Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
Является ли сиквел производным произведением?
Добрый день!
Считается ли продолжение литературного произведения производным от него?
Т.е. если автор продал исключительные права, скажем, на книгу, может ли новый правообладатель запретить ему написать продолжение?
Может ли это сделать правообладатель, если он владеет правами на часть произведения (персонажа и тд)?
Здравствуйте, Роман! Это довольно «тонкие» моменты, не видя договор, который будет заключен между автором и новым правообладателем, сложно ответить однозначно. В соответствии со статьей 1291 Гражданского кодекса РФ,
1.При отчуждении автором оригинала произведения (рукописи, оригинала
произведения живописи, скульптуры и тому подобного), в том числе при
отчуждении оригинала произведения по договору авторского заказа,
исключительное право на произведение сохраняется за автором, если
договором не предусмотрено иное.
При отчуждении оригинала произведения его собственником, обладающим
исключительным правом на произведение, но не являющимся автором
произведения, исключительное право на произведение переходит к
приобретателю оригинала произведения, если договором не предусмотрено
иное.
Правила настоящего пункта, относящиеся к автору произведения, распространяются также на наследников автора, их наследников и так далее в пределах срока действия исключительного права на произведение.
2. В случае, если исключительное право на произведение не перешло к
приобретателю его оригинала, приобретатель без согласия автора или иного
правообладателя и без выплаты ему вознаграждения вправе демонстрировать приобретенный в собственность оригинал произведения и воспроизводить его в каталогах выставок и в изданиях, посвященных его коллекции, а также передавать оригинал произведения для демонстрации на выставках, организуемых другими лицами.
А вот при отчуждении ПРОИЗВЕДЕНИЯ исключительные права переходят к приобретателю в полном объеме (статья 1285 ГК РФ):
По договору об отчуждении исключительного права на произведение автор или иной правообладатель передает или обязуется передать принадлежащее ему исключительное право на произведение в полном объеме приобретателю такого права.
Основные составляющие авторского права — исключительное право на произведение, право авторства, право автора на имя, право на неприкосновенность произведения и право на обнародование произведения. При отчуждении исключительного права на произведение за автором сохраняется право авторства и право автора на имя. Они не отчуждаемы. В соответствии с нормами статьи 1270 ГК РФ,
1. Автору произведения или иному правообладателю принадлежит исключительное право использовать произведение в соответствии со статьей 1229 настоящего Кодекса в любой форме и любым не противоречащим закону
способом (исключительное право на произведение), в том числе способами,
указанными в пункте 2 настоящей статьи. Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на произведение.
2. Использованием произведения независимо от того, совершаются ли
соответствующие действия в целях извлечения прибыли или без такой цели,
считается, в частности:
.....9) перевод или другая переработка произведения. При этом под переработкой произведения понимается создание производного произведения (обработки, экранизации, аранжировки, инсценировки и тому подобного). Под переработкой (модификацией) программы для ЭВМ или базы данных понимаются любые их изменения, в том числе перевод такой программы или такой базы данных с одного языка на другой язык, за исключением адаптации, то есть внесения изменений, осуществляемых исключительно в целях функционирования программы для ЭВМ или базы данных на конкретных технических средствах пользователя или под управлением конкретных программ пользователя;
Считается ли продолжение литературного произведения производным от него? Т.е. если автор продал исключительные права, скажем, на книгу, может ли новый правообладатель запретить ему написать продолжение? Может ли это сделать правообладатель, если он владеет правами на часть произведения (персонажа и тд)?
Роман
Исходя из норм гражданского законодательства, переработка произведения — это изменение именно данного конкретного произведения. К примеру, если новый правообладатель захочет создать комикс по мотивам произведения — это его право, автор после отчуждения исключительных прав законно это сделать не может. А вот что касается отчуждения исключительного права на персонаж — тут ситуация несколько иная. На практике я лично не сталкивалась с подобным видом отчуждения. Но его можно предположить: отчуждение исключительного права на созданный творческим трудом результат интеллектуальной деятельности — персонаж литературного произведения. Только в таком случае новый правообладатель теоретически может запретить использование автору в продолжении книги, в которой изначально возник этот персонаж, использовать такого персонажа в качестве действующего лица нового произведения. С уважением, Татьяна.