Бесплатная консультация юриста в Москве
8 499 705-84-25
Поиск

Консультируйтесь с юристом онлайн

376 юристов готовы ответить сейчас
Ответ за 15 минут
376 юристов сейчас на сайте
  1. Категории
  2. Военное право

Увольнение по ОШМ при желании продолжить военную службу

Добрый день! Я уволен по ОШМ при желании продолжить службу на высших и равнозначных должностях в любом ВО. Высшие и равнозначные должности ни разу не предлагались, об их отсутствии не доводилось. От нижестоящих должностей отказался. Уволили по истечении 6 месяцев нахождения в распоряжении. Правомерны ли действия моего командования?

14 Февраля 2014, 16:50, вопрос №370292 Дмитрий, г. Самара
800 стоимость
вопроса
вопрос решён
Свернуть

Ответы юристов (12)

  • Юрист - Гостеева Яна
    Гостеева Яна
    Юрист, г. Москва
    • 2695ответов
    • 1297отзывов

    Уважаемый Дмитрий.

    Статья 51 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ 
    «О воинской обязанности и военной службе». Основания увольнения с военной службы
    2. Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы:
    а) в связи с организационно-штатными мероприятиями
    Указ Президента РФ от 16.09.1999 N 1237 (ред. от 25.03.2013) «Вопросы прохождения военной службы» (вместе с «Положением о порядке прохождения военной службы»)
    VIII. Порядок увольнения с военной службы
    Статья 34. Порядок увольнения военнослужащих с военной службы и исключения их из списков личного состава воинской части
    4. Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы:
    а) в связи с организационно-штатными мероприятиями (подпункт «а» пункта 2 статьи 51 Федерального закона) и при отсутствии других оснований для увольнения:
    при сокращении занимаемой им воинской должности (должности), невозможности назначения на равную воинскую должность (должность) и отсутствии его согласия с назначением на высшую или низшую воинскую должность (должность);
    по истечении сроков нахождения в распоряжении командира (начальника), установленных пунктом 4 статьи 42 Федерального закона и настоящим Положением, при невозможности назначения на равную воинскую должность (должность) и отсутствии его согласия с назначением на высшую или низшую воинскую должность (должность);
    при снижении воинского звания, предусмотренного по занимаемой им воинской должности (должности), и (или) месячного оклада в соответствии с занимаемой им воинской должностью (должностью) и нежелании продолжать военную службу на занимаемой им воинской должности (должности), а также при невозможности назначения на равную воинскую должность (должность) и отсутствии его согласия с назначением на высшую или низшую воинскую должность (должность);
    при признании его военно-врачебной комиссией не годным к военной службе по имеющейся военно-учетной специальности (не отвечающим специальным требованиям), но годным к военной службе или годным к военной службе с незначительными ограничениями при отсутствии его согласия с назначением на другую воинскую должность (должность);
    при сокращении воинских должностей (должностей) одной военно-учетной специальности либо воинских должностей (должностей), подлежащих замещению одним составом военнослужащих, в пределах их общей численности в воинской части, подразделении органа или организации, в том числе если занимаемая им воинская должность (должность) не подлежит сокращению, при его согласии (для военнослужащих, имеющих выслугу лет, дающую право на пенсию);
    б) в связи с переходом на службу в органы внутренних дел Российской Федерации, Государственную противопожарную службу, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ или таможенные органы Российской Федерации и назначением на должность рядового (младшего) или начальствующего состава указанных органов и учреждений (подпункт «б» пункта 2 статьи 51 Федерального закона);
    в) в связи с невыполнением им условий контракта (подпункт «в» пункта 2 статьи 51 Федерального закона);
    г) в связи с отказом в допуске к государственной тайне или лишением указанного допуска (подпункт «г» пункта 2 статьи 51 Федерального закона) — при отказе в допуске к государственной тайне или при лишении указанного допуска военнослужащего, занимающего воинскую должность (должность), связанную с допуском к государственной тайне, при невозможности назначения на другую воинскую должность (должность) и отсутствии других оснований для увольнения;
    д) в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему наказания в виде лишения свободы условно, а также в связи с вступлением в законную силу приговора суда о лишении военнослужащего права занимать воинские должности в течение определенного срока (подпункт «д» пункта 2 статьи 51 Федерального закона);
    е) как не выдержавший испытание (подпункт «е» пункта 2 статьи 51 Федерального закона);
    е.1) в связи с нарушением запретов, ограничений и обязанностей, связанных с прохождением военной службы, предусмотренных пунктом 7 статьи 10 и статьей 27.1 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (подпункт «е.1» пункта 2 статьи 51 Федерального закона), если эти нарушения установлены в порядке, предусмотренном Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, и отсутствуют основания для увольнения с военной службы, предусмотренные подпунктами «д.1» и «д.2» пункта 1 и подпунктом 
    е.2) в связи с несоответствием требованиям, неисполнением обязанностей, нарушением запретов, несоблюдением ограничений, которые установлены законодательством Российской Федерации и связаны с прохождением военной службы в органах федеральной службы безопасности, органах государственной охраны 
    ж) в связи с переводом на федеральную государственную гражданскую службу;
    з) по собственному желанию (пункт 6 статьи 51 Федерального закона) — по заключению аттестационной комиссии при наличии у военнослужащего уважительных причин.

    Т.о. действия командования неправомерны. Мой совет — подавайте в гарнизонный суд заявление о восстановлении.

    С уважением!

    14 Февраля 2014, 16:59
    Ответ юриста был полезен? + 0 - 0
    Свернуть
  • Юрист - Архипова Иветта

    Дмитрий! Вас уволили совершенно правомерно. ППВС

    Статья 34. Порядок увольнения военнослужащих с военной службы и исключения их из списков личного состава воинской части

    4. Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы:
    а) в связи с организационно-штатными мероприятиями (подпункт «а» пункта 2
    статьи 51 Федерального закона) и при отсутствии других оснований для
    увольнения:
    при сокращении занимаемой им воинской должности (должности),
    невозможности назначения на равную воинскую должность (должность) и
    отсутствии его согласия с назначением на высшую или низшую воинскую
    должность (должность);
    по истечении сроков нахождения в распоряжении командира (начальника),
    установленных пунктом 4 статьи 42 Федерального закона и настоящим
    Положением, при невозможности назначения на равную воинскую должность
    (должность) и отсутствии его согласия с назначением на высшую или низшую
    воинскую должность (должность);

    При этих обстоятельствах нет особых препятствий для заключения нового контракта. В РВК по месту жительства Вы можете узнать наличие вакантных должностей.
    14 Февраля 2014, 17:00
    Ответ юриста был полезен? + 0 - 0
    Свернуть
  • Юрист - Феофанов Олег
    получен
    гонорар
    70%
    Юрист, г. Москва
    Общаться в чате

    Добрый день.

    В соответствии с положением о порядке прохождения военной службы:

    VIII. Порядок увольнения с военной службы
    Статья 34. Порядок увольнения военнослужащих с военной службы и исключения их из списков личного состава воинской части

    .........

    4. Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы:

    а) в связи с организационно-штатными мероприятиями (подпункт «а» пункта 2 статьи 51 Федерального закона) и при отсутствии других оснований для увольнения:

    • при сокращении занимаемой им воинской должности (должности), невозможности назначения на равную воинскую должность (должность) и отсутствии его согласия с назначением на высшую или низшую воинскую должность (должность);
    • по истечении сроков нахождения в распоряжении командира (начальника), установленных пунктом 4 статьи 42 Федерального закона и настоящим Положением, при невозможности назначения на равную воинскую должность (должность) и отсутствии его согласия с назначением на высшую или низшую воинскую должность (должность);
    • при снижении воинского звания, предусмотренного по занимаемой им воинской должности (должности), и (или) месячного оклада в соответствии с занимаемой им воинской должностью (должностью) и нежелании продолжать военную службу на занимаемой им воинской должности (должности), а также при невозможности назначения на равную воинскую должность (должность) и отсутствии его согласия с назначением на высшую или низшую воинскую должность (должность);
    • при признании его военно-врачебной комиссией не годным к военной службе по имеющейся военно-учетной специальности (не отвечающим специальным требованиям), но годным к военной службе или годным к военной службе с незначительными ограничениями при отсутствии его согласия с назначением на другую воинскую должность (должность);
    • при сокращении воинских должностей (должностей) одной военно-учетной специальности либо воинских должностей (должностей), подлежащих замещению одним составом военнослужащих, в пределах их общей численности в воинской части, подразделении органа или организации, в том числе если занимаемая им воинская должность (должность) не подлежит сокращению, при его согласии (для военнослужащих, имеющих выслугу лет, дающую право на пенсию);

    При этом, в отличие от трудового законодательства военное законодательство не предусматривает обязанности командования предлагать в обязательном порядке иные должности.Военные суды в данном случае считают что прерогатива решения вопроса о предложении должностей целиком принадлежит командирам и начальникам, поэтому вероятность восстановления мала, если к тому же и вышестоящих должностей не было.
    Обратите так же внимание, что если с момента как Вам стало известно о приказе об увольнении прошло более 3 месяцев, то Вам откажут в удовлетворении заявления по основаниям ст. 254 ГПК РФ, то есть в связи с пропуском срока обращения в суд

    14 Февраля 2014, 17:20
    Ответ юриста был полезен? + 0 - 0
    Свернуть
  • Юрист - Феофанов Олег
    получен
    гонорар
    70%
    Юрист, г. Москва
    Общаться в чате

    Но справедливости ради надо сказать, что бывают и исключения. ВС однажды в аналогичной ситуации встал на сторону уволенного военнослужащего:

    Определение № 203-В10-7
    Наличие возможности назначения военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, на равную воинскую должность повлекло отмену приказа об увольнении с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями 
    Ш. обратилась в Оренбургский гарнизонный военный суд с заявлением, в котором просила признать незаконным и отменить приказ командира воинской части об увольнении ее с военной службы в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями и восстановить ее в равной воинской должности.
    Решением Оренбургского гарнизонного военного суда от 13 августа 2009 г., оставленным без изменения кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Приволжского окружного военного суда от 15 сентября 2009 г., Ш. в удовлетворении заявления отказано.
    Военная коллегия, рассмотрев материалы гражданского дела по надзорной жалобе Ш., названные судебные постановления отменила и надзорную жалобу удовлетворила по следующим основаниям.
    Согласно материалам дела, Ш., проходившая военную службу по контракту в должности медицинской сестры-анестезиста отделения анестезиологии и реанимации, в мае 2009 г. в связи с проводимыми организационно-штатными мероприятиями была зачислена в распоряжение командира вышестоящей воинской части (общевойсковой дивизии), а затем по причине отсутствия вакантных должностей в указанной воинской части уволена с военной службы в запас.
    В соответствии с подпунктом «а» пункта 2 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями и при отсутствии других оснований для увольнения.
    При этом необходимыми условиями для увольнения военнослужащего с военной службы по данному основанию, согласно положениям подпункта «а» пункта 4 статьи 34 «Положения о порядке прохождения военной службы», утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. № 1237, являются:
    при сокращении занимаемой им воинской должности (должности), невозможности назначения на равную воинскую должность (должность) и отсутствие его согласия с назначением на высшую или низшую воинскую должность (должность);
    по истечении сроков нахождения в распоряжении командира (начальника), установленных пунктом 4 статьи 42 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» и Положением и отсутствие его согласия с назначением на высшую или низшую воинскую должность (должность).
    Согласно пункту 4 статьи 42 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» военнослужащий может проходить военную службу не на воинских должностях в случаях: нахождения в распоряжении командира (начальника) — не более трех месяцев; нахождения в распоряжении командира (начальника) в связи с проведением организационно-штатных мероприятий — не более шести месяцев.
    Таким образом, по смыслу закона для досрочного увольнения военнослужащего с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями необходимо наличие следующих взаимосвязанных обстоятельств: невозможность назначения на равную воинскую должность (должность) и отсутствие его согласия с назначением на высшую или низшую воинскую должность (должность), а также истечение срока нахождения такого военнослужащего в распоряжении командира (начальника) в связи с проведением организационно-штатных мероприятий и отсутствие его согласия с назначением на высшую или низшую воинскую должность (должность).
    Из изложенного следует, что решению об увольнении военнослужащего по указанному выше основанию должны предшествовать действия командования по уточнению возможности его использования по военной службе, тем более, когда военнослужащий настаивает на её прохождении в дальнейшем. 
    В суде установлено, что Ш. заключен контракт о прохождении военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации сроком до 23 сентября 2017 г. В мае 2009 г. она зачислена в распоряжение командира воинской части, приказом которого от 30 июня того же года уволена с военной службы в запас Вооруженных Силах Российской Федерации в связи с организационно-штатными мероприятиями. До этого она добросовестно исполняла возложенные на неё обязанности согласно заключённому контракту и желала продолжать военную службу.
    Ответчиком не представлено сведений о том, что командование, при наличии должностей, предлагало ей равнозначные, высшие и низшие должности в этой части, а также в частях и подразделениях, подчиненных указанной воинской части, в том числе медицинских подразделениях, для дальнейшего прохождения военной службы, и что она отказалась от перемещения на предложенные должности. 
    При таких данных применение судами положений подпункта «а» пункта 4 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы в обоснование выводов о правомерности действий командования, связанных с увольнением заявителя с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями, следует признать ошибочным.
    Вышеизложенные обстоятельства дела и приведенные положения закона указывают на то, что судами первой и кассационной инстанций при вынесении решения и определения допущены нарушения норм материального права, выразившиеся в неправильном применении закона, которые Военная коллегия признала существенными, повлиявшими на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов Ш.

    Поэтому попробуйте обжаловать, если 3 месяца не прошло. Все равно ничего не теряете

    14 Февраля 2014, 17:40
    Ответ юриста был полезен? + 0 - 0
    Свернуть
  • Юрист - Калинин Юрий
    Калинин Юрий
    Юрист, г. Москва
    • 914ответов
    • 360отзывов

    Вы вправе обратиться в суд с обжалование приказа об увольнении. Естественно, в военный суд. Прогнозировать решение однозначно смысла нет, но попробовать стоит. Причём при отказе не останавливаться, а обжаловать возможный отказ в вышестоящие судебные инстанции.

    При этом вы не лишены права и возможности заключить новый контракт по другому месту службы. Увольнение по ОШМ не является дискредитирующим вас обстоятельством и не является, соответственно, препятствием для нового контракта.

    14 Февраля 2014, 18:11
    Ответ юриста был полезен? + 0 - 0
    Свернуть
  • Юрист - Зобнина Анна

          Полагаю, что основания для обжалования Вашего увольнения имеются, так как решению об увольнении по указанному основанию должны предшествовать действия командования по уточнению возможности его использования по военной службе, тем более, когда военнослужащий настаивает на ее прохождении в дальнейшем, что следует из  подпункта «а» п. 4 ст. 34 «Положения о порядке прохождения военной службы», утвержденного Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 года № 1237 сокращение занимаемой им воинской должности, невозможность назначения на равную воинскую должность и отсутствие его согласия с назначением на высшую или низшую воинскую должность; истечение сроков нахождения в распоряжении командира (начальника), установленных п. 4 ст. 42 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» и названным Положением, и отсутствие его согласия с назначением на высшую или низшую воинскую должность.

         Для ознакомления привожу решение по аналогичному заявлению

    14 Февраля 2014, 18:22
    Ответ юриста был полезен? + 0 - 0
    Свернуть
  • Юрист - Феофанов Олег
    получен
    гонорар
    70%
    Юрист, г. Москва
    Общаться в чате

    Для ознакомления привожу решение по аналогичному заявлению

    Интересное решение)))

    14 Февраля 2014, 18:36
    Ответ юриста был полезен? + 0 - 0
    Свернуть
  • Юрист - Гостеева Яна
    Гостеева Яна
    Юрист, г. Москва
    • 2695ответов
    • 1297отзывов

    Для ознакомления привожу решение по аналогичному заявлению

    Интересное решение)))


    До сих пор дочитать не могу))) Объёмно!!!

    14 Февраля 2014, 18:59
    Ответ юриста был полезен? + 0 - 0
    Свернуть
  • Юрист - Зобнина Анна

       Не загрузилось. Прошу прощения.

    • Решение 14 Документ Microsoft Word.doc
    14 Февраля 2014, 19:03
    Ответ юриста был полезен? + 0 - 0
    Свернуть
  • Юрист - Каверинская Светлана
    Каверинская Светлана
    Юрист, г. Москва
    • 2058ответов
    • 943отзыва

    Дмитрий, в дополнение к коллегам  скажу из практики как жена полковника (32 года выслуги, увольняется по ОШМ у нас также была ситуация: полгода за штатом, потом ничего не предлагали, но уволить не имеют права без прохождения переподготовки (3 мес), потом ВВК, потом матчасть, потом рапорт и после написания рапорта может пройти полгода до приказа. Вы можете смело обжаловать увольнение в суд.

    14 Февраля 2014, 19:06
    Ответ юриста был полезен? + 0 - 0
    Свернуть
  • Юрист - Феофанов Олег
    получен
    гонорар
    70%
    Юрист, г. Москва
    Общаться в чате

    без прохождения переподготовки (3 мес), потом ВВК, потом матчасть, потом рапорт и после написания рапорта может пройти полгода до приказа. Вы можете смело обжаловать увольнение в суд.

    Если на ВВК не просились, то никаких препятствия нет. Переподготовка тоже не всегда спасает. да и заявлять о ней надо раньше. А уволить могут и в период переподготовки

    14 Февраля 2014, 19:21
    Ответ юриста был полезен? + 0 - 0
    Свернуть
  • Юрист - Гостеева Яна
    Гостеева Яна
    Юрист, г. Москва
    • 2695ответов
    • 1297отзывов

    Каверинская Светлана… Клиент наверно должен обратить внимание на то, что Вы жена полковника?! 

    14 Февраля 2014, 21:18
    Ответ юриста был полезен? + 0 - 0
    Свернуть
stats