8 499 938-65-20
Мы — ваш онлайн-юрист 👨🏻‍⚖️
Объясним пошагово, что делать в вашей ситуации. Разработаем документы и ответим на любой вопрос, даже самый маленький.

Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.

О вынужденных переселенцах

Я прибла в москву из баку в связи с тем ,что по месту моего предыдущего проживания меня неоднократно преследовали . до отъезда из баку я обратилась в посольство рф в азербайджане с ходатойством о получении российского граждансва. По призду в москву я обратилась в орган миграционной службы города с ходатайством о признании меня вынужденным переселенцем

Можно ли признать меня вынужденным переселенцем в соответсвии с законом рф " о вынужденных переселенцах"

, Кристина Лапина, г. Санкт-Петербург
Азизбек Юсупов
Азизбек Юсупов
Юрист, г. Москва

Вот дается детальное и исчерпывающее разъяснение

Статья 3 Федерального Закона «О беженцах» устанавливает порядок признания лица беженцем. Он включает в себя несколько стадий, каждая из которых подробно регламентируется в статьях закона. Так, обращение с ходатайством о признании лица беженцем, предварительное рассмотрение ходатайства, а также принятие решения о выдаче свидетельства о рассмотрении ходатайства по существу регулируются в ст.4 Федерального Закона «О беженцах»; основания для отказа в рассмотрении ходатайства по существу — в ст.5 названного закона; ст.6 закрепляет права и обязанности лица, получившего свидетельство о рассмотрении ходатайства по существу; непосредственная процедура рассмотрения ходатайства по существу и выдачи свидетельства о признании беженцем определена ст.7 закона и т.д.
Процедура признания лица беженцем предваряется анкетированием данного лица и оформлением на него опросного листа на основе проведения индивидуального собеседования. При этом органы миграционной службы при необходимости могут затребовать документальное подтверждение фактов угроз, насилия или преследования в иной форме в отношении лица или членов его семьи[1].
Орган миграционной службы, проведя предварительное всестороннее исследование причин и обстоятельств, изложенных в ходатайстве, а также в опросном листе, убедившись в их достоверности и сопоставив их с перечнем причин, по которым лицо может быть признано беженцем, принимает решение о рассмотрении ходатайства по существу о признании лица беженцем и о выдаче соответствующего свидетельства.
На период предварительного рассмотрения ходатайства лица, в отношении которых проводится изучение материалов дела, помещаются в места временного содержания, являющиеся федеральными государственными учреждениями ФМС России. Статус и полномочия этих учреждений определены в положении, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998 г. N 679 «Об утверждении Общего положения о месте временного содержания лиц, ходатайствующих о признании беженцами»[2]
Признание беженцами лиц, являющихся членами одной семьи, осуществляется в отношении каждого члена семьи, достигшего восемнадцатилетнего возраста. Членами семьи считаются, как правило, супруги и их дети. Бабушки и дедушки могут считаться членами семьи, а сестры и братья нет, кроме случаев, когда они несовершеннолетние (или взрослые, но нетрудоспособные) и живут на иждивении брата или сестры.
Поскольку российское законодательство по-разному толкует определение «семья», миграционная служба склоняется к тому, чтобы членами семьи считать всех близких родственников, если они живут вместе (имеют один и тот же адрес и общий финансово-лицевой счет). Поэтому родителям или детям, проживающим отдельно от лиц, ходатайствующих о статусе беженца, необходимо подавать свое собственное ходатайство.
Лицо, заявившее о желании быть признанным беженцем, лично или через уполномоченного на то представителя может обратиться с ходатайством в письменной форме в следующие органы: в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации вне государства своей гражданской принадлежности (если лицо еще не прибыло на территорию Российской Федерации); в пост иммиграционного контроля федерального органа исполнительной власти по миграционной службе (при его отсутствии в орган пограничного контроля федерального органа исполнительной власти по пограничной службе в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации); в орган пограничного контроля федерального органа исполнительной власти по пограничной службе или в территориальный орган миграционной службы (при вынужденном незаконном пересечении Государственной границы Российской Федерации); в территориальный орган миграционной службы по месту своего пребывания на законном основании на территории Российской Федерации[3].
Законом предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для отказа в рассмотрении ходатайства по существу (ст. 5 Федерального Закона о беженцах). В случае, если лицу, ходатайствующему о признании беженцем и находящемуся вне пределов территории Российской Федерации, отказано в рассмотрении ходатайства по существу, федеральный орган исполнительной власти по миграционной службе в течение пяти рабочих дней направляет решение об отказе в рассмотрении ходатайства по существу в дипломатическое представительство или консульское учреждение.
В случае, если лицу, ходатайствующему о признании беженцем, отказано в рассмотрении ходатайства по существу в связи с наличием обстоятельств, предусмотренных в законе, дипломатическое представительство или консульское учреждение по месту подачи ходатайства либо пост иммиграционного контроля или территориальный орган федерального органа исполнительной власти по миграционной службе в течение трех рабочих дней со дня принятия решения об отказе вручает или направляет данному лицу уведомление с указанием причин отказа и порядка обжалования принятого решения, а также с разъяснением правового положения лица и членов его семьи на территории Российской Федерации[4].
Лицо, подавшее ходатайство в пост иммиграционного контроля, а при его отсутствии в орган пограничного контроля и получившее уведомление об отказе в рассмотрении ходатайства по существу, обязано по предложению поста иммиграционного контроля покинуть территорию Российской Федерации совместно с членами семьи в течение трех рабочих дней со дня получения уведомления об отказе[5].
Статья 7 ФЗ «О беженцах» регламентирует процедуру рассмотрения ходатайства о признании лица беженцем по существу. Она включает в себя сроки рассмотрения ходатайства, орган, полномочный принимать решение, а также выдачу соответствующего документа о признании лица беженцем либо решение об отказе.
Сроки рассмотрения ходатайства и выбор органа, занимающегося этим вопросом, зависят от места нахождения заинтересованного лица. Так, если оно находится вне пределов территории Российской Федерации, то срок рассмотрения ходатайства составляет до двух месяцев со дня принятия решения о выдаче свидетельства о регистрации ходатайства. Органом, полномочным принимать решение в данном случае, выступает Федеральная миграционная служба России в лице ее руководителя. В Федеральную миграционную службу России ходатайство вместе с заполненной анкетой иностранного гражданина или лица без гражданства и заключением учреждения Министерства иностранных дел (дипломатического или консульского представительства) о соответствии причин, выдвигаемых этим лицом в поддержку своего ходатайства, критериям статуса беженца, предусмотренным Законом о беженцах и Конвенцией ООН о статусе беженца, направляется дипломатической почтой.
Если лицо находится на территории Российской Федерации, то срок рассмотрения составляет 3 месяца, а органом, полномочным принимать соответствующее решение, является территориальный орган миграционной службы в лице его руководителя.
Решение принимается на основании ходатайства иммигранта, материалов личного дела и заключения по его ходатайству. Датой обращения иностранного гражданина или лица без гражданства по вопросу получения статуса беженца в Российской Федерации считается дата получения ФМС России либо ее территориального органа указанных документов.
Итогом рассмотрения ходатайства по существу является принятие решения о признании либо об отказе в признании беженцем, о чем информируется заинтересованное лицо. Решение о признании его беженцем должно быть направлено данному лицу в течение трех рабочих дней со дня принятия. При этом если какие-либо из дней являются праздничными или выходными, то срок на соответствующее время продлевается. Решение вручается территориальным органом миграционной службы ходатайствующему лицу, пребывающему на территории Российской Федерации, либо пересылается дипломатической почтой ФМС России в дипломатическое или консульское представительство за рубежом по месту нахождения лица для вручения ему.
Что касается решения об отказе в признании лица беженцем, то здесь предусмотрены иные сроки для лиц, находящихся вне пределов Российской Федерации. В этом случае ФМС России в течение пяти рабочих дней со дня принятия решения об отказе направляет это решение в дипломатическое представительство или консульское учреждение по месту подачи лицом ходатайства. В свою очередь дипломатическое представительство или консульское учреждение обязано в течение трех рабочих дней со дня получения решения вручить данному лицу уведомление об отказе с указанием причин и порядка его обжалования.
Иммигранту, признанному беженцем в Российской Федерации, и членам его семьи, достигшим 18-летнего возраста, выдается удостоверение беженца установленного образца. При этом свидетельство о регистрации ходатайства иммигранта о признании его беженцем в Российской Федерации изымается и приобщается к личному делу иммигранта, получившего статус беженца[6].
Другие документы лица, получившего удостоверение беженца, и удостоверяющие его личность, остаются на хранение либо в ФМС России, либо в территориальном органе миграционной службы (т.е. в том органе, который принимал решение при рассмотрении ходатайства по существу).
Федеральной миграционной службой России были разработаны ведомственные акты, которые детально определяют порядок принятия решения о признании лица вынужденным переселенцем. Основанием для начала процедуры предоставления лицу статуса вынужденного переселенца является наличие решения о регистрации его ходатайства. Рассмотрение вопроса о предоставлении статуса осуществляется после прибытия данного лица на территорию субъекта Российской Федерации территориальным органом миграционной службы, зарегистрировавшим ходатайство.
Зарегистрированные ходатайства граждан, прибывших по направлению других территориальных органов миграционной службы, рассматривает принимающий территориальный орган миграционной службы. Рассмотрение вопроса о предоставлении статуса осуществляется в течение трех месяцев со дня регистрации ходатайства независимо от возможности лица самостоятельно обустроиться в данной местности. Если окончание указанного срока приходится на нерабочий день, срок рассмотрения продлевается на количество нерабочих дней.
В случаях, когда обстоятельства дела не требуют дополнительного разбирательства, решение принимается в более короткие сроки.
При рассмотрении вопроса о предоставлении статуса оценивается вся совокупность факторов и обстоятельств, послуживших основанием для оставления заявителем и членами его семьи прежнего места жительства.
При необходимости территориальный орган миграционной службы запрашивает от заявителя дополнительные материалы, делает запросы в компетентные органы для проверки представленных документов, достоверности сведений, сообщенных заявителем о себе и членах семьи.
Решение о признании или об отказе в признании лица вынужденным переселенцем принимает руководитель территориального органа миграционной службы или его заместитель. Это решение оформляется протоколом, который составляется в произвольной форме. Заявитель извещается о результатах рассмотрения его ходатайства в течение пяти рабочих дней[7].
Приведем пример признания лица вынужденным переселенцем. В деле Асламбековых, рассмотренном Пятигорским городским судом Ставропольского края 5 февраля 2001 г., заявители — этнические чеченцы — обратились в МС Ставропольского края с просьбой признать их вынужденными переселенцами. МС отказала в регистрации ходатайства о признании вынужденными переселенцами в соответствии с п.1 ст.1 Закона РФ «О вынужденных переселенцах» (отсутствие фактов преследования[8]).
Суд счел жалобу подлежащей удовлетворению, установив, что семья Асламбековых преследовалась незаконными вооруженными формированиями в связи с тем, что не поддерживала существующий незаконный режим, а также то, что Асламбеков служил в звании подполковника в российских войсках и возглавлял военную оппозицию для свержения реакционного режима Дудаева и Масхадова. Участие в оппозиции принимал под псевдонимом. Когда его имя стало известно, в адрес семьи стали поступать угрозы. В деле имеется справка ФСБ РФ, подтверждающая вышеуказанные обстоятельства. Суд определил, что семья Асламбековых преследовалась именно по политическим убеждениям, а соответственно имеет право на получение статуса вынужденного переселенца в соответствии с Законом[9].
В случае принятия решения об отказе в предоставлении статуса вынужденного переселенца заявителю в течение пяти дней со дня принятия решения выдается под роспись, а при необходимости направляется уведомление в письменной форме с указанием причин отказа и разъяснением порядка обжалования принятого решения.
Лицу, признанному вынужденным переселенцем, выдается под расписку удостоверение вынужденного переселенца при предъявлении паспорта или другого документа, удостоверяющего личность. При этом у лица, признанного вынужденным переселенцем, изымается ранее выданное свидетельство о регистрации ходатайства.
В соответствии с Законом срок действия статуса вынужденного переселенца строго определен и составляет 5 лет[10]. Однако в определенных случаях, как это предусмотрено в Инструкции ФМС России о порядке работы по признанию лиц вынужденными переселенцами, их учету и переучету на территории Российской Федерации, срок действия статуса вынужденного переселенца может быть продлен. Для этого необходимо в письменной форме подать заявление о продлении срока действия статуса в территориальный орган миграционной службы по месту учета не позднее дня истечения срока предоставления ему статуса. Заявление, поданное лицом после истечения срока действия статуса, может быть рассмотрено только при наличии у него уважительных причин несвоевременного обращения.
Решение о продлении или об отказе в продлении срока действия статуса принимается руководителем территориального органа миграционной службы или его заместителем и оформляется протоколом.
О продлении срока действия статуса в удостоверение вынужденного переселенца вносится соответствующая запись, заверяемая подписью руководителя территориального органа миграционной службы или его заместителя и гербовой печатью.
В случае принятия решения об отказе в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца заявителю в течение пяти дней со дня принятия решения выдается под роспись, а при необходимости направляется почтой уведомление в письменной форме с указанием причин отказа и разъяснением порядка обжалования принятого решения.
Рассмотрим правовые аспекты пребывания беженцев и вынужденных переселенцев на территории Российской Федерации.
Здесь необходимо отметить, что с конца 80-х гг. в системе Европейского Сообщества стала получать активное распространение концепция «третьей безопасной страны», или страны «первого убежища», или «ответственного» государства. Она предполагает, что беженец не может произвольно выбирать страну своего убежища, а должен остановиться в своем выборе на первой же безопасной стране, лежащей на его пути. Именно поэтому страны СНГ, Восточной и Центральной Европы, которые не так давно присоединились к Конвенции 1951 г., оказались в ситуации, когда они обязаны принимать всех лиц, ищущих убежище, проследовавших через их территории, даже если эти лица не хотят в них задерживаться. Например, беженцы-курды из Ирака, въехавшие через Турцию и Азербайджан в Россию в 1992-1993 гг., нелегально проживали на ее территории по нескольку лет. Те из них, кто имел близких родственников в странах Скандинавии, устремились туда, нелегально пересекая границы Прибалтийских стран. Получив отказ в проведении процедуры определения статуса, они были высланы обратно в Прибалтийские страны, а оттуда — по маршруту их первоначального следования в Белоруссию и Россию, став в результате «беженцами по кругу». При этом страны Европейского Союза не задаются вопросом, были ли эти люди в принципе согласны просить убежища в России и остаться там или же расценивали ее как транзитный коридор.
С другой стороны, вполне понятна и тенденция российского Закона о беженцах в его новой редакции, когда пункт 5 статьи 5 отказывает в рассмотрении по существу ходатайства о признании статуса лица, прибывшего из иностранного государства, на территории которого оно имело возможность быть признанным беженцем. Это ответная реакция государства, которое во многих случаях при выдворении лиц, ищущих убежища, несло обязанность их принимать, даже если они не собирались ходатайствовать о статусе на его территории. Поэтому вполне естественно, что Россия собирается, в свою очередь, потребовать от других стран (в том числе государств СНГ) соблюдать свои конвенционные обязательства.
Согласно нормам действующего международного права, беженец является предметом специальной защиты мирового сообщества, в связи с чем и была создана особая система правовой защиты этих лиц. Но это ни в коем случае не выводит беженца из-под действия других международных документов по правам человека. Поэтому, согласно принципам Всеобщей Декларации прав человека и Международного Пакта о гражданских и политических правах, участвующие в этих документах государства не могут отказать беженцу в выборе им страны своего убежища[11].
Как отмечает издание УВКБ ООН, «хотя лиц, желающих получить убежище, все чаще возвращают в страны Центральной Европы, которые отнесены к числу „безопасных“, количество лиц, которые просят убежища в этих странах, по-прежнему невелико». Итак, если высланное лицо является потенциальным беженцем и оно не может или не хочет получить статус в одной из стран Центральной или Восточной Европы после его выдворения из «Шенгенского пространства», то ему предстоит вернуться обратно по маршруту следования. И если при этом он попадает в страны, не участвующие в Конвенции 1951 г., то вполне может стать там нелегальным мигрантом. Мы видим, что цепочка высылок и возвращений может быть бесконечной.
Что касается российского Закона «О беженцах», то он вполне следует вышеуказанным формальным тенденциям в пункте 3 статьи 5, когда в качестве основания для отказа лицу в рассмотрении ходатайства о статусе по существу выдвигается обоснованный отказ в признании беженцем в любом из государств, присоединившихся к Конвенции 1951 г. и/или Протоколу 1967 г. Таким образом, в данный пункт закладывается возможность правоприменительной аналогии в сравнении с теми государствами, которые якобы обоснованно отказали в предоставлении статуса беженца. На самом деле каждое государство суверенно в принятии собственного решения при применении норм национального законодательства, а также при реализации индивидуальной и независимой процедуры признания лица беженцем.
Что же должны предпринять в сложившейся ситуации страны-участницы Конвенции 1951 г., которых данная проблема затрагивает, в пользу действительных беженцев?
1. Предоставить право подавать ходатайства о статусе на своей территории беженцам, осуществившим на своем пути короткий по времени транзит другой страны, но не просившим или не получившим там убежища. Возможны и другие варианты защиты, в т. ч. и временное убежище;
2. Искать возможности заключения двусторонних и/ил и региональных соглашений, которые будут посвящены определенным правовым гарантиям обязательного прохождения процедуры признания статуса беженца хотя бы в одной из стран следования.
Нужно отметить, что данные рекомендации относятся в равной степени как к странам СНГ, Восточной и Центральной Европы, так и к государствам Европейского Союза, поскольку для выполнения общих для всех участников положений Конвенции 1951 г. необходимо применение единых стандартов по отношению к тем, кого она защищает.
Статья 12 российского Закона о беженцах в его новой редакции впервые предоставляет право получения временного убежища на территории РФ тем, кто имеет основания для признания беженцем, но ограничивается просьбой о временном пребывании, и тем, кто не имеет подобных оснований, но не может быть выдворен из гуманных побуждений.
Говоря о практике применения временной защиты, можно охарактеризовать ее как уже сложившийся правовой режим пребывания лиц, ищущих убежища. Суть т. н. временного убежища заключается в разрешении пребывания на территории страны и гарантиях невысылки[12].
Как пример удачной организации приема лиц, ищущих убежища, можно назвать четкую работу иммиграционных постов и специальных центров временного содержания для таких людей в странах Западной Европы. Рекомендация УВКБ ООН предостерегает государства-участники Конвенции 1951 г. от использования таких центров как мест специального заключения для лиц, ищущих убежища, и четко устанавливает цели, в которых они могут содержаться там: — установление личности; — определение оснований, на которых построено ходатайство об убежище; — выяснение обстоятельств, когда лица уничтожают свои проездные или удостоверяющие личность документы или используют поддельные документы с целью ввести в заблуждение власти той страны, где они просят об убежище; защита общественного порядка.
Как правило, подобные центры расположены при международных аэропортах, вокзалах и морских портах, куда могут прибывать мигранты.
Представляется, что для отделения нелегальных иммигрантов от действительных беженцев иммиграционные ведомства стран СНГ вполне могли бы использовать этот западный опыт. Здесь очень важно применение следующих принципов обращения с людьми: краткосрочность пребывания; возможность диалога с работниками иммиграционных служб; допуск представителей международных и общественных организаций с целью помощи и консультаций; уважение человеческого достоинства каждого мигранта.
Практика содержания лиц, ищущих убежища, в особо предназначенных для этих целей местах существует почти во всех странах Западной Европы. Позитивным моментом ее применения является то, что указанные лица таким образом имеют возможность получить минимальные гарантии начальной правовой и социальной поддержки[13].
Нельзя обойти стороной и вопросы утраты статуса беженца и вынужденного переселенца.
Согласно ст. 9 ФЗ «О беженцах» лицо утрачивает статус беженца:
1) после получения разрешения на постоянное проживание на территории Российской Федерации либо при приобретении гражданства Российской Федерации;
2) если снова добровольно воспользовалось защитой государства своей гражданской принадлежности;
3) если, лишившись гражданства, снова его добровольно приобрело;
4) если приобрело гражданство иностранного государства и пользуется защитой государства своей новой гражданской принадлежности;
5) если добровольно вновь обосновалось в государстве, которое покинуло или вне пределов которого пребывало вследствие опасений преследований по обстоятельствам, предусмотренным подпунктом 1 пункта 1 статьи 1 ФЗ «О беженцах»;
6) если не может более отказываться от пользования защитой государства своей гражданской принадлежности, территорию которого вынуждено было покинуть по обстоятельствам, предусмотренным подпунктом 1 пункта 1 статьи 1 ФЗ «О беженцах», в связи с тем, что данные обстоятельства более не существуют;
7) если не имеет определенного гражданства и может вернуться в государство своего прежнего обычного местожительства в связи с тем, что обстоятельства, предусмотренные подпунктом 1 пункта 1 статьи 1 ФЗ «О беженцах» в данном государстве более не существуют.
Лицо лишается федеральным органом исполнительной власти по миграционной службе либо его территориальным органом статуса беженца, если оно:
1) осуждено по вступившему в силу приговору суда за совершение преступления на территории Российской Федерации;
2) сообщило заведомо ложные сведения, либо предъявило фальшивые документы, послужившие основанием для признания беженцем, либо допустило иное нарушение положений закона.
Уведомление об утрате лицом статуса беженца или о лишении лица статуса беженца с указанием причин принятого решения об утрате статуса беженца или о лишении статуса беженца и порядка его обжалования вручается или направляется данному лицу федеральным органом исполнительной власти по миграционной службе либо его территориальным органом в течение трех рабочих дней со дня принятия решения.
В случае утраты лицом статуса беженца или в случае лишения лица статуса беженца удостоверение сдается в федеральный орган исполнительной власти по миграционной службе либо в его территориальный орган и признается федеральным органом исполнительной власти по миграционной службе недействительным.
Лицо, утратившее статус беженца или лишенное статуса беженца и не использующее право на обжалование решения об утрате статуса беженца или о лишении статуса беженца, а также не имеющее иных законных оснований для пребывания на территории Российской Федерации, обязано по предложению территориального органа федерального органа исполнительной власти по миграционной службе покинуть территорию Российской Федерации совместно с членами семьи в месячный срок со дня получения уведомления об утрате статуса беженца или о лишении статуса беженца.
Необходимо принимать во внимание, что понятия «утрата» и «лишение» имеют разное значение. Лишение статуса беженца следует рассматривать как санкцию со стороны государства за неправомерное поведение. Что касается утраты статуса беженца, то она происходит в силу обстоятельств, связанных с волеизъявлением самого лица. К их числу относится получение лицом разрешения на постоянное проживание на территории Российской Федерации, приобретение российского гражданства либо гражданства иного государства, добровольное возвращение в государство своей гражданской принадлежности и другие условия.
Лицу, утратившему статус беженца либо лишенному данного статуса, вручается соответствующее уведомление с указанием причин принятого решения и порядка его обжалования. Данный документ вручается ему тем органом, который принимал решение о признании лица беженцем, т.е. Федеральной миграционной службой России либо ее территориальным органом. Уведомление должно быть вручено не позднее трех рабочих дней со дня принятия соответствующего решения. При этом беженец обязан возвратить свое удостоверение. Лицу, чей статус беженца в Российской Федерации утрачен или лишенному его в силу причин, изложенных выше, предлагается выехать за пределы России в месячный срок совместно с членами его семьи. В случае отказа от добровольного выезда иммигрант депортируется из Российской Федерации[14].
Основания и порядок лишения статуса вынужденного переселенца предусмотрено ст. 9 ФЗ «О вынужденных переселенцах».
Так, лицо утрачивает статус вынужденного переселенца при прекращении гражданства Российской Федерации.
Лицо также утрачивает статус вынужденного переселенца: при выезде для постоянного проживания за пределы территории Российской Федерации; в связи с истечением срока предоставления статуса в соответствии законом[15].
Федеральный орган миграционной службы или территориальный орган миграционной службы лишает лицо статуса вынужденного переселенца в случае, если оно умышленно сообщило ложные сведения или предъявило заведомо фальшивые документы, послужившие основанием для признания его вынужденным переселенцем.
Уведомление о лишении лица статуса вынужденного переселенца с указанием причин и порядка обжалования направляется этому лицу в течение пяти дней со дня принятия решения.
В случае утраты лицом статуса вынужденного переселенца или в случае лишения лица статуса вынужденного переселенца удостоверение вынужденного переселенца признается недействительным соответствующим органом миграционной службы.
В случае утраты лицом статуса вынужденного переселенца или в случае лишения лица статуса вынужденного переселенца данное лицо обязано освободить жилое помещение, предоставленное ему из фонда жилья для временного поселения вынужденных переселенцев.
Лишение лица статуса вынужденного переселенца в связи с сообщением им ложных сведений или в связи с предъявлением им заведомо фальшивых документов является основанием для истребования средств, затраченных на проезд, провоз багажа, содержание и обустройство данного лица.
Так, в 2000 г. в Новосибирске Миграционная служба (МС) лишила статуса вынужденного переселенца многих граждан в соответствии с подпунктом 2 п.3 ст.9 Закона РФ «О вынужденных переселенцах» (сообщение заведомо ложных сведений о дате выбытия с прежнего места жительства).
Данные действия МС были вызваны проверкой поданных ходатайств от граждан о признании вынужденными переселенцами и заявлений на получение компенсации за утраченное жилье и имущество.
В ходатайствах вынужденные переселенцы указывали дату безвозвратного выезда по данным паспорта о регистрации по месту жительства. Зачастую дата фактического выезда из Чеченской Республики и дата регистрации не совпадала, так как не всем удавалось быстро найти, где зарегистрироваться, а также получить разрешение от комиссий по прописке. Но сотрудники МС рекомендовали указывать дату именно по паспорту, так как у многих разница между датой фактического выезда и датой регистрации значительно превышала 12 месяцев — срок, определенный Законом для обращения с ходатайством.

www.allpravo.ru/diploma/doc29p0/instrum5139/print5145.html

0
0
0
0
Виталий Бровченко
Виталий Бровченко
Юрист, г. Москва

Доброго времени суток, Кристина.

пОЛОЖЕНИЕ
О ПОРЯДКЕ ПРИЗНАНИЯ ЛИЦ ВЫНУЖДЕННЫМИ ПЕРЕСЕЛЕНЦАМИ,
ИХ РЕГИСТРАЦИИ И УЧЕТА НА ТЕРРИТОРИИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(в ред. Приказа ФМС РФ от 14.03.97 N 14

Вынужденным переселенцем может быть признано также не имеющее гражданства Российской Федерации лицо, покинувшее место своего постоянного жительства на территории Российской Федерации по основаниям, предусмотренным частью первой настоящей статьи.
Вынужденным переселенцем может быть признан гражданин бывшего СССР, проживавший на территории республики, входившей в состав СССР, прибывший в Российскую Федерацию по обстоятельствам, предусмотренным частью первой настоящей статьи и приобретший гражданство Российской Федерации, находясь на территории Российской Федерации".
1.3. В соответствии с приведенным определением вынужденным переселенцем по указанным основаниям может быть признан:
1.3.1. гражданин Российской Федерации, который покинул или имеет намерение покинуть место своего постоянного жительства на территории другого государства;
1.3.2. гражданин Российской Федерации, который покинул или имеет намерение покинуть место своего постоянного жительства на территории одного из субъектов Российской Федерации;
1.3.3. иностранный гражданин или лицо без гражданства, вынужденно покинувший(ее) место своего постоянного проживания на территории Российской Федерации;
1.3.4. гражданин бывшего СССР, проживавший на территории республики, входившей в состав СССР, который прибыл в Российскую Федерацию и приобрел гражданство Российской Федерации, находясь на ее территории.
1.4. Рассмотрение вопросов, связанных с признанием лица вынужденным переселенцем, оформление необходимых документов и ведение учета осуществляет орган миграционной службы республики в составе Российской Федерации, края, области, автономного образования, городов федерального значения (далее — территориальный орган миграционной службы, если не оговорено иное) по новому или предполагаемому месту пребывания или жительства лица, подавшего соответствующее ходатайство.
По ходатайству, поступившему через дипломатическое или консульское представительство Российской Федерации, решение принимает Федеральная миграционная служба России (ФМС России) или по ее поручению территориальный орган миграционной службы.
Если на территории республики в составе Российской Федерации, края, области, автономного образования отсутствует орган миграционной службы, его функции, предусмотренные настоящим Положением (за исключением признания лица вынужденным переселенцем и лишения статуса вынужденного переселенца) осуществляются другим органом исполнительной власти, ведающим вопросами миграции населения. В этом случае предоставление и лишение статуса вынужденного переселенца осуществляет ФМС России или, по ее поручению, орган миграционной службы другой территории.
1.5. Обращение в соответствующий орган с ходатайством о предоставлении статуса вынужденного переселенца осуществляется лично или через уполномоченного на то представителя.
Уполномоченным представителем признается лицо, которое выступает от имени представляемого в силу закона или административного акта (родители в отношении несовершеннолетних детей, усыновители в отношении несовершеннолетних усыновленных, опекуны и попечители в отношении подопечных), либо в силу полномочия, основанного на доверенности, заверенной в установленном порядке.
В отношении детей, воспитание которых осуществляется полностью детскими учреждениями, а также совершеннолетних лиц, нуждающихся в опеке или попечительстве и помещенных в соответствующие учреждения, выполнение обязанностей опекунов и попечителей осуществляется администрацией учреждения, в котором находится подопечный.
1.6. Настоящее Положение применяется в отношении лиц, которые по указанным выше основаниям прибыли или имеют намерение прибыть на территорию Российской Федерации либо с территории одного субъекта Российской Федерации на территорию другого и в установленном порядке подали ходатайство о признании их вынужденными переселенцами после введения в действие Закона Российской Федерации «О вынужденных переселенцах», то есть с 20 марта 1993 г.
Лица, признанные вынужденными переселенцами до введения в действие указанного Закона, проходят переучет в порядке, установленном настоящим Положением, с применением правил, изложенных в разделах 5 и 6 настоящего Положения. Лицам, прошедшим переучет, ранее выданное удостоверение вынужденного переселенца обменивается на удостоверение нового образца (форма N 7).
1.7. Вопрос о признании вынужденным переселенцем лица, утратившего статус беженца вследствие приобретения гражданства Российской Федерации, решается в соответствии с действующим законодательством и настоящим Положением.
1.8. При введении в установленном законодательством порядке ограничения прав граждан на выбор места пребывания и жительства на определенной территории Российской Федерации, работа органов миграционной службы осуществляется в соответствии с настоящим Положением с учетом вводимых ограничений. В этом случае ФМС России по согласованию с администрацией соответствующей территории принимает Порядок, регламентирующий особенности работы в данной местности с вынужденными переселенцами и лицами, подающими ходатайства о признании вынужденными переселенцами.

С Уважением.

0
0
0
0
Похожие вопросы
386 ₽
Защита прав потребителей
Есть ли возможность подать в суд хоть на каком-нибудь основании из вышенаписанного?
Добрый день! Ситуация такова: я забронировала площадку для проведения мероприятия и внесла предоплату в размере 50%. Письменного договора не было, все в устной форме, подтвердить можно только перепиской и чеками об оплате. Спустя 2 месяца площадка выкатила новые условия, а после вообще отказалась оказывать услугу, хотя мы были готовы уже и к новым условиям (которые сильно противоречили тем, о чем мы договаривались при оплате брони). В том числе, было и много дополнительных платежей, но так как нас загнали в угол, мы были вынуждены согласиться. Теперь же мы несем большие убытки, так как найти нормальную площадку в короткий срок на большое количество людей очень трудно. Было потрачено много сил и денег на реализацию проекта на той площадке, теперь мы вынуждены делать всё с нуля. Есть ли возможность подать в суд хоть на каком-нибудь основании из вышенаписанного? Дело не в деньгах, предоплату они готовы вернуть. Дело во времени, которое они у нас забрали. Мы 2 месяца ждали договор, а по итогу лишились площадки, потеряв кучу времени и возможность найти другой подходящий вариант
, вопрос №4060698, Виктория, г. Москва
Все
В 2018 году поступала в медицинский университет на платной основе
В 2018 году поступала в медицинский университет на платной основе, обучение было оплачено сразу за все 6 лет Спустя 2,5 года по мере отчисления людей по целевому договору предложили перевестись на целевое место, я согласилась, средства вернули только за вторую половину обучения (примерно 200-250 тысяч), первую половину те первые 2,5 года обучалась за собственные средства которые никто не вернул В договоре прописали что отработать я им должна все равно все пять лет, за что тогда платили, как сократить сроки отработки или вернуть деньги за первую половину обучения Второй момент, сейчас нахожусь на 6 курсе, по семейным обстоятельным вынуждена переехать в другую область, соответственно меняю место прописки, никакой возможности отрабатывать в той больнице нет, возможно ли переделать направление с одной области на другую в связи с изменением места жительства за пределы области (более 100 км) Обратившись в обл. Здрав мне отказали, как быть?
, вопрос №4059739, Дарья, г. Тамбов
Получение образования
Или перевести на дистанционное обучение?
Здравствуйте. По семейным обстоятельствам вынуждены уехать в другой город,в связи с этим ребёнок не закончит учебный год, ребёнок учится во втором классе, т.к. до окончания учебного года остаётся меньше месяца, может ли школа закрыть учебный год раньше? Или перевести на дистанционное обучение?
, вопрос №4059569, Анастасия, г. Иркутск
Семейное право
У меня есть не совершеннолетний ребёнок и болеет мама но также есть брат я вынуждена сейчас не работать
У меня есть не совершеннолетний ребёнок и болеет мама но также есть брат я вынуждена сейчас не работать смотреть мать после инсульта у неё 2 группа инвалидности если я откажусь от ухаживания за мамой а она подаст на меня в суд на алименты какая сумма будет мне присуждена зарплата у меня 24 тысячи рублей
, вопрос №4058845, Вера Игоревна, г. Москва
486 ₽
Недвижимость
Скажите, это реальная угроза или просто стращают?
Занижение суммы в договоре купли-продажи квартиры Собираемся продать квартиру, я - единственный собственник, владею квартирой более 5 лет, квартира без обременений и прописанных, продажа не требует согласия супруги. Покупатели попросили указать в договоре сумму квартиры ниже той, за которую мы проведём сделку: - кадастровая стоимость 5,5 млн - сумма по договору 7 млн - реальная сумма сделки 12,9 млн Договорились, что сделка будет проводится наличными через ячейку банка без нотариуса. Вопрос 1: Есть ли какие-нибудь риски в такой ситуации для меня как продавца? Стоит ли что-то отдельно указать/перепроверить в договоре, чтобы перестраховаться? Вопрос 2: Читал на Домклике, что есть вероятность того, что при задержке регистрации права перехода собственности в Росреестре и окончании аренды ячейки у покупателя снова будет доступ к ней с подписанным договором на руках, и при желании он может через суд вынудить продавца провести сделку за сумму, указанную в договоре. Скажите, это реальная угроза или просто стращают? Заранее спасибо за ответ!
, вопрос №4057289, Никита, с. Коса
Дата обновления страницы 28.02.2017