Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
Проведение аукциона на участок с чужим забором
Добрый день. Администрация округа объявила о проведении торгов на право аренды земельного участка со строительством ИЖС. Я оплатил задаток и подал заявку на участие в аукционе. После этого после предварительных замеров и обследования обнаружил отсутствие каких либо натурализованных границ. Также, теоретически на территории данного участка находится забор (из вкопанных столбов и рабицы), обозначающий границы соседнего участка. Я написал письмо главе администрации, после чего границы (угловые вешки) были установлены и факт нарушения чужим забором подтвержден. Может ли в данном случае проводиться аукцион? И какие мои действия в любом случае? Заявку я подал без обследования, чтобы не упустить этот участок.
Можно ли получить платную, но гарантированную консультацию со ссылкой на документы?
Добрый день!
Также, теоретически на территории данного участка находится забор
Виктор
Что значит теоретически? Забор установлен или нет?
Я написал письмо главе администрации, после чего границы (угловые вешки) были установлены и факт нарушения чужим забором подтвержден. Может ли в данном случае проводиться аукцион?
Виктор
границы участка на который Вы претендуете имеет установленные границы не фактически, а документально?
ст. 39,11 ЗК РФ: 3. Образование земельного участка для его продажи или предоставления в аренду путем проведения аукциона по инициативе органа государственной власти или органа местного самоуправления и подготовка к проведению аукциона осуществляются в следующем порядке:
1) подготовка и утверждение уполномоченным органом схемы расположения земельного участка в случае, если такой земельный участок предстоит образовать и отсутствует утвержденный проект межевания территории;
2) обеспечение уполномоченным органом выполнения в отношении земельного участка, образование которого предусмотрено проектом межевания территории или схемой расположения земельного участка, в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее — Федеральный закон «О государственном кадастре недвижимости»), работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке (далее — кадастровые работы);
3) осуществление на основании заявления уполномоченного органа государственного кадастрового учета земельного участка, а также государственной регистрации прав на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;
4) получение технических условий подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, за исключением случаев, если в соответствии с разрешенным использованием земельного участка не предусматривается возможность строительства зданий, сооружений, и случаев проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для комплексного освоения территории или ведения дачного хозяйства;
5) принятие уполномоченным органом решения о проведении аукциона.
Если инициатива идет от граждан, то:
4. Проведение аукциона, а также образование земельного участка для его продажи или предоставления в аренду путем проведения аукциона может осуществляться по инициативе заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица. В этом случае образование земельного участка и подготовка аукциона осуществляются в следующем порядке:
1) подготовка заинтересованными в предоставлении земельного участка гражданином или юридическим лицом схемы расположения земельного участка, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предусмотрено образование земельного участка.
Подготовка заинтересованными в предоставлении земельного участка гражданином или юридическим лицом схемы расположения земельного участка не допускается в случае образования земельного участка из земель или земельных участков, расположенных в границах субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя или в границах населенных пунктов;
2) обращение заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица в уполномоченный орган с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предусмотрено образование земельного участка. При этом в данном заявлении указывается цель использования земельного участка;
3) проверка уполномоченным органом наличия или отсутствия оснований, предусмотренных пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса иподпунктами 5 — 9, 13 — 19 пункта 8 настоящей статьи, принятие и направление им заявителю в срок не более двух месяцев со дня поступления заявления об утверждении схемы расположения земельного участка решения о ее утверждении с приложением этой схемы или решения об отказе в ее утверждении при наличии хотя бы одного из указанных оснований. В решении об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка должны быть указаны все основания принятия такого решения.
В случае, если на момент поступления в уполномоченный орган заявления об утверждении схемы расположения земельного участка на рассмотрении такого органа находится представленная ранее другим лицом схема расположения земельного участка и местоположение земельных участков, образование которых предусмотрено этими схемами, частично или полностью совпадает, уполномоченный орган принимает решение о приостановлении рассмотрения поданного позднее заявления об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет такое решение заявителю.
Рассмотрение поданного позднее заявления об утверждении схемы расположения земельного участка приостанавливается до принятия решения об утверждении ранее направленной схемы расположения земельного участка либо до принятия решения об отказе в утверждении ранее направленной схемы расположения земельного участка;
4) обеспечение заинтересованным лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с утвержденным проектом межевания территории или утвержденной в соответствии с подпунктом 3 настоящего пункта схемой расположения земельного участка;
5) осуществление на основании заявления заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица государственного кадастрового учета земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на земельный участок, образование которого осуществляется на основании схемы расположения земельного участка, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;
6) обращение заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица в уполномоченный орган с заявлением о проведении аукциона с указанием кадастрового номера такого земельного участка. В данном заявлении должна быть указана цель использования земельного участка;
7) обращение уполномоченного органа с заявлением о государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на земельный участок, образованный в соответствии с проектом межевания территории или с утвержденной в соответствии с подпунктом 3 настоящего пункта схемой расположения земельного участка, за исключением случаев, если земельный участок образован из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, и случаев, если земельный участок не может быть предметом аукциона в соответствии с подпунктами 1, 5 — 19 пункта 8 настоящей статьи;
8) получение технических условий подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, если наличие таких условий является обязательным условием для проведения аукциона, за исключением случаев, если земельный участок не может быть предметом аукциона в соответствии с подпунктами 1, 5 — 19 пункта 8 настоящей статьи;
9) проверка уполномоченным органом наличия или отсутствия оснований, предусмотренных пунктом 8 настоящей статьи, и принятие им в срок не более чем два месяца со дня поступления соответствующего заявления решения о проведении аукциона либо решения об отказе в проведении аукциона при наличии хотя бы одного из указанных оснований.
Здравствуйте, Виктор!
Если я правильно понимаю, вы на данном участке строить ИЖС для собственных нужд?
Согласно ст.39.6 Зем К РФ 2. Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления:15) земельного участка гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса.
Согласно ст.39.18 ЗемК РФ 1. В случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий:2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса.
Согласно ст.39.16 ЗемК РФ Уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из следующих оснований:24) границы земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».
То есть, в данном случае вообще не понятно на каком основании администрация проводит аукцион. Такие земельные участки предоставляются без проведения торгов. Но ваш участок все равно не мог быть представлен, поскольку границы подлежат уточнению.
Образование участка при его получении по инициативе граждан проводится в соответствии с ч.4 ст.39.11 ЗемК РФ.
Полагаю, вам необходимо запросить кадастровый и технический паспорт и уточнить вопрос по поводу границ.
Если такие документы имеются можете приложить их к вопросу.
Желаю удачи!
Есть и паспорт и документы на участок. Просто фактически, после моего обращения к главе, границы были натурализованы на земле и выяснилось, что на них чужой забор. Кстати, является ли забор "сооружением"? Если да, то по ст.39.11.8.8, аукцион проводиться не может.
Теоретически было до моего письма главе администрации, т.к. они (границы) не были натурализованы (обозначены на местности). После этого границы натурализованы и чужой забор фактически находится на участке, заявленном на аукцион. Документально границы были заранее, но только документально.
Виктор
Если границы установлены, то проведение правомерно. После заключения договора аренды, вы совместно с администрацией вправе будете подать иск о перенесении забора к собственнику соседнего участка.
Желаю удачи!
Здравствуйте, Виктор.
По относимости забора к сооружениям может определить судебная экспертиза.
Пример судебной практики.
sudact.ru/arbitral/doc/QaEt0jqE1FJ8/
Если юридически забора нет, то есть на него не оформлено право собственности и он не поставлен на кадастровый учет, то можно забирать участок, а затем сносить забор, в судебном порядке, если есть владелец, или самостоятельно, если он бесхозный.
С уважением! Г.А. Кураев
Я буду арендатором, но не собственником. Мне судиться с администрацией? Она выиграет суд, т.к. я должен буду подписать и договор аренды и акт приема-передачи. Отказываться от аукциона и от участка тоже не хочу, ждал его несколько лет, но его внесли в кадастр только конце августа.
Виктор
У Вас как у арендатора будет право требовать устранения препятствий в пользовании земельным участком, в том числе о переносе или сносе забора соседа.
Гражданский кодекс
Статья 304. Защита прав собственника от нарушений, не связанных с лишением владения
Собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Статья 305. Защита прав владельца, не являющегося собственником
Права, предусмотренные статьями 301 — 304 настоящего Кодекса, принадлежат также лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющему имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором. Это лицо имеет право на защиту его владения также против собственника.
Не соглашусь с коллегами, что Вы можете в судебном порядке истребовать часть участка из чужого незаконного владения, поскольку Вы не являетесь ни землепользователем, ни землевладельцем данного земельного участка.
Каравайцева Елена
Мы говорили об этих правах после заключения договора аренды.
То есть, после заключения договора аренды арендатор будет иметь право подать иск и требовать устранения препятствий в пользовании принадлежащим ему на праве аренды земельным участком.
С уважением! Г.А. Кураев
Здравствуйте, Виктор!
Я понимаю, что вправе требовать, но в какой момент: до проведения аукциона (я ещё никто) или после, если я буду арендатором, но не собственником и договор аренды изменениям не подлежит? Границы сейчас (только сейчас) установлены верно.
В соответсвии со статьей 305 Гражданского кодекса РФ право истребовать имущество из чужого незаконного владения, короме собственника, может также лицо, владеющееимуществом на законном праве. Это лицо имеет право на защиту его владения также против собственника.
Пока Вы земельным участком ни на каком праве не владеете, поэтому на данном этапе (до проведения аукциона) не можете истребовать занятую нарушителем часть земельного участка. Может это сделать только собственник (пока земльный участок не передан в аренду). Кроме того, нрушитель может быть подвергнут административной ответсвенности:
Кодекс об административных правонарушениях РФКоАП РФ, Статья 7.1. Самовольное занятие земельного участка
Самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок, — влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от 2 до 3 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Примечания:
1. За административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.
2. В случае самовольного занятия части земельного участка административный штраф, рассчитываемый из размера кадастровой стоимости земельного участка, исчисляется пропорционально площади самовольно занятой части земельного участка.
Виктор, уточните было ли принято решение о предварительном согласовании земельного участка. Согласно части 16 ст. 39.15 Земельного кодекса РФ решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка является основанием для предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.17 настоящего Кодекса.
Земельный кодекс РФСтатья 39.17. Предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов
1. В заявлении о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов указываются:
1) фамилия, имя, отчество, место жительства заявителя и реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя (для гражданина);2) наименование и место нахождения заявителя (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц, идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случаев, если заявителем является иностранное юридическое лицо;
3) кадастровый номер испрашиваемого земельного участка;
4) основание предоставления земельного участка без проведения торгов из числа предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3, статьей 39.5, пунктом 2 статьи 39.6 или пунктом 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса оснований;
5) вид права, на котором заявитель желает приобрести земельный участок, если предоставление земельного участка указанному заявителю допускается на нескольких видах прав;
6) реквизиты решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в случае, если земельный участок предоставляется взамен земельного участка, изымаемого для государственных или муниципальных нужд;
7) цель использования земельного участка;
8) реквизиты решения об утверждении документа территориального планирования и (или) проекта планировки территории в случае, если земельный участок предоставляется для размещения объектов, предусмотренных этим документом и (или) этим проектом;
9) реквизиты решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок образовывался или его границы уточнялись на основании данного решения;
10) почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с заявителем.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 336-ФЗ в пункт 2 статьи 39.17 настоящего Кодекса внесены изменения
См. текст пункта в предыдущей редакции2. К заявлению о предоставлении земельного участка прилагаются документы, предусмотренные подпунктами 1 и 4 — 6 пункта 2 статьи 39.15 настоящего Кодекса. Предоставление указанных документов не требуется в случае, если указанные документы направлялись в уполномоченный орган с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, по итогам рассмотрения которого принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
3. В течение десяти дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган возвращает это заявление заявителю, если оно не соответствует положениям пункта 1 настоящей статьи, подано в иной уполномоченный орган или к заявлению не приложены документы, предоставляемые в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи. При этом уполномоченным органом должны быть указаны причины возврата заявления о предоставлении земельного участка.
4. Рассмотрение заявлений о предоставлении земельного участка осуществляется в порядке их поступления.
5. В срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:
1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;
3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
6. Проекты договоров и решения, указанные в подпунктах 1 и 2 пункта 5 настоящей статьи, выдаются заявителю или направляются ему по адресу, содержащемуся в его заявлении о предоставлении земельного участка.
7. Проекты договоров, направленные заявителю, должны быть им подписаны и представлены в уполномоченный орган не позднее чем в течение тридцати дней со дня получения заявителем проектов указанных договоров
является ли забор «сооружением»?
Забор сооружением не является, поскольку забор не относится к объектам капитального строительства. Это следует из нормы ст. 1 Градостроительного кодекса РФ:
ГрК РФ, Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Кодексе
объект капитального строительства — здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее — объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек;
Нет, про предварительное согласование никто не говорил. И это очень печально, что вынужден идти на аукцион, поднимать ставки, потом заключать договор и подписывать акт на участок, который как бы чистый. А затем идти в суд на хозяина забора, который (забор) появился ещё до заключения договора аренды и до аукциона. Ведь должно законодательство как-то работать.
Также хочу обратить Ваше внимание, что на мой взгляд при проведении аукциона будет передаваться участок с установленными границами. Как я понял из Вашего вопроса, нарушения были выявлены, соответственно представители администрации вправе требовать устранения таких нарушений, если участок передадут Вам, то и Вы вправе требовать устранения таких нарушений, а именно перенести забор с границ Вашего участка, но при этом следует учитывать, что границы Вашего участка установлены и установлены верно.
Теоретически было до моего письма главе администрации, т.к. они (границы) не были натурализованы (обозначены на местности). После этого границы натурализованы и чужой забор фактически находится на участке, заявленном на аукцион. Документально границы были заранее, но только документально.