Бесплатная консультация юриста в Москве
8 499 705-84-25
Поиск

Консультируйтесь с юристом онлайн

132 юриста готовы ответить сейчас
Ответ за 15 минут
132 юриста сейчас на сайте
  1. Недвижимость
  2. Жилищное право

Как получить законно полагающуюся мне квартиру на правах ребенка, оставшегося без попечения родителей

Вопрос такой, мы собираемся подавать в суд, есть ли у нас шансы по положительному решению суда и какие советы Вы нам дадите, исходя из опыта.

У нас с братом и сестрой такая проблема, в свое время мы находились c 1996 г. на полном гос. обеспечении в школе интернате для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей г. Наб. Челны, республики Татарстан (родители лишены родительских прав, оба живы), старший брат выпустился в 2001 г., среднюю сестру забрали под опеку в 2002г., я, младшая, выпустилась из интерната в 2004 г.). При нахождении там, администрация нам всегда говорила, что мы втроём стоим в очереди на квартиру (т.к. мы хоть и были прописаны, но прописаны в малосемейке площадью 9 кв.м., где помимо нас троих проживают папа и мама, лишенные родительских прав + еще нас трое), и только в старших классах, нас информируют о том, что теперь мы в очереди не стоим, т.к. у нас есть прописка. По своей естественно неопытности, наивности и беспомощности мы никуда не обращались по началу, но сейчас (мне 24 года, брату 27, а сестру взяли под опеку) просто НЕВОЗМОЖНО, приходиться постоянно снимать жилье. Брат постоянно писал то в администрации президента, то депутатам, то в прокуратуру и везде говорят, у вас есть прописка-ничем помочь не можем, всё законно.

Но в соответствии с ФЗ "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ЧАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЖИЛЫМИ ПОМЕЩЕНИЯМИ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ" от 22.02.12г. указано цитата: " Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей,.... в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений."... "Проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств:

1) проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц:

лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации);

2) жилые помещения непригодны для постоянного проживания или не отвечают установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации;

3) общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; (Согласно решению Городского Совета муниципального образования городa Набережные Челны от 10.03.2006 №9/7 учетная норма площади жилого помещения в размере 12,0 кв.м. общей площади жилого помещения на одного члена семьи. А У НАС 9 КВ.М МАЛОСЕМЕЙКИ НА ПЯТЕРЫХ БЫЛА!!! ДА ЕЩЕ И С РОДИТЕЛЯМИ, ЛИШЕННЫХ РОДИТЕЛЬСКИХ ПРАВ!)

Я ПОНИМАЮ, ЧТО ФЗ, УКАЗАННЫЙ ВЫШЕ, ОТ 2012 Г, ДРУГОГО Я НЕ НАШЛА, А НАМ НУЖЕН, КОТОРЫЙ БЫЛ РАНЕЕ, КОГДА МЫ ВЫПУСКАЛИСЬ! Мы понимаем, что сейчас всвязи с давностью будет сложновато, но мы смотрели в интернете аналогичные дела с положительным решение суда, очень надеемся, что у нас тоже получится.

ДАЙТЕ ПЖЛСТ СОВЕТ!

09 Марта 2013, 15:43, вопрос №48776 Марина, г. Набережные Челны
800 стоимость
вопроса
вопрос решён
Свернуть

Ответы юристов (6)

  • Адвокат - Попов Вадим Андреевич

    Марина, здравствуйте!

    Указанный Вами ФЗ изменил ЖК РФ, закон о приватизации и группу актов о сиротах:

    ФЗ от 21 декабря 1996 года №
    159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей,
    оставшихся без попечения родителей», ФЗ от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об
    основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», 

    Ранее указанного Вами положения вообще не было, поэтому я не знаю какова практика, но я точно знаю что:1)суды очень внимательно относятся к делам сирот; 2)администрация муниципалитета будет с пеной и слюной у рта доказывать что Вы не правы.

    Так что лично мой совет-подавайте в суд. 200р гос пошлины не самые большие деньги, а вот смысл есть.

    09 Марта 2013, 15:51
    Ответ юриста был полезен? + 0 - 0
    Свернуть

    Уточнение клиента

    мне бы знать, в каком направлении двигаться, с чего начать, нужно ли нанимать юриста? или я сама справлюсь, какие документы собрать?

    09 Марта 2013, 16:19
  • Адвокат - Попов Вадим Андреевич

    Документы нужны следующие:

    свидетельства о рождении всех детей

    решения суда о лишении род прав

    вся переписка с муниципалитетом по жилью. Просто вся, без исключений

    направления в дет дом

    аттестаты и дипломы об образовании и окончании учебных заведений (ПТУ, ВУЗов и тд)

    выписки из ЕГРП на каждого

    документы о постановке на учет в качестве нуждающихся (если есть)

    договор ипотеки сестры

    страницы с пропиской (из паспорта)

    если кто то женат/замужем свидетельство об этом и документы о детях.

    С юристом лучше, но дело дорогое будет.

    09 Марта 2013, 16:25
    Ответ юриста был полезен? + 0 - 0
    Свернуть
  • Адвокат - Попов Вадим Андреевич

    Скажите, а Вы в суд за обжалованием обращались (ну там постановление главы МО или еще чего)?

    09 Марта 2013, 18:01
    Ответ юриста был полезен? + 0 - 0
    Свернуть
  • Юрист - Филатова Тамара Арновна

    Здравствуйте Марина!

     В соответствии со ст. 4 ГК РФ Акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.

     Согласно ст. 4, Федеральный закон от 29.02.2012 N 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» 

    Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января
    2013 года.


    Действие положений статьи 8 Федерального закона от 21
    декабря 1996 года N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной
    поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в
    редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской
    Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на
    правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального
    закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей,
    лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не
    реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня
    вступления в силу настоящего Федерального закона.


     То есть, если  Вы относитесь к лицам, указанным в новой редакции  ст. 8 Закона  и Ваше проживание в ранее занимаемых жилых помещениях является невозможным, то Вы имеете право на получение жилого помещения.

     По данному  вопросу имеются разъяснения, изложенные в Письме Минобрнауки России от 08.10.2012 N ИР-864/07 «О направлении рекомендаций» вместе «Рекомендациями по организации работы по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
    Согласно данных рекомендаций введенный Федеральным законом N 15-ФЗ новый порядок
    обеспечения жилыми помещениями распространяется на лиц, которые относились к
    категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и не
    реализовали свое право на обеспечение жилыми помещениями до 1 января 2013 г.
    независимо от их возраста (пункт 2 статьи 4 Федерального закона N 15-ФЗ).

    Для обеспечения лиц из числа детей-сирот и детей,
    оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями по основаниям и в
    порядке, предусмотренным Федеральным законом N 15-ФЗ, как следует из пункта 9
    статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ, не имеют правового значения изменявшиеся
    редакции законодательных актов, закреплявших в разные периоды времени основания
    обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
    родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
    родителей. При установлении нуждаемости в обеспечении жилыми помещениями лиц
    указанной категории необходимо руководствоваться теми основаниями, которые
    закреплены в Федеральном законе N 159-ФЗ в редакции Федерального закона N
    15-ФЗ.


    Первоначально право детей, помещенных на воспитание в
    государственное детское учреждение, к родственникам или опекунам (попечителям),
    по окончании срока их пребывания в государственном детском учреждении, а детей,
    возвратившихся от родственников или опекунов (попечителей), по достижении
    совершеннолетия, на обеспечение вне очереди жилой площадью исполнительным
    комитетом местного Совета народных депутатов, если в жилом помещении, из
    которого выбыли дети, не остались проживать члены их семьи и помещение
    предоставлено другим гражданам или вселение в это помещение невозможно по иным
    причинам, было предусмотрено Жилищным кодексом РСФСР 1983 г. <1> (пункт 2
    статьи 37, пункт 3 статьи 60), введенным в действие с 1 января 1984 года.


    В дальнейшем право детей-сирот и детей, оставшихся без
    попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания
    пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального
    обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования
    либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из
    учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, на предоставление вне
    очереди жилых помещений было предусмотрено действующим с 27 декабря 1996 г.
    Федеральным законом N 159-ФЗ.


    Перечень оснований признания лиц, относящихся к
    рассматриваемой категории, нуждающимися в улучшении жилищных условий во
    внеочередном порядке был расширен впоследствии ЖК РФ, введенным в действие с 1
    марта 2005 года. Как отмечалось в определении Конституционного Суда РФ от 7
    июня 2011 г. N 746-О-О по жалобе гражданина Л.Л. Юнусова на нарушение его
    конституционных прав пунктом 2 части 2 статьи 57 ЖК РФ, дети-сироты и дети,
    оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей,
    оставшихся без попечения родителей, могли быть признаны нуждающимися в жилых
    помещениях на общих основаниях — как на основании пункта 1 части 1 статьи 51 ЖК
    РФ (отсутствие у них жилого помещения, занимаемого ими в качестве нанимателя
    или члена семьи нанимателя по договору социального найма либо на основании
    права собственности или права члена семьи собственника), что соответствует
    правовому регулированию, действовавшему до вступления в силу ЖК РФ, так и на
    основании пунктов 2 — 4 части 1 статьи 51 ЖК РФ (обеспеченность лиц, являющихся
    нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи
    нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками
    жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения, общей площадью
    жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; проживание в
    помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
    проживание лиц, являющихся нанимателями жилых помещений по договорам
    социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору
    социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи
    собственника жилого помещения, в квартире, занятой несколькими семьями, если в
    составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического
    заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире
    невозможно, и не имеющих иного жилого помещения, занимаемого по договору
    социального найма или принадлежащего на праве собственности). Поскольку
    положения пункта 1 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ регулировали, по сути,
    те же отношения, что и пункт 2 части 2 статьи 57 ЖК РФ, в силу принципа «последующий
    закон отменяет предыдущий» суды и другие правоприменительные органы должны
    были исходить из того, что приоритет имеют нормы ЖК РФ как федерального закона,
    принятого позднее.


    С 1 января 2013 г. одновременно начинают действовать новые
    нормы как ЖК РФ, так и Федерального закона N 159-ФЗ в редакции Федерального
    закона N 15-ФЗ, которыми следует руководствоваться при решении вопроса об
    обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения
    родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
    родителей.


    Таким образом, жилыми помещениями в порядке,
    предусмотренном Федеральным законом N 15-ФЗ, если на момент решения вопроса о
    включении в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и
    детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей,
    оставшихся без попечения родителей, они не реализовали своего права с
    соблюдением условий, определенных в абзаце первом пункта 1 статьи 8
    Федерального закона N 159-ФЗ, а в соответствующих случаях — пунктом 4 этой
    статьи, должны обеспечиваться как дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения
    родителей, так и лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
    родителей, независимо от возраста указанных лиц.


    Не может являться препятствием к обеспечению жилыми
    помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из
    числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, то
    обстоятельство, что указанные граждане не состояли до 1 января 2013 г. на учете
    как нуждающиеся в жилье.
    Законодательством РФ не предусматривалось для лиц
    указанной категории такого условия обеспечения их жилыми помещениями, как
    постановка на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Напротив,
    согласно пункту 2 части 2 статьи 57 ЖК РФ в редакции, действующей до 1 января
    2013 г., указанным гражданам жилые помещения предоставлялись из фонда
    социального использования по договорам социального найма вне очереди. Вопрос о
    порядке реализации права гражданина на предоставление жилого помещения вне очереди
    разъяснялся Верховным Судом РФ таким образом, что предусмотренное ЖК РФ
    внеочередное предоставление жилого помещения не предполагает включения
    гражданина в какую-либо очередь. Право граждан на получение жилого помещения
    вне очереди не было поставлено ЖК РФ в зависимость от наличия или отсутствия
    иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения вне очереди.
    Поэтому указанное право подлежало реализации вне зависимости от наличия или
    отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условии, и
    времени принятия их на учет <1>.


    --------------------------------


    В связи с этим дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения
    родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
    родителей, не должны были приниматься на учет в качестве нуждающихся в
    предоставлении жилых помещений вне очереди по договорам социального найма.
    Соответственно, отсутствие лица на учете нуждающихся в предоставлении жилого
    помещения по договору социального найма до 1 января 2013 г. не лишает его права
    на обеспечение жилым помещением специализированного жилищного фонда для
    детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с новым
    порядком, введенным с 1 января 2013 года.


    То есть, Ваше отсутствие на учете в качетсве нуждающихся в улучшении жилусловий  не лишает Вас права на получение жилья специализированного жилфонда по новым правилам. 

    В  силу п. 3.2.1 и п.3.2.3 РекомендацийПризнание нуждающимися в обеспечении жилыми помещениями на основании абзаца первого пункта 1 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в случаях, когда они не являются нанимателями или членами семьи нанимателя жилых помещений по договору социального найма либо собственниками жилых помещенийДети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, пользующиеся жилым помещением на каком-либо ином праве, кроме права собственности и права пользования по договору социального найма (в качестве нанимателя или члена семьи нанимателя), подлежат обеспечению жилыми помещениями на основании абзаца первого пункта 1 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ. Так, нуждающимися в жилых помещениях следует признавать граждан указанных категорий, пользующихся жилым помещением в качестве члена семьи его собственника (статья 31 ЖК РФ).ЖК РФ закрепляет равное с собственником право пользования жилым помещением за членами его семьи (часть 2 статьи 31). Данное право является производным по отношению к праву собственника жилого помещения ограниченным вещным правом, которое прекращается при отчуждении собственником жилого помещения, а также в случае прекращения семейных отношений с собственником (пункт 2 статьи 292 Гражданского кодекса Российской Федерации <1>, части 4, 5 статьи 31 ЖК РФ). Наличие у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, права пользования жилым помещением в качестве членов семьи собственника не требует установления возможности или невозможности их проживания в этом помещении. Указанные лица, обладающие правом пользования жилым помещением в качестве членов семьи собственника, с 1 января 2013 г. имеют право на предоставление им жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения в порядке, установленном Федеральным законом N 159-ФЗ

    В то же время право пользования жилым помещением в качестве члена семьи собственника как имущественное право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должно находиться под контролем органов опеки и попечительства в соответствии со статьями 37, 292 ГК РФ и статьями 17 — 21 Федерального закона от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»
    Нуждающимися в обеспечении жилыми помещениями на основании абзаца первого пункта 1 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ признаются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если они пользуются жилым помещением, предоставленным им по завещательному отказу (статьи 1137, 1138 ГК РФ; статья 33 ЖК РФ), договору пожизненного содержания с иждивением (параграф 4 главы 33 ГК РФ; статья 34 ЖК РФ), договору коммерческого найма (глава 35 ГК РФ), договору безвозмездного пользования (глава 36 ГК РФ), в домах системы социального обслуживания населения (статьи 92, 96, 107 ЖК РФ), при условии, что граждане указанной категории не являются нанимателями или членами семьи нанимателя иного жилого помещения по договору социального найма или собственниками иных жилых помещений.

    В случае, если, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являютсянанимателями или членами семьи нанимателя жилого помещения по договорусоциального найма, их нуждаемость в жилом помещении, как и собственниковжилых помещений, определяется невозможностью проживания в имеющемсяжилом помещении, с учетом следующих особенностей. Наниматель и члены его семьи имеют равные права и обязанности подоговору социального найма жилого помещения. Дееспособные и ограниченные вдееспособности члены семьи нанимателя несут солидарную с ним ответственностьпо обязательствам, вытекающим из указанного договора (часть 2 статьи 69 ЖК РФ). При этом, если гражданин перестал быть членом семьи нанимателя жилогопомещения по договору социального найма, но продолжает проживать взанимаемом жилом помещении, за ним сохраняются такие же права, какие имеютнаниматель и члены его семьи. Бывший член семьи нанимателя самостоятельноотвечает по своим обязательствам, вытекающим из договора социального наймажилого помещения (часть 4 статьи 69 ЖК РФ). Таким образом, бывшие членысемьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма сохраняютправо пользования жилым помещением и не могут быть выселены из него тольколишь на основании того обстоятельства, что их семейные отношения снанимателем прекратились. 36 Обзор законодательства и судебной практики за первый квартал 2010 года (ответ на вопрос 4), утвержденный постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 16 июля 2010 г. 40Поэтому норма общей площади жилого помещения должна рассчитыватьсяна всех проживающих в жилом помещении лиц, в том числе временноотсутствующих (статья 71 ЖК РФ), за исключением поднанимателей и временныхжильцов (статьи 76, 80 ЖК РФ), которые не имеют самостоятельного правапользованияжилым помещением. При определении круга членов семьи и бывших членов семьи нанимателя подоговору социального найма необходимо руководствоваться следующим. Члены семьи нанимателя должны быть указаны в договоре социальногонайма жилого помещения (часть 3 статьи 69 ЖК РФ). Указание в договоре всехчленов семьи производится при его заключении (статья 50 ЖК РФ). Вселение вдальнейшем в жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, других граждан в качестве членов семьи нанимателя влечет за собой изменениедоговора социального найма жилого помещения в части указания в договоре новыхчленов семьи (часть 2 статьи 70 ЖКРФ). Вместе с тем на практике в нарушение части 2 статьи 70 ЖК РФ при вселениив жилое помещение граждан в качестве членов семьи нанимателя соответствующееизменение в договор социального найма вносится не всегда. Такое формальноеупущение зачастую возникает в отношении несовершеннолетних детей, посколькув силу положения части 1 статьи 70 ЖК РФ применяется упрощенный порядок ихвселения, не требующий согласия остальных членов семьи нанимателя и согласиянаймодателя. В связи с тем, что при рождении детей у родителей, занимающихжилое помещение по договору социального найма, несовершеннолетних нередконе указывают в договоре социального найма в качестве членов семьи нанимателя, факт проживания несовершеннолетних в жилом помещении, пользование которымосуществляется по договору социального найма, может быть подтвержден ихрегистрацией по месту жительства, а при ее отсутствии определяется по местужительства (регистрации или включения в договор социального найма жилогопомещения) их родителей (пункт 2 статьи 20 ГК РФ). Кроме того, следует иметь в виду, что регистрация гражданина по местужительства носит уведомительный характер, не всегда означает наличие41(отсутствие) соответствующего права нажилое помещение и служит лишь одним издоказательств в случае возникновения спора, связанного с установлением статусачлена семьи нанимателя по договору социального наймажилого помещения. Распространены также ситуации, в которых жилые помещения былипредоставлены в социальный наем не по договору, а в соответствии со статьей 47 ЖК РСФСР37 на основании ордера. В последующем договор социального найматакого помещения мог не заключаться и члены семьи нанимателя в договор невносились. Однако это не означает, что в таком случае у граждан отсутствует статусчленов семьи нанимателя. Граждане, указанные в ордере на жилое помещение иливселенные в жилое помещение позднее в установленном ЖК РСФСР (статья 54) или ЖК РФ (часть 1 статьи 70) порядке, признаются членами семьи нанимателяжилого помещения по договору социального найма. При наличии у граждан регистрации по месту жительства в жиломпомещении, занимаемом по договору социального найма, без включения указанныхлиц в договор социального найма в качестве членов семьи нанимателя следуетвыяснять вопрос об основаниях вселения указанных лиц в жилое помещение, датузаключения договора найма (предоставления жилого помещения): до или послевведения в действие ЖКРФ. При наличии предусмотренных ЖК РСФСР, ЖК РФ оснований опекунам(попечителям) под контролем органов опеки и попечительства необходимо всудебном порядке признавать детей-сирот и детей, оставшихся без попеченияродителей, членами семьи нанимателя по договору социального найма. Этопозволит обеспечить права лиц указанной категории на имеющиеся у них жилыепомещения и создаст возможность их возвращения в данные жилые помещения вкачестве полноправных пользователей. При невозможности признания в судебномпорядке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, членами семьинанимателя по договору социального найма и их включения в такой договоруказанные лица не могут считаться обеспеченными жилыми помещениямиисключительно в связи с их регистрацией по местужительства в таких помещениях. 37Действовал до 1 марта 2005 года. 42Соответственно, указанные лица подлежат обеспечению жилыми помещениями подоговорам найма специализированного жилого помещения в порядке, предусмотренном Федеральным законом № 159-ФЗ. В то же время установление (проверка) статуса иных проживающих в жиломпомещении по договору социального найма граждан, оснований их вселения вжилое помещение позволит законным представителям детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предпринимать в интересах подопечныхдействия по выселению лиц, незаконно проживающих в жилом помещении, илипризнанию их утратившими право пользованияжилым помещением. Проживание в жилом помещении по договору социального найма граждан, лишенных родительских прав в отношении лица, нуждаемость которого в жиломпомещении устанавливается, рассматривается как обстоятельство, влекущееневозможность его проживания в этом жилом помещении только при условииналичия вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительномобмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 ЖК РФ (подпункт 1 пункта 4 статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ). Следовательно, для признанияневозможным проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попеченияродителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в занимаемом по договору социального найма жилом помещении, законныепредставители, а в соответствующих случаях лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны предварительно обратиться в суд сиском о принудительном обменежилого помещения. Лица, лишенные родительских прав, и дети, в отношении которых онилишены указанных прав, являются бывшими членами семьи. Поскольку все бывшиечлены семьи нанимателя по договору социального найма сохраняют равные снанимателем права и обязанности (часть 4 статьи 69 ЖК РФ), прекращение ихсовместного проживания в жилом помещении может быть достигнуто посредствомобмена одного жилого помещения на раздельные жилые помещения для детей играждан, лишенных родительских прав в отношении этих детей. Если в совершениипринудительного обмена жилого помещения по варианту, предложенному истцом, 43судом отказано, проживание в таком жилом помещении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихсябез попечения родителей, должно признаваться невозможным. В ЖК РФ закреплена иная норма, в соответствии с которой граждане, лишенные родительских прав, подлежат выселению из жилого помещения, занимаемому по договору социального найма, если в судебном порядке признананевозможность их совместного проживания в одном жилом помещении с детьми, в отношении которых такие граждане лишены родительских прав (часть 2 статьи 91 ЖКРФ)38. 

    Принимая во внимание крайне редкую практику применения нормы части 2 статьи 91 ЖК РФ, а также введение в действие с 1 января 2013 г. специальнойнормы подпункта 1 пункта 4 статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ, приоритетследует отдавать положениям Федерального закона № 159-ФЗ. Поэтому дляустановления невозможности проживания в жилом помещении по договорусоциального найма детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достаточным является наличие вступившего в законную силу решения суда оботказе в иске о принудительном обмене данного жилого помещения. Предъявления иска о выселении граждан, лишенных родительских прав, из жилогопомещения не требуется

    То есть, наличие у Вас регистрации по месту жительства или права пользования жилым помещением по Договору социального найма не лишает Вас права  признания невозможности проживания с членами семьи (нанимателями, собственниками) жилого помещении на основании ТОго, что размер общей жилплощади на 1 проживающего в квартире менее учетной нормы. 

    Для этого Вам следует подавать соответствующее заявление В Администрацию. В случае  поучения отказа в признании невозможности проживания, Вам следует обжаловать его в суде.

    Кроме того, Вас следует подавать исковое заявление о восстановлении срока для принятия Вас  на учет в качестве нуждающейся в ул.жил условий.

    ПРи подаче обоснованных исков как в первом так и во втором случае Вы имеете все шансы на решение вопроса в Вашу пользу.

     Таким образом, Сейчас Вам необходимо определить основание невозможности  Вашего проживания с проживающими в жил.пом. лицами и подавать заявление в Адм. или  иск в суд.

     Смогу оказать услугу по составлению заявления, исков в суд, а также проконсультировать по успешному решению вопроса.

     Копии Ответов из Администрации высылайте на эл. почту tomaraf@mail.ru

    С уважением Ф. Тамара

    09 Марта 2013, 18:57
    Ответ юриста был полезен? + 0 - 0
    Свернуть
  • Юрист - Филиппова Любовь Владимировна
    Филиппова Любовь Владимировна, Юрист, г. Санкт-Петербург
    Общаться в чате

    Здравствуйте!



    Если за Вами не закреплено жилое помещение, то Вы имеете
    право на получения жилья.


    Для того, чтобы стоять на учете Вам необходимо
    восстанавливать срок в судебном порядке.



    Для постановки на учет в качестве  нуждающихся  в жилом помещении, Вам необходимо  с соответствующим заявлением обратиться в
    администрацию по месту прописки.



    Согласно ст.51 ЖК РФ  . Гражданами,
    нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального
    найма, признаются (далее — нуждающиеся в жилых помещениях):



    1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма
    или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма
    либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого
    помещения;



    2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма
    или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма
    либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого
    помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи
    менее учетной нормы;



    3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений
    требованиям;



    4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма,
    членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или
    собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения,
    проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи
    имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при
    которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими
    иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или
    принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний
    устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным
    органом исполнительной власти.



    В случае, если администрация Вам откажет в постановки на
    учет, то их действия Вы можете обжаловать в судебном порядке.



    09 Марта 2013, 20:47
    Ответ юриста был полезен? + 0 - 0
    Свернуть
  • Юрист - Фролов Андрей
    получен
    гонорар
    100%
    Юрист
    Общаться в чате

    Здравствуйте!

    По старому закону (действовшему до 1 января 2013 года) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилые помещения предоставлялись вне очереди, если за ними не имелось закрепленных жилых помещений. В связи с тем, что Вы зарегистрированы по месту жительства своих родителей, ранее Вам отказывали. И только те, за кем не было закреплено никакого жилья (на праве собственности или соцнайма), получали сертификат на 33 кв. м, в соответствие с Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан № 326 от 16.05.2008 г. и, при необходимости докупали дополнительные метры через социальную ипотеку. 

    Сейчас порядок принципиально изменился. Но изменился он пока в общих чертах, на уровне закона. Конкретный порядок устанавливается на уровне субъекта РФ, Вашей республики (об это чуть ниже).

    Изменения внесенные в Федеральный закон от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся
    без попечения родителей» Федеральным законом от 29.02.2012 N 15-ФЗ в полной мере распространяются и на Вас. В силу прямого указания, закрепленного в п. 9 ст. 8 в новой редакции, право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены статьей 8, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
    родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями. Давность тут значения не имеет. В связи с этим, следует
    руководствоваться нормативными актами, действующими сейчас.

    В отличие от прежней редакции закона, закон в новой редакции включает в перечень лиц, которым предоставляется жилье, и тех, за кем закреплено жилье ранее, если в имеющемся жилье не хватает метража по учетной норме или если в квартире живут родители, лишенные родительских прав, то есть, если жить в такой квартире не возможно (п. 4 ст. 8 указанного закона). В соответствие с п. 1 той же статьи признание невозможности осуществляется органом власти субъекта – правительством Республики Татарстан. Для признания невозможности достаточно одного из оснований, например, этого: «общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». 

    Напомню, что в соответствие с ныне действующим Решением Горсовета муниципального образования «г. Набережные Челны» от 10.03.2006 N 9/7 (ред. от 25.12.2007) «об установлении нормы предоставления жилого помещения и учетной нормы», учетная норма составляет 15 кв. м. общей площади на одного человека.

    Очевидно, что вот это основание Вам подходит меньше всего: «проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (при наличии
    вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 ЖК РФ)» Потому как необходимо для его реализации получать указанное в нем решение суда.

    Достаточно одного из указанных в статье оснований.

    После признания невозможным проживания в ранее занимаемых жилых помещениях, республика однократно предоставит Вам благоустроенные жилые помещения
    специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

    Пока не обращайтесь в суд. В настоящее время, по сведениям СМИ (в любом случае, надо уточнить) на этот счет, разрабатывается республиканское постановление.

    Как Вы уже поняли, исходя из содержания ст. 8 Вам надо включиться в список, который должен вести республиканский орган, для чего, в свою очередь, нужно признать невозможным проживание в имеющейся квартире. 
    Ранее признавала невозможность проживания комиссия по делам несовершеннолетних (п. 4 Правил выдачи, реализации сертификатов для обеспечения жильем…, утвержденных Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан № 326 от 16.05.2008 г.). Возможно, сейчас будет другой орган.

    Наведите справки относительно разрабатываемого нового постановления о порядке обеспечения жильем детей сирот, детей, оставшихся без попечения родителей в правительстве Республики (а не в Администрации города), потому как именно на него возложена обязанность реализовать указанные права. В нем будет указан конкретный порядок действий. До суда, в любом случае, этот порядок нужно будет соблюсти. Для справки можете посмотреть ранее
    действовавшее постановление, которое я упомянул, так как, скорее всего, в общих чертах, органы, участвующие в порядке будут теми же. В суд, повторюсь, сейчас обращаться не нужно.


    10 Марта 2013, 04:55
    Ответ юриста был полезен? + 1 - 0
    Свернуть
stats