Бесплатная консультация юриста в Москве
8 499 705-84-25
Поиск

Консультируйтесь с юристом онлайн

636 юристов готовы ответить сейчас
Ответ за 15 минут
636 юристов сейчас на сайте
  1. Интеллектуальная собственность
  2. Авторские и смежные права

Мой кавер прозвучал по ТВ без моего согласия

Я играю на фортепиано, не имея музыкального образования, на слух подбираю известные композиции. Аудиозаписи выкладываю в соц.сети "вконтакте".

Недавно в одном из музыкальных шоу по ТВ услышала свои записи. Это были "Навек" Полины Гагариной и "Не теряй меня" Валерия Меладзе. Автор песен - Константин Меладзе.

Во-первых, законно ли я поступаю, играя на фортепиано кавера и выставляя их в интернет (ничего с этого не получаю, использование некоммерческое)? И во-вторых, не должны ли были организаторы шоу найти меня и получить моё согласие на использование моих "аранжировок"? Могу ли потребовать что-либо с них (например, указать моё имя в титрах).

07 Октября 2014, 11:25, вопрос №578493 Мария, г. Уфа
Свернуть

Екатерина Белова

Сотрудник поддержки Правовед.ru

Попробуйте посмотреть здесь:

Вы можете получить ответ быстрее, если позвоните на бесплатную горячую линию
для Москвы и Московской области:

8 499 705-84-25

Свободных юристов на линии: 6

Ответы юристов (4)

  • Юрист - Бугров Александр

    Здравствуйте.

    Ознакомьтесь с нормами по вашему вопросу.

    Ст. 1263 ГК РФ: Аудиовизуальное произведение

    1. Аудиовизуальным произведением является произведение, состоящее из зафиксированной серии связанных между собой изображений (с сопровождением или без сопровождения звуком) и предназначенное для зрительного и слухового (в случае сопровождения звуком) восприятия с помощью соответствующих технических устройств. Аудиовизуальные произведения включают кинематографические произведения, а также все произведения, выраженные средствами, аналогичными кинематографическим (теле- и видеофильмы и другие подобные произведения), независимо от способа их первоначальной или последующей фиксации.

    2. Авторами аудиовизуального произведения являются:

    1) режиссер-постановщик;

    2) автор сценария;

    3) композитор, являющийся автором музыкального произведения (с текстом или без текста), специально созданного для этого аудиовизуального произведения.

    3. При публичном исполнении либо сообщении в эфир или по кабелю аудиовизуального произведения авторы музыкального произведения (с текстом или без текста), использованного в аудиовизуальном произведении, сохраняют право на вознаграждение за указанные виды использования их музыкального произведения.

    4. Права изготовителя аудиовизуального произведения, то есть лица, организовавшего создание этого произведения (продюсера), определяются в соответствии со статьей 1240 настоящего Кодекса.

    Изготовителю принадлежит исключительное право на аудиовизуальное произведение в целом, если иное не вытекает из договоров, заключенных им с авторами аудиовизуального произведения, указанными в пункте 2 настоящей статьи.

    Изготовитель при любом использовании аудиовизуального произведения вправе указывать свое имя или наименование либо требовать такого указания. При отсутствии доказательств иного изготовителем аудиовизуального произведения признается лицо, имя или наименование которого указано на этом произведении обычным образом.

    5. Каждый автор произведения, вошедшего составной частью в аудиовизуальное произведение, как существовавшего ранее (автор произведения, положенного в основу сценария, и другие), так и созданного в процессе работы над ним (оператор-постановщик, художник-постановщик и другие), сохраняет исключительное право на свое произведение, за исключением случаев, когда это исключительное право было передано изготовителю или другим лицам либо перешло к изготовителю или другим лицам по иным основаниям, предусмотренным законом.

    Согласно норм:

    ст. 1240 ГК РФ Использование результата интеллектуальной деятельности в составе сложного объекта

    1. Лицо, организовавшее создание сложного объекта, включающего несколько охраняемых результатов интеллектуальной деятельности (кинофильма, иного аудиовизуального произведения, театрально-зрелищного представления, мультимедийного продукта, базы данных), приобретает право использования указанных результатов на основании договоров об отчуждении исключительного права или лицензионных договоров, заключаемых таким лицом с обладателями исключительных прав на соответствующие результаты интеллектуальной деятельности.

    В случае, когда лицо, организовавшее создание сложного объекта, приобретает право использования результата интеллектуальной деятельности, специально созданного или создаваемого для включения в такой сложный объект, соответствующий договор считается договором об отчуждении исключительного права, если иное не предусмотрено соглашением сторон.

    Лицензионный договор, предусматривающий использование результата интеллектуальной деятельности в составе сложного объекта, заключается на весь срок и в отношении всей территории действия соответствующего исключительного права, если договором не предусмотрено иное.

    2. Условия лицензионного договора, ограничивающие использование результата интеллектуальной деятельности в составе сложного объекта, недействительны.

    3. При использовании результата интеллектуальной деятельности в составе сложного объекта за автором такого результата сохраняются право авторства и другие личные неимущественные права на такой результат.

    4. При использовании результата интеллектуальной деятельности в составе сложного объекта лицо, организовавшее создание этого объекта, вправе указывать свое имя или наименование либо требовать такого указания.

    5. Правила настоящей статьи применяются к праву использования результатов интеллектуальной деятельности в составе единой технологии, созданной за счет или с привлечением средств федерального бюджета, поскольку иное не установлено правилами главы 77 настоящего Кодекса.

    Статья 1241. Переход исключительного права к другим лицам без договора

    Переход исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации к другому лицу без заключения договора с правообладателем допускается в случаях и по основаниям, которые установлены законом, в том числе в порядке универсального правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица) и при обращении взыскания на имущество правообладателя.

    07 Октября 2014, 11:37
    Ответ юриста был полезен? + 0 - 0
    Свернуть
  • Юрист - Семенюта Богдан

    Добрый день!

    Приведенные выше нормы к Вашей ситуации не имеют ни малейшего отношения.

    Конечно, Вы можете играть на любом музыкальном инструменте любые произведения, но только «для себя».

    Как только Вы выкладываете свое исполнение в интернет, Вы нарушаете права автора этого произведения — композитора, а именно — право на доведение до всеобщего сведения. См. ГК РФ:

    Статья 1270. Исключительное право на произведение
    2. Использованием произведения независимо от того, совершаются ли соответствующие действия в целях извлечения прибыли или без такой цели, считается, в частности:
    11) доведение произведения до всеобщего сведения таким образом, что любое лицо может получить доступ к произведению из любого места и в любое время по собственному выбору (доведение до всеобщего сведения).

    В то же время, Вы как автор исполнения имеете на него право, смежное с авторским. См. так следующие нормы ГК РФ:

    Статья 1313. Исполнитель

    Исполнителем (автором исполнения) признается гражданин, творческим трудом которого создано исполнение, — артист-исполнитель (актер, певец, музыкант, танцор или другое лицо, которое играет роль, читает, декламирует, поет, играет на музыкальном инструменте или иным образом участвует в исполнении произведения литературы, искусства или народного творчества, в том числе эстрадного, циркового или кукольного номера), а также режиссер-постановщик спектакля (лицо, осуществившее постановку театрального, циркового, кукольного, эстрадного или иного театрально-зрелищного представления) и дирижер.

    Статья 1315. Права исполнителя
    2. Исполнители осуществляют свои права с соблюдением прав авторов исполняемых произведений.

    Статья 1317. Исключительное право на исполнение

    1. Исполнителю принадлежит исключительное право использовать исполнение в соответствии со статьей 1229 настоящего Кодекса любым не противоречащим закону способом (исключительное право на исполнение), в том числе способами, указанными в пункте 2 настоящей статьи. Исполнитель может распоряжаться исключительным правом на исполнение.
    2. Использованием исполнения считается:
    1) сообщение в эфир, то есть сообщение исполнения для всеобщего сведения посредством его передачи по радио или телевидению (в том числе путем ретрансляции), за исключением кабельного телевидения.
    2) сообщение по кабелю, то есть сообщение исполнения для всеобщего сведения посредством его передачи по радио или телевидению с помощью кабеля, провода, оптического волокна или аналогичных средств (в том числе путем ретрансляции);

    Таким образом, Вы вправе предъявить соответствующее требование к телеканалу. Вы вправе требовать как указания себя в качестве автора, так и требовать компенсацию:

    Статья 1311. Ответственность за нарушение исключительного права на объект смежных прав

    В случаях нарушения исключительного права на объект смежных прав обладатель исключительного права наряду с использованием других применимых способов защиты и мер ответственности, установленных настоящим Кодексом (статьи 1250, 1252 и 1253), вправе в соответствии с пунктом 3 статьи 1252 настоящего Кодекса требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации:
    в размере от десяти тысяч рублей до пяти миллионов рублей, определяемом по усмотрению суда;
    в двукратном размере стоимости экземпляров фонограммы или в двукратном размере стоимости права использования объекта смежных прав, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование такого объекта.

    Но должны понимать, что соответствующие претензии Вам может предъявить и автор произведения, которое Вы исполняете. Пока исполнение не имеет коммерческого значения, интереса в предъявлении к Вам претензий, скорее всего, не будет. Но как только Ваше использование произведений приобретет коммерческий характер, интерес к Вам возрастет.


    07 Октября 2014, 13:39
    Ответ юриста был полезен? + 2 - 0
    Свернуть
  • Юрист - Бугров Александр

    Я не достаточно с коллегой согласен. Считаю, что кавер-версия — это уже новое аудио произведение и автор вопроса является автором уже нового произведения. Мало того, может автор вопроса выкладывает его уже в другом формате (с видео роликом). 

    Следовательно, указанная статья 1270 ГК РФ в этой фразе не имеет юридической силы по вопросу, а именно:

    Как только Вы выкладываете свое исполнение в интернет, Вы нарушаете права автора этого произведения — композитора, а именно — право на доведение до всеобщего сведения

    Стороны в гражданском процессе пользуются равными процессуальными правами (ч. 3 ст. 38 ГПК).

    07 Октября 2014, 14:20
    Ответ юриста был полезен? + 0 - 0
    Свернуть
  • Юрист - Бардов Иван
    Юрист, г. Нижний Новгород
    Общаться в чате

    Александр, Вы привели в первом сообщении только тексты норм (что слегка не рекомендуется правилами ресурса), поэтому понять Ваши мысли по теме вопроса было сложно. При этом нормы об аудиовизуальных произведениях здесь абсолютно не к месту, ибо в вопросе явно указано про «аудиозаписи».

    Что же касается Ваших слов:

    Считаю, что кавер-версия — это уже новое аудио произведение и автор вопроса является автором уже нового произведения. Мало того, может автор вопроса выкладывает его уже в другом формате (с видео роликом).

    Ромашкин Александр

    то это немного противоречит действующему законодательству.

    Даже если Мария (автор вопроса) создаёт новые произведения на базе «старых» — то согласно ст. 1260 ГК РФ, это производные произведения. А согласно п. 3 ст. 1260 ГК РФ:

    Переводчик, составитель либо иной автор
    производного или составного произведения осуществляет свои авторские
    права при условии соблюдения прав авторов произведений, использованных
    для создания производного или составного произведения.

    Более того, в пп. 9 п. 2 ст. 1270 ГК РФ явно указано, что отдельным видом использования произведения независимо от наличия цели извлечения прибыли является:

    перевод или другая переработка произведения. При
    этом под переработкой произведения понимается создание производного
    произведения (обработки, экранизации, аранжировки, инсценировки и тому
    подобного). 

    При этом создание кавер-версии как раз вписывается под указанное выше. Таким образом, представляется, что Вы глубоко неправы.

    И-таки, да, при чём тут нормы ГПК РФ о процессуальных правах сторон? 

    С уважением, Бардов Иван.

    09 Октября 2014, 03:17
    Ответ юриста был полезен? + 1 - 0
    Свернуть
stats