Бесплатная консультация юриста в Москве
8 499 705-84-25
Поиск

Консультируйтесь с юристом онлайн

228 юристов готовы ответить сейчас
Ответ за 15 минут
228 юристов сейчас на сайте
  1. Недвижимость
  2. Земельное право

Выдел без собрания

Прошу дать разъяснение по следующему вопросу: Закон об обороте земель сельскохозяйственного назначения 435 от 29.12.2010 года гласит, что выдел земельного участка в счет земельной доли может быть произведен двумя способами: или по решению собрания, если будет утвержден проект межевания или в индивидуальном порядке с изготовлением проекта межевания кадастровым инженером и публикацией извещения об ознакомлении с проектом межевания. Если не поступят возражения, то выдел считается согласованным. В марте 2012 года было опубликовано извещение в газете об ознакомлении с проектом межевания земельного участка. На эту публикацию поступили возражения. В возражениях указано, что сначала надо собрать общее собрание и утвердить проект межевания.Общее собрание является основным способом разрешения выдела земельного участка. При этом ссылается на позицию Конституционного суда от 30 января 2009 года по делу Погодиной.В 2009 году действовал Закон-93ФЗ об обороте в старой редакции.К 435-ФЗ об обороте решение Конституционного суда не имеет никакого отношения. В старой редакции попытка созыва общего собрания была обязательная, что и принял Конституционный суд. Требуется ли созывать сначала общее собрание по 435-ФЗ или можно выделяться по второму способу сразу, т.е. через публикацию в газете без созыва общего собрания??? Ведь все равно мы ждем 30 дней возражений, тем самым согласовывая проект межевания со стальными собственниками земельных долей.Из 556 участников 352 получили свидетельства о праве на земельную долю, остальные не получили по разным причинам. Проект межевания общим собранием не утверждался до настоящего времени и собрания по утверждению тоже не было. В Законе об обороте написано, что если до 01 июля 2012 года проект межевания не утвержден, то препятствий для выдела в индивидуальном порядке нет. 02 мая 2012 года было проведено общее собрание по выбору уполномоченного. Судом оно было признано недействительным ввиду ряда произведенных ошибок в процедуре проведения. Значит ли это, что сейчас каждый собственник земельной доли может выделяться через публикацию в СМИ и не надо проводить общее собрание для утверждения проекта межевания? Являются ли оба способа для выдела своего земельного участка самостоятельной процедурой? Имеет ли право отказать кадастровая палата в постановке на учет земельного участка, выделенного без проведения собрания, но при наличии извещения об ознакомлении с проектом межевания и отсутствием возражений по местоположению и размерам земельного участка?

09 Апреля 2017, 10:55, вопрос №56626 Наталия, г. Сыктывкар
800 стоимость
вопроса
вопрос решён
Свернуть

Ответы юристов (3)

  • Юрист - Колковский Юрий Валерьевич
    получен
    гонорар
    36%
    Юрист, г. Екатеринбург
    Общаться в чате

    Здравствуйте. На мой взгляд есть смысл обратить внимание на следующее разъяснение ситуации, о которой Вы говорите, сделанное Росреестром:

    МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
    ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,
    КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ
    ПИСЬМО
    от 11 июля 2014 г. N 14-09538/14
    Управление методического обеспечения и анализа в сфере регистрации прав и кадастрового учета Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, рассмотрев обращение, поступившее из Минэкономразвития России, сообщает.
    Согласно пункту 1 статьи 13 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее — Закон об обороте) участник или участники долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения вправе выделить земельный участок в счет своей земельной доли или своих земельных долей, если это не противоречит требованиям к образованию земельных участков, установленным Земельным кодексом Российской Федерации и Законом об обороте.
    Пункт 1 статьи 13 Закона об обороте не связывает возможность выдела земельного участка в счет земельной доли с необходимостью получения разрешения общего собрания участников долевой собственности на такой выдел; как следует из указанной нормы, единственным условием выдела является соблюдение требований к образованию земельных участков.
    Аналогично пунктом 5 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что образование земельных участков из земельных участков, находящихся в частной собственности и принадлежащих нескольким собственникам, осуществляется по соглашению между ними об образовании земельного участка, за исключением выдела земельных участков в счет доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения в порядке, предусмотренном Законом об обороте.
    Закон об обороте предусматривает два способа образования земельных участков в счет земельной доли (пункт 2 статьи 13 Закона об обороте):
    путем выдела в счет земельной доли или земельных долей на основании решения общего собрания участников долевой собственности;
    путем выдела земельного участка в порядке, установленном пунктами 4 — 6 статьи 13 Закона об обороте, то есть по решению собственника земельной доли в соответствии с утвержденным им проектом межевания.
    При этом пункт 4 статьи 13 Закона об обороте не уточняет перечень оснований, по которым может отсутствовать решение общего собрания участников долевой собственности об утверждении проекта межевания земельных участков.
    Как сообщил филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Коми, на территории Республики Коми сложилась определенная судебная практика по вопросу правоотношений, связанных с выделением земельных долей участниками долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения. Данная практика основана на постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.01.2009 N 1-П, который в пункте 4.4 указал, что по смыслу взаимосвязанных положений пунктов 2 — 4 статьи 13 и абзаца второго пункта 1.1 статьи 14 Закона об обороте, непроведение общего собрания сособственников по определению границ (местоположения) части находящегося в общей собственности земельного участка, предназначенной для выделения в первоочередном порядке земельных участков в счет земельных долей, — при том, что заинтересованный сособственник предпринял все надлежащие и зависящие от него меры к проведению такого общего собрания, — не может служить препятствием для реализации участниками долевой собственности права на выделение земельных участков в счет своих земельных долей с использованием согласительных процедур.
    В этой связи необходимо учитывать, что положения статьи 13 Закона об обороте, предусматривающие альтернативный порядок выдела земельной доли участником долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, в связи с отсутствием решения общего собрания участников долевой собственности без уточнения обоснований, почему такое решение отсутствует, внесены в Закон об обороте Федеральным законом от 29.12.2010 N 435-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования оборота земель сельскохозяйственного назначения» (далее — Закон N 435-ФЗ) и вступили в силу 01.07.2011, тогда как постановление Конституционного Суда Российской Федерации вынесено в 2009 году.
    Как указал филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Коми, на территории Республики Коми о применимости позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.01.2009 N 1-П, к правоотношениям по выделению земельных долей в индивидуальном порядке на основании согласования проектов межевания, возникшим после вступления в силу Закона N 435-ФЗ (то есть после 01.07.2011) было указано Верховным Судом Республики Коми в апелляционном определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 07.03.2013 N 33-1503/2013, от 29.04.2013 N 33-2409/2013, от 15.07.2013 N 33-3740.
    При этом необходимо отметить, что в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее — Закон о кадастре) правовую основу регулирования кадастровых отношений составляют Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Земельный кодекс Российской Федерации, Лесной кодекс Российской Федерации, Водный кодекс Российской Федерации, Градостроительный кодекс Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации, Закон о кадастре, другие федеральные законы и издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации. Решение суда по конкретным делам не является источником права, не является нормативным правовым актом Российской Федерации, в том числе не составляет правовую основу государственного кадастрового учета.
    Относительно постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 22.04.2014 N 12-П следует отметить, что в пункте 4.2 данного постановления указано, что внесенные в Закон об обороте изменения порядка реализации участником долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения права на выдел земельного участка в счет своей земельной доли, ранее ориентированного на приоритетную защиту коллективных интересов участников долевой собственности, свидетельствуют о намерении федерального законодателя обеспечить максимально эффективное использование земель сельскохозяйственного назначения, в том числе путем предоставления сособственникам земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения возможности выделить в счет своих земельных долей те земельные участки, местоположение которых в наибольшей степени отвечало бы целям, преследуемым конкретными собственниками таких долей. Такой подход нашел отражение в новом регулировании процедур образования земельных участков в счет земельных долей сособственников, различающихся в зависимости от варианта выдела земельного участка — путем принятия общим собранием участников долевой собственности решения, которым утверждаются проект межевания земельных участков, перечень собственников образуемых земельных участков и размер их долей в праве общей собственности на образуемые земельные участки, либо путем определения отдельными сособственниками размеров и местоположения границ выделяемых в счет их земельных долей земельных участков, проект межевания которых, подготовленный кадастровым инженером, подлежит обязательному согласованию с остальными сособственниками посредством их извещения или размещения необходимых сведений в средствах массовой информации.
    Таким образом, позиция Росреестра по рассматриваемому вопросу согласуется с позицией, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 22.04.2014 N 12-П.
    Позиция Минэкономразвития России по рассматриваемому вопросу высказана в письме от 13.11.2013 N Д23и-5400.
    Учитывая изложенное, в связи с поступившим обращением, данную позицию Росреестра ФГБУ «ФКП Росреестра» необходимо довести до сведения филиалов ФГБУ «ФКП Росреестра».
    Начальник Управления
    методического обеспечения
    и анализа в сфере регистрации
    прав и кадастрового учета
    Н.С.ЛЕЩЕНКО

    То есть эти две процедуры являются не последовательными, а альтернативными.

    09 Апреля 2017, 11:28
    Ответ юриста был полезен? + 0 - 0
    Свернуть
  • Юрист - Ухова Лилия
    получен
    гонорар
    36%
    Юрист, г. Сочи
    Общаться в чате

    Здравствуйте, Наталия

    ПИСЬМО
    от 27 апреля 2012 г. N 8151-ИМ/Д23и

    О ГОСУДАРСТВЕННОМ КАДАСТРОВОМ УЧЕТЕ
    ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ, ВЫДЕЛЯЕМЫХ В СЧЕТ ДОЛИ ИЛИ ДОЛЕЙ
    В ПРАВЕ ОБЩЕЙ СОБСТВЕННОСТИ НА ЗЕМЕЛЬНЫЙ УЧАСТОК
    ИЗ ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ

    2. Исходя из положений статей 13 и 13.1 Закона об обороте в редакции Закона N 435 земельный участок может быть образован из земельного участка, находящегося в общей долевой собственности, путем выдела в счет земельной доли на основании решения общего собрания участников общей долевой собственности, которым утверждается проект межевания земельных участков,
    или путем выдела на основании проекта межевания земельного участка, утвержденного решением собственника земельной доли или земельных долей и согласованного с участниками общей долевой собственности.

    Это два альтернативных способа.

    В связи с этим ответы на вопросы:

    Требуется ли созывать сначала общее собрание по 435-ФЗ или можно выделяться по второму способу сразу, т.е. через публикацию в газете без созыва общего собрания???
    Наталия

    Нет. не требуется

    Значит ли это, что сейчас каждый собственник земельной доли может выделяться через публикацию в СМИ и не надо проводить общее собрание для утверждения проекта межевания?
    Наталия

    Абсолютно верно. проводить общее собрание не нужно.

    Являются ли оба способа для выдела своего земельного участка самостоятельной процедурой?
    Наталия

    Да. являются.

    В соот. с п. 4 ст. 13 Закона, если решение общего собрания сособственников отсутствует, собственник земельной доли или долей для выдела земельного участка заключает договор с кадастровым инженером на подготовку проекта межевания земельного участка для выдела земельного участка в счет доли. Термин «отсутствует», означает, что сбор и проведение собрания не обязательны, в отличие от ранее действовавших норм Закона об обороте земель.

    Имеет ли право отказать кадастровая палата в постановке на учет земельного участка, выделенного без проведения собрания, но при наличии извещения об ознакомлении с проектом межевания и отсутствием возражений по местоположению и размерам земельного участка?
    Наталия

    Кадастровый учет ведет сейчас Росреестр.

    Отказать на том основании, что не было проведено общее собрание, не может.

    ст. 14 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»

    2. Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются:
    7) межевой план, технический план или акт
    обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в
    установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном
    федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в
    результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее — карта-план
    территории);
    09 Апреля 2017, 11:54
    Ответ юриста был полезен? + 0 - 0
    Свернуть
  • Юрист - Сайфуллина Альфия

    Здравствуйте, Наталия.

    Все очень просто.

    Есть два выхода из вашей ситуации.

    Федеральный закон от 24.07.2002 N 101-ФЗ (ред. от 03.07.2016)
    «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»

    Статья 13. Образование земельного участка из земельного участка, находящегося в долевой собственности

    1.Созвать общее собрание участников долевой собственности. При этом общее собрание должно утвердить проект межевания земельных участков, перечень собственников образуемых земельных участков и размер их долей в праве общей собственности на образуемые земельные участки.

    Если все это будет сделано не нужно согласовывать размер и границы образованного участка.

    2. Если не хотите созыва общего собрания, то, если вы собственник земельной доли или земельных долей, для выдела земельного участка в счет земельной доли или земельных долей вправе заключить договор с кадастровым инженером, который подготавливает проект межевания земельного участка для выдела земельного участка в счет земельной доли или земельных долей.

    При этом размер и местоположение границ земельного участка, выделяемого в счет земельной доли или земельных долей, должны быть согласованы кадастровым инженером в порядке, установленном статьей 13.1 настоящего Федерального закона.

    Это означает, что проект межевания, подготовленный кадастровым инженером должен быть опубликован в СМИ либо направлен каждому участнику долевой собственности самим кадастровым инженером.

    Извещение, указанное в пункте 7 настоящей статьи, должно содержать:
    1) сведения о заказчике работ по подготовке проекта межевания земельных участков, в том числе почтовый адрес и номер контактного телефона;
    2) сведения о кадастровом инженере, подготовившем проект межевания земельных участков, в том числе почтовый адрес, адрес электронной почты и номер контактного телефона;
    3) кадастровый номер и адрес каждого исходного земельного участка;
    4) порядок ознакомления с проектом межевания земельных участков, место или адрес, где с этим проектом можно ознакомиться со дня получения или опубликования извещения;
    5) сроки и почтовый адрес для вручения или направления заинтересованными лицами предложений о доработке проекта межевания земельных участков после ознакомления с ним.

    Споры о размере и местоположении границ выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка рассматриваются в суде.

    Кроме того, указанное вами постановление:

    Постановление Конституционного Суда РФ от 22.04.2014 N 12-П
    «По делу о проверке конституционности пунктов 2 — 6 статьи 13 Федерального закона „Об обороте земель сельскохозяйственного назначения“ в связи с жалобой граждан В.Л. Герасименко и Л.Н. Герасименко»

    Прямо говорит, что возможность выдела такого земельного участка без общего собрания возможна с 01.07.2011 г.

    Таким образом, отказ в постановке на кадастровый учет земельного участка выделенного без проведения собрания, но при наличии извещения об ознакомлении с проектом межевания, подготовленным кадастровым инженером по заявлению одного из сособственников, и отсутствием возражений по местоположению и размерам земельного участка, незаконен.

    09 Апреля 2017, 15:14
    Ответ юриста был полезен? + 1 - 0
    Свернуть
stats