Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
С какого возраста можно осуществлять педагогическую деятельность, на основании какого закона ТК?
Пенсионный фонд отказывает от назначении педагогической пенсии ,отказывая включать в стаж учебу в педагогическом училище , основываясь на том ,что перед учебой должна была осуществляться педагогическая деятельность ,не менее 1 года.Возраст истца на момент поступления был 15 лет
Статья 46. Право на занятие педагогической деятельностью
18.11.2014
Глава 5. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ, РУКОВОДЯЩИЕ И ИНЫЕ РАБОТНИКИ ОРГАНИЗАЦИЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Комментарий к статье 46 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Комментируемая статья устанавливает требования к лицам, имеющим право осуществлять педагогическую деятельность.
Понятие «педагогическая деятельность» не раскрывается комментируемым Законом. Основной понятийный аппарат Закона содержится в ст. 2, в которой названное понятие отсутствует, не содержится оно и в иных статьях Закона. Между тем раскрытие понятия «педагогическая деятельность» необходимо для уяснения сути комментируемой статьи, поэтому выведем его, опираясь на данный в ст. 2 понятийный аппарат.
Так, в п. 21 ст. 2 «педагогический работник» определяется как физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности.
Таким образом, чтобы понять, в чем заключается суть педагогической деятельности, нам необходимо обратиться к определениям таких понятий, как «образовательная деятельность», «обучение», «воспитание».
Образовательная деятельность согласно п. 17 ст. 2 комментируемого Закона понимается как деятельность по реализации образовательных программ.
Образовательная программа — комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных комментируемым Законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов (п. 9 ст. 2 комментируемого Закона).Под образованием комментируемый Закон понимает единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов (п. 1 ст. 2).
Воспитание — деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.
Обучение — целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни.
Опираясь на вышеизложенные определения, можно определить, что педагогическая деятельность — это осуществляемый педагогическим работником процесс, направленный на реализацию установленных образовательных программ в целях воспитания и обучения конкретных лиц (обучающихся).
Естественно, что в силу сложности образования как особого процесса, с учетом целей, которые ставятся перед образованием, законодатель предъявляет требования к лицам, которые призваны реализовывать образовательную деятельность.
Такие требования содержатся в ч. 1 комментируемой статьи и представляют собой двухуровневую квалифицирующую систему, содержащую требования по:
— уровню образования;
— соответствию квалификационным требованием.
Согласно ч. 2 ст. 10 комментируемого Закона в Российской Федерации образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение. Система профессионального образования в соответствии с ч. 5 ст. 10 комментируемого Закона (см. подробнее комментарий к ст. 10), в свою очередь, включает в себя следующие уровни:
1) среднее профессиональное образование;
2) высшее образование — бакалавриат;
3) высшее образование — специалитет, магистратура;
4) высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации.
Лица, претендующие на занятие педагогической деятельностью, должны успешно пройти ступень общего образования и получить профессиональное образование любого уровня, а именно иметь среднее профессиональное или высшее образование. При этом законодатель не устанавливает требования по уровню высшего профессионального образования, т.е. лицо может закончить как бакалавриат, так и, к примеру, магистратуру. Главное требование — это наличие документа установленного образца, подтверждающего получение образования соответствующего уровня.
Законодатель также не предъявляет к лицам, претендующим на занятие педагогической деятельностью, требования о наличии педагогического образования.
Между тем в тексте комментируемой статьи содержится и второе условие, а именно обязательное соответствие лица, претендующего на занятие педагогической деятельностью, квалификационным требованиям, которые могут быть указаны в квалификационных справочниках и (или) специально принятых профессиональных стандартах.
Под квалификационными требованиями обычно понимаются требования к набору профессиональных знаний и конкретных навыков, которые необходимы для эффективной работы сотрудника на занимаемой им должности или выполнения работы по определенной профессии.
В настоящий момент квалификационные требования к работникам образования содержатся в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих (далее — ЕКС) в разделе «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (далее — КХДРО ЕКС или Справочник) (утвержден Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26 августа 2010 г. N 761н).
Согласно п. 3 названного нормативно-правового акта квалификационные характеристики применяются в качестве нормативных документов или служат основой для разработки должностных инструкций, содержащих конкретный перечень должностных обязанностей работников, с учетом особенностей организации труда и управления, а также прав, ответственности и компетентности работников. При необходимости должностные обязанности, включенные в квалификационную характеристику определенной должности, могут быть распределены между несколькими исполнителями.
Раздел КХДРО ЕКС состоит из четырех разделов:
— общие положения;
— должности руководителей;
— должности педагогических работников;
— должности учебно-вспомогательного персонала.
Квалификационные характеристики каждой должности имеют три раздела, характеризующие разные стороны квалификационных требований, а именно:
— должностные обязанности: перечень основных трудовых функций, которые могут быть полностью или частично поручены работнику, занимающему данную должность, с учетом технологической однородности и взаимосвязанности работ, позволяющих обеспечить оптимальную специализацию по должностям служащих;
— основные требования, предъявляемые к работнику в отношении специальных знаний, а также знаний законодательных и иных нормативно-правовых актов, положений, инструкций и других документов, методов и средств, которые работник должен применять при выполнении должностных обязанностей, — раздел «Должен знать«;
— необходимые для выполнения должностных обязанностей уровень профессиональной подготовки работника, удостоверяемый документами об образовании, а также требования к стажу работы — раздел «Требования к квалификации«.
В соответствии с п. 5 КХДРО ЕКС образовательным организациям дано право при разработке должностных инструкций уточнять перечни работ, которые свойственны соответствующей должности в конкретных организационно-педагогических условиях (например, изменение режима образовательного процесса по санитарно-эпидемиологическим, климатическим и иным основаниям), а также устанавливать требования к необходимой специальной подготовке работников.
Обратимся для примера к разделу КХДРО ЕКС «Должности педагогических работников». Справочник предусматривает следующие должности:
— учитель;
— преподаватель;
— педагог-организатор;
— социальный педагог;
— учитель-дефектолог, учитель-логопед;
— педагог-психолог;
— воспитатель (включая старшего воспитателя);
— тьютор (исключая тьюторов, занятых в сфере высшего и дополнительного профессионального образования);
— педагог-библиотекарь;
— старший вожатый и ряд других.
Квалификационные требования в Справочнике подразделяются на два уровня, а именно:
— установление образовательного ценза;
— установление ограничения по стажу работы по профилю занимаемой должности.
Отметим, что квалификационные требования в ЕКС не могут противоречить требованиям комментируемой статьи по образованию, но могут уточнять их.
Так, например, на должность учителя согласно Справочнику могут претендовать лица, имеющие высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательном учреждении. При этом требования к стажу работы по специальности отсутствуют. Как видим, образование работника, претендующего на должность «учитель», не обязательно должно быть педагогическим, но может соответствовать профилю предмета: например, на должность учителя химии может претендовать человек с образованием химика-технолога.
Аналогичные требования по образованию предъявляются и к лицам, претендующим на должность «преподаватель». А вот к социальным педагогам предъявляются уже более «узкие», строгие требования, а именно лицо должно иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлениям подготовки «Образование и педагогика», «Социальная педагогика». Однако требования к стажу работы также не предъявляются.
Для сравнения — на должность «старший воспитатель» могут претендовать только лица, имеющие стаж работы в должности воспитателя не менее 2 лет, на должность руководителя образовательного учреждения (образовательной организации) могут претендовать лица, чей стаж работы на педагогических должностях или руководящих должностях (при условии, указанном в справочнике) составляет не менее 5 лет.
Помимо требований к образованию и стажу, к претендентам и лицам, уже занимающим должность, могут предъявляться и дополнительные требования, в частности по уровню владения определенными знаниями и навыками. Так, согласно требованиям раздела «Должен знать» Справочника учитель должен знать приоритетные направления развития образовательной системы РФ; законы и иные нормативно-правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность; Конвенцию о правах ребенка; основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимом для решения педагогических, научно-методических и организационно-управленческих задач; педагогику, психологию, возрастную физиологию; школьную гигиену; методику преподавания предмета; программы и учебники по преподаваемому предмету; методику воспитательной работы, а также знать иные нормативно-правовые акты и владеть навыками, указанными в Справочнике. На практике, как правило, претендентов на должность учителя или преподавателя, иные педагогические должности не проверяют на знание нормативно-правовых актов, методик преподавания и т.п.
Квалификационные требования могут быть установлены также и в так называемых профессиональных стандартах, закрепляющих как требования к квалификации лица, желающего заниматься педагогической деятельностью, так и общие положения («векторы») о педагогической деятельности. Принятие профессиональных стандартов предусматривается комментируемой статьей, однако не уточняется, в какой форме оно проходит. В настоящие время не существует утвержденного единого профессионального стандарта в области образования, однако Минобрнауки представило проект такого стандарта
Из вышесказанного следует, что ПФ прав, на момент обучения истец не осуществлял воспитательной или образовательной работы, соответственно и педагогической деятельностью не занимался, возраст тут даже и не играет роли