Как отказаться от навязанной страховки по кредиту
Как отказаться от навязанной страховки по кредиту

Как отказаться от навязанной страховки по кредиту

Оптимальный способ получить у банка деньги — и не платить лишнего
Автор статьи: Максим Иванов Максим Иванов
Автор статьи
Практикующий юрист с 1990 года

Банки, раздавая кредиты, правдами и неправдами добывают подписи клиентов заодно и к договорам страхования. Интернет свидетельствует, что в кредитных документах порой находят даже страховки от укусов клещей.

Эта деятельность приносит банку двойную выгоду: за нового клиента банк получает от страховщика агентские, а если клиент не сможет платить — и возмещение по страховому случаю. Оплачивают столь выгодное сотрудничество граждане, нуждающиеся в кредите, — хотя хотели бы получить деньги, а не расстаться с ними.

Горькая правда

Получить кредит без ненужной страховки, хотя бы одной (обычно это страхование жизни и здоровья), — невозможно. Да, все законы на вашей стороне и нет никакой обязанности брать кредит вместе со страховкой.

  • Обязанность страховать свою жизнь или здоровье не может быть возложена на гражданина по закону (п. 2 ст. 935 ГК РФ).
  • Никого нельзя заставлять заключать договор, договор заключается только по добровольному согласию (п. 1 ст. 421 ГК РФ).
  • Банк не имеет права отказать в выдаче кредита по причине того, что клиент отказывается от страховки. Позиция «не дадим кредит, если не возьмёте страховку к нему» незаконна (п. 2 ст. 16 ЗоЗПП).

Но когда вы все это процитируете банковским работникам, с вами охотно согласятся — после чего откажут в выдаче кредита. У менеджеров есть свои резоны (например, план по продаже страховок), а излагать причины отказа банк не обязан. То, что вас заставили, вы доказать не сможете, поскольку все документы тщательно оформлены как добровольное страхование — поставив свою подпись, вы это подтверждаете.
Так что, если вам нужны деньги, страховку придется взять...

Читайте также
Чтобы «не обули»: как работает гарантия на обувь?

Реальный шанс

…А после можно грамотно от нее отказаться.

С лета 2016 года Банк России установил требования к условиям добровольного страхования (а то, которое навязывают банки, как раз добровольное). Теперь в любом договоре страхования должно быть указано, что гражданин может отказаться от страховки в течение 5 календарных дней с даты подписания договора (п. 1 Указания Банка России № 3854-У).

Эти 5 дней неофициально называют «периодом охлаждения». Страховая обязана вернуть вам почти все деньги, что вы заплатили по договору (эти деньги еще называют страховой премией). С вас вычтут небольшую сумму — плату за те несколько дней, что вы успели «попользоваться» страховкой.

Если последний день возврата пришелся на выходной/праздники, срок продлевается на еще 1 день — ближайший рабочий
(ст. 193 ГК РФ)

Каким образом возвращаются деньги?

Деньги должны прийти в течение 10 дней после получения вашего заявления (п. 8 УБК № 3854-У) на указанные вами реквизиты.

  • У вас есть право получить деньги на любую карту/счет или даже наличными. Но, как правило, страховая возвращает деньги на тот счет, с которого получила платеж.
  • Чаще всего это счет, открытый на ваше имя при выдаче кредита. На него банк начисляет выданные кредитные средства. Заодно банки уговаривают клиента и на то, чтобы заплатить за него страховку: это позволяет увеличить сумму вашего кредита (и начислить больше процентов).
  • Итого страховая получает перевод с вашего счета, а при отказе от страховки шлет деньги обратно вам же. Если страховку платил за вас банк и вы хотите снизить сумму кредита, вы должны самостоятельно перевести эти деньги банку.

Как оформить отказ

Итак, вы заключили 2 договора (кредитный и страховой), кредит вас устраивает, а вот договор страхования вы хотите расторгнуть, деньги вернуть.

Читайте также
Карты, деньги, две претензии: что делать, если банкомат съел зарплату
Для расторжения договора страхования нужно обратиться в офис страховщика (а не в банк).
  • Найдите страховщика и в течение 5 дней после подписания документов в банке подайте заявление об отказе от договора страхования. Для верности можно взять с собой друга — будет свидетелем того, что вы пытались подать заявление вовремя.
  • Заполните готовый бланк (скачайте на сайте или получите в офисе) либо напишите свое заявление, если у компании вдруг нет бланков. В двух экземплярах: один страховщику, один себе.
Свое заявление пишите в свободной форме

В шапке: ФИО главы отделения, название страховой, ваши ФИО и паспортные данные, ваши адрес и телефон.

По центру страницы: «заявление об отказе от договора страхования».

В тексте: сообщите, что отказываетесь от договора страхования (номер, дата заключения) и требуете возвратить вам страховую премию на основаниях, изложенных в Указании Банка России № 3854-У. Отметьте, копии каких документов приложили к заявлению. Уточните, каким способом хотите вернуть деньги (наличными, на свой счет или счет банка).

  • Предъявите паспорт, договор страхования, страховой полис. Копии договора и полиса — вместе с квитанцией, подтверждающей уплату страховой премии — нужно отдать вместе с заявлением.
  • Требуйте оставить на вашем экземпляре заявления отметку о его получении: дату, печать, подпись сотрудника.

Помните: времени у вас очень мало, всего 5 дней. Поэтому не соглашайтесь прийти завтра, когда «начальник будет на месте», но и не ждите в страховой приема слишком долго, особенно в последний день. Если официально вручить заявление не удалось, можно отправить страховщику письмо — а на это тоже нужно время.

Как отправить письмо
  • Оформите письмо на почте как заказное, с уведомлением, с описью вложения.
  • В конверт вложите 5 документов: заявление о возврате, копии договора страхования, страхового полиса + квитанцию об уплате страховки, опись вложения. На копиях напишите «копия верна», распишитесь и поставьте дату.
  • Адресов у фирмы может быть несколько: юридический, по месту вашей работы и тот, что указан в договоре. Выбирайте последний. Если с ним что-то не так — юридический (можно узнать по базе ЕГРЮЛ).
  • У вас на руках должны остаться 2 документа: копия описи вложения и уведомление (придет к вам почтой после передачи письма работодателю). Дата на уведомлении — дата приема вашего заявления. Через 14 календарных дней вы считаетесь уволенным и на работу больше ходить не обязаны.

Куда обратиться, если страховая не возвращает деньги

1. Контролирующие органы

С ними можно связаться тремя способами: прийти лично, написать письмо или оставить жалобу через электронную приемную (придется поискать, они скрываются под разными названиями — «прием обращений граждан», «написать нам» и т. д.). Ответ вам должны дать в течение 30 календарных дней после получения (ст. 12 59-ФЗ).

  • Центробанк (он же Банк России) защищает застрахованных лиц и рассматривает жалобы на страховые компании.
  • Роспотребнадзор следит за соблюдением закона «О защите прав потребителей». Человек, которые оформил страховку — потребитель соответствующей услуги, от которой можно отказаться согласно ст. 32 ЗоЗПП, поэтому обратиться можно и в отделение Роспотребнадзора в своем регионе.
Если выбрали электронную приемную, сначала напишите и сохраните документ на своем ПК. Связь может оборваться, сайт зависнуть, и вы потеряете с трудом составленное обращение.

2. Суд

Вернемся к правде жизни: если страховая уперлась и решила не возвращать вам деньги, не факт, что контролирующие органы смогут помочь.

Поэтому самой эффективной инстанцией был и остается суд.

  • В суд можно обратиться сразу, одновременно с подачей жалоб в контролирующие органы или вообще обойдясь без них.
  • Если вам проще сначала писать в ведомства, то, ожидая от них помощи, не пропустите срок исковой давности для обращения в суд. Это 3 года после того, как страховая отказалась выплачивать вам страховую премию (то есть с того дня, когда истекли 10 дней, положенные на возврат вам денег). Если эти 3 года прошли, считайте деньги утерянными.
Частые вопросы о возврате страховки по кредиту:
Можно ли вернуть деньги за страховку по потребительскому кредиту? 3 ответа

Возврат страховки, по истечении 13 дней после заключении договора? 2 ответа

Навязали страховку при оформлении кредита, как вернуть деньги? 4 ответа

Задать вопрос юристу →
Редактор: Людмила Разумова Людмила Разумова
Редактор
Практикующий юрист с 2006 года

Содержание

Горькая правда
Реальный шанс
Каким образом возвращаются деньги?
Как оформить отказ
Куда обратиться, если страховая не возвращает деньги
1. Контролирующие органы
2. Суд

Вам может быть интересно

«Ночной кошмар садовода»: что будет, если СНТ - банкрот?
«Ночной кошмар садовода»: что будет, если СНТ - банкрот?
«Ночной кошмар садовода»: что будет, если СНТ - банкрот?
Особенности банкротства СНТ и его последствия для собственников в 2019 году.
N 44-ФЗ ст 66. Порядок подачи заявок на участие в электронном аукционе
Права для иностранца: как заменить иностранное ВУ на российское?
Права для иностранца: как заменить иностранное ВУ на российское?
Права для иностранца: как заменить иностранное ВУ на российское?
И зачем это вообще делать?
Что выбрать: ИП или самозанятость?
Казалось бы, почему бы просто взять и не продолжить работать «в тени»? Плюсов куча: и налоги не платишь, и страховые взносы, никакой тебе отчетности и деклараций, никаких касс и чеков. Но будем объективны – риски таки есть. Налоговики могут найти вас через соцсети или на вас пожалуется недовольный клиент. Вжух, и на вас уже не только административный штраф до 2 тыс. руб. (ст. 14.1 КоАП), но и предписание...
«Наследство для чужих»: как стать наследником без родства?
«Наследство для чужих»: как стать наследником без родства?
«Наследство для чужих»: как стать наследником без родства?
Может ли не родственник вступить в наследство, и когда это возможно?
Студенту в помощь: как оплатить обучение старшего ребенка за маткапитал?
Использовать матапитал, как вы знаете, можно не только на покупку квартиры или ежемесячное пособие. В числе целей – и оплата образовательных расходов. Тут тебе и детский сад, и частная школа, и даже контракт в ВУЗе, пока ребенку не исполнилось 25 лет. Но все это возможно в отношении ребенка, который дал право на маткапитал – второй, третий или последующий, после рождения которого мама обратилась за...