8 499 938-65-20
Мы — ваш онлайн-юрист 👨🏻‍⚖️
Объясним пошагово, что делать в вашей ситуации. Разработаем документы и ответим на любой вопрос, даже самый маленький.

Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
486 ₽
Вопрос решен

Что говорит законодательство на этот счет?

Здравствуйте!

Мой товарищ написал песню: гармоническую основу, мелодию первого куплета и основу аранжировки, я подключился к работе над треком и написал мелодию второго куплета и мелодию припева. Так же, я написал весь текст к песне и являюсь ее исполнителем. При выпуске трека везде указываются автор музыки и автор слов. Из-за этого цинка возник спор: Он считает, что должен быть единолично указан, как автор музыки, а меня нужно указать только как автора слов. Я же считаю, что должен быть соавтором музыки, так как мелодия второго куплета и мелодия припева- мои. Что говорит законодательство на этот счет?

Показать полностью
, Мария, г. Москва
Дмитрий Кошкарёв
Дмитрий Кошкарёв
Юрист, г. Краснодар

Здравствуйте, Мария!

Указанный механизм регулируется Гражданским Кодексом РФ. 

ГК РФ Статья 1258. Соавторство

1. Граждане, создавшие произведение совместным творческим трудом, признаются соавторами независимо от того, образует ли такое произведение неразрывное целое или состоит из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение.

2. Произведение, созданное в соавторстве, используется соавторами совместно, если соглашением между ними не предусмотрено иное. В случае, когда такое произведение образует неразрывное целое, ни один из соавторов не вправе без достаточных оснований запретить использование такого произведения.

 
Часть произведения, использование которой возможно независимо от других частей, то есть часть, имеющая самостоятельное значение, может быть использована ее автором по своему усмотрению, если соглашением между соавторами не предусмотрено иное.

 
3. К отношениям соавторов, связанным с распределением доходов от использования произведения и с распоряжением исключительным правом на произведение, соответственно применяются правила пункта 3 статьи 1229 настоящего Кодекса:

 В случае, когда исключительное право на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации принадлежит нескольким лицам совместно, каждый из правообладателей может использовать такой результат или такое средство по своему усмотрению, если настоящим Кодексом или соглашением между правообладателями не предусмотрено иное. Взаимоотношения лиц, которым исключительное право принадлежит совместно, определяются соглашением между ними.

 
Распоряжение исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации осуществляется правообладателями совместно, если настоящим Кодексом или соглашением между правообладателями не предусмотрено иное. Доходы от совместного использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации либо от совместного распоряжения исключительным правом на такой результат или на такое средство распределяются между всеми правообладателями в равных долях, если соглашением между ними не предусмотрено иное. Каждый из правообладателей вправе самостоятельно принимать меры по защите своих прав на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации.

 
4. Каждый из соавторов вправе самостоятельно принимать меры по защите своих прав, в том числе в случае, когда созданное соавторами произведение образует неразрывное целое.

Все авторы имеют исключительное право на коллективный результат творческого труда. Соавторы могут принимать единоличное решение, например, о выходе книги в печать, о переуступке на нее права третьим лицам. Более того, статья 1258 ГК РФ подразумевает, что один автор может распоряжаться произведением, представляющем неразрывное целое, даже если остальные будут против. Для решения конфликтов  между обладателями прав рекомендуется заключать договор соавторства или соглашение о соавторстве.

Чтобы подтвердить свои права на произведение, необходимо предпринять одно из следующих действий:

— опубликовать произведение, где будут указаны все его авторы;
— депонировать экземпляр совместного произведения. Депонирование — размещение файла с музыкальным произведением в защищенную цифровую ячейку, доступ к которой недоступен третьим лицам. Депонирование объекта авторского права происходит так: лицо, претендующее на авторство, направляет экземпляр произведения в аккредитованную организацию. Эту копию отправляют в архив до востребования, а обладатель права получает именное свидетельство, подтверждающее депонирование объекта авторских прав и его дату
  — нотариально зафиксировать момент создания произведения.
Выполнить эти действия может любой из авторов.

Получите свидетельство, подтверждающее ваше соавторство. Соглашение о соавторстве – документ, регулирующий отношения соавторов в части возникновения конфликтов. Соглашение определяет правила пользования исключительными правами, а именно:

— возможность распоряжаться произведением без разрешения других авторов;
— правила начисления роялти (зависит от вклада каждого из соавторов); 
— порядок передачи права какому-либо одному из авторов или вообще другому лицу.
Соглашение о соавторстве добровольно и не требует регистрации.

Совместное распоряжение исключительным правом на коллективное произведение возникает при обнародовании его на территории России. Оно может быть не обнародовано, но выражено в объективной форме и находиться на территории РФ. Или же такое произведение будет создано гражданином России за пределами страны.

Если рассмотреть конкретный случай, то ваш товарищ сделавший аранжировку, является  автором результата интеллектуальной деятельности и соавтором согласно статье 1260 ГК РФ «Переводы, иные производные произведения. Составные произведения»:

1.Переводчику, а также автору иного производного произведения (обработки, экранизации, аранжировки, инсценировки или другого подобного произведения) принадлежат авторские права соответственно на осуществленные перевод и иную переработку другого (оригинального) произведения.

и статье 1228 ГК РФ. «Автор результата интеллектуальной деятельности»:

1.Автором результата интеллектуальной деятельности признается гражданин, творческим трудом которого создан такой результат.
2. Автору результата интеллектуальной деятельности принадлежит право авторства, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, право на имя и иные личные неимущественные права.
Право авторства, право на имя и иные личные неимущественные права автора неотчуждаемы и непередаваемы. Отказ от этих прав ничтожен.

И автор-композитор и аранжировщик являются полноценными участниками авторского права, т.е. автору-композитору принадлежит право на его музыку/мелодию/гармонию (и слова, если он их написал), а аранжировщику — на переложение в виде аранжировки. И никто из них не может присваивать себе (без оснований!) права друг-друга, более того, учитывая личные неимущественные права аранжировщика (ст 1228 ГК ФР п.2), автору нужно указывать сведения об аранжировщике при релизе или публикации.

Если 2 человека, автор и аранжировщик, создали совместным творческим трудом музыкальное произведение, и теперь, по закону являясь соавторами, могут его использовать совместно. Оба соавтора должны указывать друг-друга в различных публикациях и релизах, никто не имеет права ни запрещать использование данного произведения (например запретить аранжировщику использовать в портфолио), ни присваивать себе чужое авторское право.

Единственный и надежный способ обезопасить обе стороны и избежать спорных ситуаций — это составления договора. В общепринятой практике используются «Договор о соавторстве» и «Договор об отчуждении авторских прав». Составляя договор о соавторстве сторонами обычно определяются доли (в том числе и доходов) каждого соавтора, порядок использования произведения и права на это произведение и т.д. Т.е. подробно расписывается на что может претендовать каждый соавтор, какие действия он может совершать по отношению к произведению, а какие нет. 

0
0
0
0
Мария
Мария
Клиент, г. Москва
Давайте я более точно напишу вопрос и если возможно, ответьте пожалуйста простым, а не юридическим языком. Являюсь ли я в данном случае по закону соавтором музыки? Может ли он требовать указывать себя единоличным автором музыки, аргументируя тем, что изначальная идея песни принадлежит ему.

Мария, вы оба являетесь соавторами произведения. 

1. Граждане, создавшие произведение совместным творческим трудом, признаются соавторами независимо от того, образует ли такое произведение неразрывное целое или состоит из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение.

В случае получения в результате вашей деятельности готового музыкального произведения, речь идет о неделимом соавторстве, то есть создание продукта, который образует «неразрывное целое». Такой тип соавторства не позволяет ни одному из соавторов без оснований запретить остальным применять продукт своего творчества. Где конкретно ваш соавтор собирается указывать себя единоличным автором музыки?

0
0
0
0
Татьяна Бармина
Татьяна Бармина
Юрист, г. Ростов-на-Дону

Здравствуйте, Мария!

Согласно ст. 1258 Гражданского кодекса РФ:

1. Граждане, создавшие произведение совместным творческим трудом, признаются соавторами независимо от того, образует ли такое произведение неразрывное целое или состоит из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение.

Таким образом, Вы и Ваш знакомый соавторы. 

0
0
0
0
Мария
Мария
Клиент, г. Москва
Здравствуйте! То, что мы соавторы произведения-это было ясно сразу, потому что он написал музыкальную основу, а я текст. Мой же вопрос заключается в том, имеет ли он право требовать указать себя единоличным автором именно МУЗЫКИ? Условно говоря, он хочет чтобы было написано: Музыка: Вася Пупкин, слова: Ваня ИвановА я считаю, что должно быть написано: Музыка: Вася Пупкин, Ваня Иванов, слова: Ваня Иванов

Мария, Вы оба соавторы музыки, так как совместным творческим трудом ее создали (каждый вложил какую-то часть), с Ваших слов. 

имеет ли он право требовать указать себя единоличным автором именно МУЗЫКИ

По закону Вы оба являетесь соавторами музыки, ссылку на статью я приводила выше. Его требования указывать автором музыки только его одного безосновательны.

0
0
0
0
Дмитрий Бережной
Дмитрий Бережной
Юрист, г. Москва

Добрый день, Мария. Дополню ответы коллег следующим.
Если говорить о соавторстве законом (ГК РФ) действительно не ограничиваются пределы приложенных усилий при создании результата интеллектуальной деятельности (музыкального произведения). Все составляющие произведения (куплет, текст, припев) являются не разрывным целым музыкального произведения. То есть, иными словами независимо от того какую часть композиции (гармонии) сочинил (написал) один из авторов, большую или меньшую, он наряду с соавтором 1 также является соавтором 2.
В данном случае я бы рекомендовал составить все же соглашение между Вами и соавтором музыкального произведения в целях урегулирования назревающего спора. При необходимости я могу составить проект такого соглашения для Вас.
С уважением.

0
0
0
0
Похожие вопросы
Усыновление, опека и попечительство
А дальше что с этим делать если опять ПДН заберет?
Здравствуйте. Моих племянниц забирал ПДН в детский дом 4 раза за 7 лет. И были для этого все доказательства, и видео материалы, и фото от ПДН как было все плохо.я сама лично ездила в опеку разговаривала с ними и они мне сказали, чтобы им выйти в суд это еще очень много раз нужно чтобы детей забрали в детский дом, но сколько конкретно раз не сказали. От чего я крайне была в шоке. Моя мама, бабушка моих племянниц вышла в суд с ограничением родительских прав. Но на суде опека встала на сторону родителей. Написала супер характеристику, что какие родители этих детей хорошие. И суд родителей не ограничил, только пальчиком погразил... И все.. Дети сейчас с этими родителями и опять пройдет пол года и они сорвуться и начнут пить. А дальше что с этим делать если опять ПДН заберет??? И вообще мне опека сказала, что у них негласное правило, что какие бы родители не были они должны оставаться с родителями. Социальные работники приходят обои клеят, пинают горе родителей, чтобы те отлечились, убрались и быстрее забирали своих детей.. И что с этим делать дальше непонятно...
, вопрос №4775655, Елена, г. Комсомольск
Автомобильное право
Мужчина который его избивал сломал руку и участковый говорит что сын ему сломал, хотя на видео сын не нанёс ему не одного удара, он его избивал ногами, но это не принимают во внимание
Здравствуйте! Моего сына избили он получил сотрясение мозга, перелом носа и ушиб плечевого сустава. Мужчина который его избивал сломал руку и участковый говорит что сын ему сломал ,хотя на видео сын не нанёс ему не одного удара, он его избивал ногами, но это не принимают во внимание. Участковый приехал и потребовал от сына написать заявление о применении и он подписал и сказал если ты не подпилишь то я тебя закрою что ты ему сломал руку. Что делать в этой ситуации.
, вопрос №4775512, Светлана, г. Москва
Взыскание задолженности
Здравствуйте, такая ситуация у меня заблокировали сумму по карте, исполнительного листа по госуслугах нет на сайте фссп исполнительного листа нет, что делать в этой ситуации?
Здравствуйте, такая ситуация у меня заблокировали сумму по карте, исполнительного листа по госуслугах нет на сайте фссп исполнительного листа нет , что делать в этой ситуации?
, вопрос №4774670, Кристина, г. Москва
Гражданское право
У меня проблемы с оплатой долга, коллекторы пишут с угрозами, что делать в этой ситуации?
У меня проблемы с оплатой долга, коллекторы пишут с угрозами, что делать в этой ситуации?
, вопрос №4774241, Анастасия, г. Курск
Гражданское право
Есть ли у нас какие-то пути урегулирования этой ситуации?
Здравствуйте Третий год обучения в частной начальной школе. С первого класса в связи с командировками мужа несколько месяцев в году дети учатся в этой школе дистанционно - школа офоормляет допсоглашение, оплата в эти месяцы ниже. Осуществляют образовательные услуги двое педагогов - по основным предметам и по профильному иностранному языку. Обеим формат не нравится. Производится подключение к урокам в классе, затем в общем чате выкладывается задание, дети выполняют его и присылают в личный чат педагогу, педагог проверяет, указывает на ошибки, если есть, и выставляет оценку. В прошлом году на уроке иностранного языка кто-то из родителей забыл выключить микрофон, - педагог очень рассердилась и не разобравшись, решила, что это мы. Она жаловалась классному руководителю, директору и на этом основании отказалась подключать нас к своим урокам в следующем (то есть в текущем) году. Мы не стали спорить, рассчитывая, что школа решит этот вопрос. Однако лучшее, что предложила школа, было чтобы мы попросили кого-то из родителей присылать нам диктофонные записи с уроков. Одна мама согласилась присылать нам записи раз в неделю (английский 4 раза в неделю). В итоге мы в отъезде могли только прослушивать записи уроков с недельным опозданием и присылать задания на проверку. Педагог проверяет задания неохотно, ошибки не объясняет, вчера заявила, что дети не сдают темы - хотя они не только своевременно сдали их, но и получили от нее же за них оценки - все зафиксировано в переписке. Мои сообщения она игнорирует. Не очень понятны здесь наши права - в школе это первый прецедент такого длительного дистанта и отношение такое, что это большое одолжение нам с их стороны и мы должны быть им за это благодарны. Но фактически образовательные услуги по английскому не то что не предоставляются в полном объеме, они вообще не особо предоставляются. Есть ли у нас какие-то пути урегулирования этой ситуации?
, вопрос №4773966, Светлана, г. Москва
Дата обновления страницы 12.01.2023