Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
Или пока меня из списков не исключат я обязан служить?
Здравствуйте. 05.09.2024 года закончился контракт, подписанный мною 05.09.2019 года. Начальство не дает никаких ответов на мой рапорт об увольнении, ссылаясь на указ президента о частичной мобилизации, что все контракты автоматически продлеваются.
Вот ответ на аналогичный рапорт, который они прислали сослуживцу: в соответствии с п.4 указом президента от 21.09.2022 «об объявлении частичной мобилизации» контракты о прохождении военной службы, заключенные военнослужащими, продолжают свое действие до окончания периода частичной мобилизации, за исключением случаев увольнения военнослужащих с военной службы по основаниям, установленным настоящим Указом.
Могу ли я считать их действия не законными?
Правильно ли я понимаю, что с 05.09.2024 года я могу не ходить на службу и не исполнять приказы руководства? Или пока меня из списков не исключат я обязан служить?
Ведь есть закон, который обладает высшей юридической силой, чем указ президента.
Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ (ред. от 08.08.2024) "О воинской обязанности и военной службе" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2024)
Статья 34. Порядок увольнения военнослужащих с военной службы и исключения их из списков личного состава воинской части
Военнослужащий подлежит увольнению с военной службы:
б) по истечении срока военной службы по призыву или срока контракта - при отсутствии других оснований для увольнения (подпункт "б" пункта 1 статьи 51 Федерального закона);
24. Военнослужащий, уволенный с военной службы, должен быть исключен из списков личного состава воинской части в день истечения срока его военной службы
Если я завтра не выйду на работу, мои действия будут правомерны?
Что делать?
Могу ли я считать их действия не законными? Правильно ли я понимаю, что с 05.09.2024 года я могу не ходить на службу и не исполнять приказы руководства? Или пока меня из списков не исключат я обязан служить?
Здравствуйте!
Действия руководства законны.
В настоящее время действует указ Президента РФ № 647 от 2022 г., который продлевает действие всех контрактов о прохождении военной службы.
Этим указом предусмотрено увольнение только по таким основаниям, как
в связи с наступлением предельного возраста пребывания на военной службе (269-ФЗ от 2023 г. этот возраст в период проведения СВО определен 65 лет);
в связи с признанием военно-врачебной комиссией не годным к военной службе;
в связи с вступлением в силу приговора суда.
Кроме того, указом Президента № 580дсп от 2023 г. введен еще ряд оснований для увольнения с военной службы, но только при наличии исключительных обстоятельств.
Если я завтра не выйду на работу, мои действия будут правомерны?
Что делать?
Ваши действия в начале будут квалифицированы как грубый дисциплинарный проступок, а в дальнейшем, после того, как не прибудете на службу на срок более 2 суток — можете быть привлечены к уголовной ответственности по статье 337 УК РФ.
Вероника!
Всё не так просто — указа о завершении мобилизации не было, а потому всё продолжается и сроки действия контрактов продлеваются до окончания мобилизации по правилам Указа Президента РФ №647 от 21.09.22. Надо ждать специального решения президента, уволиться до завершения мобилизации можно только по возрасту, здоровью или при осуждении к лишению свободы.
В сети распространяется информация о возможности увольнения по правилам Указа Президента РФ №580 ДСП от 3.08.23, но сам указ в открытом доступе отсутствует, а для увольнения требуется наличие уважительных причин и решение аттестационной комиссии, но рапорт подать можно попробовать.
Согласно Положению о порядке прохождения военной службы, утверждённом Указом Президента РФ №1237 от 16.09.99, военная служба заканчивается в день исключения военнослужащего из списков части. Пока такого приказа нет, всё продолжается и контракт действует сейчас в прежнем режиме и ответственность военнослужащего за нарушение условий контракта, включая и уклонение от службы (вплоть до уголовной) применяется на общих основаниях, сам он не может изменить режим своей службы, пока она не завершена. В настоящее время возможности доказать в суде, что автоматическое продление срока контракта идёт в разрез с положениями Конституции РФ и действующего законодательства о военной службе, сведены к минимуму, гораздо больше шансов на то, что военнослужащего, который самостоятельно ограничит исполнение обязанностей по службе по окончанию срока контракта, привлекут к ответственности, у государства другие приоритеты.
Добрый день
Смысла оспаривания нет, практика уже давно устоялась
Примеры
В силу пункта 4 Указа Президента РФ контракты о прохождении военной службы, заключенные военнослужащими, продолжают свое действие до окончания периода частичной мобилизации, за исключением случаев увольнения военнослужащих с военной службы по основаниям, установленным данным Указом.
21 сентября 2022 г. в Российской Федерации осуществляется частичная мобилизация, период которой не окончен.
Поскольку к основным принципам мобилизации пунктом 2 ст. 2 Федерального закона «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» отнесен принцип взаимосогласованности, пунктом 5 Указа Президента РФ в период частичной мобилизации установлены единые основания увольнения с военной службы для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту:
— по возрасту — по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе;
— по состоянию здоровья — в связи с признанием их военно-врачебной комиссией не годными к военной службе, за исключением военнослужащих, изъявивших желание продолжить военную службу на воинских должностях, которые могут замещаться указанными военнослужащими;
— в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении наказания в виде лишения свободы.
Таким образом, с 21 сентября 2022 г. военнослужащий подлежит увольнению с военной службы только при наличии выше перечисленных оснований, список которых в настоящее время является исчерпывающим.
(Апелляционное определение Южного окружного военного суда от 10.02.2023 N 33а-153/2023 )
При таких данных гарнизонный военный суд пришел к правильному выводу о том, что поскольку исходя из нормоположений, действующих в настоящее время, административный истец не подлежит увольнению ни по одному из оснований, перечисленных в Указе Президента РФ от 21 сентября 2022 года N 647, то у командования отсутствовали причины для проведения с ним мероприятий, связанных с увольнением его с военной службы. Поэтому судом первой инстанции правомерно отказано в удовлетворении требований административного истца.
(Апелляционное определение Южного окружного военного суда от 03.03.2023 N 33а-196/2023)
При изложенных обстоятельствах на А. в полной мере распространялось действие Указа Президента РФ от 21 сентября 2022 года N 647 «Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации», согласно п. 4 которого контракты о прохождении военной службы, заключенные военнослужащими, продолжают свое действие до окончания периода частичной мобилизации, за исключением случаев увольнения военнослужащих с военной службы по основаниям, установленным этим Указом.
При этом в п. 5 данного Указа определено, что в период частичной мобилизации военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, могут быть уволены с военной службы лишь по трем основаниям: по возрасту, по состоянию здоровья, в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении наказания в виде лишения свободы.
(Апелляционное определение 2 Восточного окружного военного суда от 09.03.2023 N 33а-102/2023 )
итд
Вместе с тем, в силу Указа Президента 580 дсп от 2023 года, возможно увольнение по окончанию контракта, по собственному желанию, ОШМ, при признании ограниченно годным и по семейным обстоятельствам.
Но есть ряд условий:
1. Для этого должно быть дано заключение аттестационной комиссии с учетом задач возложенных на федеральный орган исполнительной власти
2. Увольнение происходит приказом руководителя органа исполнительной власти (Министра обороны, Директора ФСВНГ итп)
Как сами понимаете, по указанным основаниям могут и не уволить, поскольку это право командования и оно будет реализовываться с учетом многих обстоятельств.
В частности такое увольнение возможно в исключительных случаях и с учетом стоящих перед частью задач, что дает возможность командованию дифференцированно подходить к решению этого вопроса.
Аналогичное требование закреплено в пункте 5 статьи 17 Федеральном законе от 26 февраля 1997 г. N 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации»