8 499 938-65-20
Мы — ваш онлайн-юрист 👨🏻‍⚖️
Объясним пошагово, что делать в вашей ситуации. Разработаем документы и ответим на любой вопрос, даже самый маленький.

Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
300 ₽
Вопрос решен

Применение патентной системы при ведении инфобизнеса

Добрый день!

Я ИП с налоговой системой УСН 6%. При этом же использую патентную систему налогообложения. Патент на вид деятельности "Обучение населения на курсах и по репетиторству".

Помимо основной деятельности ИП я занимаюсь обучением людей. Обучение (в 99% физлица) бывает как очное (тогда мы с физлицом заключаем договор о прохождении курса, а также подписываем акты), так и через Интернет (продажа цифровых товаров).

Мой вопрос, касается применения патентной системы налогообложения при обучении людей через интернет.

К примеру я продаю тренинги и курсы через Интернет. Оплата от клиента поступает в электронном виде в платёжных системах специализированного Веб сайт-а, автоматизирующего продажу курсов и тренингов, который позднее переводит заработанные мной деньги на мой расчётный счёт ИП (Юрлицо ООО переводит на мой р/с ИП). При покупке курсов и тренингов в электронном виде клиент соглашается с договором офертой.

Каким образом я могу полученные на расчётный счёт деньги фиксировать, как платежи, относящиеся к патенту? Чтобы они не облагались налогом в 6%, как прочий доход ИП.

Просто не платить по ним УСН 6%, а в конце года отразить в книге учёта доходов и расходов, которая должна вестись к патенту на обучение?

Каким образом позднее я смогу доказать налоговой, что это деньги поступившие за обучение? Ведь на руках у меня нет ни договоров ни актов, все продажи проходят в электронном виде через интернет. При переводе денег на мой р/с система продаж курсов и тренингов не указывает в назначении платежа, что это деньги за обучение.

______

Второй вопрос о том же, но что будет, если продаваемый товар продаётся и получается клиентом не в цифровом виде, а в виде физического экземпляра DVD (товар).

Заранее благодарю за ответ.

Показать полностью
, Алексей, г. Краснодар
Лариса Ермолаева
Лариса Ермолаева
Юрист, г. Ханты-Мансийск

Здравствуйте! На мой взгляд, продажа курсов как товара не может относиться к обучению (не важно в цифровом виде или на DVD). Поэтому доходы от такой деятельности, по моему мнению, должны облагаться по УСН 6%. Если все-таки Вы желаете учитывать данные доходы на ПСН, то договор оферты должен быть составлен так, что Вы именно проводите обучение, а не продаете продукт. В книге учета доходов для ПСН в колонке «содержание операции» необходимо написать название операции, из которой будет ясно, что это доход именно от проведения обучения.

0
0
0
0
Алексей
Алексей
Клиент, г. Краснодар

Спасибо! А как им образом налоговая впоследствии будет проверять наличие данного Договора? Предположим я его составил и выложил в интернет, указав покупателям курсов в электронном виде, что покупая они соглашаются с офертой.

Мне следует распечатать договор и прилагать его в Налоговую?

Азизбек Юсупов
Азизбек Юсупов
Юрист, г. Москва

Продажа каких либо курсов в электронном виде либо дисках само по себе не является обучением. Тут уместна продажа товара. Поэтому если хотите свою деятельность учитывать в доходах ПСН как обучение, вам нужен Договор публичной оферты на оказание услуг, где будет указано что будет проводится обучение и т.

0
0
0
0
Спасибо! А как им образом налоговая впоследствии будет проверять наличие данного Договора? Предположим я его составил и выложил в интернет, указав покупателям курсов в электронном виде, что покупая они соглашаются с офертой.
Мне следует распечатать договор и прилагать его в Налоговую?

Да именно так.

0
0
0
0

Только учтите что электронный документ должен содержать аналог собственноручно подписи. Например это может быть электронная почта клиента. То есть вводя свою почту вал клиент подтверждает акцепт.

0
0
0
0
Дмитрий Васильев
Дмитрий Васильев
Адвокат, г. Москва
рейтинг 10
Эксперт

Добрый день.
Коллеги уже ответили на Ваш вопрос, я бы хотел в целом исходя из своего опыта настройки деятельности и сопровождения проектов в сфере онлайн обучения, в том числе проектов по продаже онлайн курсов, а также полноценных онлайн школ самого разного профиля обозначить требования законодательства при продаже онлайн курсов в части лицензии, налогообложения, необходимых документов для реализации онлайн курсов, рисков и т.д.
1. Налогообложение онлайн курсов. Какие нужно платить налоги при продаже онлайн курсов.
Что касается выбора системы налогообложения для онлайн курсов:
А) Самый частый вопрос, который мне задают – можно ли применять патент для онлайн курсов.
Вопрос актуальный, приведу пример:
Компания продает онлайн курсы, работает в Москве, за год заработала 20 млн руб.
Если она будет при этом на УСН 6% «доходы», то сумма налога составит: 20 млн руб.* 6% = налог составит 1 млн 200 тыс. руб.
А патент на ту же деятельность в Москве на год стоит 19800 руб. Разница более, чем в 60 раз!
Поэтому патент (псн для онлайн курсов) может быть очень выгоден там, где его можно применить.
Б) Согласно подпункту 15 пункта 2 статьи 346.43 Кодекса ПСН может примениться индивидуальными предпринимателями в отношении предпринимательской деятельности в сфере дошкольного образования и дополнительного образования детей и взрослых.
До 2021 г. норма звучала как «в сфере оказания услуг по обучению населения на курсах и по репетиторству», сейчас формулировку изменили, но суть осталась.
Проведение курсов, онлайн тренингов и т.д. подпадает под терминологию указанной нормы, то есть в отношении данных видов деятельности применять патент можно (см, например, Письмо Минфина России от 31.01.2020 № 03-11-11/6174).
Более того, есть разъяснения МинФина о том, что Патент можно применять в том числе при дистанционном обучении (см., например. Письмо Минфина от 26.04.2018 № 03-11-12/28615). Кстати, в этих же разъяснениях МинФин пояснил, что патент можно применять и для работы с юридическими лицами, хотя он и называется «обучение населения».
Однако есть принципиальный момент, а именно при продаже онлайн курсов можно применять патент только при условии, что оказываются именно услуги по обучению, а не просто продаются готовые курсы.
То есть:
— Если у Вас проводится обучение в режиме реального времени (проводятся вебинары и т.п.), то формально да, Ваша деятельность подпадает под патент.
— Если у Вас нет как такового обучения в режиме реального времени, а Вы просто продаете доступ к онлайн-курсам, то в такой ситуации Вы не подпадаете под патент.
Это общее правило, есть куча оговорок. Например, нужно отличать обучение от просто консультационных услуг и т.п. Есть ряд ограничений по привлечению преподавателей (выстраиванию схемы работы с ними) при работе по патенту, по составлению документов с учениками и т.д.
Из своего опыта могу сказать, что на практике, конечно, все немного по-другому, а именно все подряд пытаются работать по патенту и на практике многие, даже кто просто продает готовые онлайн курсы в интернете, тоже применяют патент, хотя формально это запрещено.
В) Помимо патента следующий вариант – это применение УСН для онлайн курсов, то есть упрощенной системы налогообложения. Здесь 2 варианта:
— УСН 6% «доходы» — то есть, когда Вы будете платить 6% со всего оборота (есть правда исключения при агентской схеме работы с преподавателями). Данный вариант подходит, если у Вас не так много расходов и Вы готовы платить налог со всего оборота.
— УСН 15% «доходы минус расходы» — то есть платить будете налог по ставке 15% с разницы между доходами и расходами. Вариант подходит, если у Вас планируется много расходов по деятельности.
2. В части вопроса о том, нужна ли лицензия для онлайн курсов.
А) Очень распространенная ошибка – думать, что при продаже онлайн курсов нужна образовательная лицензия. Это совершенно не так:
2.1. Образовательная лицензия онлайн курсам нужна только в том случае, если по итогам обучения Вы будете выдавать официальные документы об образовании и/или квалификации.
2.2. Если по итогам обучения Вы официальных документов не выдаете, а просто выдаете сертификаты «О прохождении курса», то Вы не обязаны получать образовательную лицензию согласно Постановлению Правительства РФ от 28.10.2013 г. №966 «О лицензировании образовательной деятельности» и ч.1 ст. 91 Закона №273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации».
Данная позиция подтверждается как разъяснениями Министерства образования, так и судебной практикой.
Например, в Постановлении Десятого арбитражного апелляционного суда от 14 августа 2015 г. по делу № А41-32901/15 указано следующее: «в рассматриваемом случае обществом по результатам оказания услуг выдаются сертификаты, которые подтверждают факт прохождения курса «Перевозка опасных грузов воздушным транспортом». Данные сертификаты не свидетельствуют о присвоении (повышении) разряда или квалификации. Таким образом, обучение по вышеуказанному курсу не является ни профессиональным, ни дополнительным профессиональным обучением, а, следовательно, лицензированию не подлежит».
Причем наличие или отсутствие сотрудников никак не влияет на необходимость лицензирования онлайн курсов.
Б). Однако если зайти на сайты многих крупных сервисов по продаже онлайн курсов, то можно увидеть, что у них все-таки образовательная лицензия есть.
Ответ очень простой – да, для продажи онлайн курсов не обязательно иметь образовательную лицензию, однако это не значит, что ее нельзя получить. Получить ее можно и многие так и делают. Основная цель – маркетинг, поскольку клиенты склонны больше доверять курсам, у которых есть лицензия.
Поэтому ответ на вопрос как открыть онлайн курсы без лицензии очень простой – достаточно грамотно оформить деятельность онлайн-курсов и тогда лицензия Вам по закону будет не нужна.
Еще часто возникает вопрос как оформить онлайн курсы юридически – здесь просто скажу, что регистрировать онлайн курсы не нужно. Просто настраиваете сайт, регистрируете ИП или ООО для онлайн курсов и начинаете работать.
3. Какие нужны документы для онлайн курсов.
Все документы для продажи онлайн курсов можно разделить на 3 категории:
— Документы, регулирующие отношения с учениками.
— Внутренние документы (стандартный набор трудовых документов (если у Вас есть сотрудники), документов по персональным данным, по коммерческой тайне и т.д.).
— Документы, регулирующие отношения с преподавателями (либо если у Вас идет продажа уже готовых курсов, то регулирующие отношения с теми, кто пишет эти курсы).
3.1. Документы, регулирующие отношения с учениками.
Здесь все очень просто. Поскольку обучение идет онлайн, Договор с учениками обычно заключается в виде акцепта договора-оферты на сайте (договор-оферта для онлайн курсов). То есть Вы размещаете оферту, ученик при оплате, либо при регистрации на сайте принимает ее условия и обязуется их соблюдать.
Иногда к Оферте отдельно делаем Правила проведения каких-либо занятий, Политику возвратов и т.д. Все индивидуально.
Отмечу, что пользовательское соглашение для онлайн курсов — это тоже самое, что и договор-оферта.
3.2. Внутренние документы для онлайн курсов.
На этой части документов я не буду подробно останавливаться, поскольку это стандартный набор документов. Единственное отмечу важность подписания Соглашения о неразглашении (NDA) с сотрудниками и преподавателями, чтобы они не могли просто скопировать базу клиентов и продать ее.
3.3. Документы, регулирующие отношения с преподавателями.
Есть 3 варианта как оформить преподавателей при продаже онлайн курсов:
Вариант №1. Трудоустройство преподавателей или заключение с ними Договора на оказание услуг (договора ГПХ). Плюс варианта – он максимально простой и понятный, безрисковый.
Минус – большие расходы, а именно Вы должны будете платить НДФЛ и страховые взносы за преподавателей, а это в совокупности +43% от тех сумм, которые Вы им будете платить.
Если это трудовой договор, то это еще обязанность предоставлять отпуска, невозможность просто так уволить и т.д.
Вариант №2. Оформление преподавателей как самозанятых или ИП.
Здесь плюс – дешевизна. Они сами будут платить налоги в совокупности 6%, что намного дешевле, чем 43% при трудовом договоре или договоре на оказание услуг.
Минус – могут быть риски признания отношений трудовыми.
Возможны 2 совершенно разные ситуации:
А) Ваши преподаватели у Вас работают на регулярной основе 5 дней в неделю, Вы им устанавливаете график работы, они находятся с Вами в отношениях власти-подчинения. То есть фактически это трудовые отношения и в этом случае оформление их в качестве самозанятых или ИП влечет за собой риски признания отношений между самозанятым или ИП и Вами трудовыми.
Б) У Вас «приходящие» преподаватели, которые работают нерегулярно, Вы не формируете для них график и т.д. Здесь признаков трудовых отношений нет, поэтому Вы можете спокойно с такими преподавателями работать как с самозанятыми или ИП.
Тем не менее и в этом случае очень важно, чтобы в договоре с самозанятым или ИП и Вами не было признаков трудовых отношений.
На практике последнее время есть тенденция во всех случаях всех подряд бездумно оформлять как самозанятых, в том числе сотрудников. Это влечет за собой серьезные риски.
Вариант №3. Агентские отношения и агентский договор с преподавателями онлайн курсов.
Схема, которая набирает популярность в последнее время, но тоже формально применить ее можно далеко не всегда.
Плюсы агентской схемы работы с преподавателями:
— Агентский договор позволит Вам работать с преподавателями просто как с физическими лицами (даже если они не самозанятые и не ИП) и не платить НДФЛ за преподавателей онлайн курсов, а также не платить взносы за них при перечислении им денежных средств, то есть не являться налоговым агентом преподавателей.
Обоснование – ст. 226 НК РФ, письма Минфина России от 15.04.2016 N 03-04-05/21896, от 24.02.2016 N 03-04-06/10104, от 24.02.2016 N 03-04-06/10099.
— Агентский договор дает Вам право платить налог только с суммы своего фактического дохода даже при УСН 6% (то есть платить налог с разницы между суммами, полученными от учеников и суммами, перечисленными преподавателям).
Обоснование – п.9 ч.1 ст. 251 НК РФ, разъяснения МинФина, например, Письмо от 2 февраля 2016 г. N 03-11-06/2/4733.
Нужно понимать, что вариант также применим не всегда, поскольку он предполагает именно посредническую схему правоотношений и как следствие, применим для тех ситуаций, когда у Вас нет признаков трудовых отношений с преподавателями (Вы не формируете им график и т.д.).
Многие для минимизации рисков совмещают агентскую схему работы с оформлением преподавателей как самозанятых или ИП.
Агентский договор с преподавателями также можно подписывать через оферту на сайте онлайн-курсов.
4. Как защитить права на контент онлайн курсов (как защитить права на онлайн курс). Если Вы продаете доступ к готовым онлайн курсам, актуален вопрос защиты прав на контент, чтобы конкуренты или бывшие сотрудники его не скопировали и не начали продавать самостоятельно.
Здесь все действия можно разделить на 2 составляющие:
4.1. Действия до правильному «закреплению» авторских прав на контент.
Я не буду подробно останавливаться на этом вопросе, но в целом скажу, что самое основное – это правильно оформленные правоотношения с создателями контента. То есть важно заключить корректный договор авторского заказа, акт к нему и прочие документы.
Если контент создается работниками, которые у Вас в штате, то тоже важно корректно оформить трудовой договор, должностную инструкцию, задание на разработку контента и т.д.
Также рекомендуется подписать NDA с сотрудниками и ключевыми контрагентами.
4.2. Действия по устранению допущенных нарушений. Эта часть работы заключается в своевременной реакции на уже допущенные нарушения. То есть написание претензий, обращений в суд и т.д. Здесь я думаю все понятно.
5. Ответственность при продаже онлайн курсов.
Очень важно в договоре-оферте с учениками урегулировать все возможные риски, связанные с ответственностью при продаже онлайн курсов.
Самые частые претензии, которые мы получаем от учеников:
— ученик ожидал другого, ему «не понравились» онлайн курсы, и он требует вернуть деньги.
— в части обучения по конкретным профессиям частая претензия — ученик ожидал, что после прохождения курсов найдет высокооплачиваемую работу, но не нашел ее и опять требует вернуть деньги (часто связано с тем, что онлайн курсы в своей рекламе указывают «высокую среднюю зарплату по профессии», по которой обучают и т.п.).
— ученику просто потребовались деньги, и он пытается под любыми предлогами их вернуть.
Ну а самое частое обоснование почему мы должны вернуть деньги, на которое ссылаются ученики – это «у Вас нет лицензии». По этому поводу на нас также много жалоб поступает в Рособрнадзор.
Все эти доводы при грамотном оформлении деятельности мы спокойно отбиваем.
Очень важно в договоре-оферте урегулировать все эти вопросы, конкретно расписать что мы гарантируем, что не гарантируем и т.д.
6. Настройка сайта Онлайн курсов в соответствии с требованиями законодательства о персональных данных.
Помимо описанных выше документов, на сайте онлайн курсов должны быть соблюдены определенные требования, установленные законодательством о персональных данных:
6.1. На сайте помимо Договора-оферты с учениками должна быть размещена Политика конфиденциальности онлайн курсов.
6.2. Вы должны направить уведомление в Роскомнадзор об обработке персональных данных (не путать с регистрацией в Роскомнадзоре).
Уведомление в Роскомнадзор должно быть направлено в двух формах:
— по онлайн форме — https://pd.rkn.gov.ru/operators-registry/notification/form/
— в письменном виде по обычной почте в Управление Роскомнадзора. 
6.3. На сайте на всех формах обратной связи, через которые может быть осуществлена передача персональных данных, должно быть окошечко, в котором Пользователи проставляют отметку о согласии с политикой конфиденциальности.
6.4. Без проставления отметки о согласии с политикой конфиденциальности Пользователь не должен иметь возможности отправить Вам свои персональные данные.
6.5. Если курсы ориентированы также на международный рынок, на европейских клиентов или клиентов из США, то возникают дополнительные требования.
Особое внимание следует в этом случае обратить на Регламент №2016/679 Европейского парламента и Совета Европейского Союза «О защите физических лиц при обработке персональных данных и о свободном обращении таких данных» General Data Protection Regulation (GDPR).
В отношении других стран следует обратить внимание на местное законодательство, в частности, для работы с гражданами США, например, следует учесть требования Children's Online Privacy Protection Act (COPPA), PIPEDA, Enhancing Privacy Protection и других правовых актов, касающихся обработки персональных данных 
Это основные, но далеко не все нюансы правового оформления деятельности. Основной вывод – если оформить онлайн курсы правильно, то можно будет работать законно и безопасно.
Если Вам потребуется более подробная устная или письменная консультация по любым вопросам правовой настройки проекта по продаже онлайн курсов, либо помощь в подготовке полного Пакета документов для онлайн курсов — Вы всегда можете обратиться ко мне в чат и получить помощь в решении своих вопросов (для этого Вам нужно нажать на кнопку «ОБЩАТЬСЯ В ЧАТЕ» на странице моего профиля — pravoved.ru/lawyer/362... (можно перейти по ссылке или нажав на мою фотографию)).
С Уважением,
Васильев Дмитрий.
 
 

0
0
0
0

Обращаю внимание, что на текущий момент в отношении КАЖДОГО действует СПЕЦИАЛЬНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ по вопросам правовой настройки и подготовки документов для онлайн курсов, а также для полноценных онлайн школ. Чтобы получить предложение, Вам нужно ОБРАТИТЬСЯ КО МНЕ В ЧАТ, а именно:
1. Нажать на кнопку «ОБЩАТЬСЯ В ЧАТЕ» НА СТРАНИЦЕ МОЕГО ПРОФИЛЯ — https://pravoved.ru/lawyer/362127/ (можно перейти по ссылке или нажав на мою фотографию).



2. Описать свою ситуацию мне лично.
В рамках специального предложения, обратившись ко мне в чат, АБСОЛЮТНО ЛЮБОЙ может БЕСПЛАТНО получить правовое обоснование отсутствия необходимости получения образовательной лицензии для онлайн курсов и онлайн школ.
Также обратившись ко мне в чат, Вы можете получить:
1. Устную или письменную консультацию по любым правовым вопросам продажи онлайн курсов и работы онлайн школ любого профиля, включая как российские проекты, так и проекты, ориентированные на иностранную аудиторию, в том числе по вопросам:
1.1. Налогообложения онлайн курсов и онлайн школ.
1.2. Правовой схемы работы.
1.3. Построения документооборота.
1.4. Обработки персональных данных, в том числе по требованиям законодательства РФ, европейского, американского и международного законодательства в сфере персональных данных.
1.5. Любым иным вопросам (занимаюсь полным сопровождением онлайн курсов и онлайн школ). 2. Помощь в проведении аудита Вашего сайта онлайн курсов или сайта онлайн школы на предмет соответствия требованиям законодательства.
3. Помощь в подготовке полного пакета документов для онлайн курсов или онлайн школы, в том числе следующих документов:
3.1. Договор-оферта с учениками / покупателями онлайн курсов.
3.2. Политика конфиденциальности.
3.3. Уведомление в Роскомнадзор об обработке персональных данных. 
3.4. Любых иных документов, необходимых для онлайн курсов / онлайн школы.

0
0
0
0
Похожие вопросы
686 ₽
Вопрос решен
Земельное право
Как подать это на Общем собрании садоводов, чтоб наказать председателя?
На кадастровой карте у председателя снт в собственности 2 участка, №15 и №16 по 5,5 соток, которые он пытается объединить в один с 2016 года. Есть решение совета депутатов городского круга г.Бор от 2012 года, по которому максимальная площадь участка в зоне ведения садоводства составляет 8 соток. Но на руках председателя есть документ от администрации округа г Бор - постановление об объединении этих участков в один от 2016 года. В ЕГРН - два отдельных участка, и исправить он не может. Тем не менее, председатель оплачивает членские взносы как за один объединенный участок, что значительно меньше, чем было бы за два. Допустим, этот документ об объединении является правоустанавливающим, что же тогда в ЕГРН? Есть ещё 218-ФЗ ч.4 ст.19 О гос. регистрации недвижимости. Применима ли эта статья в данном случае? Поможет ли она разрешить противоречие в законах? Можно ли разрешить противоречие без суда? Как подать это на Общем собрании садоводов, чтоб наказать председателя?
, вопрос №4105639, Николай Александрович Лещёв, г. Нижний Новгород
486 ₽
Земельное право
Как доказать в суде, что участок земель сельскохозяйственного значения с видом разрешенного использования
Как доказать в суде, что участок земель сельскохозяйственного значения с видом разрешенного использования Для ведения сельскохозяйственной деятельности, в размере 22 га, взятый физ лицом в аренду для сенокошения (прописано в договоре), не относится к землям ЛПХ и здесь не применимы нормы ограничений размера земельного участка.
, вопрос №4105337, Наталья, г. Москва
786 ₽
Вопрос решен
Земельное право
Предварительно согласовывали выделение зу принимая во внимание существующий онс?
Доброго времени суток, уважаемые господа юристы! Ситуация следующая : Есть объек незавершенного строительства (стоит на кадастровом учёте) на основании которого без проведения торгов заключён договор аренды на ЗУ (3 года). В договоре аренды указано, что ЗУ предоставляется для ведения личного подсобного хозяйства и никакого упоминания об объекте незавершенного строительства в Договоре нет. Упоминание об Онс есть в постановление "о предварительном согласовании предоставления ЗУ...", а именно : "принимая во внимание что гр. ФИО принадлежит на праве собственности ОНС...". Так же в пункте "Права и обязанности сторон" Договора аренды есть такие строки: " Арендодатель имеет право: Досрочно расторгнуть договор в порядке и в случаях, предусмотренных действующим законодательством РФ и настоящим Договором, в том числе : - в случае отмены распорядительного акта, явившегося основание для заключения настоящего договора." Сейчас стоит задачи по возведению Ижс на этом участке на новом пятне застройки (не достраивать онс по ряду причин, в основном из-за его состояния). В голове сложился следующий порядок действий: 1) Подаю уведомление о начале строительства ; 2) Строю ИЖС; 3) Подаю уведомление о сносе Объекта незавершенного строительства ; 4) Снимаю с учёта Объект незавершенного строительства ; 5) Уведомление о окончании строительства Ижс, регистрация и т.д. 6) Выкуп зу под Ижс. Внимание вопросы. 1. Разрешат ли строить ижс на участке с зарегистрированным объектом незавершенного строительства? 2. При сносе онс не возникнет ли отмена распорядительного акта, явившегося основанием для заключения договора аренды зу? 3. При сносе онс не возникнет ли проблема при выкупе зу под ижс, т.к. предварительно согласовывали выделение зу принимая во внимание существующий онс? 4. Подскажите как ещё можно выйти из сложившейся ситуации, т.к. строить/завершать строительство онс не представляется возможным.
, вопрос №4105138, Василий, г. Москва
Конституционное право
Какое решение должен вынести суд?
Задача 1. Гражданин Казарян А.С. припарковал свой автомобиль в зоне действия знака "Остановка запрещена". Автомобиль был эвакуирован специальной службой ГИБДД. Казарян посчитал действия ГИБДД неправомерными, поскольку они нарушают право собственности, гарантированное статьей 35 Конституции РФ. ГИБДД представило возражения, в которых указало, что реализация права собственности должна осуществляться в рамках, установленных действующим законодательством. Право ГИБДД осуществлять эвакуацию транспортных средств, мешающих дорожному движению, предусмотрено действующим административным законодательством. В случае передачи дела в суд какое решение следует вынести? Каков объект правоотношений, регулируемых конституционным правом в отличие от административного? Задача 2. Постановлением Государственной Думы было установлено, что обычаю голосовать за отсутствующих на заседании депутатов их коллегами ввиду его широкого применения должен быть придан общеобязательный характер. Конституционный Суд Российской Федерации, ссылаясь на правовую позицию, выраженную в п. 13 мотивировочной части Постановления КС РФ от 20 июля 1999 года №12-П, признал Постановление не соответствующим Конституции РФ, однако депутаты, утверждая, что обычай также является источником конституционного права, продолжали голосовать за своих коллег. Могут ли выступать в качестве источников конституционного права правовой обычай, решения Конституционного Суда РФ и акты палат федерального парламента и каковы их особенности? Задача 3. Общественная организация "Общество защиты прав потребителей "Альтернатива" обратилась в Верховный Суд РФ с требованием в интересах потребителей признать "Правила пользования электрической энергией", утвержденных Приказом Министерства энергетики и электрификации СССР, утратившими силу, ссылаясь на то, что оспариваемые Правила не были опубликованы официально для всеобщего сведения, а поэтому в силу ч. 3 ст. 15 Конституции РФ не подлежат применению. Данные Правила должны быть признаны недействующими с 1 марта 1991 г., поскольку согласно заключению Комитета конституционного надзора СССР от 29 ноября 1990 г. №12 все неопубликованные нормативные акты к указанному дню, затрагивающие права и свободы граждан, считаются утратившими силу. Учитывая действие конституционно-правовых актов во времени, какое решение следует принять по этому заявлению? Задача 4. Оккупационные власти Ирака в 2003 году и их сторонники предлагают населению на референдуме утвердить проект новой Конституции Ирака взамен действующей, принятой 16 июля 1970 года. Предлагается исключить из Конституции руководящую роль партии Баас, провозгласить демократическую парламентскую республику, правовое государство, свободу вероисповедания и равенство религий. В ответ одни высказывают мнение, что Конституция необходима, но поскольку Ирак является частью исламского мира, то, как и во многих арабских странах (Египте, Иране, Сирии), необходимо установить в Конституции ислам в качестве государственной религии, а в качестве основы правопорядка - исламское право (шариат). Другие выступают вообще против принятия Конституции, поскольку шариат не предусматривает существование каких-то основополагающих законов, кроме Корана и сунны. Какие функции должна выполнять Конституция? В чем состоит правовая, идеологическая и социальная функции Конституции? Задача 5. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации рассмотрела заявление Ениклеевой А.В. о признании недействительным Закона Московской области "О порядке отзыва депутата Московской областной Думы" в связи с тем, что Закон противоречит Конституции РФ, нарушает ее права как депутата Московской областной Думы и гражданина. Суд сослался на п. 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия", в котором разъяснено, что согласно ч. 1 ст. 15 Конституции РФ Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Судам, как указано в этом постановлении, при рассмотрении дел следует оценивать содержание закона или иного нормативного правового акта, регулирующего рассматриваемые судом правоотношения, и во всех необходимых случаях применять Конституцию РФ в качестве акта прямого действия. В результате была признана недействительной ст. 1 Закона Московской области "О порядке отзыва депутата Московской областной Думы" в части возможности отзыва депутата за невыполнение депутатских обязанностей или требований Конституции либо закона, а также признаны недействительными ч. 1 ст. 3, ч. 1 ст. 8 и ч. 1 ст. 11 названного Закона. В чем состоит принцип прямого действия Конституции? Какой орган осуществляет функцию охраны Конституции? В каких случаях суды общей юрисдикции вправе применять Конституцию непосредственно? Задача 6. Прокурор Краснодарского края внес представление в Законодательное собрание и губернатору края, требуя разработать и утвердить, как это предусмотрено Конституцией РФ и Федеральным законом "Об общих принципах организации представительных (законодательных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ", Устав края. Действующий Устав, по мнению прокурора, таковым не может считаться, поскольку он принят в форме обычного закона Краснодарского края, тогда как Устав должен отличаться по форме от иных законодательных актов. Каковы особенности формы Конституции (Устава)? Какое решение должно быть принято по представлению прокурора? Задача 7 . Во время празднования трехсотлетнего юбилея Санкт-Петербурга доступ в центр города был ограничен. Гражданин Семенов Ж.Л. обратился в Куйбышевский федеральный районный суд Санкт-Петербурга с жалобой на действия сотрудников правоохранительных органов, воспрепятствовавших ему пройти в снимаемую им по договору найма квартиру в доме №10 по Миллионной улице. В возражениях на жалобу, представленных юридическим отделом 11 Федеральной службы охраны было указано, что право по "недопущению транспортных средств и граждан на отдельные участки местности и объекты" предоставлено этому органу в соответствии в положениями п. 10 статьи 15 Федерального закона "О государственной охране" от 27 мая 1996 года №57-ФЗ. Ограничение прав и свобод человека и гражданина, в соответствии с частью 3 статьи 55 Конституции РФ, может осуществляться Федеральным законом для обеспечения безопасности государства. Семенов посчитал такой вывод необоснованным, поскольку статья 2 Конституции РФ провозглашает человека, его права и свободы (в том числе свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства) высшей ценностью, а следовательно соображения безопасности государства (социального института, созданного для защиты личности, охраны и обеспечения её прав, но не для отстаивания своих собственных интересов) не могут служить ограничением прав и свобод граждан. Как следует решить дело? Можно ли, и если можно, то в каком порядке, признать статью 55 (часть 3) Конституции РФ не соответствующей положениям главы "Основы конституционного строя" и в частности статье 2 той же Конституции РФ? Задача 8. Несколько известных правозащитников, выступая перед представителями телевидения, газет и журналов, заявили, что необходимо в ближайшее время законодательно запретить деятельность любых общественных организаций, в том числе и религиозных, которые нетерпимо относятся к представителям других конфессий, которые не признают идей естественного происхождения прав и свобод человека, принципов правового и демократического государства и республиканской формы правления. На возражения оппонентов о том, что подобная позиция также представляет из себя выражение определенной идеологии, они возразили, что идеология - это система взглядов, которая навязывается человеку, тогда как в демократическом государстве существует полная свобода идей. Оцените приведенные доводы. В чем состоит принцип идеологического многообразия? Каким образом можно регулировать правовыми средствами убеждения и взгляды граждан? Существуют ли в настоящее время правовые ограничения на идеологическую свободу? Задача 9. В государственном внешкольном образовательном учреждении - Дворце творчества юных Санкт-Петербурга - было организовано изучение православной религии, с исполнением отдельных религиозных обрядов и совершения паломничеств к святым местам. Комитет по образованию на запрос петербургского отделения мусульман России с требованием дать правовую оценку происходящему ответил, что не усматривает в действиях подведомственной организации нарушения закона. Обучение построено на научной основе, оно осуществляется в рамках добровольного внешкольного посещения, поэтому никаких оснований считать эту деятельность противоречащей закону нет. Отделение мусульман России подало обращение прокурору Санкт-Петербурга с требованием принять меры прокурорского реагирования, поскольку пропаганда религии, несмотря на конституционные положения об отделении церкви от государства, осуществляется за государственный счет. Научным такое обучение считаться не может, так как явно отдается предпочтение одной конфессии и не соблюдается равенство вероисповеданий. В преподавании ислама в той же организации было отказано, по тем соображениям, что это будто бы "воинственная религия". Какое решение должен принять прокурор? Задача 10. Алексеев Ш.К. обратился в Смольнинский районный суд г. Санкт-Петербурга с заявлением, в котором просил обязать правительство Санкт-Петербурга и губернатора Санкт-Петербурга принять меры по реализации ст. 20 Федерального закона от 12 января 1995 г. "О ветеранах" и возместить причиненный ему моральный вред в сумме одного миллиона рублей, ссылаясь на то, что этим Законом ему как лицу, награжденному медалью "За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 -1945 годов", предоставлена 50% скидка со стоимости проезда на железнодорожном и водном транспорте пригородного сообщения, однако реализовать льготу он не может, так как скидку ему не предоставляют. Определением судьи Санкт-Петербургского городского суда в принятии заявления было отказано. Отказ в принятии заявления судья мотивировала тем, что в суд могут быть обжалованы акты администрации Санкт-Петербурга, а не отсутствие таковых, поэтому и требование о возмещении морального вреда не подлежит рассмотрению в суде. Правильно ли решение суда? Задача 11. Жительница Уфы Эльвира Саниатуллина инициировала судебное разбирательство по вопросу о соответствии Конституции РФ Приказа МВД России, который запрещает фотографироваться на паспорт в головных уборах. По мнению заявительницы, это правило противоречит свободе вероисповедания, поскольку ношение покрывала (или хиджаба) для женщин - такое же обязательное требование ислама, как чтение Корана. Кроме того, ограничение прав граждан в соответствии со статьей 55 Конституции возможно только Федеральным законом. Ссылаясь на ту же статью Конституции, другой житель Уфы потребовал, чтобы в паспорт была вклеена фотография, где он улыбается во весь рот. Возражая на заявление, МВД РФ заявило, что осуществление прав не должно ущемлять права и охраняемые законом интересы других лиц, в целях обеспечения безопасности которых и установлена паспортная система. Паспорт, выполняющий одновременно функции удостоверения личности, документа, подтверждающего принадлежность лица к гражданству РФ и документа учета постоянного места жительства, предусмотрен многими федеральными законами, а правила выдачи паспортов устанавливаются подзаконными актами. Следовательно, указанные правила Конституции не противоречат. Тем не менее, решение Верховного Суда РФ и внесенные в соответствии с ним изменения в Приказ МВД предусмотрели возможность фотографироваться в хиджабах, хотя, например, в штате Флорида (США) суд посчитал, что поднятие хиджаба для моментального фотографирования не представляет собой достаточного основания считать, что конституционные права мусульманок нарушены. Может ли паспортная система ущемлять либо ограничивать права человека и при каких условиях? В каких случаях ограничения прав граждан, связанные с паспортами, правомерны, а в каких случаях - нет? Задача 12. 24 октября 2002 года, во время захвата заложников группой чеченских боевиков в помещении театрального центра на Дубровке в Москве, один из террористов позвонил на радио "Эхо Москвы". Его диалог с журналистами радиостанции был передан в эфир. В связи с этим против журналистов было возбуждено уголовное дело по статье, предусматривающей пособничество террористам, так как преступникам фактически была предоставлена возможность обращения к широкой публике. Каково содержание действующего законодательства о противодействии экстремистской деятельности? Правомерно ли в данном случае ограничение свободы слова и средств массовой информации? Задача 13. Гражданин Сидоров И.И. решил купить видеомагнитофон. В магазине, торгующем такой аппаратурой, все цены были указаны в у.е.. Сидоров потребовал продать ему видеомагнитофон за указанную сумму из расчета 1 у.е. = 1 руб., ссылаясь на конституционное положение о том, что денежной единицей в Российской Федерации является рубль. В кассе магазина ему отказали, ссылаясь на то, что под условной единицей понимается американский доллар. Кроме того, ему заявили, что 500-рублевая банкнота, представленная им для оплаты, имеет значительные потертости. Сидоров обратился в суд, апеллируя к прямому действию Конституции РФ и утверждая, что рубли должны приниматься в качестве средства платежа в любом виде. Представители магазина, возражая на иск, заявили, что указывать цены они могут в любом выражении, в то время как расчеты осуществляются в полном соответствии с валютным законодательством в рублях. Признаки же платежеспособности установлены в Положении, утвержденном Центральным банком РФ (Банком России) 9 октября 2002 года. Какое решение должен вынести суд? Задача 14. Прокурор края обратился в суд с требованием о признании противоречащими федеральному законодательству закона края "О краевом минимуме оплаты труда". В обращении было указано, что федеральное законодательство, установив пределы регулирования по вопросам труда работников, не предоставило субъектам Российской Федерации права на определение минимума оплаты труда Следовательно, субъект РФ был не вправе устанавливать иной гарантированный минимум оплаты труда Представители принявших закон органов возражали против заявления прокурора и пояснили, что субъект РФ вправе самостоятельно устанавливать более высокий гарантированный уровень оплаты труда работников.
, вопрос №4104312, Алина, г. Москва
Военное право
Возможно ли мне получить какую-либо военную специальность и служить родине?
Здравствуйте. Мне полных 26 лет. Я инвалид с детства первой группы (4 года просидел в коляске и уже 10 лет как резво бегаю с костылями). В военном билете категория "Д". Имею средне-специальное образование коммерция (по отраслям) менеджер по продажам. Хочу служить на благо родине на СВО. Понимаю все сложности бюрократии и толкового мне применения, но все же меня будоражит мысль о том, что я могу служить в ВС РФ. Возможно ли мне получить какую-либо военную специальность и служить родине ? Например, логистом в войсках обеспечения. Готов на любую военную специальность обучиться, но не знаю возможно ли пробиться инвалиду с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
, вопрос №4104257, Владимир, г. Иркутск
Дата обновления страницы 17.08.2021