Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
Какова ответственность по договору, если в следствие нашей ошибки произошла потеря данных клиента?
Здравствуйте!
Мы предоставляем неисключительное право использования программного обеспечения и техническую поддержку в рамках договора. В следствие нашей ошибки произошла потеря данных клиента. Сам сервис, который мы предоставляем по договору не был задет, но данные клиентов (записи разговоров) были утеряны. ПО продолжает функционировать и выполнять свою основную функцию.
Клиент требует с нас официальное письмо на бланке организации.
Оплата по договору ежемесячная. Заказчик оплачивает активные лицензии, которые он перепродает своим клиентам.
Какие риски у нас есть по текущему договору?
Что заказчик может требовать от нас в случае обращения в суд?
- Лицензионный_договор__1.docx
Михаил, добрый день! В принципе если ошибка Ваша то согласно ст. 15 ГК
1. Лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
2. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
конкретно в договоре ответственность лицензиара не прописана соответственно будет применяться в т.ч. ст. 15 ГК + глава 59 ГК о возмещении вреда
ст. 1098 ГК
Продавец или изготовитель товара, исполнитель работы или услуги освобождается от ответственности в случае, если докажет, что вред возник вследствие непреодолимой силы или нарушения потребителем установленных правил пользования товаром, результатами работы, услуги или их хранения.
схожие положения есть и в п. 4.1.3 договора в части снятия с лицензиара ответственности при самостоятельной адаптации ПО
Добрый день, Михаил.
Не нашел в Вашем договоре никаких положений о коммерческой тайне. Уточните — не подписывали ли Вы какие-либо дополнительные документы, в том числе NDA? Если нет, то с Вашей стороны отсутствует нарушение обязательства по договору, поскольку договором подобные ограничения не предусмотрены.
Штрафы за разглашение данных Заказчика у Вас в договоре тоже не предусмотрены, поэтому если Заказчик обратится в суд, то что либо взыскать с Вас ему будет проблематично.
Клиент требует с нас официальное письмо на бланке организации.
Михаил
О чем именно письмо требует Заказчик? Просит дать объяснения?
Как можно оценить ущерб понесенный заказчиком? Прямое требование клиентов нашего заказчика на возмещение или как-то по-другому? Учитывается ли упущенная выгода в случае если клиент нашего заказчика отключится от нашего клиента?
Михаил
Все эти моменты доказать очень и очень сложно в любом случае, поскольку нужен прямой документ о том, что мол какой-то клиент пишет заказчику что-то вроде «тогда-то нам стали известны такие-то данные от Вас от таких-то лиц, в связи с чем мы не будет заключать с Вами такой-то договор» — на практике достаточно сложно представить такое письмо, поэтому доказать возможные убытки сложно даже при наличии необходимых формулировок в договоре, а у Вас и их нет. Поэтому обычно стороны сами и устанавливают в договоре размер штрафа за разглашение, однако в Вашем случае таких положений как я понимаю нет.
Клиент требует с нас официальное письмо на бланке организации.
Михаил
Михаил, здравствуйте. А что именно заказчик требует чтобы было указано в этом официальном письме? Подтверждение утери данных? Они каким-то образом персонализированы или просто безвозвратно утрачены?
Судя по тексту договора, нарушение пункта 4.4.
4.4. Лицензиат обязуется предпринимать все доступные ему меры по предотвращению случайной и непреднамеренной утечки ППО и эксплуатационно-техническую документацию третьим лицам, за исключением указанных в п. 4.3.
не влечет за собой ответственность, отдельно предусмотренную договором. То есть при обращении в суд Вашему контрагенту придется доказывать какой именно ущерб нанесен данной утратой, если речь идет именно о ней.
безвозвратная утеря данных.
Михаил
В этом случае у пользователя при таких обстоятельствах будет проблема во взыскании прямых убытков. Другое дело, что учитывая, что запись разговоров и их хранение является той самой Вашей услугой, то это означает, что услуга Вами оказана некачественно. В этом случае Ваш контрагент может потребовать расторжения договора и возврата денег за ненадлежащим образом оказанную услугу в соответствующей части.
На самом деле проблемой для Вас может быть не это, а то, что Вы не только можете потерять клиента, но и получить «дурную славу», которую недовольный клиент небезосновательно раздует. То есть если речь идет об ответе на поставленный Вами в самом начале вопрос, я бы предложил максимально корректно пояснить клиенту, что случился форс-мажор (условно говоря), данные были утеряны ввиду, допустим, проблем с оборудованием, что выходит за рамки Вашей компетенции, что Вы готовы каким-то образом компенсировать возникшее недоразумение, к примеру не взимая за период, которым датированы записи, абонентской ежемесячной платы (или как-то еще) и уверить в том, что такие случаи в дальнейшем не повторятся.
Михаил, здравствуйте.
В договоре ваша обязанность хранить разговоры предусмотрено разве что соответствующим определением
Активный экземпляр личного кабинета — экземпляр
ППО, в базе данных которого существуют записи о телефонных соединениях
Пользователя с максимальной давностью 30 календарных дней.
Таким образом 30 дней звонки должны храниться по договору. НО в договоре ответственность Лицензиара практически не предусмотрена — в том числе и в отношении сбоев.
В вашем случае максимально конрагент сможет потребовать возмещения убытков по ГК.
ГК РФ Статья 15. Возмещение убытков
1. Лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
2. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Так как в вашем случае не предусмотрена никакая неустойка за сам факт нарушения договора, возмещать придётся только доказанные убытки.
С уважением,
Роман Новиков
Как можно оценить ущерб понесенный заказчиком? Прямое требование клиентов нашего заказчика на возмещение или как-то по-другому? Учитывается ли упущенная выгода в случае если клиент нашего заказчика отключится от нашего клиента?
Михаил
Прямое требование ещё не гарантирует выплат. Судебные решения по выплатам клиентам — могут быть доказательством убытков. Так что самостоятельное заплаченные суммы как убыток считать не следует.
Упущенную выгоду довольно сложно доказать, но в вашем случае не исключено и её применение — если будет доказана прямая причинно-следственная связь между уходом клиента и вашим сбоем.
Какие риски у нас есть по текущему договору? Что заказчик может требовать от нас в случае обращения в суд?
Михаил
Здравствуйте, Михаил
Поскольку в Вашем договоре не регулируется вопрос ответственности Лицензиара, то действуют общие и специальные нормы гражданского законодательства.
Не соглашусь с коллегами, которые ссылаются на ст. 15 ГК РФ
И вот почему. ч. 4 Гражданского кодекса РФ, а именно ст. ответственность лицензиара ограничена
Таким образом, к возмещению может быть предъявлен только реальный ущерб, но не упущенная выгода.
В соот. с ч. 1 ст. 1290 ГК РФ
1. Ответственность автора по договору об отчуждении исключительного права на произведение и по лицензионному договору ограничена суммой реального ущерба, причиненного другой стороне, если договором не предусмотрен меньший размер ответственности автора.
Это может быть упущенной выгодой, однако должны быть прямые доказательства связи между утечкой и тем, что кто-то отказался работать с заказчиком.
Васильев Дмитрий
Если утечка к третьим лицам то упущенная выгода и ущерб будут конечно несколько по иному определяться
Власов Андрей
Упущенную выгоду довольно сложно доказать, но в вашем случае не исключено и её применение — если будет доказана прямая причинно-следственная связь между уходом клиента и вашим сбоем.
Новиков Роман
Коллеги, упущенную выгоду по лицензионному договору взыскать нельзя!!!!!
Обоснование выше.
Что является реальным ущербом
В соот. с Постановлением Пленума ВС № 6, Пленума ВАС №8
10. При разрешении споров, связанных с возмещением убытков, причиненных гражданам и юридическим лицам нарушением их прав, необходимо иметь в виду, что в состав реального ущерба входят не только фактически понесенные соответствующим лицом расходы, но и расходы, которые это лицо должно будет произвести для восстановления нарушенного права (пункт 2 статьи 15 ГК). Необходимость таких расходов и их предполагаемый размер должны быть подтверждены обоснованным расчетом, доказательствами, в качестве которых могут быть представлены смета (калькуляция) затрат на устранение недостатков товаров, работ, услуг; договор, определяющий размер ответственности за нарушение обязательств, и т.п.
Это максимум, что может вам предъявить лицензиат.
Как можно оценить ущерб понесенный заказчиком? Прямое требование клиентов нашего заказчика на возмещение или как-то по-другому?
Учитывается ли упущенная выгода в случае если клиент нашего заказчика отключится от нашего клиента?
В общем то размер ущерба и причинно-следственную связь должен клиент доказывать при обращении в суд. Что касается упущенной выгоды то это те доходы, которые он мог бы получить используя утраченные данные в тот период, пока они не будут восстановлены это если упрощенно. Но зависит конечно от того что там вообще были за данные