Когда предприниматель может воспользоваться правами потребителя
Когда предприниматель может воспользоваться правами потребителя
  • Журнал
  • Защита прав потребителей

Когда предприниматель может воспользоваться правами потребителя

Почему предприниматели тоже люди
Автор статьи: Баскаков Руслан Баскаков Руслан
Автор статьи
Юрист сайта Правовед.RU

Жил-был один Предприниматель. Занимался он торговлей продуктами питания и в ус не дул. И вот заключил он как-то договор с одной крупной торговой сетью. Но дело то в том, что по этому договору он стал не поставщиком, а клиентом этой торговой сети. Назовем её просто – Продавец.

Покупал Предприниматель у Продавца товары, как для своего бизнеса, так и для себя лично и для своей семьи. Очень ему нравился этот торговый центр: и ассортиментом, и ценами, а особенно качеством. Так продолжалось несколько лет.

И на старуху бывает проруха

В конце 2017 года приобрел Предприниматель в торговом центре электронную игрушку для своих детей. Была какая-то акция и цена оказалась очень уж привлекательная. Принес он эту игрушку домой, а та не заряжается. Отъездила свой заряд и не работает...

На второй день после покупки понёс Предприниматель товар назад в торговый центр и просит заменить ему на новый. Написал заявление на замену.

Читайте также
Работающим пенсионерам восстановят индексацию: правда или выдумка?

Продавец отправил товар в сервисный центр, где подтвердили, что брак в товаре производственный – аккумулятор оказался неисправен. В сервисном центре отремонтировали игрушку и вернули её в торговый центр. А Продавец предложил Предпринимателю забрать товар после ремонта.

По общим правилам Гражданского кодекса нет у покупателя права на возврат или замену товара, если тот можно отремонтировать. Возмутился Предприниматель: "Я, говорит, покупал у вас новый товар, попользоваться им не успел, как он оказался сломанным. Вы всегда говорите, что отвечаете за качество, что у вас только лучшее. А теперь пытаетесь мне вернуть сломанный товар после ремонта".

Продавец ему и отвечает: "Мы с вами заключали договор поставки. У нас магазин мелкооптовой торговли, а вы Индивидуальный предприниматель. Следовательно, Закон «О защите прав потребителей»на вас не распространяется. Вам товар отремонтировали – он сейчас исправен. Забирайте и ничего больше не требуйте!" Вот так вот.

Читайте также
«Тише будь!»: как наказать соседей за шум?

Что делать если продавец отказал?

Пошел тогда Предприниматель к юристу. У того как раз практика была по претензиям в связи с некачественными товарами, исками потребителей.

В соответствии с Законом «О защите прав потребителей» потребитель — гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Но дело осложнялось тем, что в данном случае договор с Продавцом заключал Индивидуальный предприниматель.

Хотя Продавец был довольно крупным и имел большую сеть торговых центров по всей стране, судебной практики по аналогичным делам с данной торговой сетью юрист не отыскал. Попалось только одно дело, где гражданин выиграл иск у этого Продавца как потребитель. Но в том случае гражданин выступал как бывший работник фирмы, которая заключала договор с Продавцом и оформила своему работнику карту клиента.То есть всё-таки был обычным гражданином, а не предпринимателем.

Запросы в поисковые системы тоже ничего положительного не дали: на юридических форумах такие же клиенты Продавца искали и не могли найти защиты для своих прав. Но отыскалось разъяснение, в котором Верховный суд указал, что судом должен обязательно изучаться факт использования или не использования товара для предпринимательской деятельности. И если товар используется для личных целей или семейных нужд, то предприниматель также может обратиться в суд с теми же требованиями, что и потребитель.

Направил сначала Предприниматель письменную претензию Продавцу.

Поскольку заменить неисправный товар на новый тот по первому обращению отказался, то в претензии Предприниматель заявил требование расторгнуть договор купли-продажи, вернуть деньги, уплаченные за товар и выплатить неустойку. Получил Продавец эту претензию, но отвечать на неё не стал. Проигнорировал.

Чем доказывать свое право в суде?

Решили Предприниматель и юрист обратиться в суд. В иске они потребовали вернуть деньги за товар, заплатить неустойку, компенсировать моральный вред и возместить расходы на услуги представителя.

В суде представитель Продавца возражал, что у них договор заключен между предпринимателями в связи с коммерческой деятельностью, что почти по каждой продаже продавец оформляет товарную накладную и покупатель обязан использовать товар для предпринимательской деятельности.

Представитель Предпринимателя (юрист) заявил в суде, что Индивидуальный предприниматель – это тоже гражданин, только прошедший регистрацию для занятий предпринимательской деятельностью. Об этом сказано в статье 23 Гражданского кодекса РФ.

Статус Предпринимателя не препятствует ему по закону приобретать и использовать товар для личных, семейных нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью. Договор, который был заключен с Продавцом, также не запрещает Предпринимателю приобретать и использовать товар для личных, семейных нужд. В Законе «О защите прав потребителей» не сказано о том, что на Предпринимателей он не распространяется.

В качестве доказательств представителем Предпринимателя была представлена выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, из которой было видно, что Предприниматель в своей деятельности торгует продуктами питания и электронные игрушки в его бизнесе не нужны.

Другим доказательством стал скриншот с сайта в интернете с отзывом по такой же точно электронной игрушке, где покупатель писал, что приобрел её для своего ребёнка в магазине такой же торговой сети только в другом городе.

Это подтверждало, что у Продавца товар может приобретаться в том числе для использования, не связанного с предпринимательской деятельностью. Что это является общепринятой практикой. К тому же Продавец вёл широкую рекламу в социальных сетях и приглашал к себе пользователей приобретать товары.

Представитель Предпринимателя представил на обозрение суда два судебных решения. В этих решениях по спорам о недостатках товара суды, чтобы решить какой закон применять, оценивали особенности товара и его использования.

Юрист Предпринимателя привел следующие доводы: сам характер товара, приобретение товара в количестве одной штуки, то обстоятельство, что сторонами в данном случае не оформлялась накладная, подтверждает, что цели использования электронной игрушки у Предпринимателя никак не были связаны с предпринимательской деятельностью.

В суде порядок состязательный, и по закону каждая сторона должна сама передавать суду доказательства своих слов.

Но представителем Продавца не было представлено доказательств, что Предприниматель приобрел и использовал товар для предпринимательской деятельности.

Как это принято, суд сначала предложил сторонам рассмотреть вопрос заключения мирового соглашения.

В ходе переговоров представитель Продавца предложил Предпринимателю заменить наконец-то спорный товар на новый или вернуть деньги за него. То есть выполнить те требования, о которых Предприниматель просил при первом своем обращении с неисправным товаром сразу после покупки. За два месяца до суда. При этом Продавец отказывался выплатить Предпринимателю неустойку и расходы на юриста. Предприниматель в свою очередь предложил свои условия мирового соглашения: заменить товар либо вернуть деньги за него, частично выплатить неустойку и полностью компенсировать расходы на юриста.

Стороны не договорились и суд вынес решение: взыскать с Продавца денежные средства, уплаченные Предпринимателем за товар, неустойку за нарушение срока удовлетворения требования потребителя, компенсацию морального вреда, штраф в размере 50% от суммы удовлетворенных требований (соответствии с п. 6 ст. 13 Закона «О защите прав потребителей»). Также Потребителю были полностью компенсированы, понесенные им в суде расходы на услуги юриста.

Для сравнения:

Продавцу пришлось выплатить Предпринимателю, с учетом возмещения всех судебных расходов, сумму более чем в три раза превышающую стоимость товара, в котором был обнаружен недостаток.

Продавец обжаловать решение суда первой инстанции не стал, и оно вступило в законную силу. Предпринимателю удалось получить взысканные денежные средства с помощью судебных приставов.

Что главное?

Из всей этой истории вывод такой: Предприниматель в том случае, если он покупает товар для себя лично или для семьи, может воспользоваться всеми правами обычного гражданина и потребителя. Может воспользоваться дополнительной защитой, всеми гарантиями, которые предоставляет закон гражданину-потребителю.

Напрашивается вопрос: почему же Продавец, если он так уверен в своей правоте, не пошел дальше, не стал обжаловать решение суда первой инстанции?

Можно предположить, что, во-первых, особой уверенности у Продавца нет, а во-вторых, в данном случае Продавцу не выгодно, чтобы его поражение и победа Предпринимателя стали достоянием гласности.

Как правило, средства массовой информации, правовые агентства освещают достаточно крупные споры, прошедшие не одну инстанцию, побывавшие в Верховном суде.

Сейчас, пока такая практика не добралась до высших судебных инстанций, недобросовестные продавцы часто пользуются такой ситуацией, что не каждый пострадавший обратится к юристу и пойдет в суд. И поэтому покупателям отказывают в их правах, только если узнают, что те предприниматели. Если же кто-то решился и пошел в суд, то, как в указанной ситуации — правда на его стороне.

В России по официальным данным около 3 миллионов предпринимателей. И все они практически ежедневно покупают товары для себя и своих близких. Надеюсь, что эта история поможет кому-то из читателей защитить свои права.

Важно помнить основной принцип: главное не то, кто вы и какой у вас статус по закону, главное – для какой цели вы покупаете товар.

Эта статья участвует в Конкурсе на лучшую бизнес-статью.

Редактор: Людмила Разумова Людмила Разумова
Редактор
Практикующий юрист с 2006 года

Содержание

И на старуху бывает проруха
Что делать если продавец отказал?
Чем доказывать свое право в суде?
Что главное?

Вам может быть интересно

Наказание за страдания. Моральный вред и практика его возмещения
Наказание за страдания. Моральный вред и практика его возмещения
Наказание за страдания. Моральный вред и практика его возмещения
Что это такое и за что можно получить денежную компенсацию в 2019 году?
«Пенсию - отсрочить»: новые правила льготной пенсии для медработников
«Пенсию - отсрочить»: новые правила льготной пенсии для медработников
«Пенсию - отсрочить»: новые правила льготной пенсии для медработников
Когда теперь медиков отпустят на заслуженный отдых?
Самострой опять простили. Дачную амнистию продлили до 2024
Самострой опять простили. Дачную амнистию продлили до 2024
Самострой опять простили. Дачную амнистию продлили до 2024
Что такое «дачная амнистия» и как оформить документы по новому закону?
Налог для самозанятых: ставки, правила, изменения 2024
Налог для самозанятых: ставки, правила, изменения 2024
Налог для самозанятых: ставки, правила, изменения 2024
Где, кто и сколько платит
Задержка рейса: как поесть и выспаться за счет авиакомпании
Задержка рейса: как поесть и выспаться за счет авиакомпании
Задержка рейса: как поесть и выспаться за счет авиакомпании
Мы расскажем что делать, если о вас не позаботились.
Вдруг как в сказке скрипнула дверь: как уволить нерадивого работника
Вдруг как в сказке скрипнула дверь: как уволить нерадивого работника
Вдруг как в сказке скрипнула дверь: как уволить нерадивого работника
Варианты избавления от паршивой овцы