Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
Какие шаги посоветуете предпринять?
Здравствуйте!
Я летела рейсом Аэрофлота из Антальи в Москву, однако рейс был перенаправлен на запасной аэродром Пулково "в рамках введенных ограничений на использование воздушного пространства в Москве", а впоследствии (спустя более чем 10 часов, точно не помню) отменен. При этом авиакомпания предоставила талоны на питье и питание спустя более чем 6 часов после приземления борта, а гостиницу не предоставила вовсе, предлагая делать это за свой счёт с последующей компенсацией. Далее мною последовательно были куплены 2 билета (уже напрямую у Аэрофлота) из Пулково в Москву, однако оба рейса также последовательно были отменены. В итоге был куплен ж/д билет со значительным временем ожидания, ну и пришлось за свой счет добираться до вокзала.
Вопрос 1: билет на исходный рейс Анталья-Москва был куплен на портале Aviasales, поэтому Аэрофлот отправляет за компенсацией именно туда. Если это нормальная практика, то кто должен компенсировать затраты на питание и размещение в гостинице - продавец или перевозчик?
Вопрос 2: затраты на 2 "отмененных" абиабилета, ж/д билет и такси Аэрофлот просто игнорирует. Вероятно, деньги за авиабилеты должны быть возвращены авиакомпанией в любом случае, но какова ситуация с ж/д билетом, такси и размещением в гостинице (как следствие отмены исходного рейса)? Обязана ли авиакомпания это возмещать или это форс-мажор и убытки несёт пассажир?
Вопрос 3: реально ли добиться компенсации малой кровью или обращение в суд неизбежно? Какие шаги посоветуете предпринять?
Ирина, добрый день.
Пунктом 76 Приказа Минтранса России от 28.06.2007 N 82 «Об утверждении Федеральных авиационных правил „Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей“
определено, что
76. Перевозчик вправе отменить, задержать рейс, указанный в билете, грузовой накладной, произвести замену типа воздушного судна, изменить маршрут перевозки, если этого требуют условия безопасности полетов и/или авиационной безопасности, а также по требованию государственных органов в соответствии с их компетенцией.
В Вашем случае, поскольку изменение и отмена рейса произошли в связи с
в рамках введенных ограничений на использование воздушного пространства в Москве»
имеет место реализация перевозчиком своего права, поскольку связано с условиями безопасности полетов.
Действующим воздушным законодательством предусмотрено освобождение перевозчика от ответственности за отмену рейса по обстоятельствам, от него независящим, включая требования уполномоченных государственных органов, ввиду отсутствия виновных действий со стороны перевозчика.
В связи с задержкой рейса Вас в силу п. 99 приказа Минтранса России от 28.06.2007 N 82 должны были обеспечить:
прохладительными напитками при ожидании отправления рейса более двух часов;
горячим питанием при ожидании отправления рейса более четырех часов и далее каждые шесть часов — в дневное время и каждые восемь часов — в ночное время;
размещение в гостинице при ожидании отправления рейсаболее восьми часов — в дневное время и более шести часов — в ночное время;
Обязанность такого возмещения лежит на перевозчике.
Указанная обязанность существует в случае задержки рейса, отмены рейса вследствие неблагоприятных метеорологических условий, по техническим и другим причинам.
При отмене рейса Вам обязаны возместить его стоимость.
При этом перевозчик вправе дать поручение о возмещение стоимости билета лицу, у которого оно было приобретено.
Это оговорено в п. 231 Приказа Минтранса России от 28.06.2007 N 82
Возврат провозной платы, производится перевозчиком или по его поручению уполномоченным агентом по месту оплаты перевозки, а также в пунктах, предусмотренных правилами перевозчика.
Относительно иных расходов, которые Вы понесли (приобретение иных билетов, включая железнодорожные) Вам могут отказать и суд скорее всего, если причиной отмены рейса явилась угроза налета БПЛА (или сам налет) — в этом вопросе встанет на сторону перевозчика.
В случаях, когда причина отмены/задержки рейса явилось наличие угроз безопасности пассажиров — в производных требованиях о взыскании дополнительных расходов (например, на приобретение новых билетов) суды отказывают в их возмещении.
Например, Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 02.08.2023 N 88-21711/2023 (УИД 50RS0002-01-2022-006853-08)
7 марта 2022 года истцами были приобретены новые авиабилеты с пересадкой в ОАЭ в целях возврата в <адрес> по цене 94 207 руб. каждый, стоимость билета З.А. составила 94 209 руб.
28 марта 2022 года истцами в адрес ответчика направлена претензия с требованиями о возмещении убытков в виде стоимости приобретенных пассажирами авиабилетов по маршруту <адрес>, которая была получена ответчиком 1 апреля 2022 года.
Установив, что вины ответчика в отмене рейса не имеется, невозможность исполнения им обязательств по договору вызвана независящими от него непреодолимыми обстоятельствами, с учетом того, что истцами не оспаривался факт возврата ответчиком денежных средств по неиспользованному участку "<адрес>",суды пришли к выводу о своевременном исполнении ответчиком своих обязательств перед истцами, в связи с чем, оснований для взыскания убытков не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 400, 401, 786, 792, 793 ГК РФ, ст. 103 ВК РФ, ст. ст. 13, 15 Закона РФ от 7 февраля 1992 года N 2300-1 «О защите прав потребителей», п. п. 72, 74, 76 Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», утвержденных Приказом Минтранса России от 28 июня 2007 года N 82, с учетом разъяснений в п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2016 года N 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств», суды пришли к правильному выводу об отсутствии оснований для взыскания убытков и удовлетворения производных требований ввиду отсутствия вины ответчика в неисполнении условий сделки.
Схожая правовая позиция представлена в Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 09.08.2023 N 88-24891/2023, 2-5814/2022 (УИД 50RS0039-01-2022-009040-22)
Согласно статье 120 Воздушного кодекса РФ, перевозчик обязан предоставить пассажирам определённые услуги в случае задержки рейса, включая питание, напитки, возможность связи, а при необходимости — размещение в гостинице. Эти обязанности возлагаются именно на перевозчика, а не на продавца билетов (в данном случае Aviasales, который выступает агентом).
Если авиакомпания не предоставила вам гостиницу и питание своевременно, вы вправе требовать компенсации понесённых расходов. Для этого необходимо предоставить документы, подтверждающие затраты (чеки, квитанции).
Вопрос 2: Возмещение затрат на отменённые билеты, ж/д билет и такси
Возврат за отменённые авиабилеты: В соответствии со статьей 108 Воздушного кодекса РФ, в случае отмены рейса пассажир имеет право на полный возврат стоимости билета. Это касается как исходного рейса, так и последующих двух отменённых рейсов. Если авиакомпания игнорирует ваши обращения, вы вправе направить претензию в письменной форме с требованием возврата средств.
Возмещение затрат на ж/д билет и такси: Эти расходы могут быть квалифицированы как убытки, вызванные ненадлежащим исполнением обязательств перевозчиком
На практике авиакомпании часто затягивают процесс добровольного урегулирования, особенно если речь идёт о возмещении убытков сверх стоимости билетов. Однако это не исключает возможности досудебного урегулирования.
Если у вас остались вопросы или потребуется помощь в составлении претензии или иска, обращайтесь через платформу в личные сообщения.
В данном случае не применяется ст. 108 Воздушного кодекса РФ.