Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
Насколько законны действия заместителя транспортного прокурора?
К нам на предприятие пришел сегодня заместитель транспортного прокурора и вручил уведомление о проведении проверки, следующего содержания:
"Хабаровской транспортной прокуратурой на предприятиях железнодорожного транспорта проводится проверка исполнения трудового законодательства.
В связи с этим, в соответсвии со ст.6, 22 ФЗ от 17.01.1992 №2202-1, уведомляю Вас, что 09.12.2015 заместителем Хабаровского транспортного прокурора на Вашем предприятии будут осуществлены проверочные мероприятия по предмету проверки. " Подписывает уведомления он же сам, кто будет проверять.
Вручил уведомление 09.11.2015г. и ушел, сказав что придет 10.11.2015г. с проверкой, на мои вопросы какие основания проверки, график, жалоба, плановая, или внеплановая, или какие либо другие документы, согласно каких будет проводиться проверка ответа не поступило, лишь ответил, что он в любой момент имеет право нас проверять, и что 10.11.2015г. мы обязаны предоставить все необходимые документы.
Подскажите насколько все его действия законны, и что мы должны у него потребовать перед началом проверки. А то у нас нет Юриста для консультации.
Здравствуйте!
Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» на прокурорские проверки не распространяется.
Однако Прокуратура обязана руководствоваться конституционным принципом законности, установленным частью 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации, и строить свою деятельность по проведению проверок юридических лиц на основании Конституции Российской Федерации и федеральных законов.
Статья 22 Закона Российской Федерации от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» предоставляет прокурору право при осуществлении функций по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения поднадзорных органов, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона.
Но, полагаю, что указанная статья не является основанием для проведения проверки юридического лица.
Необходимо учитывать, что деятельность органов прокуратуры довольно подробно регламентирована приказами Генерального прокурора Российской Федерации.
Так, наиболее значимым для хозяйствующих субъектов является Приказ Генерального прокурора от 07.12.2007 № 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина», регламентирующий сферу деятельности прокурора по надзору за соблюдением федерального законодательства, так называемый общий надзор.
Пунктом 6 Приказа № 195 установлено, что проверки исполнения законов надлежит проводить на основании поступившей в органы прокуратуры информации (обращений граждан, должностных лиц, сообщений средств массовой информации и т.п.), а также других материалов о допущенных правонарушениях, требующих использования прокурорских полномочий, в первую очередь для защиты общезначимых или государственных интересов, прав и законных интересов групп населения, трудовых коллективов, репрессированных лиц, малочисленных народов, граждан, нуждающихся в особой социальной и правовой защите.
Кроме того, позицию относительно полномочий, предоставленных органам прокуратуры ст. 22 Закона о прокуратуре, высказал Верховный Суд Российской Федерации еще в 2003 году (Постановление от 06.06.2003 № 86-В03-2).
Так, согласно позиции Верховного Суда, Закон о прокуратуре не предоставляет прокурору произвольного права на проведение проверок (в том числе вызов в прокуратуру для дачи объяснения), ст. 22 Закона о прокуратуре связывает это право с нарушением закона.
Таким образом, у прокуратуры должны быть веские основания для проведения проверки того или иного хозяйствующего субъекта, и руководитель предприятия вправе требовать предъявления данных оснований. Основания для проведения проверки должны быть надлежащим образом оформлены, а не являться лишь словами сотрудника прокуратуры.
В случае если основания для проведения проверки действительно отсутствуют и сотрудник прокуратуры не может внятно предъявить такие основания, полагаю, необходимо отказать сотруднику прокуратуры в предоставлении информации, а также обратиться в соответствующую прокуратуру субъекта Российской Федерации, Генеральную прокуратуру Российской Федерации с жалобой на действия подчиненных сотрудников либо в суд.
С уважением, Федор! PS. При необходимости более подробно изучить Ваше дело, подготовить исковое заявление или жалобу — напишите мне в чат.