8 499 938-65-20
Мы — ваш онлайн-юрист 👨🏻‍⚖️
Объясним пошагово, что делать в вашей ситуации. Разработаем документы и ответим на любой вопрос, даже самый маленький.

Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
400 ₽
Вопрос решен

Сообщество родителей в школах и детских садах

Являются ли сообщества родителей группы детского сада или класса школы гражданско-правовым сообществом? Если да, то каков юридический статус избираемого родительского комитета и его председателя.

, Анжела Сулоева, г. Москва
Анна Антипко
Анна Антипко
Юрист, г. Воронеж
Эксперт

Здравствуйте.

Являются ли сообщества родителей группы детского сада или класса школы гражданско-правовым сообществом?
Анжела Сулоева

Да, я считаю, что можно отнести такие сообщества к гражданско-правовым, на основании Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25

«О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»:

103. По смыслу пункта 1 статьи 2, пункта 6 статьи 50 и пункта 2 статьи 181.1 ГК РФ под решениями собраний понимаются решения гражданско-правового сообщества, т.е. определенной группы лиц, наделенной полномочиями принимать на собраниях решения, с которыми закон связывает гражданско-правовые последствия, обязательные для всех лиц, имевших право участвовать в таком собрании, а также для иных лиц, если это установлено законом или вытекает из существа отношений.

Но данный вопрос должен быть четко закреплен письменно.

Если да, то каков юридический статус избираемого родительского комитета и его председателя.
Анжела Сулоева

Данный момент, то есть порядок выборов, порядок проведения собрания, порядок работы, права и обязанности, ответственность, защита, должен быть закреплен, на мой взгляд, например, Положением о родительском комитете, которое может быть утверждено Руководителем образовательной организацией Приказом. Подкреплено это может быть частью 3 статьи 44 ФЗ «Об образовании»:

3. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право:
7) принимать участие в управлении организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в форме, определяемой уставом этой организации;
3
0
3
0
Денис Федоров
Денис Федоров
Юрист, г. Санкт-Петербург

Здравствуйте, Анжела!

В силу пункта 2 статьи 181.1 Гражданского кодекса Российской Федерации решение собрания, с которым закон связывает гражданско-правовые последствия, порождает правовые последствия, на которые решение собрания направлено, для всех лиц, имевших право участвовать в данном собрании (участников юридического лица, сособственников, кредиторов при банкротстве и других — участников гражданско-правового сообщества), а также для иных лиц, если это установлено законом или вытекает из существа отношений.

В юридической литературе встречаются как сторонники широкого толкования понятия «гражданско-правовое сообщество», так и его противники.

С одной стороны родительские собрания можно отнести к такому сообществу, поскольку перечень не является исчерпывающим.

Возражая против такого широкого толкования, другие юристы отмечают, что родительские собрания по существу создаются для решения внутренних вопросов группы родителей, чьи дети учатся в определенном классе. Поэтому принятие неких решений не относится к случаям, с которыми закон связывает наступление гражданско-правовых последствий.

Гражданско правовое сообщество должно обладать признаком обязательности принимаемых решений на основании закона (например, обязательность решений собрания собственников помещений в многоквартирном доме ч. 4 ст. 36 ЖК РФ), поскольку в силу пункта 1 ст. 181.1 ГК РФ непосредственно связывает с принятием соответствующего решения наступление гражданско-правовых последствий.

Сама по себе возможность участия в управлении образовательной организацией не предполагает принятие решений, с которым закон связывает гражданско-правовые последствия, т.е. их обязательность.

В подтверждении сказанного, можно привести выдержку из Письма Минобрнауки России от 09.09.2015 N ВК-2227/08 в котором указано, что любая инициативная группа граждан, в том числе родительский комитет, попечительский совет и прочие органы самоуправления образовательного учреждения, вправе принять решение о внесении (сборе) денежных средств только в отношении себя самих (членов комитета, попечительского совета), а не родителей всех детей, посещающих данное учреждение.

Если да, то каков юридический статус избираемого родительского комитета и его председателя.
Анжела Сулоева

Юридический статус — совет родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, созданный в целях учета мнения родителей несовершеннолетних обучающихся и педагогических работников по вопросам управления образовательной организацией и при принятии образовательной организацией локальных нормативных актов (ст.п. 6 ст. 26 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

Таким образом, функции совета родителей консультативные, а не управленческие.

С уважением Федоров Денис Николаевич.

1
0
1
0
Анжела Сулоева
Анжела Сулоева
Клиент, г. Москва

Доброе утро. В случае, если решения родителей не направлены на функионирование образовательной организации, а касаются самих родителей, в частности сбор денежных средств на общие нужды, приобретение товаров и услуг, определение прпвил поведения родителей, будут ли такие решения обязательными для родителей? Решения принимаются путем голосования, в электронной форме. Примеры решений: сбор денег в общую "кассу", приобретение подарков для детей, воспитателей к праздникам, не использование гаджетов во время утренников. Можно ли трактовать такие решения, например, устной сделкой?

Рамазан Тнымбаевич Шанкулов
Рамазан Тнымбаевич Шанкулов
Юрист, д. Акъяр

Здравствуйте,

гражданско-правовым сообществом?
Анжела Сулоева

не является Могут проводится собрания для учета мнения родителей, но не более того.

2
0
2
0
Мария Иванова
Мария Иванова
Юрист, г. Оренбург

Здравствуйте!

Если сообщество родителей планирует на постоянной основе активно участвовать в жизни детей сада или школы, вплоть до сбора добровольных взносов, то создается юридическое лицо — некоммерческая организация, в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»:

Статья 2. Некоммерческая организация
1. Некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.
2. Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.
2.1. Социально ориентированными некоммерческими организациями признаются некоммерческие организации, созданные в предусмотренных настоящим Федеральным законом формах (за исключением государственных корпораций, государственных компаний, общественных объединений, являющихся политическими партиями) и осуществляющие деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также виды деятельности, предусмотренные статьей 31.1 настоящего Федерального закона.
(п. 2.1 введен Федеральным законом от 05.04.2010 N 40-ФЗ)
3. Некоммерческие организации могут создаваться в форме общественных или религиозных организаций (объединений), общин коренных малочисленных народов Российской Федерации, казачьих обществ, некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных, благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов, а также в других формах, предусмотренных федеральными законами.

Обратите внимание, что согласно ст. 52 ГК РФ:

В уставах некоммерческих организаций, уставах унитарных предприятий и в предусмотренных законом случаях в уставах других коммерческих организаций должны быть определены предмет и цели деятельности юридических лиц. Предмет и определенные цели деятельности коммерческой организации могут быть предусмотрены уставом также в случаях, если по закону это не является обязательным.

Кроме того, в уставе вы пропишите все организационные моменты: полномочия председателя. его срок и др.

1
0
1
0
Елена Каравайцева
Елена Каравайцева
Юрист, г. Новоалтайск
В случае, если решения родителей не направлены на функионирование образовательной организации, а касаются самих родителей, в частности сбор денежных средств на общие нужды, приобретение товаров и услуг, определение прпвил поведения родителей, будут ли такие решения обязательными для родителей? Решения принимаются путем голосования, в электронной форме. Примеры решений: сбор денег в общую «кассу», приобретение подарков для детей, воспитателей к праздникам, не использование гаджетов во время утренников. Можно ли трактовать такие решения, например, устной сделкой?

Здравствуйте! Такие родительские сообщества являются по сути одной из форм реализации права на объядинения граждан (ст. 30 Конституции РФ).

Статья 5 Закона № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» под общественным объединением понимает «добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения».
Для того чтобы создать родительский комитет в форме общественного объединения, необходимо:- не менее трех участников;- организовать общее собрание, на котором будет принято решение о создании комитета, при этом оформить протокол общего собрания, составить и утвердить устав (ст. 18 Закона)

.Плюсы у этой формы перед простым объединением в том, что на комитет будут распространяться все нормы законодательства об общественных объединениях. Родительский комитет в этом случае уже приобретает статус субъекта права, особые права и обязанности, однако еще не имеет статуса субъекта гражданского права — к примеру, не может открывать счета и выступать в качестве субъекта имущественных отношений. Получается, если такой комитет и собирает деньги, то юридически все они принадлежат не родительскому комитету, а его членам, а имущество, приобретенное на данные средства, будет в общей собственности членов родительского комитета.Например, глава родительского комитета подпишет договор от имени родительского комитета, но юридически будет считаться, что все права и обязанности по такому договору возникли не у родительского комитета, а у его главы как физического лица.Дело в том, что, согласно пункту 1 статьи 2 Гражданского кодекса РФ, участниками регулируемых гражданским законодательством отношений являются граждане и юридические лица. Таким образом, перечень субъектов гражданского права исчерпывающий, никаких родительских комитетов в этом перечне нет, как и любых других объединений граждан, не являющихся юридическими лицами (это распространяется и на первый вид объединения).

зАКОНОМ ОБ ОБРАЗОВАНИИ Родительские комитеты не предусмотрены, однако в ст. 44 зафиксированы права родителей

Статья 44. Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся
1. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.
2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, образовательные организации оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.
3. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право:
1) выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии) формы получения образования и формы обучения, организации, осуществляющие образовательную деятельность, язык, языки образования, факультативные и элективные учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность;
2) дать ребенку дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее образование в семье. Ребенок, получающий образование в семье, по решению его родителей (законных представителей) с учетом его мнения на любом этапе обучения вправе продолжить образование в образовательной организации;
3) знакомиться с уставом организации, осуществляющей образовательную деятельность, лицензией на осуществление образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации, с учебно-программной документацией и другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности;
4) знакомиться с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями, а также с оценками успеваемости своих детей;
5) защищать права и законные интересы обучающихся;
6) получать информацию о всех видах планируемых обследований (психологических, психолого-педагогических) обучающихся, давать согласие на проведение таких обследований или участие в таких обследованиях, отказаться от их проведения или участия в них, получать информацию о результатах проведенных обследований обучающихся;
7) принимать участие в управлении организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в форме, определяемой уставом этой организации;
8) присутствовать при обследовании детей психолого-медико-педагогической комиссией, обсуждении результатов обследования и рекомендаций, полученных по результатам обследования, высказывать свое мнение относительно предлагаемых условий для организации обучения и воспитания детей.
4. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся обязаны:
1) обеспечить получение детьми общего образования;
2) соблюдать правила внутреннего распорядка организации, осуществляющей образовательную деятельность, правила проживания обучающихся в интернатах, требования локальных нормативных актов, которые устанавливают режим занятий обучающихся, порядок регламентации образовательных отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) их родителями (законными представителями) и оформления возникновения, приостановления и прекращения этих отношений;
3) уважать честь и достоинство обучающихся и работников организации, осуществляющей образовательную деятельность.
5. Иные права и обязанности родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся устанавливаются настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, договором об образовании (при его наличии).
6. За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, установленных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
1
0
1
0
Наталья Бельдяева
Наталья Бельдяева
Юрист

Здравствуйте, Анжела. Полагаю, что какими бы признаками определенной организационно-правовой формы не обладало такое сообщество в соотношении с действующим законодательством на сегодняшний день есть определенные сложности в деятельности и правомочности такого сообщества. Пока создание таких сообществ рекомендовано Президентом,

УКАЗ

ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

О НАЦИОНАЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ

ДЕЙСТВИЙ В ИНТЕРЕСАХ ДЕТЕЙ НА 2012 — 2017 ГОДЫ

5. Меры, направленные на развитие воспитания и социализацию детей. Внедрение эффективных механизмов сотрудничества органов управления образованием, гражданского общества, представителей различных конфессий, средств массовой информации, родительских сообществ в области воспитания и социализации детей.

При этом специальное правовое регулирование пока отсутствует, поэтому толковать может каждый по своему…

Являются ли сообщества родителей группы детского сада или класса школы гражданско-правовым сообществом? Если да, то каков юридический статус избираемого родительского комитета и его председателя.Анжела Сулоева

Формулировки «гражданско-правовое сообщество» ГК РФ не предусматривает.

При анализе норм ГК можно сделать вывод, что под сообществом понимается определенная группа лиц, правомочная принимать решения, основанные на обязательствах всех участвующих лиц, а также других лиц, не являющихся участниками данного сообщества, если это вытекает из предмета отношений и не запрещено законом.

Отличительной чертой любого сообщества выступает право принятия решений, которое является обязательным для всех членов таких сообществ в силу полномочий и/или указаний закона.

Поскольку прямого указания в законе на легитимность решения такого собрания не имеется в отсутствие специального указания на принятие решения через собрание членов сообщества, следует применять положения ГК РФ — о соглашении всех членов сообщества, а в случае если такое соглашение не достигнуто, то решаться вопрос может только в судебном порядке…

0
0
0
0
Похожие вопросы
386 ₽
Уголовное право
Сын скинул в общий чат обнаженное тело фото одноклассника, маму вызвали в школу и хоть сына отчислить со школы и повесить статью
Сын скинул в общий чат обнаженное тело фото одноклассника, маму вызвали в школу и хоть сына отчислить со школы и повесить статью. Подскажите пожалуйста- какие могут быть последствия и как мир все удалить и решить данный вопрос?
, вопрос №4097071, Павел, г. Москва
Трудовое право
Я вёл в следующих классах: 1а, 2а, 3а, 4а, 5а, 6а, 7а, 8а – (8часов) 1-3б, 2-4б, 5б, 6б, 7б, 8б – (6часов) 1-3в, 2-4в, 5в, 6в, 7в, 8в – (6часов) Это только часы МУЗЫКИ 20 часов
Здравствуйте! Хотелось бы добавить номера статей из Трудового кодекса в своё заявление. Моя почта: artist-husen@yandex.ru ЗАЯВЛЕНИЕ Уважаемый суд, Обращаясь к вам, в качестве истца, прошу вынести верное решение в пользу меня, доказательством для этого, мой адвокат, Смыкова Татьяна Валерьевна, – собрал все документы и расчёты, подтверждающие мою правоту относительно отработанных часов и выслуги лет. Прилагаю ещё один документ в формате EXCEL, где без расчёта на ведение предмета информатики в начальных классах 2а, 3а, 4а, и 2-4б, 3б, уже имеется ставка 18 часов. Я считаю, что в образовательных учреждениях 1 час приравнивается к 45 минутам урока по Трудовому кодексу. Я свидетельствую о том, что с периода 1997года по сегодняшний день, я честно работал и работаю в данной школе и вёл все отработанные мною часы! 1 урок – 1 час. Я вёл в следующих классах: 1а, 2а, 3а, 4а, 5а, 6а, 7а, 8а – (8часов) 1-3б, 2-4б, 5б, 6б, 7б, 8б – (6часов) 1-3в, 2-4в, 5в, 6в, 7в, 8в – (6часов) Это только часы МУЗЫКИ 20 часов. Уроки ИНФОРМАТИКИ – 2а, 3а, 4а, 5а, 6а, 7а, 8а, 9а – (8часов) 2-4б, 5б, 6б, 7б, 8б, 9б – (6часов). Итого: 14 часов. Уроки РИТМИКИ 1-3б, 2-4б, 1-3в, 2-4в (4 часа) Внеурочная деятельность «Весёлые нотки» (1 час), «Шахматы» (1 час) Итого всего в общем получается 40 часов: Если 40 часов разделить на 18 часов одну ставку равно 2,2 ставки. Любые школьные и городские мероприятия занимают больше времени и усилий для достижения результата. Проводятся неоднократные репетиции, тем самым эти скромные часы внеурочных занятий, в моей работе также почему-то не учитываются. Моя работа связана с не простой школой, где есть обычные дети, развитые по своему возрасту, но она является и коррекционной школой, где обучаются дети с ограниченной возможностью здоровья (ОВЗ VII вида) и умственно-отсталыми (УО VIII вида). Также в моём классе, в кабинете ИНФОРМАТИКИ имеются 16 компьютеров + учительский, где также вредят моему здоровью своим излучением. Кроме того, указываю на неправомерные действия со стороны Управления образования и Пенсионного фонда: когда я к ним обратился в бухгалтерию по поводу своей заработной платы – часовой нагрузки, они не смогли предоставить мне отсканированные документы с бухгалтерии, ссылаясь на то, что архив сгорел, хотя все данные архива должны храниться 75 лет. Пенсионный фонд не захотел проверить достоверность фактов, сверить все данные, только ждал безрезультатных выписок или отписок директора и Начальника управления образования. Сканы с бухгалтерии все фиктивные: сверху наложенные друг на друга, листы не разборчивы, не читабельны. Сведения, предоставленные организациями, являются фальсифицированными и не соответствуют истине. Также информирую о фактах, связанных с моим проживанием в России приобретением жилья и других документов, подтверждающих мою легальность на территории страны. В России я нахожусь с 1996 года, где с братом близнецом Хусеном приобрёл жильё в 2001 году. С 1997 года жил в школе – 5 лет. Сдал паспорт СССР в паспортном Отделе, в Пенсионный фонд подали сведения, якобы приехал в 2010 году, на мой вопрос: «Почему, мы же приехали в 1996 году?», - ответ прозвучал, что при расформировании Отдела милиции – все документы утеряны и сожжены. Доказательства все, я им предоставил, что были прописаны у учителя истории Пушкарёвой Нины, у её родителей по улице Зелёной 18. Сейчас приближается пришкольный оздоровительный лагерь, месяц июнь, в полный рабочий день, где я задействован и работаю воспитателем и музыкальным работником. Прошу учесть все вышеизложенные обстоятельства и факты при принятии решения, и защитить мои трудовые права, т.к. с 2021 года, я должен был пойти на досрочную пенсию по выслуге лет, где я отработал 25 лет, а в настоящее время уже более лет!
, вопрос №4096392, Хасан, г. Москва
Гражданское право
Но теперь появилась возможность не ехать, не сдавать ОГЭ и получить аттестат в нашем городе на основании промежуточной аттестации
здравствуйте. мой сын учится в 9 классе по семейной форме обучения. промежуточную аитестацию за 9 класс он сдал. прикреплен к московской школе, которая имеет аккредитацию и лицензию. мы живём в Курске. это приграничный с Украиной район. Вчера наш губернатор освободил от сдачи ОГЭ всех учеников области в связи со сложной обстановкой. Аттестат можно будет получить на основании итоговых контрольных: "выпускники школ Курской области имеют право пройти государственную итоговую аттестацию в форме промежуточной аттестации" Мы прикреплены к московской школе и планировали сдавать ОГЭ в Москве. Но теперь появилась возможность не ехать, не сдавать ОГЭ и получить аттестат в нашем городе на основании промежуточной аттестации. Может ли наша Курская школа и комитет образования отказать в зачислении ребёнка, чтобы получить аттестат? На основании того, что уже поздно подавать заявление. Мне прислали Приказ Минпросвещения 232 рособрнадзора 551. В 12-14 пунктах говорится о сроках заявления на прохождение ГИА. Там можно подать его за две недели только в том случае если есть ОВЗ или уважительные причины. но ребенку не нужно сдавать ГИА. а только получить аттестат на основании промежуточной аттестации, выданной московской школой. и будет ли считаться уважительной причина: сложная обстановка в регионе, в котором мы проживаем и приказ губернатора
, вопрос №4096277, Irina, г. Москва
Административное право
Здравствуйте, забираю ребенка с сада, ребенок с группой находился на улице, я забрала не мокрой сначала
Здравствуйте, забираю ребенка с сада, ребенок с группой находился на улице, я забрала не мокрой сначала уводила чучуть а в автобусе посмотрела что обувь и ноги полностью мокрые , вечером ребенок жаловался на боль в животе и на следующий день тоже, получилось второй день и поделись температуру 37,4 Подобный случай был ранее забыли одеть памперс и ребенок также был насквозь мокрый но тогда забирал муж на машине и это небыли так критично, что делать подскажите пожалуйста? Я просто хотела эту воспитательницу закапать, моя дочь вообще не пропускает сад и тут этот случай (
, вопрос №4096013, Ольга, г. Якутск
Дата обновления страницы 03.03.2016