Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
Налог на муниципальную пенсию за выслугу лет
Здравствуйте, мне 65 лет, сейчас я являюсь пенсионером. Последние 12 лет я проработал в районной администрации на муниципальной должности и в 2007 г. вышел на пенсию. За выслугу лет ежемесячно к трудовой пенсии я получаю из средств местного бюджета надбавку. В финансовом отделе местной администрации мне сказали, что страховую пенсию я получаю из средств Пенсионного фонда, а из местного бюджета мне выплачивается доплата за выслугу лет к трудовой пенсии, и что такая доплата не является пенсией и должна облагаться подоходным налогом в 13%. Должна ли облагаться налогом на доходы физических лиц ежемесячная доплата к пенсии бывшим муниципальным служащим ?
Здравствуйте.
Ежемесячная доплата за выслугу лет к трудовой пенсии бывшего муниципального служащего является доходом от источников в РФ для целей главы "НДФЛ".
В соответствии с положениями НК РФ:
Статья 208. Доходы от источников в Российской Федерации и доходы от источников за пределами Российской Федерации
1. Для целей настоящей главы к доходам от источников в Российской Федерации относятся:
6) вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия в Российской Федерации. При этом вознаграждение директоров и иные аналогичные выплаты, получаемые членами органа управления организации (совета директоров или иного подобного органа) - налогового резидента Российской Федерации, местом нахождения (управления) которой является Российская Федерация, рассматриваются как доходы, полученные от источников в Российской Федерации, независимо от места, где фактически исполнялись возложенные на этих лиц управленческие обязанности или откуда производились выплаты указанных вознаграждений;
7) пенсии, пособия, стипендии и иные аналогичные выплаты, полученные налогоплательщиком в соответствии с действующим российским законодательством или полученные от иностранной организации в связи с деятельностью ее обособленного подразделения в Российской Федерации;
10) иные доходы, получаемые налогоплательщиком в результате осуществления им деятельности в Российской Федерации.
Доброго Вам дня!
По данному вопросу 20.06.2012 высказался Президиум Верховного Суда РФ в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2012 года:
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 217 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) пенсии по государственному пенсионному обеспечению и трудовые пенсии, назначаемые в порядке, установленном действующим законодательством, социальные доплаты к пенсиям, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст. 39), относит к компетенции законодателя установление государственных пенсий (ч. 2 ст. 39).
Социальная защита, установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления, согласно ст. 72 (пп. "ж", "н" ч. 1) Конституции Российской Федерации, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В соответствии с ч. 2 ст. 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 12 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" (далее - Закон о муниципальной службе) муниципальный служащий имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Указанным Федеральным законом предусмотрено, что в области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации (ч. 1 ст. 24).
Устанавливая взаимосвязь муниципальной и государственной гражданской службы, федеральное законодательство определило, что такая взаимосвязь обеспечивается соотносительностью основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших муниципальную службу, и граждан, проходивших государственную гражданскую службу (ст. 5 Закона о муниципальной службе, ст. 7 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации").
При этом муниципальному служащему гарантируется пенсионное обеспечение за выслугу лет (п. 5 ч. 1 ст. 23), размер которого не может превышать максимальный размер государственной пенсии государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации (ч. 2 ст. 24).
Несмотря на то, что федеральное законодательство в отношении государственных гражданских служащих употребляет термин "пенсия за выслугу лет", а в отношении муниципальных служащих - термин "пенсионное обеспечение за выслугу лет", юридическая природа таких выплат одинакова. <*> Об этом свидетельствуют следующие обстоятельства:
- пенсия за выслугу лет государственным гражданским служащим и пенсионное обеспечение за выслугу лет муниципальным служащим являются государственным пенсионным обеспечением;
- при назначении пенсии за выслугу лет государственным гражданским служащим и при назначении пенсионного обеспечения за выслугу лет муниципальным служащим эти выплаты осуществляются одновременно с выплатой страховой части трудовой пенсии;
- одной и другой категории лиц пенсия за выслугу лет, пенсионное обеспечение за выслугу лет определяются при наличии соответствующего стажа;
- в стаж федеральной государственной гражданской службы и в стаж муниципальной службы для назначения пенсии за выслугу лет, пенсионного обеспечения за выслугу лет включаются соответственно стаж работы на муниципальной службе и стаж работы на государственной службе.
При этом условия предоставления права на пенсию муниципальным служащим (п. 4 ст. 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"), размер государственной пенсии муниципального служащего (ч. 2 ст. 24 Закона о муниципальной службе), дополнительные гарантии муниципальным служащим (ч. 3 ст. 23 Закона о муниципальной службе) осуществляются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов на основании законов, иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и актов органов местного самоуправления.
Не относясь к категории социальных доплат к пенсии, устанавливаемых ст. 121 Федерального закона "О государственной социальной помощи" на основании требований пп. 3, 4 ст. 4 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации", ежемесячные доплаты за выслугу лет, выплачиваемые к трудовой пенсии как государственным гражданским служащим, так и муниципальным служащим за счет средств соответствующих бюджетов, являются одним из видов государственных гарантий пенсионного обеспечения за выслугу лет вне зависимости от размера потребительской корзины и данных федерального органа исполнительной власти по статистике об уровне потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги.
С учетом изложенного ежемесячные доплаты за выслугу лет к трудовой пенсии муниципальным служащим за счет средств местных бюджетов в силу п. 2 ч. 1 ст. 217 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежат налогообложению, поскольку представляют собой один из видов выплат по государственному пенсионному обеспечению.
Добрый день!
Ответ на Ваш вопрос содержиться в письме министерства финансов Российской Федерации от 30 июня 2010 г. N 03-04-05/9-365, из которого следует, что:
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу налогообложения налогом на доходы физических лиц ежемесячной доплаты к пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности муниципальной службы, и в соответствии со ст. 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодексе) разъясняет следующее.
В соответствии с п. 2 ст. 217 Кодекса (в редакции, действующей с 1 января 2010 г.) освобождаются от налогообложения налогом на доходы физических лиц пенсии по государственному пенсионному обеспечению и трудовые пенсии, назначаемые в порядке, установленном действующим законодательством, социальные доплаты к пенсиям, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Федеральным законом от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" установлено, что социальная доплата к пенсии предоставляется гражданину (пенсионеру) в виде денежной суммы к пенсии с учетом денежных выплат и отдельных мер социальной поддержки, предоставляемых в натуральной форме, которые предусмотрены данным Федеральным законом, иными федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, до величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с п. 4 ст. 4 Федерального закона от 24.10.1997 N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" в субъектах Российской Федерации по месту его жительства или месту пребывания, за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Социальная доплата к пенсии состоит из федеральной социальной доплаты к пенсии или региональной социальной доплаты к пенсии.
Следовательно, федеральная или региональная социальная доплата к пенсии, предоставленная неработающему гражданину (пенсионеру) по месту его проживания (пребывания) за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации до величины прожиточного минимума пенсионера в Российской Федерации либо в субъекте Российской Федерации, не подлежит налогообложению налогом на доходы физических лиц с 1 января 2010 г.
Правовые основы организации муниципальной службы Российской Федерации определены Федеральным законом от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации".
Статьей 23 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ муниципальным служащим гарантируется пенсионное обеспечение за выслугу лет. Следовательно, пенсия за выслугу лет является составной частью государственного пенсионного обеспечения или трудовых пенсий и отнесена к пенсиям, освобождаемым от налогообложения на основании п. 2 ст. 217 Кодекса. При этом выплаты в виде ежемесячной доплаты к пенсии за выслугу лет муниципальным служащим не предусмотрены.
Законом Архангельской области от 16.04.1998 N 68-15-03 "О муниципальной службе в Архангельской области" муниципальные служащие в связи в выходом на трудовую пенсию имеют право на ежемесячную доплату к трудовой пенсии, выплачиваемую за счет средств местного бюджета.
С учетом изложенного ежемесячная доплата к пенсии по старости, выплачиваемая лицам, уволенным с муниципальной службы в связи с выходом на пенсию по старости, в соответствии с вышеназванным Законом, не является социальной доплатой к пенсии, выплачиваемой до величины прожиточного минимума пенсионера, как это обусловлено Федеральным законом от 17.07.1999 N 178-ФЗ, и не является пенсией за выслугу лет, назначаемой муниципальным служащим, и, соответственно, не подпадает под действие п. 2 ст. 217 Кодекса и подлежит обложению налогом на доходы физических лиц в общеустановленном порядке.
Здравствуйте!
Исходя из предыдущих ответов, следует заметить, что пенсию за выслугу лет нужно отличать от выплаты в виде ежемесячной доплаты к пенсии за выслугу лет муниципальным служащим.
В соответствии с п. 2 ст. 217 НК РФ (в редакции, действующей с 1 января 2010 г.) освобождаются от налогообложения налогом на доходы физических лиц пенсии по государственному пенсионному обеспечению и трудовые пенсии, назначаемые в порядке, установленном действующим законодательством, социальные доплаты к пенсиям, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Федеральным законом от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" установлено, что социальная доплата к пенсии предоставляется гражданину (пенсионеру) в виде денежной суммы к пенсии с учетом денежных выплат и отдельных мер социальной поддержки, предоставляемых в натуральной форме, которые предусмотрены данным Федеральным законом, иными федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, до величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с п. 4 ст. 4 Федерального закона от 24.10.1997 N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" в субъектах Российской Федерации по месту его жительства или месту пребывания, за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Социальная доплата к пенсии состоит из федеральной социальной доплаты к пенсии или региональной социальной доплаты к пенсии.
Следовательно, федеральная или региональная социальная доплата к пенсии, предоставленная неработающему гражданину (пенсионеру) по месту его проживания (пребывания) за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации до величины прожиточного минимума пенсионера в Российской Федерации либо в субъекте Российской Федерации, не подлежит налогообложению налогом на доходы физических лиц с 1 января 2010 г.
Правовые основы организации муниципальной службы Российской Федерации определены Федеральным законом от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации".
Статьей 23 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ муниципальным служащим гарантируется пенсионное обеспечение за выслугу лет. Следовательно, пенсия за выслугу лет является составной частью государственного пенсионного обеспечения или трудовых пенсий и отнесена к пенсиям, освобождаемым от налогообложения на основании п. 2 ст. 217 Кодекса. При этом выплаты в виде ежемесячной доплаты к пенсии за выслугу лет муниципальным служащим не предусмотрены.
Согласно Положениям "О порядке назначения и выплаты ежемесячной доплаты к пенсии по старости лицам, замещавшим муниципальные должности и муниципальные должности муниципальной службы ", действующим в большинстве муниципальных образований, лицам, замещавшим муниципальные должности муниципальной службы, установлена ежемесячная доплата к пенсии по старости в зависимости от муниципального стажа за счет местного бюджета.
С учетом изложенного ежемесячная доплата к пенсии по старости, выплачиваемая лицам, уволенным с муниципальной службы в связи с выходом на пенсию по старости, не является социальной доплатой к пенсии, выплачиваемой до величины прожиточного минимума пенсионера, как это обусловлено Федеральным законом от 17.07.1999 N 178-ФЗ, и не является пенсией за выслугу лет, назначаемой муниципальным служащим, и, соответственно, не подпадает под действие п. 2 ст. 217 Кодекса и подлежит обложению налогом на доходы физических лиц в общеустановленном порядке.
Продолжение ответа.
То есть, указанная Вами доплата не является социальной доплатой к пенсии, выплачиваемой до величины прожиточного минимума пенсионера и не является пенсией за выслугу лет, назначаемой муниципальным служащим, и поэтому она подлежит обложению налогом на доходы физических лиц.