Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
Несвоевременная поставка мебели
Добрый день.
Прошу посоветовать.
Заказали мебель (по договору розничной купли-продажи). Предоплата 50% от стоимости. По истечении 60 календарных дней (срок по договору) мебель не привезли. В договоре указано что с нашей стороны доплата остальной части должна быть осуществлена за 3 дня до наступления срока передачи мебели. Уже прошло 3 месяца, теперь мебель готова но не везут, т к мы не оплатили остальную часть. Можем ли мы в данном случае рассчитывать на неустойку или получится что сами нарушили договор.
Неужели продавец не несет никакой ответственности, за просрочку несколько месяцев даже если бы мы оплатили 90% от суммы?
Добрый день, Юрий.
Если я правильно понимаю, то схема вашей сделки должна быть следующая.
1. Сначала идет предоплата в 50% от стоимости мебели.
2. Спустя n-ое кол-во дней, за 3 дня до поставки мебели вам, вы должны оплатить оставшиеся 50%.
3. Спустя еще 3 дня, должен был быть поставлен товар.
Как я понял, вы совершили предоплату в 50% в начале, однако не оплатили оставшиеся 50% на 57-ой день.
Во-первых, в случае, если в договоре 50% указаны как задаток, то согласно статье 381 ГК РФ:
2. Если за неисполнение договора ответственна сторона, давшая задаток, он остается у другой стороны. Если за неисполнение договора ответственна сторона, получившая задаток, она обязана уплатить другой стороне двойную сумму задатка.
Сверх того, сторона, ответственная за неисполнение договора, обязана возместить другой стороне убытки с зачетом суммы задатка, если в договоре не предусмотрено иное.
Вы, со своей стороны, нарушили договор не уплатив вторую часть, перед поставкой, как следствие этого, исходя из п.2 статьи 381, продавец может оставить эти 50% у себя, поскольку было нарушение договора с вашей стороны. Однако, это с правовой точки зрения. С точки зрения уже логики, скорее всего, продавец не откажется поставить вам мебель, если вы уплатите оставшуюся часть.
Но. Если в договоре не прописано, что эта сумма является задатком, мы обращаемся к п.2 и п.3 статьи 380:
2. Соглашение о задатке независимо от суммы задатка должно быть совершено в письменной форме.
3. В случае сомнения в отношении того, является ли сумма, уплаченная в счет причитающихся со стороны по договору платежей, задатком, в частности вследствие несоблюдения правила, установленного пунктом 2 настоящей статьи, эта сумма считается уплаченной в качестве аванса, если не доказано иное.
_______________________________________________________
Но теперь самое важное. Если в договоре не было указано, что указанные суммы являлись задатком(самый важный момент), то вы можете исходя из пункта 4 ст. 497 ГК РФ, отказаться от покупки товара:
3. Если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или
договором, договор розничной купли-продажи товара по образцам или
договор розничной купли-продажи, заключенный дистанционным способом
продажи товара, считается исполненным с момента доставки товара в место,
указанное в таком договоре, а если место передачи товара таким
договором не определено, с момента доставки товара по месту жительства
покупателя-гражданина или месту нахождения покупателя — юридического
лица.
4. Если иное не предусмотрено законом, до передачи товара покупатель
вправе отказаться от исполнения любого указанного в пункте 3 настоящей
статьи договора розничной купли-продажи при условии возмещения продавцу
необходимых расходов, понесенных в связи с совершением действий по
исполнению договора.
В таком случае, вы потеряете только сумму расходов продавца, понесенных в связи с неисполнением договора(отказ от оплаты второй части суммы).
Спасибо, Виталий за ответ!
Но в нашем случае мы хотим получить мебель, мы от него не отказываемся. Но хотим чтобы продавец понес какую то ответственность за то мы ждем мебель уже 5 месяцев (в т ч 3 месяца просрочки). Мы точно знаем (т к есть информация непосредственно от производителя-фабрики) что мебель не была готова в срок, привезли к себе на склад только на днях, по истечении почти 3-х месяцев. Т е мы действовали в защиту своих интересов - не оплачивали за товар, которого не было у продавца к указанному сроку.
Задаток в договоре не фигурирует.
Юрий, я прекрасно понимаю вашу мотивацию и основания желания «наказать» продавца, тем более с учетом той информации, которую вы получили. Проблема лишь в одном. Вы, оперевшись на эту информацию, подумали, что если вы не оплатите товар, то это будет правильно, так как у продавца его все еще нет. С точки зрения логики — это правильное поведение. Но с точки зрения права — нет.
В случае, если бы вы оплатили всю сумму в указанные договором сроки, то есть, добросовестно исполнили всю свою часть обязательств по договору, а продавец, в свою очередь, на 60 день заявил бы «Извините, товара нет, не успели...» — то тогда бы, в соответствии со ст 23.1 закона «О защите прав потребителей», вы бы имели право на:
а) Передачи оплаченного товара в установленный новый срок;
либо
б) Возврата суммы предварительной оплаты товара, не переданного продавцом.
+
в) Уплаты за каждый день просрочки неустойки (пени) в размере половины процента суммы предварительной оплаты товара.
То есть, ваша задача, как покупателя — исполнить свою часть обязательств. Задача продавца — исполнить свою часть. Если бы вы исполнили свою в полном объеме, а продавец нет — он бы нес ответственность по ст. 23.1 закона о ЗПП. В вашем же случае, получается обратная ситуация. Вы, свою часть договора не выполнили в полном объеме. Продавец, в свою очередь, в рамках закона, не выполнил свою.(и хоть бы он даже вашу мебель к 59 дню не заказал — это бы не играло роли).
Сведения, о том, что у продавца к концу срока поставки мебели так и не было в наличии — к сожалению, роли тут играть не будут. Это имело бы значение только в случае предоставления такой информации продавцом, и предложения о переносе срока на новый.
_________________________________________________
Теперь о том, что делать сейчас. Если вы заинтересованы в покупке мебели, то самым разумным шагом будет совершить полную оплату, предварительно поговорив с продавцом, и мирно договорится об оплате остатка с вашей стороны, и передачи товара со стороны продавца. С 99%, он пойдет вам на встречу, в случае наличия товара на данный момент.
Попытки взыскать с продавца неустойку, что в общении с продавцом, что в суде — успеха не принесут, поскольку акцент будет именно на неполной оплате с вашей стороны, а не на информации об отсутствии товара от третьих лиц.
Поэтому, попробуйте поговорить с продавцом, и я думаю, что он пойдет вам на встречу :)