.
, вопрос №4772899, Олеся, г. Москва
1000 ₽
Вопрос решен
Предпринимательское право
Какие плюсы и минусы и ограничения, нюансы у каждого?
Здравствуйте Прошу посмотреть на ситуацию не только с юридической точки зрения, но еще со стороны построения бизнеса. Нужно найти оптимальное решение. Есть ООО, у ООО 2 учредителя. Компания занимается созданием ИТ продукта и будет далее его продавать( пока продажи отсутствуют). Условно Иванов (75%) и Смирнов (25%). Размер Уставного капитала 10 тыс руб. Разработчик Ит продукта Иванов. Продукт зарегистрирован в Роспатенте на Иванова. Проведена оценка рыночной стоимости Ит продукта, он оценен в 102 тысячи. Задача: передать права от разработчика в ООО, поставить на баланс для того, чтобы достигнуть главной цели - войти в реестр отечественного ПО максимально быстро, просто и эффективно. Как понимаю, два основных варианта: 1. внесение в УК как имущество 2. внесение как имущество. По 1 пути уже пошли, но получили отказ ФНС, так как в протоколе не предусматривался взнос со стороны Смирнова, чтобы % каждого по этом не менялся. Можем сделать второй заход в фнс, при этом скорректировать: Иванов также делает взнос ПО стоимостью 102 тыс, а Смирнов деньгами вносит 34 тыс. Соотношение остается 75/25. Итого УК будет равен 146 тыс. Однако после отказа есть сомнения в правильности выбранного пути. Может проще просто внести в ООО как имущество? Бизнес-планы: пока доход от продукта по нулям. Планируем продажи, но сколько и в каком обьеме и когда предсказать не можем. Нужно чтобы выбранный вариант не накладывал ограничения на сделки, продажу долей, дарение и прочие действия. Не знаем, как далее бизнес будет развиваться, возможно будут привлечены инвесторы. Максимум свободы действий и простота процедуры, прозрачность и понятность для ФНС. Так понимаю, если увеличим УК, то придется следить за тем чтобы чистые активы были не менее размера УК. Но наверно есть плюс - как то это привлекательнее для инвесторов наверное. Какие есть варианты? Какие плюсы и минусы и ограничения, нюансы у каждого? Спасибо заранее, кто сможет дать полную консультацию со всех сторон посмотреть на наш кейс!
, вопрос №4772399, Екатерина Евгеньевна, г. Москва
Семейное право
ЭТО ПРИВЕСТИ В ПОРЯДОК Опись документов, документов подтверждающие что он отправлял не квитанции, а только
ЭТО ПРИВЕСТИ В ПОРЯДОК Опись документов, документов подтверждающие что он отправлял не квитанции, а только опись должна быть этого нет, там в описи написано сколько в приложении там есть.То есть там указано какие документы там были к этому иску приложены.Такой описи нет, там только чек что он отпралял. Отправили только иск, а документы приложенные к нему нет. Оипсь документов к почтовой квитанции не приложены. Данные документы в адрес истца не поступали. Поскольку указанные документы отсутствуют у ответчика, это существенно ограничивает возможность всестороннего анализа обстоятельств дела и выработки аргументированной правовой позиции. Отсутствующие документы препятствуют надлежащему изучению обстоятельства дела и формирование правовой позиции. ПЕРЕФРАЗИРОВАТЬ ЭТОТ ТЕКСТ
, вопрос №4771334, Ника, г. Калуга
Дата обновления страницы 14.05.2017