Консультируйтесь с юристом онлайн

912 юристов готовы ответить сейчас
Ответ за 15 минут
912 юристов сейчас на сайте
  1. Интеллектуальная собственность
  2. Интернет и право

Правила оформления интернет-магазина электронных кальянов

1. Как правильно оформить интернет-магазин электронных кальянов? Существуют ли какие-то обязательные требования?

2. Можно ли продавать электронные кальяны (и прочие аналогичные электронные устройства) в интернете?

3. Можно ли продавать картриджи (это аналог табака для обычного кальяна) для электронных кальянов?

Состав: дистиллированная вода, растительный глицерин, пищевой этиленгликоль, натуральный ароматизатор.

Есть в том числе и с добавлением никотина. Тот же вопрос касается и специальных жидкостей для заправки электронных устройств (аналог картриджей).

4. Можно ли рекламировать электронные кальяны (и аналогичные им устройства)?

5. Можно ли рекламировать картриджи и специальные жидкости для электронных кальянов? Они не содержат табак.

6. Можно ли использовать товарный знак картриджей и специальных жидкостей (если реклама возможна)?

7. Могу ли я прорекламировать сам интернет-магазин без указания, какие именно я товары продаю (при том, что я продаю электронные кальяны и аналогичные им устройства, а также картриджи и специальные жидкости для них)?

P.S.: Ответ вроде очевиден, но все таки.

18 Марта 2015, 08:50, вопрос №766578 Никита, г. Челябинск
Свернуть
Консультация юриста онлайн
Ответ на сайте в течение 15 минут
Задать вопрос

Ответы юристов (3)

  • Юрист - Андрей
    г. Санкт-Петербург
    Общаться в чате

    Здравствуйте, Никита!
    Ответ на Ваш вопрос не так очевиден. В конце поста я поясню почему.

    Как правильно оформить интернет-магазин электронных кальянов? Существуют ли какие-то обязательные требования?

    Можно ли продавать электронные кальяны (и прочие аналогичные электронные устройства) в интернете?

    В настоящий момент действует Федеральный закон №15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака».

    Этим законом среди прочего установлен перечень мест, в которых не допускается розничная торговля табачными изделиями. Согласно ст.19 закона,

    Розничная торговля табачной продукцией осуществляется в магазинах и павильонах. Под магазином понимается здание или его часть, специально оборудованные, предназначенные для продажи товаров и оказания услуг покупателям и обеспеченные торговыми, подсобными, административно-бытовыми помещениями, а также помещениями для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже, под павильоном понимается строение, имеющее торговый зал и рассчитанное на одно рабочее место или несколько рабочих мест.
    Запрещается розничная торговля табачной продукцией в торговых объектах, не предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи, на ярмарках, выставках, путем развозной и разносной торговли, дистанционным способом продажи, с использованием автоматов и иными способами, за исключением развозной торговли в случае, предусмотренном частью 2 настоящей статьи.

    При этом стоит отметить, что сам кальян табачным изделием не является (это относится и к электронному кальяну тоже).

    Специально каким-либо образом оформлять интернет-магазин не нужно достаточно быть официально зарегистрированным субъектом предпринимательской деятельности (ИП или юр. лицо).

    Можно ли продавать картриджи (это аналог табака для обычного кальяна) для электронных кальянов?

    Существует «Технический регламент на табачную продукцию» №268-ФЗ от 22.12.2008г. В соответствии с ним

    табачные изделия — это продукты, полностью или частично изготовленные из табачного листа в качестве сырьевого материала, приготовленного таким образом, чтобы использовать для курения, сосания, жевания или нюханья;
    вид табачного изделия — это совокупность курительных и некурительных табачных изделий, сходных по потребительским свойствам и способу потребления. К ним относятся сигареты, сигары, сигариллы (сигариты), папиросы, табак для кальяна, табак курительный тонкорезаный, табак трубочный, биди, кретек, табак сосательный (снюс), табак жевательный, табак нюхательный, насвай и другие табачные изделия;

    Таким образом, табак для обычного кальяна — это табачное изделие и продавать его через интернет нельзя. Картриджи и жидкости для электронных кальянов, в соответствии с вышеупомянутым регламентом, табачной продукцией не являются.

    Таким образом видится, что сама продажа электронных кальянов и расходников к ним через интернет совершенно законна.

    Можно ли рекламировать электронные кальяны (и аналогичные им устройства)?
    Можно ли рекламировать картриджи и специальные жидкости для электронных кальянов?

    Вне зависимости от способа продажи кальянов (через интернет или в магазине) на территории РФ запрещена реклама кальянов. Эта норма установлена п.8.ст.7. Федерального закона «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ. За рекламу кальянов предусмотрено наложение административного штрафа на граждан в размере от 3 000р до 4 000р; на должностных лиц — от 10 000р до 25 000р; на юридических лиц — от 150 000р до 600 000р.
    Так как расходники не относятся к табачным изделиям, то к их рекламе также не установлено специальных требований.

    Можно ли использовать товарный знак картриджей и специальных жидкостей?

    Вопрос использования товарных знаков в рекламе связан с принципом исчерпания прав, содержащимся в ст. 1487 ГК. Согласно этой статье,

    не является нарушением исключительного права на товарный знак использование этого товарного знака другими лицами в отношении товаров, которые были введены в гражданский оборот на территории Российской Федерации непосредственно правообладателем или с его согласия

    То есть если Вы торгуете официально ввезенными не контрафактными продуктами, то Вы можете использовать эти товарные знаки.

    Но существует одно большое НО!

    Во-первых существует специальное письмо ФАС относительно рекламы электронных сигарет (от 3 марта 2011 г. №АК/7349). По мнению специалистов ФАС реклама электронных сигарет должна соответствовать требованиям о рекламе табачной продукции.

    Во-вторых есть судебная практика. Например Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 12.12.2011 №Ф09-8014/11 по делу №А71-2454/2011. В этом деле обществу с ограниченной ответственности не удалось отменить постановление о привлечении их к ответственности за рекламу электронных сигарет. Там отмечено, что электронная сигарета имеет форму обыкновенной сигареты, основным ее предназначением является процесс курения, то есть вдыхание (выдыхание) паров с содержанием никотина либо без никотина.

    С учетом того, что электронные сигареты используются для совершения действий, аналогичных процессу курения (имитируют процесс курения), суды обоснованно признали правомерным отнесение антимонопольным органом этих сигарет к товарам, на которые распространяется запрет, установленный Законом о рекламе.

    Таким образом, на практике суды все-таки приравнивают электронные курительные принадлежности к табачной продукции, несмотря на то, что прямого упоминания электронных сигарет и электронных кальянов закон не содержит.

    18 Марта 2015, 09:51
    Ответ юриста был полезен? + 1 - 0
    Свернуть

    Уточнение клиента

    Огромное спасибо за консультацию, Вы мне очень помогли!

    18 Марта 2015, 11:56

    Уточнение клиента

    Вы не могли бы внести несколько уточнений?

    Про товарные знаки я имел в виду следующее: запрещено рекламировать сигареты марки Parlament (к примеру). Могу я использовать в рекламе марку картриджей и специальных жидкостей (встречал на этом сайте предостережения на этот счет)? Этот производитель выпускает еще и табачную продукцию (например табак для кальянов). И могу ли я использовать на рекламном плакате изображения упаковки для картриджей в этом случае?

    И я еще слышал, что нужно приписывать к рекламному объявлению фразу "не является табачной продукцией" или "не является курительной принадлежность". Так ли это важно? Можно ли без этого обойтись или лучше приписывать эту надпись для подстраховки?

    Также Вы писали про допустимость рекламы картриджей и специальных жидкостей. Это касается и никотиновых в том числе?

    18 Марта 2015, 12:21
  • Юрист - Андрей
    г. Санкт-Петербург
    Общаться в чате

    Никита, учитывая судебную практику, приведенную выше, и мнение ФАС (не особо вписывающееся в текст закона) по данным вопросам, боюсь, что в любом случае последствия могут быть негативными в части рекламы продукции с товарным знаком, который используется табачными компаниями для обозначения как табачной, так и не табачной продукции. То же касается и надписей — вряд ли они Вас обезопасят. Как мне кажется ФАС в случае выявления рекламы всё равно признает электронные курительные принадлежности табачной продукцией и наложит штраф.

    Могу я использовать в рекламе марку картриджей и специальных жидкостей

    Полагаю, что да. Использованием товарного знака признается в том числе и размещение на рекламе ( по смыслу ст.1487 и ст. 1484 ГК РФ). По этому поводу был ряд судебных разбирательств в которых производители запчастей требовали от розничных продавцов удаления с вывесок и рекламы их товарных знаков. Однако в суде было установлено, что запчасти были законно введены в гражданский оборот и куплены у официальных дилеров, иски производителей суды отклонили.

    18 Марта 2015, 14:11
    Ответ юриста был полезен? + 0 - 0
    Свернуть

    Уточнение клиента

    Я имел в виду немного другое. Не будет ли использование товарных знаков производителей электронных кальянов, картриджей для них и прочего расценено как агитация к курению? Ведь эти производители производят в том числе и табачную продукцию (табак для обычных кальянов).

    Я рассматриваю только рекламу картриджей и специальных жидкостей, так как электронные кальяны рекламировать запрещено.

    Могу ли я использовать на рекламном плакате изображения упаковок от картриджей? Опять же с точки зрения возможного обвинения в агитации.

    Могу ли я рекламировать никотиновые картриджи и специальные жидкости для электронных кальянов?

    18 Марта 2015, 14:36
  • Юрист - Андрей
    г. Санкт-Петербург
    Общаться в чате

    Простите, Никита, я не сразу понял суть вопроса.

    Полагаю, ответ на этот вопрос откинет все дальнейшие:

    Не будет ли использование товарных знаков производителей электронных кальянов, картриджей для них и прочего расценено как агитация к курению?

    Согласно ст.16 Федерального закона от 23.02.2013 №15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака»

    Запрещается в том числе и использование товарного знака, служащего для индивидуализации табачных изделий, на других видах товаров, не являющихся табачными изделиями, при производстве таких товаров, а также оптовая и розничная торговля товарами, которые не являются табачными изделиями, но на которых использован товарный знак, служащий для индивидуализации табачных изделий;
    18 Марта 2015, 16:35
    Ответ юриста был полезен? + 1 - 0
    Свернуть

    Уточнение клиента

    Большое спасибо за консультацию, Вы мне очень помогли!

    И спасибо, что потратили на меня свое время!

    19 Марта 2015, 06:31
Все услуги юристов в Москве
Гарантия лучшей цены – мы договариваемся
с юристами в каждом городе о лучшей цене.