Бесплатная консультация юриста в Москве
8 499 705-84-25
Поиск
  • 04 МАЙ 2014
    комментарии: 27

    Ошибочно проведенный платеж. Пути решения

    Коллеги, возникла ситуация, которая требует взвешенного подхода. Клиент ошибочно перевел деньги не на тот счет, который необходим. Понятно, что неосновательное обогащение у получателя средств и понятно что скорее всего иск.

    НО

    Для иска необходимо как минимум знать имя и место жительства получателя. А есть только номер счета. Банк такие вещи не раскроет.

    Можно в полицию с заявлением о краже, те вроде как должны установить то что нужно. Но, я думаю, те кто встречался с полицией не питают иллюзий по поводу скорости и качества работы. Это может длится не один месяц. будет вялая переписка с банками итп...

    Кто еще какие видит пути решения ситуации? 

Комментарии (27)

  • Олег, а заявление в банк пробовали написать об ошибочности платежа? Не думаю, что этот случай для них исключительный. Скорее всего, какой-то механизм у банка на этот счет выработан.

     
  • Похоже, ситуация тупиковая. Я бы предъявила иск к банку. Средства-то поступают банку, у получателя — только право требования денег. Банк, не являясь заинтересованным, чтобы сумма была взыскана с него, будет вынужден либо привлечь получателя как соответчика, либо заявит, что — ненадлежащий ответчик. Посмотрите еще вторую часть ГК, о банковских счетах. Может, на какие мысли  натолкнет.

    И еще хорошо бы просто судебную практику посмотреть по подобным спорам. Можно поискать тут http://sudact.ru/. Я, например, ищу по ключевым словам или словосочетаниям.

     
  • А банк то тут причем? Это деньги не его. 

     
  • Так деньги перечисляются на счет банка. А тот, кому они перечислены, имеет право требования… Может вообще им не воспользоваться. Деньги так и буду лежать в банке. И вообще, я в этом вижу возможность выйти на надлежащего ответчика. Пишете в банк претензию, он вам отказывает, вы предъявляете к банку иск. Там выясняется, кто надлежащий ответчик. Или у вас есть другие варианты?

     
  • А как он выясняется я не могу понять? Банк его искать будет?

     
  • Искать?   Если вы открываете счет в банке, там ваши данные остаются. Зачем вас искать? Если это юрлицо — тем более. Чем вам не нравится такая схема: истец ошибочно перевёл на счет в банке сумму. Обратился в банк с просьбой вернуть. Банк отказал. Истец предъявляет иск банку о возврате неосн. обогащения. Банк заявляет — мы тут ни при чем, эти деньги зачислены на счет нашего клиента, с него и требуйте. Если суд районный, во многих подобных случаях суды сами запрашивают данные на возможного соответчика. Иногда нет, значит, вы сами можете ходатайствовать перед судом о привлечении получателя денег к участию в деле. Если банк заявит, что он — ненадлежащий ответчик, то, скорее всего, вынужден будет раскрыть данные на надлежащего. 

    Я имею в виду банк получателя денег. Ну, или пусть нанимает детектива:) Я других вариантов не вижу. Если придумаете, напишите. Может, есть и другие возможности. То же заявление в полицию, но вы об этом сами писали. Если есть связи, еще куда ни шло, может, что и нароют.

     
    • Да. я тоже склоняюсь к такой схеме. Иного выхода не вижу. Странно что законодатель подобных случаев не предусмотрел. Отстает законодательство, а случаев таких становится все больше с расширением оборота электронных платежей

       
  • Банк тут ни причём, он выполнил поручение клиента, а то, что клиент ошибся это проблемы не банка.

     
  •  Это платёжка была и перевод физлица?

     
  • Вариант с иском к банку наиболее жизнеспособный, на мой взгляд.

    А что касается законодательства… Так банковскую тайну и право на защиту личной информации никто не отменял, даже наоборот, потому банк не может ни отменить платеж, поскольку в данном случае является лишь оператором перевода, ни раскрыть данные о получателе платежа, поскольку будет раскрыта личная информация (не думаю, что это банковская тайна).

    Поэтому я думаю, что иск к банку с последующим определением и заменой на надлежащего истца — это наиболее простое решение, если не единственно возможное решение.

    P.S. Попробуйте ввести в поиске google номер счета. Все может быть, вдруг выплывет «клиент»

     
  • Да уж, пожалуй вариантов не много. Если в реквизитах перевода была допущена ошибка, то деньги могут вернуться из-за несоответствия этих реквизитов. При переводе указывается ведь не только номер счета, но (для физика) ФИО, БИК банка получателя. Если в Вашем случае ФИО указаны верно, а номер счета неправильно, то деньги банк получатель по идее должен вернуть из-за несоответствия реквизитов получателя или как минимум сделать запрос в банк отправитель для уточнения реквизитов.

     
    • Я на днях получил на счет 120 000. Карточка зарегистрирована в другом регионе, в Москве посмотреть движение по счету не смогли. Думаю, гадаю, что за деньги. Все запутало то, что некоторую сумму мне в тот же день перевел брат. Но 120 000 лишние. Оказалось, что РСА перечислил компенсацию по одному делу (я и не надеялся, что добровольно выплатят), а я уже собирался идти писать заявление о списании ошибочно начисленных средств.

      А по теме: Алексей совершенно прав. Вероятность перепутать 1-2 цифры при обычном банковском переводе приведет к возвращению платежа через некоторое время.

      Но Олег не уточнил, в какой системе был перевод. Например, в Webmoney это вполне возможно, там, кроме номера счета, больше ничего указывать не надо


       
  • Срабатывал иск к банку с последующей заменой ответчика (уточнение требований — по необходимости).

     
  • Насколько я помню (дело было пару лет назад), банк в возражении на иск  сообщал, что он-де здесь вовсе не при чем, является ненадлежащим ответчиком, и предоставлял суду сведения о лице, которому ушли деньги.
    Возможно, об обязании предоставить какие-то дополнительные сведения я и ходатайствовал дополнительно, но основную информацию банк дал сам.

     
  • Работаю в банке. Не представляю как можно перечислить деньги счет другого лица, не зная чей это счет. Во-первых, если ошибка в цифрах счета, а в банке-получателе такого счета нет (а это с вероятностью 100%, так как большая часть цифр счета кодируемые и подгадать счет так, чтобы он был в другом банке почти невозможно), то этим банком сумма вешается на счет невыясненных поступлений на корр.счет (47416). Как справедливо уже было замечано, при несовпадении получателя счета его наименованию (ФИО, ИНН и т.д.) делается запрос в банк-отправитель, на что отводится 5 рабочих дней, по истечении которых необходимо либо зачислить средства на правильный счет, либо вернуть отправителю.

    Если сроки истекли, а средства не вернулись, то возможно ответчиком в предполагаемом судебном иске стоит считать банк-получатель, а не неустановленное лицо-владелец несуществувющего счета?

     
    • Я уже написал что это ЯД

       
      • Прошу прощения… ЯД — это яндекс-деньги? Ваши шансы вернуть деньги стремительно несутся к 0%. Они уже равны 0.

         
        • В этом и вопрос… Надо искать получателя


           
          • Я прекратил отношения с яндекс-деньги после того как у меня украли деньги. Т.е. они были переведены без моего участия в пользу нескольких лиц. Все чего я добился от саппорта, так это того, что в случае чего при моем обращении в полицию они так и быть назовут (не мне, а полицаям) получателей средств, и отправили непонятный сканик документа, что с моего счета на счета X, Y и Z были переведены суммы. С таким набором информации идти в полицию очевидно бессмысленно, т.к. мне даже сказать будет нечего. Мои вопросы о назначении платежа, обязательной проверке платежа на ПОД/ФТ и о моих распоряжениях о перечислении этих средств были проигнорированы. 

            ЯД — это обычные мошенники, которых невозможно наказать из-за отсутствия правового регулирования в этой области.