8 499 938-65-20
Мы — ваш онлайн-юрист 👨🏻‍⚖️
Объясним пошагово, что делать в вашей ситуации. Разработаем документы и ответим на любой вопрос, даже самый маленький.

Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.

Трудовой договор

Крымское предприятие перерегистрировалось и стало российским. Со всеми работниками заключили трудовые договора. Одна из работниц, работающая по сдельной системе оплаты труда по 20 часовой рабочей неделе, отказалась заключать трудовой договор, мотивируя тем.что она не согласна работать на 0,5 ставки, как у неё было ранее. а хочет работать по 40 часовой рабочей неделе. Как правильно разрешить этот конфликт?

, Татьяна Шевченко, г. Москва
Лариса Хромых
Лариса Хромых
Адвокат, г. Москва

Здравствуйте!

1. Понятие, виды и причины трудовых споров

Разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров – это важнейшая форма самозащиты работниками своих трудовых прав, когда они, считая свои интересы нарушенными, обращаются в юрисдикционный орган. Возникновению трудовых споров, как правило, предшествуют правонарушения в сфере труда, являющиеся непосредственным поводом спора. Когда действия обязанного субъекта были законными, а другой субъект считает их неправомерными, то здесь также может возникнуть трудовой спор, хотя правонарушения нет. Есть или нет трудовое правонарушение – это устанавливает юрисдикционный орган, рассматривающий трудовой спор. Само трудовое правонарушение нельзя еще считать трудовым спором, а различная его оценка субъектами является разногласием, которое субъекты могут решить сами. Такое разногласие субъектов трудового права может перерасти в трудовой спор лишь в том случае, если оно не урегулировано самими сторонами и поэтому вынесено на рассмотрение юрисдикционного органа, т.е. оспорено действие (бездействие) обязанного субъекта, нарушившего трудовое право другого.

Работник может самостоятельно или с участием представляющего его интересы профкома урегулировать разногласие при непосредственных переговорах с администрацией. Трудовой спор возникает, когда разногласие переносится на разрешение юрисдикционного органа. Трудовой спор может возникнуть и без правонарушения, если субъект трудового права (работник, профком, трудовой коллектив) обращается в юрисдикционный орган, оспаривая отказ другого субъекта установить новые или изменить существующие социально-экономические условия труда и быта.

Следовательно, трудовыми спорами называются поступившие на разрешение юрисдикционного органа разногласия субъектов трудового права по вопросам применения трудового законодательства или об установлении в партнерском порядке новых условии труда. Это понятие показывает отличие трудовых споров от разногласий, решаемых самими спорящими сторонами, и указывает, что трудовые споры возникают не только из трудового правоотношения, но и из иных непосредственно связанных с ним правоотношений, в том числе из правоотношений коллективного организационно-управленческого характера.

Трудовой кодекс РФ теперь закрепляет понятие индивидуального трудового спора в ст. 381. Во второй ее части также указывается, что индивидуальным трудовым спором будет и спор между работодателем и лицом, состоявшим в трудовых отношениях с этим работодателем, а также лицом, изъявившим желание заключить трудовой договор с работодателем, в случае отказа работодателя от заключения такого договора. В ранее же данном нами понятии все указанные во второй части ст. 381 лица – это субъекты трудового права, так как уволенный работник – это субъект правоотношений по трудовому спору о восстановлении на работе, а лицо, обжалующее отказ в приеме, тоже субъект правоотношения по трудоустройству.

В ст. 37 Конституции РФ признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право па забастовку. Статья 46 Конституции РФ предусматривает, что каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, что решения и действия (бездействие) органов и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Эти положения Конституции РФ являются основой порядка разрешения всех трудовых споров.

Федеральный закон от 12 января 1996 г. “О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности” (Российская газета. 1996. 20 янв.) в ст. 23 предусматривает право профсоюзов на защиту интересов работников в органах по рассмотрению трудовых споров, а для защиты социально-трудовых прав профсоюзы могут создавать юридические службы и консультации. Гарантируется судебная защита прав профсоюзов (ст. 29). Профсоюзы вправе участвовать в урегулировании коллективных трудовых споров (ст. 14), имеют право на организацию и проведение в соответствии с Федеральным законом забастовок, собраний, уличных шествий, демонстраций, пикетирования и других коллективных действий, используя их как средство зашиты социально-трудовых прав и интересов работников.

Трудовые споры часто смешивают со спорами о пенсиях, пособиях и услугах, а также спорами из процедурных правоотношений по их назначению, что не относится к отрасли трудового права, а принадлежит к отрасли права социального обеспечения. Трудовые споры – это споры из правоотношений сферы действия трудового законодательства. Ими оспариваются в юрисдикционном органе разногласия по трудовым правам и исполнению трудовых обязанностей. Федеральный закон от 20 октября 1995 г. “О порядке разрешения коллективных трудовых споров” (в дальнейшем – Закон о коллективных трудовых спорах // Российская газета. 1995. 5 дек.) и глава 60 ТК уже в своем названии предусматривает трудовые споры, порядок разрешения которых устанавливается ими для зашиты индивидуальных или коллективных трудовых прав. Трудовой спор – это спор о реализации права, предусмотренного трудовым законодательством, коллективными и другими договорами о труде или об установлении нового трудового субъективного или коллективного права (неисковые споры).

Все трудовые споры можно классифицировать по трем основаниям: по спорящему субъекту, по характеру спора, по виду спорного правоотношения.

По спорящему субъекту все трудовые споры делятся на индивидуальные и коллективные. В индивидуальных спорах оспариваются и защищаются субъективные права конкретного работника, его законный интерес, в коллективных спорах – права, полномочия и интересы всего трудового коллектива (или его части), права профкома как представителя работников данного производства по вопросам труда, быта, культуры. В коллективных спорах, защищаются и права трудовых коллективов, их жизненные интересы от волевого диктата административно-управленческого аппарата, в том числе министерства, ведомства как вышестоящего органа управления данным трудовым коллективом. Коллективные споры могут возникнуть из трех правоотношений: работников организации с работодателем, его администрацией, включая и вышестоящий орган управления; профкома с администрацией; появившихся в последние годы социально-партнерских правоотношений представителей работников и работодателей с участием органов власти на федеральном, региональном, отраслевом и территориальном уровне. Поэтому коллективные споры делятся по субъекту на споры коллектива работников организации с работодателем и споры профкома с работодателем, а также споры по партнерским соглашениям.

По характеру спора все трудовые споры подразделяются на два вида:

1) споры о применении норм трудового законодательства, в которых защищается и восстанавливается нарушенное право работника или профсоюза или права коллектива работников;

2) споры об установлении новых или изменении существующих социально-экономических условий труда и быта, не урегулированных законодательством, которые могут возникать из трудового правоотношения, – об установлении работнику в локальном порядке новых условий труда (нового срока отпуска по графику отпусков, нового тарифного разряда).

По правоотношениям, из которых может возникнуть спор, все трудовые споры делятся на:

1) споры из трудовых правоотношений (их абсолютное большинство);

2) споры из правоотношений по трудоустройству (например, не принятого по брони инвалида или другого лица, с которым работодатель обязан заключить трудовой договор);

3) споры из правоотношений по надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства и правил охраны труда;

4) споры из правоотношений по подготовке кадров и повышению квалификации работников на производстве;

5) споры из правоотношений по возмещению материального ущерба работником предприятию;

6) споры из правоотношений по возмещению работодателем ущерба работнику в связи с повреждением его здоровья на работе или нарушением его права трудиться;

7) споры из правоотношений профкома с работодателем по вопросам труда, быта, культуры;

8) споры из правоотношений коллектива работников с работодателем;

9) споры из социально-партнерских правоотношений на четырех более высоких уровнях.

Классификация трудовых споров по трем указанным основаниям необходима для того, чтобы по каждому трудовому спору правильно определить его подведомственность (индивидуальный это или коллективный спор, о применении трудового законодательства или об установлении новых условий труда, изменении существующих, и из какого правоотношения он возник).

Причины и условия трудовых споров хотя и связанные категории, но их надо различать.

Причины трудовых споров – это негативные факторы, которые вызывают различную оценку спорящими сторонами осуществления субъективного трудового права или исполнения трудовой обязанности.

Условия возникновения трудовых споров – это факторы, которые способствуют большему количеству трудовых споров по одним и тем же вопросам или значительно обостряют возникший спор. Но без причин сами условия не вызывают трудовой спор.

Служба по урегулированию коллективных трудовых споров “выявляет и обобщает причины и условия возникновения коллективных трудовых споров, подготавливает предложения по их устранению” (ст. 1 Закона о коллективных трудовых спорах), что направлено на устранение как причин, так и условий трудовых споров и их профилактику. Причинами трудовых споров являются следующие два субъективных негативных фактора (черты) спорящих сторон (или их представителей в коллективном споре), в результате которых по-разному оцениваются фактические обстоятельства, действия:

1) отставание индивидуального сознания от общественного, отклонение его от норм общеустановленной морали (не только со стороны представителей администрации, органов управления, но и отдельных работников, нарушающих трудовую и производственную дисциплину, небрежно относящихся к вверенному имуществу предприятия, требующих не заработанной оплаты или не полагающихся им благ);

2) незнание или плохое знание трудового законодательства как отдельными руководителями производства, так и многими работниками и их представителями, т.е. низкая правовая культура, правосознание.

Условия трудовых споров носят по отношению к спорящей стороне объективный характер, отражающий недостатки в работе конкретного производства, отрасли или недостатки и пробелы трудового законодательства. Условия трудовых споров могут быть двух видов: производственного и правового характера. Они связаны с организацией производства или правотворчества – принятием норм права, поэтому-то по отношению к спорящей стороне существуют объективно в нашей жизни. В настоящее время с переходом к рыночным отношениям появилась и третья, но уже объективная причина – это возникший и продолжающийся тяжелый кризис нашего народного хозяйства, производства.

Условия производственного характера отражают недостатки в организации труда и работы на данном производстве, в отрасли, например неритмичность работы или плохую организацию труда. В юридических вузах США, Англии и других стран изучается теория конфликтов (конфликтология), в США есть социальные центры по изучению и разрешению конфликтов, в которых подготавливают менеджеров по конфликтам.

Условия трудовых споров правового характера – это такие имеющиеся еще недостатки в правотворчестве, в принятии, создании трудового законодательства, как не совсем ясная и четкая формулировка отдельных норм или пробелы в законодательстве, позволяющие по-разному их толковать спорящими сторонами; определенное отставание отдельных норм законодательства от бурно развивающейся практики организации труда и распределения.

Если причины трудовых споров отсутствуют, то даже при наличии указанных условий (обстоятельств) трудовой спор не возникает. Профилактика трудовых правонарушений, т.е. предупреждение с учетом конкретных условий и личности работника,– это одновременно и профилактика трудовых споров, обязанность для администрации, профсоюзных органов и юридических служб предприятия.

2. Нормативные акты и органы по рассмотрению трудовых споров

Конституция России в ст. 6, 7, 15, 17, 18, 19, 32, 37, 45, 46, 48 128 содержит основы порядка рассмотрения трудовых споров, которые конкретизированы в других законах.

Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров регулируется гл. 60 (ст. 381–397) ТК.

Порядок разрешения коллективных споров регулируется Федеральным законом от 23 ноября 1995 г. “О порядке разрешения коллективных трудовых споров” // СЗ РФ. 1995. №48. Ст. 4557 и гл. 61 (ст. 398-418) Кодекса.

Установленный гл. 60 ТК порядок не распространяется на споры о досрочном освобождении от выборной платной должности работников общественных организаций и других объединений граждан по решению их органов, на споры судей, прокуроров, их заместителей и помощников, а также следователей прокуратуры и государственных служащих по вопросам перевода, увольнения (в том числе изменения даты и формулировки причин увольнения), оплаты вынужденного прогула при восстановлении на работе и наложения на них дисциплинарных взысканий. Особенности рассмотрения этих споров устанавливаются иными законодательными актами, в частности специальными законами об этих категориях работников. Но государственные служащие могут со спором обратиться и в суд, так как ст. 9 установлена альтернативная подведомственность споров по их выбору.

При рассмотрении трудовых споров суд применяет не только соответствующие нормы трудового, но и гражданского процессуального права (ст. 3-6, 17, 25, 39, 80, 126, 141, 144, 197, 210 и 407 ГПК РФ).

Большое значение для единообразного применения законодательства при рассмотрении индивидуальных трудовых споров имеют руководящие постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации. Эти акты не являются источниками права. Но это – вид судебного толкования трудового законодательства, дающий судам руководящие разъяснения по единообразному его применению по конкретным нормам. Во многих случаях эти постановления восполняют пробелы трудового законодательства. Так, есть постановления Пленума Верховного Суда РСФСР по применению судами норм о труде женщин (1990 г.) и о труде молодежи (1993 г.) (Бюллетень Верховного Суда РФ. 1991. №3; 1993. №9) от 20 декабря 1994 г. “Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда” (там же. 1995. №3. С. 9), от 28 апреля 1994 г. №3 “О судебной практике по делам о возмещении вреда, причиненного повреждением здоровья” (там же. 1994. №7).

Для применения норм трудового права при разрешении трудовых споров определенное значение имеют соответствующие решения Конституционного Суда России, а также обобщения судебной практики по трудовым делам (см., например, Комментарий судебной практики. Вып. 2. М., 1995, с. 3–41).

Юрисдикционными органами, рассматривающими индивидуальные трудовые споры по вопросам применения трудового законодательства, являются комиссии по трудовым спорам (КТС) и суды.

КТС образуются по инициативе работников и (или) работодателя из равного числа представителей работников и работодателя. Представители работников избираются общим собранием работников организации, а представители работодателя назначаются в КТС руководителем организации (ст. 384 ТК). По решению общего собрания (конференции) могут быть образованы и КТС отдельных подразделений организации. Тогда представители работников в КТС цеха избираются трудовыми коллективами цехов и других аналогичных подразделений. Цеховые КТС действуют на тех же основаниях, что и общезаводские, в пределах своего подразделения.

В зависимости от органа различаются следующие виды разбирательства индивидуальных трудовых споров:

– КТС как избранным органом трудового коллектива;

– судебное;

– вышестоящими органами для отдельных категорий работников (судьи и др.).

Каждый из видов разбирательства трудового спора является самостоятельным, т.е. со своим началом и концом, порядком вынесения решения по спору и его исполнению. Один и тот же спор может пройти последовательно два вида разбирательства: в КТС и суде, если пожелает спорящая сторона, не удовлетворенная решением КТС. Такой последовательный порядок (начиная с КТС как первичного обязательного органа) принято называть общим порядком в отличие от иных случаев, когда спор решается либо непосредственно судом, либо вышестоящими органами.

Все органы по рассмотрению трудовых споров наделены государством властными полномочиями решать трудовые споры. Поэтому их решения обязательны для исполнения и в специальном утверждении не нуждаются, т.е. они окончательны и могут сразу исполняться, если не обжалованы.

Согласно Закону о коллективных трудовых спорах и гл. 61 Кодекса органами, рассматривающими данные споры, являются: примирительные комиссии, создаваемые для каждого такого спора; посредник; трудовой арбитраж.

Процессуальные и процедурные правоотношения по рассмотрению трудовых споров – это юридическая связь соответствующего юрисдикционного органа с участниками данного спора. Процедурные правоотношения предшествуют, как правило, процессуальным (по приему заявления в юрисдикционный орган, процедурные действия судьи по подготовке судебного заседания по разрешению спора и т.д.). Они возникают при всех видах разбирательства индивидуальных трудовых споров с момента обращения заинтересованной стороны в данный юрисдикционный орган. Основанием их возникновения является именно подача заявления, принятие к производству данного дела, а рассмотрение самого спора – это процессуальные отношения.

Процессуальное правоотношение возникает между данным органом, с одной стороны, и участником спора – с другой. Каждое лицо, участвующее в деле по рассмотрению спора (спорящие стороны или их представители, свидетели, эксперты), находится в процессуальном правоотношении только с органом, рассматривающим данный спор, т.е. это лицо обладает процессуальными правами и несет процессуальные обязанности только по отношению к этому юрисдикционному органу. Для разных органов, которые рассматривают спор, характер процессуального правоотношения зависит от того, каким законом регулируется процесс рассмотрения.

При различных ранее указанных видах разбирательства трудовых споров возникают три вида процессуальных правоотношений: трудовые процессуальные, гражданско-процессуальные и административно-процессуальные. Каждый определяется по тому юрисдикционному органу, который рассматривает трудовой спор. И один спор может быть связан с двумя видами процессуальных правоотношений при последовательном его рассмотрении в КТС, а затем, если этот спор переносится в суд, возникают гражданские процессуальные правоотношения.

Трудовые процессуальные правоотношения – это урегулированные нормами трудового права отношения по рассмотрению трудовых споров в КТС, примирительной комиссией, с посредником, в трудовом арбитраже, т.е, это юридическая связь юрисдикционного органа, урегулированная нормами трудового права, со спорящими сторонами и другими участниками спора.

Содержанием процессуальных правоотношений является юридическая связь данного юрисдикционного органа с участниками спора, в которой субъекты правоотношения обладают определенными взаимными процессуальными правами и обязанностями. В реализации этих прав и обязанностей проходит и весь процесс рассмотрения трудового спора, когда юрисдикционный орган применяет при решении спора по существу нормы материального трудового права, осуществляя свои властные полномочия по вынесению решения по спору; после этого данные процессуальные правоотношения прекращаются. Но могут возникнуть другие правоотношения, тоже процессуального характера – по принудительному исполнительному производству решений по индивидуальному спору, если они не выполнены добровольно.

По своему характеру все они являются охранительными, а не регулятивными.

3. Принципы рассмотрения трудовых споров

Принципы рассмотрения трудовых споров – это основные положения, отражающие суть норм данного института трудового права, определяющие существенные характерные черты порядка рассмотрения споров и направленность развития системы норм, регулирующих этот порядок. Порядок рассмотрения трудовых споров демократичен, прост, гласен, удобен и доступен для каждого работника. Он позволяет полно, быстро, бесплатно разрешить до конца любой возникший трудовой спор и восстановить нарушенные трудовые права, законные интересы трудящихся.

Принципами рассмотрения трудовых споров являются:

демократизм – участие трудящихся через профсоюзы, трудовые коллективы, своих представителей в разрешении споров. Коллективные трудовые споры рассматриваются в примирительной комиссии с участием представителей трудового коллектива или профсоюза. Состав трудового арбитража комплектуется по согласованию представителей работников или профсоюза с представителями работодателей. Представители профсоюзов могут выступать в суде в защиту интересов трудящихся (ст. 42, 44 ГПК РФ), а также в вышестоящем органе и в трудовом арбитраже. В суде рабочие и служащие участвуют в рассмотрении споров через своих народных заседателей, которые выбираются на собраниях трудовых коллективов;

бесплатность, доступность и удобство обращения трудящихся в юрисдикционный орган с трудовым спором – работники для разрешения трудовых споров не теряют много времени и не несут никаких материальных затрат, все юрисдикционные органы доступны для трудящихся, в них удобно обратиться;

гласность, объективность и полнота исследования доказательств по трудовому спору, а, следовательно, законность его разрешения – заседания КТС и суда по трудовым спорам проводятся открыто, публично, спорящая сторона может заявить в начале заседания мотивированный отвод любому из его членов. Все органы, рассматривающие трудовые споры, обязаны решать спор в соответствии с законом, объективно и полно исследовать материалы по делу, запрашивать при необходимости дополнительные доказательства, вызывать свидетелей, а если надо, то приглашать и экспертов.

Гласность, демократия и законность – эти понятия взаимосвязаны в порядке рассмотрения трудовых споров. Но, как показывает судебная практика, многие решения судов по трудовым делам отменяются вышестоящим судом из-за неполноты исследования материалов по делу (неистребование судом важных документов по делу, невыяснение значимых обстоятельств по делу или неправильное применение норм права). Это значительно затягивает разрешение спора и восстановление нарушенного трудового права, чем нарушается принцип быстроты разрешения спора.

Быстрота разрешения трудовых споров обеспечивается более краткими процессуальными и исковыми сроками.

Процессуальный срок – это установленный законом отрезок времени для процессуальных действий по начатому процессу:

– сроки рассмотрения в КТС – не более 10 дней, в суде – до 10 дней (и 7 дней дается для подготовки дела к рассмотрению), в вышестоящих органах – не более месяца со дня принятия заявления, в примирительной комиссии и в трудовом арбитраже – до 5 рабочих дней со дня их создания, а с участием посредника – до 7 календарных дней с момента его приглашения (назначения);

– сроки выдачи копий, выписок из решений, а также подачи замечаний на протокол заседания везде трехдневные со дня вынесения решения по трудовому спору;

– сроки обжалования решений по трудовому спору КТС в суд, а суда в вышестоящий суд – 10 дней со дня получения копии решения.

Некоторые сроки может устанавливать и изменять сам орган, рассматривающий спор, например срок исправления искового заявления или представления дополнительных доказательств по делу. Установленные же законом процессуальные сроки он менять не может, но вправе восстановить или продлить пропущенный по уважительной причине срок по ходатайству спорящей стороны, например восстановить срок обжалования.

Исковой, или давностный, срок – это установленный законом отрезок времени для обращения в юрисдикционный орган за защитой нарушенного трудового права или законного интереса. Поскольку пропуск срока давности для обращения влечет за собой потерю права на защиту в данном органе, исковые сроки рассматриваются как материальные сроки по осуществлению защиты материального права. Сроки давности – одна из предпосылок реализации права на защиту законных требований. Последствием истечения давностного срока по трудовому спору является утрата права на иск, а если иск уже предъявлен, то может быть вынесено решение об отказе в иске из-за пропуска срока исковой давности. Течение срока исковой давности начинается со дня, когда заинтересованное лицо узнало о нарушении его права или должно было узнать об этом.

Иск по трудовому спору – это обращение в соответствующий орган (КТС, суд) за защитой нарушенного и оспариваемого права или охраняемого трудовым законодательством интереса субъекта трудового права. Все споры о применении установленных условий труда являются исковыми. Споры об установлении новых условий труда по своему характеру являются неисковыми, так как здесь требование не о восстановлении нарушенного права (как это имеет место в исковых спорах), а об установлении нового права, новых условий труда и права на них. И законом не устанавливалось для них ранее давностных и процессуальных сроков. Трудовой же кодекс их никак не выделил. Следовательно, они теперь рассматриваются и в КТС.

Исковые сроки по трудовым спорам следующие:

– для обращения работника с заявлением в КТС – 3 месяца; при пропуске его по уважительным причинам КТС на своем заседании может восстановить этот срок, а при пропуске без уважительных причин – отказать в иске за пропуском давностного срока;

– для обращения работника с иском непосредственно в суд – 3 месяца, а по делам об увольнении – месяц со дня вручения приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки;

– для обращения работника в вышестоящий орган со спором – 3 месяца со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а об увольнении – месяц;

– для обращения администрации в суд с иском работнику о возмещении ущерба, причиненного предприятию,– годичный исковый срок со дня обнаружения ущерба.

Исковых сроков по делам о возмещении работнику вреда на производстве не установлено.

Принцип обеспечения реального восстановления нарушенных прав выражается в том, что если администрация добровольно не выполняет решение органа, рассмотревшего индивидуальный трудовой спор, то это решение исполняется в принудительном порядке через судебного пристава по соответствующим исполнительным документам.

0
0
0
0

4. Подведомственность индивидуальных трудовых споров

Подведомственность
трудовых споров и компетенция органа, рассматривающего споры, – это
тесно связанные понятия, но не идентичные и неравнозначные.

Компетенция органа
это правовая сфера деятельности, определяемая различными его функциями в
области трудовых споров (правомочие по принятию спора к рассмотрению,
правомочие рассматривать споры с соблюдением определенного
процессуального порядка и выносить решение по спорам и т.д.).

Подведомственность
споров затрагивает лишь правомочие принять к рассмотрению именно
подведомственный данному органу спор. Она определяется законом. Но закон
не установил, к сожалению, научно обоснованные критерии
подведомственности трудовых споров определенному органу. Подведомственность – это
определение трудового спора по свойствам и содержанию, в каком
первоначально органе должен решаться спор. Поэтому определяя
подведомственность каждого конкретного трудового спора, надо выяснить,
какого вида спор, индивидуальный или коллективный. Если спор
индивидуальный, то надо установить его характер (о применении трудового
законодательства или об установлении новых условий труда) и
правоотношение, из которого он вытекает. Все споры из правоотношений,
непосредственно связанных с трудовым правоотношением, КТС не
подведомственны. Если не выяснить указанные свойства конкретного
трудового спора, то можно неправильно определить его подведомственность.
Правильное определение подведомственности конкретного трудового спора
имеет большое практическое значение, поскольку решение спора
неправомочным на то органом не имеет юридической силы и не может быть
исполнено в принудительном порядке.

Все трудовые споры по их подведомственности тому или иному органу можно разделить на следующие группы:

1)
рассматриваемые в общем порядке, когда КТС является обязательной
первичной стадией, после которой спор может поступить на рассмотрение
суда;

2) рассматриваемые непосредственно судом;

3)
рассматриваемые вышестоящим органом в случаях, установленных федеральным
законом для отдельных категорий работников (ст. 383 ТК);

4) новая
появившаяся по специальным законам альтернативная подведомственность по
выбору истца в вышестоящий орган или в суд (например, все трудовые
споры государственных служащих или споры с государственными инспекторами
труда);

5) коллективные трудовые споры с единой
подведомственностью, рассматриваемые примирительными комиссиями,
посредником и трудовым арбитражем.

В общем порядке КТС
рассматривает только споры из трудовых правоотношений, и то не все. Иной
порядок установлен законом для двух категорий споров: рассматриваемых
или непосредственно судом (без рассмотрения в КТС), или только
вышестоящим органом.

Непосредственно в суде без обращения в КТС
(без досудебного разбирательства) рассматриваются следующие трудовые
споры (ст. 391 ТК):

– по заявлению работника о восстановлении на
работе независимо от оснований прекращения трудового договора, об
изменении даты и формулировки причины увольнения, о переводе на другую
работу, об оплате вынужденного прогула, компенсации морального вреда в
связи с нарушением его права трудиться, либо о выплате разницы за время
выполнения нижеоплачиваемой работы;

– споры рабочих и служащих тех
предприятий, учреждений, организаций, где КТС не избираются (например,
споры лиц, заключивших трудовые договоры с воинскими организациями или
работающих там, где отсутствуют КТС, споры домашних работниц,
работников, работающих у работодателя – физического лица, работников
религиозных организаций), а также иски работодателя о возмещении
работником ущерба, причиненного предприятию, учреждению, организации.

Непосредственно
в суде решаются также споры о необоснованном отказе в приеме на работу:
лица, приглашенного на работу в порядке перевода с другого предприятия,
учреждения, организации; молодого специалиста, направленного по
окончании учебы в установленном договором порядке; другого лица, с
которым администрация в соответствии с законодательством обязана
заключить трудовой договор (направленного по квоте подростка или
инвалида и др.); беременной женщины или имеющей детей в возрасте до 3
лет, одинокой матери (отца), имеющей детей до 14 лет (ребенка-инвалида
до 16 лет) по мотивам, связанным с этими обстоятельствами, лица,
считающего, что он подвергся дискриминации в труде.

Споры о
возмещении ущерба, причиненного работником предприятию (учреждению),
рассматриваются непосредственно в суде по иску администрации. Если же
администрация удержала из заработной платы работника суммы в возмещение
ущерба, а работник считает это незаконным, то спор будет уже о
незаконном удержании, и подведомственен КТС. Непосредственно в суде
решаются споры о коллективной материальной ответственности, о возмещении
работодателем морального вреда, нанесенного работнику в связи с его
трудовым увечьем или иным повреждением здоровья на работе, когда
работник не согласен с решением об этом работодателя или не получил в
установленный 10-дневный срок ответа работодателя на свое заявление.
Исковая давность по этим спорам о моральном вреде не установлена.

Вышестоящие
органы (вышестоящая администрация) вправе и обязаны рассматривать любые
поступившие от работников жалобы на действия нижестоящих органов, в том
числе и по трудовым спорам, подведомственным КТС и суду. Однако
федеральными законами установлено, что вышестоящий орган рассматривает
трудовые споры, если к нему обратился со спором государственный
служащий, а также споры судей, прокуроров, их заместителей и помощников
по вопросам увольнения, изменения даты и формулировки причины
увольнения, перевода на другую работу, оплаты вынужденного прогула или
выполнения нижеоплачиваемой работы и наложения дисциплинарного
взыскания. Все трудовые споры государственных служащих рассматривает
вышестоящая администрация или суд по их выбору.

Споры судей
согласно Закону РФ от 26 июня 1992 г. “О статусе судей в Российской
Федерации” (Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета
РФ. 1992. №30) рассматривают вышестоящие квалификационные коллегии
судей, а о прекращении полномочий судьи – Верховный Суд РФ. Споры же
прокуроров, их заместителей и помощников, а также следователей
прокуратуры по этим трем вопросам решает согласно Закону РФ от 17 января
1992 г. “О прокуратуре РФ” Генеральный прокурор или прокурор,
вышестоящий над тем, кто их увольнял, переводил или налагал взыскание.
После рассмотрения их споров вышестоящими органами все эти категории
работников не лишены права обратиться к судебной защите.

Поскольку
Трудовой кодекс не выделил подведомственность исковых индивидуальных
споров (как было по ст. 219 КЗоТ), то у них подведомственность общая,
начиная с КТС, т.е. теперь установлена единая подведомственность и
индивидуальных исковых, и неисковых споров.

Действия
государственных инспекций (санитарной и др.) обжалуются в их вышестоящий
орган или суд, а о наложении штрафа – в суд по месту жительства.

Подведомственность
коллективных трудовых споров – единая по всем спорам (как о применении
трудового законодательства, так и об установлении новых условий труда и
быта работников) – определена Законом о коллективных трудовых спорах.
Для урегулирования возникающих в ходе коллективных переговоров
разногласий стороны используют примирительные процедуры, установленные
Законом о коллективных трудовых спорах. Следовательно, для всех видов
коллективных трудовых споров подведомственность единая, начиная с
примирительной комиссии как обязательного первого этапа их рассмотрения.

5. Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров

Порядок
рассмотрения трудового спора – это установленная для данного
юрисдикционного органа форма процесса разбирательства, начиная с
принятия заявления и кончая вынесением

решения по данному делу.
Необходимо различать порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров
в КТС, суде и вышестоящем органе. Все эти органы могут осуществлять
право-восстанавливающие действия, но различным порядком.

Большинство
споров из трудовых правоотношений по применению трудового
законодательства рассматриваются в общем порядке, начиная с КТС, и если
КТС в 10-дневный срок не рассмотрела спор, работник вправе перенести его
на решение суда. Решение КТС может быть обжаловано любой спорящей
стороной в суд. Такой общий порядок установлен ст. 390 ТК, а для суда –
еще и ГПК РФ.

Комиссия по трудовым спорам – это орган
трудового коллектива. КТС создается на всех предприятиях, в учреждениях,
организациях по инициативе работников и (или) работодателя на
паритетных началах из представителей этих сторон. Как указывалось ранее,
представители работников избираются общим собранием (конференцией)
трудового коллектива тайным или открытым голосованием (по усмотрению
собрания или конференции). Комиссии по трудовым спорам могут быть
общезаводские и подразделений. Образование КТС подразделения не
обязательно, но когда они создаются, то спор после рассмотрения его в
такой КТС может быть перенесен любой спорящей стороной в суд.

Трудовой
спор подлежит рассмотрению в КТС, если работник самостоятельно или с
участием его представителя не урегулировал разногласия при
непосредственных переговорах с работодателем. Если исковый трехмесячный
срок пропущен по уважительной причине, КТС может его восстановить.
Заявление работника подлежит обязательной регистрации в журнале
поступления заявлений, в котором отмечается дата приема и рассмотрения
спора, его содержание и решение. Для организационно-технического
обслуживания КТС (делопроизводство, хранение дела, выдача выписок из
протоколов заседаний) приказом работодателя назначается специальный
постоянный работник, как правило, без указания срока работы.

Порядок
рассмотрения трудовых споров в КТС исключительно демократичен. Спор
рассматривается в удобное нерабочее время и обязательно в присутствии
работника-заявителя. Заочное рассмотрение спора допускается только по
письменному заявлению работника. Если работник вторично без уважительных
причин не явится на заседание комиссии, КТС может вынести решение о
снятии заявления с рассмотрения, что не лишает работника права подать
заявление вновь.

Дело должно быть подготовлено к заседанию
председателем или по его поручению членом КТС: вызваны необходимые
свидетели по делу и проведена, если надо, соответствующими лицами
техническая и бухгалтерская проверка, а также затребованы от
администрации соответствующие документы, расчеты. Администрация обязана
их представить по требованию КТС.

Порядок проведения заседания КТС
закон точно не определяет, и, хотя не указывает право отвода, но и не
запрещает его. Поэтому заявитель и администрация имеют право в начале
заседания КТС сделать мотивированный отвод любому члену комиссии. Вопрос
об отводе решается большинством присутствующих членов КТС. Заседание
КТС считается правомочным, если на нем присутствуют не менее половины от
каждой стороны членов комиссии, притом в равном количестве
представителей работников и работодателя. КТС не должна копировать суд, и
свидетели могут присутствовать на заседании комиссии с начала до конца.
Заседание комиссии проводится открыто, на нем могут присутствовать
желающие, и любой может быть выслушан по обстоятельствам данного спора.
Решение КТС принимает тайным голосованием.

Решение считается принятым, если за него проголосовало большинство присутствующих на заседании членов комиссии.

В
решении комиссии указывается: полное наименование предприятия, фамилия,
имя и отчество, профессия, специальность, должность заявителя, дата
обращения в КТС и дата рассмотрения спора, существо спора, фамилии
присутствующих на заседании КТС членов комиссии, представителей
администрации и профкома (цехкома), результаты голосования и
мотивированное со ссылкой на норму права решение. КТС может в решении
указать и на немедленное его исполнение или в определенный ею срок.
Решение КТС, как правило, имеет мотивировочную и резолютивную часть.
Резолютивная часть решения должна быть записана в категорической,
повелительной форме, например: “предложить администрации оплатить
такую-то сумму”. Принятые решения КТС в последующем в утверждении не
нуждаются, могут исполняться немедленно. Комиссия не имеет права их
пересматривать, но может вынести дополнительное решение, если, например,
в нем не была точно определена сумма. Протокол заседания КТС должен
быть подписан председателем или его заместителем и заверен печатью КТС.
На его основании работник, на которого администрация возложила
техническое обслуживание КТС, в трехдневный срок со дня принятия решения
должен вручить надлежаще заверенные копии решения КТС заинтересованному
работнику и работодателю организации.

Решение КТС может быть
обжаловано работником или администрацией в суд в 10-дневный срок со дня
вручения им копии решения. Пропуск этого срока не является основанием к
отказу в приеме заявления судом. Суд на заседании может его
восстановить, если срок пропущен по уважительной причине, и рассмотреть
спор по существу.

Порядок рассмотрения трудовых споров в суде определен
ГПК РФ. Роль суда в сфере трудовых отношений значительна. Одной из
важнейших гарантий охраны трудовых прав граждан России является их право
на судебную защиту согласно ст. 37 и 46 Конституции РФ. Суды не только
восстанавливают нарушенные трудовые права, но выявляют причины и условия
данных нарушений, проводят профилактическую работу по их устранению и
предупреждению. Суд может выносить представления в государственные
органы, общественные организации и должностным лицам об устранении
нарушений закона, причин и условий, способствующих правонарушениям.

Рассматривая
трудовые споры, суд руководствуется как нормами трудового права, так и
нормами гражданского процессуального права и руководящими
постановлениями Верховного Суда по трудовым делам.

Компетенция,
правомочие суда в области трудовых споров определяется не только кругом
споров, подведомственных суду, но и тем, что при рассмотрении спора суд
может по своей инициативе привлечь на сторону ответчика третье лицо,
виновное в грубом нарушении трудового законодательства, и взыскать с
него материальный ущерб, понесенный предприятием (учреждением) (ст. 39
ГПК). Если при рассмотрении дела суд установит неправильные действия
должностных лиц, свидетельствующие о грубом нарушении ими трудового
законодательства, он должен согласно ст. 225 ГПК вынести частное
определение для привлечения виновных руководителей к дисциплинарной, а в
надлежащих случаях – и к уголовной ответственности. Эти частные
определения направляются в соответствующий орган, который в месячный
срок должен сообщить суду о принятых мерах.

При принятии заявления
по трудовому спору судья должен правильно определить подведомственность
суду данного спора. Он единолично решает вопрос о принятии или отказе в
принятии заявления к рассмотрению в соответствии со ст. 129 ГПК.

Все
трудовые споры рассматриваются в суде по месту нахождения ответчика.
Для обращения в суд администрации с иском к работнику о возмещении
материального ущерба, причиненного им предприятию, учреждению,
организации, установлен срок один год со дня обнаружения ущерба, по
спорам, которые рассматривались в КТС, – 10-дневный срок со дня вручения
копии решения комиссии, по делам об увольнении – один месяц со дня,
когда он уволен, по остальным трудовым спорам и в суде – трехмесячный
исковый срок. Обратите на эти сроки внимание, их надо хорошо усвоить.

Отказ
судьи в принятии заявления по соображениям материального права, в
частности по мотивам истечения срока исковой давности, является
незаконным. Вопрос о пропуске давностного срока должен решать суд в
судебном заседании при рассмотрении спора. Закон не определяет, какие
причины считаются уважительными для восстановления давностного срока.
Это решает сам суд. В случае признания уважительными причин пропуска
срока исковой давности нарушенное право подлежит защите.

Особенностью
рассмотрения трудовых споров в суде является и то, что право
возбуждения трудовых дел в суде имеют не только заинтересованный
работник и администрация предприятия, учреждения, но и прокурор (ст. 41
ГПК), а также профессиональный союз.

Если иск работника
удовлетворяется, то судебные расходы, в том числе государственная
пошлина, взыскиваются с ответчика. При отказе работнику в иске судебные
расходы ни с одной стороны не взыскиваются. Если истцом является
работодатель, с нею взыскиваются судебные издержки (по спору о
материальной ответственности работника).

Трудовые дела о
восстановлении на работе во всех судах рассматриваются коллегиально: в
суде первой инстанции – в составе судьи и народных заседателей, а в
кассационной и надзорной инстанции – в составе председательствующего и
членов суда (ст. 15 ГПК). Остальные трудовые споры решает единолично
судья. Он единолично может решать и дела о восстановлении на работе,
если на это согласны все участники спора, что фиксируется в протоколе
суда.

Только работник-истец может изменить свои исковые требования
в суде, увеличить или уменьшить их, изменить предмет и обоснования
иска, отказаться от иска. Если же меняются и предмет, и основания иска
одновременно, то это ведет уже к заявлению совершенно нового иска.
Разрешение трудового спора в суде может окончиться и мировым соглашением
(ст. 34 ГПК). О принятии отказа истца по трудовому спору или
утверждении мирового соглашения спорящих сторон трудового правоотношения
суд выносит определение, которым одновременно прекращает производство
по делу (ст. 165 ГПК). Но предварительно суд должен проверить условия
мирового соглашения, чтобы они не нарушали трудовое законодательство,
были ясны и определенны, не нарушали трудовые права работников и
интересы предприятий (учреждений).

Суд может не принять отказ от
иска и признание иска ответчиком, может не утвердить и мировое
соглашение, если все это противоречит трудовому законодательству (ст. 34
ГПК).

Обжаловать решения суда в вышестоящий суд может любая
сторона в 10-дневный срок (ст. 284 ГПК). В тот же срок оно может быть
опротестовано прокурором. Пропустившие этот срок лишаются права на
подачу жалобы. Но при уважительной причине пропуска срока суд может
восстановить его. Вышестоящий суд в кассационном порядке имеет право
оставить решение суда в силе, изменить или отменить его полностью или в
части. Отменяя решение суда, вышестоящий суд может передать дело на
новое рассмотрение в тот же суд в ином или в том же составе, или сам
вынести новое решение по существу спора (ст. 305 ГПК), или прекратить
дело, или оставить иск без рассмотрения. Если решение суда отменяется по
кассационной жалобе, то вопрос об обратном взыскании выплаченных сумм в
порядке поворота исполнения разрешается судом во всех случаях. Эго
обратное взыскание производится лишь по решению суда.

Вступившие в
законную силу решения, определения и постановления судов могут быть
пересмотрены в порядке надзора по соответствующим протестам. Если
решение суда отменяется в порядке надзора, то с трудящегося, получившего
по этому решению определенные суммы, эти суммы обратно не взыскиваются,
за исключением случаев, когда решение суда было обосновано на подложных
документах или ложных сведениях, представленных истцом. Закон РФ от 27
апреля 1993 г. “Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих
права и свободы граждан” (Российская газета, 1993, 12 мая) предусмотрел,
что гражданин может обжаловать в суд любые коллегиальные и единоличные
решения органов и должностных лиц, нарушающих его права и свободы
(следовательно, и в сфере труда) или создающих препятствия для их
осуществления, а также если на него незаконно возложена какая-либо
обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности. Это
обжалование может быть либо непосредственно в суд в трехмесячный срок,
либо в месячный срок после получения гражданином письменного уведомления
об отказе вышестоящим органом (должностным лицом) в удовлетворении его
жалобы или со дня истечения месячного срока после подачи ему жалобы,
если не получен ответ на нее. Такая жалоба в суд возможна и в случаях,
когда предусмотрен иной порядок судебного обжалования.

Рассмотрение трудовых споров вышестоящими органами надо
отличать от рассмотрения вышестоящим органом или администрацией любой
жалобы на действия нижестоящих хозяйственных руководителей, которую они
рассматривают в установленном административным правом порядке. Закон не
запрещает работнику или трудовым коллективам обращаться с жалобой на
действия должностных лиц, в том числе и по вопросам, которые они могут
оспаривать как трудовые споры в юрисдикционных органах. Такая жалоба
должна быть рассмотрена в 20-дневный срок.

Исковые сроки для
обращения этих работников со спором в вышестоящий орган те же самые –
месячный по спору об увольнении и трехмесячный по спорам о переводах и
дисциплинарных взысканиях. Вышестоящий орган обязан рассмотреть спор в
месячный срок со дня поступления заявления.

Спор решается в
присутствии работника, если он не просит рассмотреть его заявление
заочно или не явился без уважительной причины по вторичному вызову.
Вышестоящими органами также рассматриваются споры судей, прокуроров, их
заместителей и помощников по вопросам увольнения, перевода и наложения
дисциплинарных взысканий. Как указывалось, все трудовые споры
государственных служащих может рассматривать вышестоящий орган (или
суд). Орган, рассматривающий спор, вправе пригласить на него
представителя органа власти и управления, профсоюза и других
общественных организаций, принявшего оспариваемое решение.

Решение
вышестоящего органа по спору должно быть основано на законодательстве и
мотивировано. В случае незаконного увольнения, перевода или наложения
дисциплинарного взыскания вышестоящий орган принимает решение об отмене
соответствующего приказа, распоряжения, постановления. Он не может
применить к работнику более строгую меру, но вправе заменить примененную
меру дисциплинарного взыскания на более мягкую с учетом конкретных
обстоятельств проступка, предшествующей работы и поведения работника.

Вышестоящий
орган при восстановлении работника на прежней работе принимает решение и
об оплате за время вынужденного прогула при незаконном увольнении за
все его время.

Копии решения вышестоящего органа в трехдневный
срок после его принятия должны быть направлены или вручены
заинтересованному работнику и органу, действия которого были оспорены.

Споры
судей, прокуроров и их помощников по вопросам дисциплинарных взысканий,
переводов и увольнений регламентируются специальным законодательством о
судьях и прокурорах.

6. Исполнение решений по индивидуальным трудовым спорам

Заключительным
актом погашения возникших трудовых споров является фактическое
исполнение решений органов, рассматривавших эти споры.

Решение
считается исполненным тогда, когда реально выполнены его предписания:
выплачена истцу вся присужденная сумма, истец восстановлен на работе,
изменена формулировка причин увольнения и т.д. Решения по трудовым
спорам, как правило, исполняются добровольно. В противном случае законом
установлен принудительный порядок их исполнения. Во всех случаях
исполнительное производство в принудительном порядке начинается, как
правило, по просьбе истца – заинтересованного работника. Но оно может
быть возбуждено и по инициативе прокурора или профкома.

Исполнение решений суда по трудовым спорам регулируется ГПК республики (ст. 338 ГПК), а решений КТС – ст. 389 ТК.

Решение
КТС вступает в законную силу немедленно, ни в каком утверждении не
нуждается. Вступление решения в силу немедленно надо отличать от
немедленного исполнения решения. Так, ст. 396 ТК предусматривает
немедленное исполнение решения органа по рассмотрению трудовых споров о
восстановлении на работе незаконно уволенного или переведенного
работника и оплате вынужденного прогула. Остальные решения КТС по
трудовым спорам подлежат исполнению администрацией в трехдневный срок по
истечении 10 дней для их обжалования.

Если администрация в указанный срок не исполняет добровольно решение органа по трудовому спору, оно приводится в исполнение в принудительном порядке. Для
этого КТС на исполнение ее решений выдает работнику специальное
удостоверение, являющееся исполнительным документом (если другая
спорящая сторона не обжаловала это решение в установленный срок),
заверенное подписью председателя КТС (или его заместителя) и печатью
КТС. В нем указывается: наименование органа, принявшего решение; даты
его принятия и выдачи удостоверения; фамилия, имя и отчество работника;
решение по существу спора. С полученным удостоверением работник может в
течение трех месяцев обратиться в суд к судебному приставу и тот
приведет его в исполнение в том же порядке, что и судебное решение. При
пропуске указанного срока по уважительной причине КТС, выдавшая
удостоверение, может его восстановить.

Решение суда приводится
в исполнение по вступлении его в законную силу, кроме случаев
немедленного исполнения (ст. 210 ГПК). Если на второй день после решения
суда о восстановлении работника на работе администрация не допустит его
к прежней работе, то она должна будет оплатить ему по специальному
определению суда заработную плату за все время вынужденного прогула,
связанного с неисполнением решения суда. О невыполнении решения суда
судебный пристав докладывает суду. В этом случае согласно ст. 407 ГПК
суд в судебном заседании с вызовом сторон и виновного в невыполнении
решения суда должностного лица выносит определение о выплате зарплаты
восстановленному судом работнику (или разницы неправильно переведенному)
за все время задержки исполнения решения суда со дня вынесения решения
по день фактического его исполнения.

Поворот исполнения решения
суда о присуждении оплаты возможен только по специальному решению суда. В
случае отмены в кассационном порядке решения, по которому выплачены
присужденные суммы, и вынесения решения об отказе полностью или в части
иска, или вынесения определения об отказе полностью или в части иска,
или вынесения определения о прекращении производства по делу выплаченные
по отмеченному решению суммы взыскиваются обратно в пользу ответчика по
судебному решению (ст. 430 и 431 ГПК). Обратное взыскание с работника
сумм, выплаченных ему по решению суда (или КТС), при отмене решения в
порядке надзора допускается лишь в случаях, когда отмененное решение
было основано на сообщенных работником ложных сведениях или
представленных им подложных документах. За невыполнение решений по
трудовым спорам и особенно решений о восстановлении на работе
неправильно уволенных закон устанавливает дисциплинарную, материальную и
даже уголовную ответственность должностных лиц.

Если суд
обнаружит злостное невыполнение судебного решения о восстановлении
работника на работе, он может вынести определение о привлечении
нарушителя к уголовной ответственности или, не возбуждая уголовного
дела, вынести частное определение в адрес виновного должностного лица,
поставив вопрос о его дисциплинарной ответственности. Контроль за
правильным и своевременным исполнением решений суда осуществляется
судьей (ст. 349 ГПК). При задержке исполнения такого решения
вышестоящего органа о восстановлении на работе за все время задержки
работнику выплачивается средний заработок или его разница. Решение о
такой выплате за время задержки принимает тот же орган, который вынес
решение о восстановлении на работе.

Удачи Вам!

0
0
0
0
Татьяна Шевченко
Татьяна Шевченко
Клиент, г. Москва

А конкретно по этой ситуации? Крымское предприятие перерегистрировалось и стало российским. Со всеми работниками заключили трудовые договора. Одна из работниц, работающая по сдельной системе оплаты труда по 20 часовой рабочей неделе, отказалась заключать трудовой договор, мотивируя тем.что она не согласна работать на 0,5 ставки, как у неё было ранее. а хочет работать по 40 часовой рабочей неделе. Как правильно разрешить этот конфликт?

Похожие вопросы
Трудовое право
Если я обращусь в суд, это как -то поменяет ситуацию?
Здравствуйте! Я была уволена с организации в связи с ликвидацией компании . Устраивалась на работу к ним я 7 лет назад , тогда и был подписан трудовой договор . Сейчас данный трудовой договор я на руках не имею ( скорее всего был утерян). Работодатель отказывается предоставить мне копии трудового договора , объясняя тем , что они не имеют доступ к сейфу , в котором хранятся документы . Арендодатель не дает им доступ . Цитирую : Все документы хранятся в офисе в сейфе, без возможности доступа третьих лиц, однако арендодатель заблокировал доступ в офис, поэтому запрашиваемые Вами документы предоставить не можем. ООО «Сеть Связной» предпринимает все действия, чтобы разблокировать доступ. В адрес арендодателя направлено письмо о наличии в помещении документов, требующих особого режима хранения и предупреждение об обеспечении их сохранности. Вопрос . Как я могу получить свои документы ? Если я обращусь в суд , это как -то поменяет ситуацию ?
, вопрос №4097572, Наталья Аксёнова, г. Самара
700 ₽
Вопрос закреплен
Трудовое право
Можно ли его трудоустроить по трудовому договору на удаленку и как это реализовать (подписать документы)?
Здравствуйте, вы можете проконсультировать по вопросам трудоустройства Гражданина РФ который проживает в другой стране и является нерезидентом. Можно ли его трудоустроить по трудовому договору на удаленку и как это реализовать (подписать документы)?
, вопрос №4096914, ник, г. Москва
Все
Здравствуйте Возник вопрос по теме оплаты труда за сверхурочную
Здравствуйте. Возник вопрос по теме оплаты труда за сверхурочную деятельность. Согласно ст. 152 ТК РФ, По желанию работника сверхурочная работа вместо повышенной оплаты может компенсироваться предоставлением дополнительного времени отдыха. Работает ли это в обратную сторону? И, если в трудовом договоре указана компенсация сверхурочной работы в виде дополнительного отдыха, можно ли требовать от работодателя денежную компенсацию?
, вопрос №4096065, Никита, г. Волгоград
Трудовое право
ребенок еще не родился) но временный сотрудник уже ушел в декрет по беременности и родам и выходит основной сотрудник
Здравствуйте. Увольнение беременной женщины, которая работает по срочному трудовому договору, в связи с выходом основного сотрудника. ( ребенок еще не родился) но временный сотрудник уже ушел в декрет по беременности и родам и выходит основной сотрудник. Какие последствия?
, вопрос №4095929, Ольга, г. Городец
Трудовое право
И правомерны действия работодателя?
Здравствуйте. Работаю вахтой. Провели атестацию у нас на работе, но я не расписался в атестационом листе мне его не давали и сказали что вы не прошли атестацию мы свами расторгаем трудовой договор или понижаем на разряд ниже. Я написал заявление о переводе на разряд ниже чтоб не уволили и поехал на межвахту два месяца. Потом риезжаю мне дают доп. соглашение и приказ о переводе на разряд ниже. Как мне поступиь? И правомерны действия работодателя?
, вопрос №4094761, Дмитрий, г. Владивосток
Дата обновления страницы 04.03.2015