Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
Обеспечение жильём детей - сирот
Здравствуйте! Меня зовут Валентина. Мне 27 лет. Узнала, что в прошлом году вышел новый закон об обеспечении жильём детей-сирот и лиц из их числа. За незнанием законов, до 23 лет я не писала заявление в опеку. Недавно обратилась с этим вопросом в опеку. Мне сказали, пока не соберёте все документы согласно закону, мы у вас заявление не примем. Подскажите, правомерно ли они поступают и имею ли я право сейчас собрать документы и написать заявление.
Разъясняю действующее законодательство и
судебную практику.
Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О
дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей» (далее – Федеральный закон) четко определяет круг лиц,
на которых распространяются дополнительные социальные гарантии. Это:
дети-сироты (до 18 лет), дети, оставшиеся без попечения родителей (до 18 лет),
лица из их числа (до 23 лет).
23 года – установленный законом пресекательный
срок (возраст), после достижения которого социальные льготы не
распространяются, а лицо, который мог на них рассчитывать до 23 лет, утрачивает
право на дополнительные гарантии, в том числе право на внеочередное
предоставление жилого помещения.
В противном случае указанный Федеральный закон
четко бы содержал норму, что он распространяется на лиц, ранее относящимся к
детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа,
которые до 23 лет не успели воспользоваться своим правом на дополнительные
гарантии по социальной защите.
Однако такой нормы в Федеральном законе нет,
значит он не распространяется на лиц, достигших 23-летнего возраста.
Именно это является позицией самого
авторитетного судебного органа России – Конституционного Суда Российской
Федерации (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 19.10.2010
№ 1282-О-О, Определения Конституционного Суда Российской Федерации от
16.12.2010 № 1590-О-О).
В указанных определениях Конституционный Суд
Российской Федерации указал следующее:
Согласно Конституции Российской Федерации в
Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой
государства (статья 38, часть 1). Федеральный закон «О дополнительных гарантиях
по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Абзац 4 статьи 1 Федерального закона определяет
лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как лиц в
возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет,
умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения
единственного или обоих родителей.
Данной нормой законодатель, в исключение из
общего правила о необходимости государственной поддержки детей, то есть лиц, не
достигших 18-летнего возраста (пункт 1 статьи 54 Семейного кодекса Российской
Федерации), лишившихся или ограниченных в возможности иметь содержание от своих
родителей и нуждающихся по этой причине в социальной защите, распространил
действие названного Федерального закона на лиц, достигших 18-летнего возраста,
и предоставил им право пользоваться соответствующими мерами социальной
поддержки до достижения возраста 23 лет, обеспечив тем самым единообразный
подход к определению оснований социальной защиты таких граждан (аналогичный
возрастной критерий установлен пенсионным законодательством, законодательством
об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и
профессиональных заболеваний, о социальной защите отдельных категорий граждан).
Такое правовое регулирование осуществлено в
интересах названных лиц с целью предоставления им дополнительной социальной
поддержки с учетом имевшегося у них ранее статуса детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, и не может рассматриваться как нарушающее
конституционные права граждан, на которых действие данного Федерального закона
не распространяется.
Между тем Верховный Суд Российской Федерации
предусматривает исключение из этого правила.
В Обзоре законодательства и судебной практики
Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2006 год сказано, что достижение
лицом 23-летнего возраста, вставшим (поставленным) на учет в качестве
нуждающегося в жилом помещении до указанного возраста, не может являться
основанием для лишения его гарантированного и нереализованного права на
внеочередное предоставление жилья, которое не было им получено, и не
освобождает соответствующие органы от обязанности предоставить жилое помещение.
Таким образом, Верховный Суд Российской
Федерации допускает возможность лиц, которые ранее относились к льготной
категории граждан, реализовать свое право на внеочередное предоставление жилья
после 23 лет, НО ПРИ УСЛОВИИ, если претенденты на жилье ВСТАЛИ (были
поставлены) НА УЧЕТ в качестве нуждающихся в жилье ДО 23 ЛЕТ.
В противном случае действует общая норма –
претенденты лишаются нереализованного права.