Бесплатная консультация юриста в Москве
8 499 705-84-25
Поиск

Консультируйтесь с юристом онлайн

572 юриста готовы ответить сейчас
Ответ за 15 минут
572 юриста сейчас на сайте
  1. Недвижимость
  2. Земельное право

Земельный участок в аренду у РФ

Здравствуйте уважаемые юристы!

Я представитель ЮЛ. Наше ООО имеет в Московской обл. здания в собственности, занимаемся изготовление металлоконструкций. Здания расположены на земельном участке, принадлежащем РФ. Пользование з/у никак не оформлено. Здания выкуплены в 2002г., з/у ранее принадлежал воинской части, в 2010г при землеустроительных работах, участок был выделен и на него составлен кадастровый паспорт (субъект права - РФ). В 2011г. мы обращались в Росимущество с просьбой о приватизации земли, ими была проведена проверка и выявлено "самовольное строительство" (это здания, которые не оформлены в собственность, на них есть только технические паспорта от 1999г и здания, которые были возведены без согласования с ТУ Росимущества МО). Соответственно в приватизации было отказано до устранения выявленных нарушений.

Можем ли мы с такими нарушениями не выкупить, а взять в долгосрочную аренду этот з/у, будет ли проверка. Какие еще есть выходы из данной ситуации?

30 Июня 2014, 12:15, вопрос №488710 Елена, г. Москва
800 стоимость
вопроса
вопрос решён
Свернуть

Ответы юристов (9)

  • Адвокат - Карху Борис
    Карху Борис, Адвокат
    Общаться в чате

    Для Вашей информации, почитайте пожалуйста:

    ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО 

    ПРЕЗИДИУМА ВАС РФ ОТ 09.12.2010 N 143

    <ОБЗОР СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ ПО НЕКОТОРЫМ ВОПРОСАМ ПРИМЕНЕНИЯ АРБИТРАЖНЫМИ СУДАМИ СТАТЬИ 222 ГРАЖДАНСКОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ>

    Информационное письмо Президиума ВАС РФ N 143 обобщило складывающуюся судебную практику по спорам, связанным с самовольной постройкой. По многим спорным вопросам Президиумом ВАС РФ были даны разъяснения, исключающие неоднозначность в правоприменении.
    В целом, выводы Президиума ВАС РФ повторяют и уточняют разъяснения, данные в Постановлении Пленума ВС РФ N 10 и Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» (далее — Постановление Пленумов ВС РФ и ВАС РФ N 10/22).
    Принудительный снос самовольной постройки В п. 1 Информационного письма устанавливается, что самовольная постройка не может быть снесена без судебного решения, только на основании актов административного характера. Президиум ВАС РФ указал, что в соответствии со ст. 35 Конституции РФ никто не может быть лишен собственности иначе как по решению суда. Признание постройки самовольной в соответствии с п. 2 ст. 222 ГК РФ влечет за собой отказ в признании права собственности на нее. Как указал Президиум ВАС РФ, в соответствии с п. 1 ст. 1 ГК РФ гражданское законодательство основывается, в том числе, на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела и обеспечении судебной защиты нарушенных прав. Следовательно, квалифицировать недвижимое имущество в качестве самовольной постройки может только суд, а иные органы лишены таких полномочий.
    В целом, судебная практика складывалась в согласии с этим выводом. Однако существовала и иная точка зрения, поддержанная Конституционным судом РФ (далее — КС РФ) и основанная на буквальном толковании положений ст. 222 ГК РФ, в которой указано, что право собственности на самовольную постройку не возникает. Соответственно конституционный запрет на лишение собственности без суда в данном случае не действует (Определения КС РФ от 19.10.2010 N 1312-О-О, от 13.10.2009 N 1276-О-О, от 21.02.2008 N 203-О-О, от 25.03.2004 N 85-О).
    При этом в отношении движимых вещей («нестационарных объектов», «некапитальных строений», рекламных конструкций) в судебной практике сложилась прямо противоположная позиция (Постановления Президиума ВАС РФ от 16.11.2010 N 8263/10 по делу N А33-13956/2009, ФАС Волго-Вятского округа от 21.05.2009 по делу N А17-5687/2008). Суды считают, что самовольно возведенное движимое имущество может быть удалено с земельного участка или иного объекта недвижимости, на котором оно установлено, в административном порядке.
    Однако и этот подход не является единственно существующим (Постановления ФАС Поволжского округа от 18.02.2010 по делу N А55-17464/2009, ФАС Московского округа от 10.03.2010 N КГ-А40/15249-09, ФАС Северо-Западного округа от 21.07.2010 по делу N А13-3163/2010).
    Участие органов публичной власти в спорео сносе самовольной постройки В рассматриваемом документе Президиум ВАС РФ повторил вывод, изложенный в п. 22 совместного Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ N 10/22. Прокурор и иные уполномоченные федеральным законом органы (в частности, орган строительного надзора) вправе обратиться в арбитражный суд с иском о сносе самовольной постройки, если они защищают публичные интересы.
    Статья 52 АПК РФ не предусматривает право прокурора на предъявление иска о сносе самовольной постройки. Такое ограничительное толкование данной нормы встречалось и в судебной практике (Постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 29.07.2009 по делу N А15-1962/2008, от 25.02.2009 по делу N А15-1154/2007, Десятого арбитражного апелляционного суда от 30.05.2006, 06.06.2006 по делу N А41-К2-9321/05). Однако Президиум ВАС РФ вслед за Пленумами высших судебных инстанций (п. 22 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ N 10/22) расширительно истолковал данную норму, пояснив, что прокурор вправе обратиться в арбитражный суд, если такой иск направлен на защиту интересов неопределенного круга лиц.
    В ч. 1 ст. 53 АПК РФ указано, что государственные органы могут обращаться с иском в защиту публичных интересов в случае, если это предусмотрено федеральными законами. Орган, осуществляющий строительный надзор, вправе участвовать в судебном процессе о сносе самовольной постройки, что предусмотрено Градостроительным кодексом РФ (далее — ГрК РФ). Президиум ВАС РФ в п. 3 Информационного письма N 143 пояснил, что исходя из толкования целей строительного надзора, изложенных в ст. 2 ГрК РФ, соответствующий государственный орган может предъявлять иски о сносе самовольных построек в защиту публичных интересов.
    Следует отметить, что исходя из сложившейся судебной практики правом на иск о сносе самовольной постройки в публичных интересах обладает и орган местного самоуправления (или орган государственной власти), уполномоченный выдавать в отношении этого объекта строительные разрешения (Постановления Президиума ВАС РФ от 22.06.2010 N 71/10 по делу N А55-17832/2008, ФАС Северо-Кавказского округа от 17.12.2010 по делу N А63-3432/2010).
    Участие несобственников земельных участковв споре о сносе самовольной постройки Требовать сноса самовольной постройки могут также и иные лица, права и охраняемые законом интересы которых нарушает сохранение самовольной постройки. К примеру, в п. 4 Информационного письма поясняется, что арендатор земельного участка вправе требовать сноса самовольной постройки, возведенной на этой земле. Такое толкование уже давалось в п. 22 совместного Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ N 10/22, хотя ранее в судебной практике и встречались иные точки зрения (к примеру, Постановления ФАС Северо-Западного округа от 04.04.2008 по делу N А66-8358/2006, от 16.02.2007 по делу N А66-9114/2005).
    Государственная регистрация правасобственности на самовольную постройку Президиум ВАС РФ в п. 5 Информационного письма N 143 закрепил устоявшуюся судебную практику: наличие государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества не исключает возможности признания такого объекта самовольной постройкой. Эта позиция уже была изложена в п. 23 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ N 10/22. Президиум ВАС РФ в Информационном письме N 143 уточнил, что право собственности на объект недвижимости не может возникнуть на основании государственной регистрации такого права, если отсутствуют основания его возникновения, предусмотренные гражданским законодательством.
    Указанная позиция господствует в судебной практике. Впервые она была изложена в Постановлении Президиума ВАС РФ от 27.02.2006 N 13460/05 по делу N А56-19340/04 (см., например, Определения ВАС РФ от 26.11.2010 N ВАС-15734/10 по делу N А31-2686/2009, от 23.11.2010 N ВАС-15368/10 по делу N А04-1540/2009, от 03.07.2009 N ВАС-16194/08 по делу N А06-7487/2007-20, от 02.07.2009 N 16194/08 по делу N А06-7487/2007-20, от 08.12.2008 N 15722/08 по делу N А70-1427/12-2008, Постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 17.01.2011 по делу N А53-20008/2009, от 22.01.2010 по делу N А63-5004/2009, ФАС Западно-Сибирского округа от 23.01.2008 N Ф04-300/2008(781-А75-22) по делу N А75-2869/2007).
    Однако ранее в судебных актах встречались случаи и иного толкования законодательства. Так, в материалах по обобщению судебной практики ФАС Восточно-Сибирского округа по вопросам применения арбитражными судами статьи 222 ГК РФ за 2008 год (одобрено Постановлением Президиума ФАС ВСО 17.07.2009 N 6) указывалось, что по отношению к объекту недвижимости, зарегистрированному в реестре прав на недвижимость в установленном порядке, не могут применяться правила о самовольной постройке.
    Исковая давность в отношении требованийо сносе самовольной постройки Информационное письмо N 143 устанавливает случаи, когда на требование о сносе самовольной постройки исковая давность не распространяется. К таким относятся:
    — требование о сносе постройки, созданной на земельном участке истца без его согласия, если истец владеет этим земельным участком (п. 6 Информационного письма N 143);
    — требование о сносе самовольной постройки, создающей угрозу жизни и здоровью граждан (п. 7 Информационного письма N 143).
    При этом Президиум ВАС РФ указал, что иск о сносе самовольной постройки, заявленный владельцем земельного участка, на котором расположена такая постройка, следует рассматривать как требование, аналогичное негаторному иску. А на подобные требования срок исковой давности не распространяется в силу прямого указания закона (ст. 304 ГК РФ).
    Существующая судебная практика придерживается такого же взгляда на правовую природу иска о сносе самовольной постройки (Определение ВАС РФ от 04.05.2009 N ВАС-1034/09 по делу N А65-12664/2007-СГЗ-15, Постановления ФАС Волго-Вятского округа от 21.09.2009 по делу N А38-192/2009, ФАС Московского округа от 03.11.2009 N КГ-А40/11326-09-П-1,2,3 по делу N А40-27751/07-53-230, от 04.06.2009 N КГ-А40/4701-09 по делу N А40-43697/07-135-376, от 29.05.2009 N КГ-А40/4283-09 по делу N А40-15376/08-9-129, ФАС Северо-Западного округа от 30.11.2009 по делу N А56-41717/2008, ФАС Северо-Кавказского округа от 17.01.2011 по делу N А53-20008/2009, от 18.10.2007 N Ф08-6738/2007 по делу N А32-7500/2006-39/139, ФАС Уральского округа от 11.08.2009 N Ф09-5705/09-С6 по делу N А76-25433/2008, от 11.08.2009 N Ф09-5695/09-С6 по делу N А76-25430/2008).
    Рекомендация, данная Президиумом ВАС РФ в п. 6 Информационного письма N 143, тесно связана с понятием владения, так как заявлять требование о сносе самовольной постройки без учета срока исковой давности могут любые лица, владеющие земельным участком, на котором такая постройка была возведена. Согласно ст. 305 ГК РФ истцами по данным спорам могут быть как собственник земельного участка, так и иной владелец, обладающий участком на ином вещном или даже обязательственном праве. К примеру, арендатор. К такому выводу ВАС РФ и ВС РФ пришли еще в п. 22 совместного Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ N 10/22 от 29.04.2010. Таким образом, судебная практика, разрешающая арендаторам земельных участков заявлять требования о сносе самовольной постройки, была уточнена правилом о неприменении к подобным искам срока исковой давности.
    Это означает, что Президиум признал неверной существовавшую правовую позицию, согласно которой возведение самовольной постройки на земельном участке само по себе нарушает владение участком, что недопустимо для применения негаторного иска (Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 10.10.2007 N Ф08-6710/07 по делу N А32-11056/2006-21/232). Данный вывод подтверждается толкованием, изложенным в п. 22 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ N 10/22.
    Также в п. 7 Информационного письма N 143 повторяется вывод, изложенный в п. 22 совместного Постановления Пленумов высших судебных инстанций N 10/22, о том, что исковая давность не распространяется на требования о сносе самовольной постройки, создающей угрозу жизни и здоровью граждан.
    Однако Информационное письмо N 143 не дает ответа на вопрос, распространяется ли исковая давность на требование о сносе самовольной постройки, если основанием этого требования является отсутствие необходимых строительных разрешений, в частности разрешения на строительство.
    В судебной практике есть случаи, когда суд отказывался применять исковую давность к требованиям такого рода (Постановление ФАС Московского округа от 03.11.2009 N КГ-А40/11326-09-П-1,2,3 по делу N А40-27751/07-53-230).
    Значение отмены или признания незаконными строительныхразрешений для признания постройки самовольной Как указал Президиум ВАС РФ в п. 10 Информационного письма N 143, признание незаконным разрешения на строительство не влечет автоматического признания постройки самовольной. К похожему выводу, применительно к отмене строительных разрешений в административном порядке, Президиум приходил уже в Постановлениях от 25.02.2010 N 15951/09 по делу N А40-28128/09-12-194 (разрешение на строительство) и в от 15.06.2010 N 365/10 по делу N А33-14295/2008 (разрешение на ввод объекта в эксплуатацию).
    Позиция Президиума ВАС РФ подтверждает сложившуюся судебную практику о последующей отмене строительных разрешений в административном порядке, которая сама по себе не влечет за собой признание объекта недвижимости, возведенного в соответствии с таким разрешением, самовольной постройкой (Определение ВАС РФ от 17.11.2010 N ВАС-12369/10 по делу N А51-5040/2009, Постановление ФАС Поволжского округа от 14.04.2010 по делу N А57-23708/2008). Указанные судебные акты также согласуются с выводами, изложенными в п. 9 Информационного письма N 143, свидетельствуя о добросовестности лица, получившего необходимые строительные разрешения, которые впоследствии были отменены в административном порядке.
    Однако ранее в судебной практике последующая отмена строительных разрешений в судебном порядке влекла признание постройки самовольной, так как судебное признание ненормативного правового акта недействительным влечет признание этого акта не порождающим правовых последствий с момента его принятия (Постановления ФАС Волго-Вятского округа от 22.10.2009 по делу N А17-7347/2008, ФАС Западно-Сибирского округа от 29.01.2009 N Ф04-557/2009(20509-А46-31) по делу N А46-16221/2006, ФАС Уральского округа от 18.01.2010 N Ф09-10897/09-С3 по делу N А60-3179/2009-С10, от 10.11.2008 N Ф09-8139/08-С3 по делу N А07-8811/08).
    В судебной практике встречалась и противоположная позиция, которая косвенно поддержана п. 10 Информационного письма N 143 (Постановления ФАС Московского округа от 13.11.2006, 20.11.2006 N КА-А40/11086-06 по делу N А40-43278/06-119-251, ФАС Центрального округа от 29.03.2006 по делу N А54-4003/05-С19, Девятого арбитражного апелляционного суда от 28.05.2010 N 09АП-10037/2010-АК).
    Признание права собственности на самовольную постройку В п. 9 Информационного письма N 143 Президиум ВАС РФ указал, что право собственности на самовольную постройку может быть признано, только если лицо, добивающееся этого, приняло все меры по получению необходимых строительных разрешений. Как уже указывалось в п. 26 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ N 10/22, при решении вопроса о признании права собственности на самовольную постройку суд должен установить, принимало ли лицо все меры по получению необходимых разрешений. Право собственности на такой объект признается судом, только если уполномоченный орган необоснованно отказал в выдаче соответствующих разрешений.
    Судебная практика и ранее склонялась к такому выводу (Постановления Президиума ВАС РФ от 26.01.2010 N 11066/09 по делу N А63-15083/08-С1-4, ФАС Западно-Сибирского округа от 26.02.2010 по делу N А75-2828/2009, ФАС Московского округа от 03.09.2007, 10.09.2007 N КГ-А40/6976-07 по делу N А40-63845/06-53-504, ФАС Северо-Кавказского округа от 01.07.2009 по делу N А32-22404/2008-53/290, от 30.06.2009 по делу N А63-16284/2008-С1-4, от 26.06.2009 по делу N А32-26707/2008-48/379, Определение ВАС РФ от 14.07.2009 N ВАС-8954/09 по делу N А32-20426/2008-48/251). Однако существовала и позиция, согласно которой отсутствие разрешений на строительство не препятствует признанию права собственности на самовольную постройку (Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 23.07.2008 N А19-14130/07-Ф02-3473/08 по делу N А19-14130/07).
    Следует отметить, что фабула дела, приведенного в начале п. 9 Информационного письма N 143 (случай, когда застройщик не предпринял никаких мер к получению строительных разрешений), почти дословно совпадает с фабулой дела, разрешенного Президиумом ВАС РФ в Постановлении от 26.01.2010 N 11066/09 по делу N А63-15083/08-С1-4.
    Также в Информационном письме N 143 уточняется, что подача лицом неполного состава документов на получение разрешения на строительство свидетельствует о недобросовестности заявителя.
    Иногда данная позиция обосновывается тем, что застройщик, осуществивший строительство без разрешения, действует недобросовестно. В таком случае поданный иск о признании права собственности на самовольную постройку является злоупотреблением правом, поскольку направлен на подмену административного порядка получения разрешений судебным порядком признания права собственности на самовольно возведенный (реконструированный) объект (см., например, Постановления Восьмого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2010 по делу N А70-7191/2010, Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.10.2010 по делу N А12-8189/2010).
    Следовательно, Президиум ВАС РФ фактически запретил арбитражным судам признавать право собственности на самовольную постройку при отсутствии строительных разрешений, так как доказать незаконность отказа в получении таких разрешений и добросовестность заявителя становится крайне сложно.
    В Информационном письме N 143 указывается на иной способ признания права собственности на самовольную постройку. Такое право также может быть получено в силу приобретательной давности (п. 12 Информационного письма N 143). Однако данный срок для недвижимого имущества составляет 15 лет (п. 1 ст. 234 ГК РФ), и из-за этого приобретение права собственности на самовольные постройки становится затруднительным.
    Следует отметить, что ранее судебная практика исходила из того, что право собственности на самовольную постройку ни при каких обстоятельствах не может возникнуть в силу приобретательной давности (см., например, ответ на вопрос N 18 Рекомендаций Научно-консультативного совета при Федеральном арбитражном суде Волго-Вятского округа по итогам заседания Совета от 27.02.2008 в г. Чебоксары, Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 09.06.2008 N Ф04-3572/2008(6381-А03-38) по делу N А03-3895/2007-11, от 17.03.2008 N Ф04-1384/2008(1470-А45-22) по делу N А45-4938/2007-50/40, ФАС Поволжского округа от 27.08.2009 по делу N А55-12845/2008, ФАС Центрального округа от 02.07.2009 по делу N А54-3204/2008-С15).
    Одним из аргументов такого подхода служило то, что «применение… норм о приобретательной давности означало бы освобождение лица, создавшего самовольную постройку, от обязанности соблюдения обязательных требований законов и иных правовых актов, строительных и градостроительных норм и правил» (Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 01.10.2009 по делу N А32-24542/2008).
    Президиум ВАС РФ категоричен в отношении самовольной постройки, созданной с существенными нарушениями строительных норм и правил. Право собственности на такое сооружение, создающее угрозу жизни и здоровью граждан, не может быть признано судом.
    В целом, в судебной практике сложилась отрицательная позиция относительно возможности признания права собственности на самовольные постройки. Получение судебной защиты такого права связано со многими оговорками и дополнительными условиями, прямо не вытекающими из позитивного законодательства. Наиболее ярко это проявляется в рекомендации Президиума ВАС РФ о добросовестности заявителя.
    В п. 11 Информационного письма указывается, что право собственности на самовольную постройку не может быть получено добросовестным приобретателем (абз. 2 п. 2 ст. 223 ГК РФ). Указанный вывод следует из того факта, что любые сделки с самовольной постройкой ничтожны в силу ст. 168 и п. 2 ст. 222 ГК РФ.
    Ранее судебная практика обосновывала данную правовую позицию еще и тем, что в силу п. 2 ст. 222 ГК РФ на самовольную постройку право собственности не возникает, поэтому данный объект изъят из гражданского оборота и не может быть ни в чьей собственности, в том числе собственности добросовестного приобретателя (Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 26.02.2010 по делу N А46-11414/2009, ФАС Северо-Кавказского округа от 12.08.2008 N Ф08-3865/2008 по делу N А32-25386/2008-48/1).

    www.consultant.ru/law/review/972397.html© КонсультантПлюс, 1992-2014

    и Вам следует обратиться в суд с иском о понуждении заключить договор аренды земельного участка. Обоснование иска — Ваша компания является собственниками нежилого помещения, пользуется данным нежилым помещением, земельный участок имеет кадастровый номер. 

    30 Июня 2014, 12:32
    Ответ юриста был полезен? + 0 - 0
    Свернуть

    Уточнение клиента

    На з/у расположены 3 здания в собственности + 3 здания не оформленные в собственность (на них есть технические паспорта от 1999г.) + 2 легких здания (ангар и бытовой городок), на строительство которых не получалось согласия в ТУ Росимущества.

    Оформление земли в собственность или заключение договора аренды требуется для продажи всего этого хозяйства.

    В акте ТУ Росимущества написано:

    Выводы:

    - на участе расположены здания, кот.были возведены без согласования с ТУ Росимущество

    - земельно-правовые отношения предприятием в установленном законом порядке РФ не оформлены

    Предложения комиссии:

    - направить копию акта предприятию для устранения выявленных нарушений.

    Нам надо оформить землю для продажи бизнеса

    30 Июня 2014, 13:13
  • Юрист - Проворова Анна

    Вы можете становить сервитут либо по договоренности с администрацией, либо в судебном порядке.

    Гражданский кодекс ( ГК РФ )

    Статья 274. Право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут)
    [Гражданский кодекс РФ]
    [Глава 17]
    [Статья 274]

    1. Собственник недвижимого имущества (земельного участка,
    другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего
    земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого
    земельного участка (соседнего участка) предоставления права
    ограниченного пользования соседним участком (сервитута).


    Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда
    через соседний земельный участок, прокладки и эксплуатации линий
    электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и
    мелиорации, а также других нужд собственника недвижимого имущества,
    которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.


    2. Обременение земельного участка сервитутом не лишает собственника
    участка прав владения, пользования и распоряжения этим участком.


    3. Сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим
    установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит
    регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое
    имущество. В случае недостижения соглашения об установлении или условиях
    сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления
    сервитута.


    4. На условиях и в порядке, предусмотренных пунктами 1 и 3 настоящей
    статьи, сервитут может быть установлен также в интересах и по требованию
    лица, которому участок предоставлен на праве пожизненного наследуемого
    владения или праве постоянного (бессрочного) пользования, и иных лиц в
    случаях, предусмотренных федеральными законами.


    5. Собственник участка, обремененного сервитутом, вправе, если иное
    не предусмотрено законом, требовать от лиц, в интересах которых
    установлен сервитут, соразмерную плату за пользование участком.



    Постановление Президиума ВАС РФ от 28.02.2012 N
    11248/11 по делу N А45-12892/2010 Требование: Об установлении права
    ограниченного пользования (сервитута) земельным участком.
    Обстоятельства: Доступ к недвижимому имуществу истца возможен только
    через принадлежащие ответчику земельные участки, предложение заключить
    соглашение об установлении в отношении этих участков частного сервитута
    ответчик не принял.

    30 Июня 2014, 13:19
    Ответ юриста был полезен? + 0 - 0
    Свернуть
  • Юрист - Котов Виктор

    Здравствуйте!

    Если земля не предоставлялось ранее в аренду или другое вещное право (у Вас нет подтверждающих обратное документов), то доказать право на приватизацию не получится.

    Но Вам и не обязательно выкупать в собственность з/у, чтобы продать здания. Но сами здания для того, чтобы им ЮЛ могли распорядиться должны ему принадлежать на праве собственности, позволяющем их отчуждать.  Для этого Вам придется узаконивать самовольные постройки и в судебном порядке признавать право собственности на них. После получения судебных решений Вы сможете зарегистрировать право собственности на данные здания самостоятельно, после чего продать их. Землю же Вы можете получить в безвозмездное пользование или аренду от федерального собственника при его согласии. Если же такого соглашения не будет, то ЮЛ может реализовать право ограниченного пользования з/у в качестве сервитута.

    30 Июня 2014, 13:22
    Ответ юриста был полезен? + 0 - 0
    Свернуть
  • Юрист - Козлов Вячеслав
    получен
    гонорар
    100%
    Юрист, г. Москва
    Общаться в чате

    Здравствуйте!

    Можно попробовать отмежевать земельные участки под зданиями, которые оформлены надлежащим образом и подать заявление об оформлении договора аренды под ними. Вы вправе самостоятельно заказать проведение землеустроительных работ и поставить участки на кадастровый учет.

    В случае получения отказа его можно обжаловать в судебном порядке.

    Если Вы все-таки хотите оформить земельный участок под всеми объектами недвижимости Вам придется демонтировать ангар и бытовой городок. Оформить права на 3 здания без документов будет затруднительно, т.к. единственный способ в данном случае оформить в порядке приобретательной давности нельзя применить, т.к. еще не вышли сроки.

    30 Июня 2014, 13:25
    Ответ юриста был полезен? + 0 - 0
    Свернуть
  • Юрист - Козлов Вячеслав
    получен
    гонорар
    100%
    Юрист, г. Москва
    Общаться в чате

    Сервитут в данной ситуации, на мой взгляд, не очень подходит. Так как сервитут обычно устанавливают, когда есть препятствия для пользования имуществом. В Вашей ситуации, на сколько я понял, ограничений в пользовании имуществом никто не чинит.

    30 Июня 2014, 13:28
    Ответ юриста был полезен? + 0 - 0
    Свернуть

    Уточнение клиента

    Верно. Ограничений в пользовании нет.

    А что нам даст оформление земли под зданиями?

    Т.е.для оформления 3х зданий надо ждать 15 лет, и то не факт, что оформят? Как с ними быть?

    Землю хотим оформить для увеличения стоимости и более быстрой продажи бизнеса.

    30 Июня 2014, 13:43
  • Юрист - Козлов Вячеслав
    получен
    гонорар
    100%
    Юрист, г. Москва
    Общаться в чате

    Оформление земли под оформленными зданиями как минимум позволит Вам избежать административной ответственности

    КоАП РФ

    Статья 7.1. Самовольное занятие земельного участка



    Самовольное занятие земельного участка или использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, а в случае необходимости без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности, -


    влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц — от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

     

    30 Июня 2014, 13:48
    Ответ юриста был полезен? + 0 - 0
    Свернуть
  • Юрист - Козлов Вячеслав
    получен
    гонорар
    100%
    Юрист, г. Москва
    Общаться в чате

    В отношении 3-х неоформленных зданий оформление их в порядке приобретательной давности наиболее реальный способ. Можно попытаться признать данные здания бесхозяйными, через год они перейдут в муниципальную собственность, после чего могут быть проданы в установленном порядке (как правило, на торгах).

     

    30 Июня 2014, 13:51
    Ответ юриста был полезен? + 0 - 0
    Свернуть
  • Адвокат - Карху Борис
    Карху Борис, Адвокат
    Общаться в чате

    Судебная практика сейчас такая — суд считает, что признание права собственности в судебном порядке на самовольную постройку является исключительным способом защиты гражданских прав, который может быть применен только при отсутствии возможности получить необходимые для строительства разрешения или в случае лишения истца по независящей от него причине возможности получить правоустанавливающие документы на соответствующий объект недвижимости. Отсюда — либо оформлять землю либо продавать как есть либо идти в суд за признанием правам собственности. Тут может помочь тот факт, что на земельном участке -  3 здания в собственности и остальные были построены очень давно. В суде придется обратить внимание на следующее:

    — соответствия объектов/зданий требованиям градостроительных, строительных, экологических, противопожарных и иных норм и правил;
    — факт отсутствия нарушений прав и охраняемых законом интересов других лиц;
    — факт отсутствия угрозы жизни и здоровью граждан.

    30 Июня 2014, 13:59
    Ответ юриста был полезен? + 0 - 0
    Свернуть
  • Юрист - Смирнова Марина Владимировна

    Уважаемая Елена! В соответствии с п.1 ст.222 Гражданского кодекса РФ «Самовольной постройкой является жилой дом, другое строение,
    сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном
    участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и
    иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых
    разрешений или с существенным нарушением градостроительных и
    строительных норм и правил». Только по указанным основаниям строение может быть признано судом самовольной постройкой. Вы пишете, что «здания выкуплены в 2002г.». Соответственно, ваше ООО их приобрело на основании договора купли-продажи, что, по сути, означает переход права собственности к ООО на указанные строения. Далее, из Вашей информации следует, что признание самовольными постройками произошло на основании того, что «это здания, которые не
    оформлены в собственность, на них есть только технические паспорта от
    1999г и здания, которые были возведены без согласования с ТУ
    Росимущества МО». Однако здесь содержится противоречие, так как самовольной постройкой нельзя распорядиться (в том числе и продать, согласно ст.222 ГК РФ), а здания были выкуплены ООО, то есть на основании договора купли -продажи принадлежат на праве собственности. В Вашем случае не так уж важно добиваться узаконивания построек для приватизации земли, так как приватизация может быть реализована только с согласия собственника земельного участка (РФ). Лучше оформить договор аренды (опять же только с согласия собственника). С уважением, Марина.

    30 Июня 2014, 14:41
    Ответ юриста был полезен? + 0 - 0
    Свернуть
stats