Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
Размер неустойки УК за отключение холодного и горячего водоснабжения без предупреждения?
Добрый день, какой размер неустойки должна заплатить управляющая компания за отключение холодного и горячего водоснабжения без предупреждения и уведомления в квартире (отключен 1 стояк)? Долгов по ЖКУ нет.
Добрый день.
Согласно Постановление Правительства РФ «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» от 06.05.2011г. № 354
Порядка Вы имеете право требовать уплаты исполнителем неустоек (штрафов, пеней) при не предоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества, в том числе возмещения убытков и вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потребителя (проживающих совместно с ним лиц). При этом, в соответствии с п.75, 76 порядка, исполнитель коммунальных услуг несет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации за нарушение качества и порядка предоставления коммунальных услуг. То есть плата за непредоставление коммунальных услуг не только не берется, но Вы еще и в праве потребовать штрафных санкций.
Хочется обратить внимание, что согласно данному постановлению, а именно, приложению №1, установлен перечень ситуаций, когда могут быть отключены коммунальные услуги:
— Допустимая продолжительность перерыва подачи холодной воды: 8 часов
(суммарно) в течение 1 месяца; 4 часа единовременно, при аварии в централизиванных сетях холодного водоснабжения в соответствии с требованиями РФ о техническом регулировании (СНиП 2.04.02-84).
— Допустимая продолжительность перерыва подачи горячей воды: 8 часов
(суммарно) в течение 1 месяца; 4 часа единовременно, а при аварии на
тупиковой магистрали – 24 часа, продолжительность перерыва горячего
водоснабжения связанная с ремонтными и профилактическими работами
осуществляется с требованиями законодательства РФ о техническом
регулировании (СанПин 2.1.4.2496-09).
— Допустимая продолжительность перерыва водоотведения: 8 часов (суммарно)
в течение 1 месяца; 4 часа единовременно (в том числе при аварии).
— Допустимая продолжительность перерыва газоснабжения: не более 4 часов (суммарно) в течение одного месяца.
— Допустимая продолжительность перерыва отопления: не более 24 часов
(суммарно) в течение одного месяца; не более 16 часов единовременно –
при температуре воздуха в жилых помещениях от 12 градусов C до
нормативной; не более 8 часов единовременно – при температуре воздуха в
жилых помещениях от 10 градусов C до 12 градусов C; не более 4 часов
единовременно – при температуре воздуха в жилых помещениях от 8 градусов
C до 10 градусов C.
При предоставлении коммунальных услуг перерывы для проведения ремонтных и
профилактических работ, а также работ по подключению новых потребителей
допускаются после предварительного уведомления (в письменной форме)
потребителя в установленном настоящими Правилами порядке.
Продолжительность указанных перерывов устанавливается в соответствии с
настоящими Правилами и иными требованиями законодательства Российской
Федерации. Допускаются также перерывы в связи со стихийными бедствиями и
чрезвычайными ситуациями.
Под иными требованиями законодательства Российской Федерации подразумеваются нормативные акты, обеспечивающие санитарные и технические требования (контроль за которыми устанавливается в соответствии с ст.12, 13, 14 ЖК РФ), а именно:
1) Правила и нормы эксплуатации жилищного фонда, утвержденные постановлением Госстроя России №170 от 27.09.2003г.: Ремонт тепловых сетей, тепловых пунктов и систем теплопотребления следует производить одновременно в летнее время. Рекомендуемый срок ремонта, связанный с прекращением горячего
водоснабжения, — 14 дней. В каждом конкретном случае продолжительность
ремонта устанавливается органами местного самоуправления.
2) Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения, утвержденные Постановлением федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (главного санитарного врача РФ) №20 от 07.04.2009г.: В период ежегодных профилактических ремонтов
отключение систем горячего водоснабжения не должно превышать 14 суток.
На период ремонта объекты повышенной эпидемической значимости (больницы,
интернаты, школьные и дошкольные учреждения и т.д.) подлежат обеспечению горячей водой от собственных резервных источников, что должно предусматриваться на стадии разработки проекта.
При этом если в первом нормативном акте допускается превышение срока проведения профилактических работ более чем 14 суток, то во втором нормативном акте этот срок установлен четко.
Плановое отключение коммунальных услуг, согласно п. 49 Порядка, должно
сопровождаться оповещением потребителей не позднее чем за 10 рабочих
дней до начала перерыва.
Осуществление государственного контроля соответствия жилых помещений, качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг независимо от формы собственности осуществляется органами исполнительной власти субъектов
Российской Федерации (в соответствии со ст.13, ст.20 ЖК РФ). Контроль за
соблюдением порядка предоставления коммунальных услуг осуществляется
органами исполнительной власти РФ, органами исполнительной власти
субъектов РФ и органами местного самоуправления в пределах своей
компетенции (в соответствии с п.114 Порядка).
Поэтому обратиться по данному поводу можно в следующие органы:
1) Районную администрацию;
2) Государственная жилищная инспекция;
3) Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор);
4) Прокуратура (районная, областная).
XVI. Ответственность исполнителя и потребителя
149. Исполнитель несет установленную
законодательством Российской Федерации административную, уголовную или
гражданско-правовую ответственность за:
а) нарушение качества предоставления потребителю коммунальных услуг;
б) вред, причиненный жизни, здоровью и имуществу потребителя вследствие нарушения качества предоставления коммунальных услуг, вследствие непредоставления потребителю полной и достоверной информации о предоставляемых коммунальных услугах;
в) убытки, причиненные потребителю в результате нарушения исполнителем прав потребителей, в том числе в результате договора, содержащего условия, ущемляющие права потребителя по сравнению с настоящими Правилами;
г) моральный вред (физические или нравственные страдания), причиненный потребителю вследствие нарушения исполнителем прав потребителей, предусмотренных жилищным законодательством Российской Федерации, в том числе настоящими Правилами.
150. Исполнитель, допустивший нарушение качества
предоставления коммунальной услуги вследствие предоставления потребителю
коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами,
превышающими установленную продолжительность, обязан произвести в
соответствии с положениями настоящих Правил перерасчет потребителю
размера платы за такую коммунальную услугу в сторону ее уменьшения
вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.
При этом потребитель вправе требовать с исполнителя уплаты неустоек
(штрафов, пеней) в размере, указанном в Законе Российской Федерации «О
защите прав потребителей», в случаях, указанных в пункте 157 настоящих
Правил.
Исполнитель освобождается от ответственности за нарушение качества
предоставления коммунальных услуг, если докажет, что такое нарушение
произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы или по вине
потребителя. К обстоятельствам непреодолимой силы не относятся, в
частности, нарушение обязательств со стороны контрагентов исполнителя
или действия (бездействие) исполнителя, включая отсутствие у исполнителя
необходимых денежных средств.
151. Вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу
потребителя вследствие нарушения качества предоставления коммунальных
услуг или вследствие непредоставления потребителю полной и достоверной
информации о предоставляемых коммунальных услугах, подлежит возмещению
исполнителем в полном объеме независимо от вины исполнителя. Указанный
вред подлежит возмещению по правилам, предусмотренным главой 59
Гражданского кодекса Российской Федерации.
Право требовать возмещения вреда, причиненного вследствие нарушения
качества предоставления коммунальных услуг, признается за любым
потерпевшим независимо от того, состоял он в договорных отношениях с
исполнителем или нет.
Вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя
вследствие нарушения качества предоставления коммунальных услуг,
подлежит возмещению в течение 10 лет со дня предоставления такой услуги.
При этом требования, предъявленные по истечении 3 лет со дня
возникновения права на возмещение такого вреда, удовлетворяются за
прошлое время не более чем за 3 года, предшествовавшие предъявлению
иска.
152. В случае причинения исполнителем ущерба жизни,
здоровью и (или) имуществу потребителя, общему имуществу собственников
помещений в многоквартирном доме исполнитель и потребитель (или его
представитель) составляют и подписывают акт о причинении ущерба жизни,
здоровью и имуществу потребителя, общему имуществу собственников
помещений в многоквартирном доме, содержащий описание причиненного
ущерба и обстоятельств, при которых такой ущерб был причинен.
Указанный акт должен быть составлен исполнителем и подписан им не
позднее 12 часов с момента обращения потребителя в
аварийно-диспетчерскую службу. При невозможности подписания акта
потребителем (или его представителем), в том числе по причине его
отсутствия в занимаемом помещении, акт должен быть подписан помимо
исполнителя 2 незаинтересованными лицами. Акт составляется в 2
экземплярах, один из которых передается потребителю (или его
представителю), второй — остается у исполнителя.
153. Исполнитель несет ответственность за вред,
причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя в связи с
использованием материалов, оборудования, инструментов и иных средств,
необходимых для предоставления коммунальных услуг, независимо от того,
позволял уровень научных и технических знаний выявить их особые свойства
или нет.
Исполнитель освобождается от ответственности за причинение вреда,
если докажет, что вред причинен вследствие непреодолимой силы или
нарушения потребителем установленных правил потребления коммунальных
услуг.
154. Под убытками понимаются расходы, которые
потребитель, чьи права нарушены, произвел или должен будет произвести
для восстановления нарушенного права (реальный ущерб), а также
неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях
гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная
выгода).
Если иное не установлено законом, убытки, причиненные потребителю,
подлежат возмещению в полной сумме сверх неустойки (пени), установленной
законом или договором.
Уплата неустойки (пени) и возмещение убытков не освобождают
исполнителя от исполнения возложенных на него обязательств в натуре
перед потребителем.
Исполнитель освобождается от ответственности за неисполнение
обязательств или за ненадлежащее исполнение обязательств, если докажет,
что неисполнение обязательств или их ненадлежащее исполнение произошло
вследствие непреодолимой силы, а также по иным основаниям,
предусмотренным законом.
Требования потребителя об уплате неустойки (пени), предусмотренной
законом или договором, подлежат удовлетворению исполнителем в
добровольном порядке. При удовлетворении судом требований потребителя,
установленных законом, суд взыскивает с исполнителя за несоблюдение в
добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в
размере 50 процентов суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
155. Если исполнителем вследствие нарушения прав
потребителей, предусмотренных жилищным законодательством Российской
Федерации, в том числе настоящими Правилами, потребителю причинен
моральный вред (физические или нравственные страдания), то по заявлению
потребителя суд может возложить на исполнителя обязанность денежной
компенсации указанного вреда.
Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.
156. Исполнитель не вправе без согласия потребителя
выполнять дополнительные работы, оказывать услуги за плату. Потребитель
вправе отказаться от оплаты таких работ (услуг), а если они оплачены,
потребитель вправе потребовать от исполнителя возврата уплаченной суммы.
157. При предоставлении исполнителем потребителю
коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами,
превышающими установленную продолжительность, потребитель вправе
потребовать от исполнителя уплаты неустоек (штрафов, пеней) в размере,
указанном в Законе Российской Федерации «О защите прав потребителей», в
следующих случаях:
а) если исполнитель после заключения договора,
содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, своевременно
не приступил к предоставлению коммунальных услуг;
б) если суммарное время перерывов в предоставлении
коммунальных услуг за расчетный период превышает допустимые перерывы в
предоставлении коммунальных услуг, установленные в приложении № 1 к
настоящим Правилам;
в) если давление холодной или горячей воды и (или)
температура горячей воды в точке водоразбора не отвечают требованиям,
установленным законодательством Российской Федерации;
г) если давление газа в помещении потребителя не соответствует требованиям, установленным законодательством Российской Федерации;
д) если параметры напряжения и частоты в
электрической сети в помещении потребителя не отвечают требованиям,
установленным законодательством Российской Федерации;
е) если температура воздуха в помещении потребителя
(в том числе в отдельной комнате в квартире) ниже значений,
установленных законодательством Российской Федерации, более чем на
величину допустимого отклонения температуры и (или) если давление во
внутридомовой системе отопления меньше значения, указанного в приложении
№ 1 к настоящим Правилам. Если иное не установлено договором,
потребитель вправе потребовать от исполнителя уплаты неустоек (штрафов,
пеней) за некачественное отопление в случае проведения потребителем
мероприятий по подготовке жилого помещения к эксплуатации в
осенне-зимний период (установка уплотняющих прокладок в притворах
оконных и дверных проемов, замена разбитых стекол, утепление входных
дверей в помещение и т.д.);
ж) если в аварийно-диспетчерской службе отсутствует
регистрация сообщения потребителя о нарушении качества предоставления
коммунальных услуг или их непредставлении;
з) в других случаях, предусмотренных договором.