Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
То есть в предыдущие годы вся оплата за занятия была разовая - пришел - заплатил, не пришел - не платишь
Здравствуйте. Я самозанятая, оказываю услуги в сфере доп.образования - у меня изостудия для взрослых и детей. С этого года ввела жесткие условия для посещения, так как ранее страдала от пропусков во время сезонных заболеваний, праздников и т.д. Но есть сомнения в правильности. То есть в предыдущие годы вся оплата за занятия была разовая - пришел - заплатил, не пришел - не платишь. С этого года разовые занятия сделала дороже, остальные по абонементу на 4 и 8 занятий. Оплата за пропущенные занятия не возвращается (даже в случае болезни) и вот тут мне кажется, я не права. Но учитывать в абонементах пропуски и их компенсировать вызовет дополнительные хлопоты, поэтому еще и эта причина жесткости правила. В качестве компенсации я ввела правило, что для владельцев абонементов буду 1 раз в квартал проводить бесплатное занятие. Скажите пожалуйста, вправе ли я делать такие правила или это как-то ущемляет права потребителей?
Ольга!
В таком случае важно учитывать общие правила Гражданского Кодекса РФ и Закона «О защите прав потребителей» №2300-1 от 7.02.92 — заказчик по договору об оказании услуг вправе досрочно отказаться от исполнения договора, оплатив расходы исполнителя на уже оказанные услуги. Если вы не сможете доказать расходы на те занятия, которые предлагались в рамках абонемента, то удержать всю сумму будет не совсем верно. Проводить или нет бесплатные занятия — решать Вам.
Если Вам необходима дополнительная консультация либо помощь в составлении письменных документов, можете обратиться в мой чат, по правилам сайта услуги в чате платные.
Всего доброго!
Добрый день. Вы вправе так поступить, однако это может сказаться на количестве Ваших клиентов.
Добрый день, Ольга.
Если у Вас абонентский договор, то у Заказчика есть право требовать оказать услуги в оплаченном периоде. По смыслу абонентский договор заключается при отсутствии точного понимания в каком количестве будет оказана услуга за период, при этом допустимо устанавливать верхнюю планку ограничений в объеме.
Из представленных данных, у вас смешанный договор: возмездное оказание услуг с элементами абонентского договора.
Абонентский договор.
В соответствии с п. 1 ст. 429.4 ГК РФ абонент вносит плату за право требовать от другой стороны предоставления предусмотренного исполнения в затребованных количестве и объеме.
Плата вносится за право требования
Договор возмездного оказания услуг
В силу п. 1 ст. 789 ГК РФ исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Плата вносится за конкретную услуг, где определен её количество и объем.
При этом необходимо понимать, как именно в договоре согласован аспект невозврата денежных средств ввиду пропуска занятия по причине болезни. По всей видимости установлено ограничение на возврат денежных средств за период, когда Заказчик не мог потреблять услуги по причине болезни, что по моему мнению идет в разрез с п. 3 ст. 781 ГК РФ
3. В случае, когда невозможность исполнения возникла по обстоятельствам, за которые ни одна из сторон не отвечает, заказчик возмещает исполнителю фактически понесенные им расходы, если иное не предусмотрено законом или договором возмездного оказания услуг.
Скажите пожалуйста, вправе ли я делать такие правила или это как-то ущемляет права потребителей?
Законом «О защите прав потребителей» данный аспект не урегулирован. Для разрешения вопроса необходимо обратиться в первую очередь к ст. 781 ГК РФ, где урегулирован аспект оплаты услуг.
п. 2 ст. 781 ГК РФ, если услуга не оказана по вине Заказчика, то она должна быть оплачена в полном объеме. Т.е. Заказчик оплачивает услугу в полном объеме, если пропустил без наличия причин, которые вопреки его воли не позволили потребить услугу. Проще говоря пропустил без уважительной причины (разгов.).
п. 3 ст. 781 ГК РФ, причиной невозможности оказать услугу, явились причины за которые ни одна из сторон не отвечает. Т.е. имеются причины, которые вопреки воли Заказчика не позволили ему посетить занятие. Где болезнь признается таковой. Однако Заказчик должен предоставить соответствующие доказательства, например справку из мед. организации. Также важно заметить, что в данном случае Исполнитель может удержать фактически понесенные расходы. При удержании фактически понесенных расходов необходимо учитывать, что бремя доказывания несения расходов в связи с исполнением договора с конкретным Заказчиком лежит на Исполнителе.
Данное положение вносит статус quo при наличии обстоятельств исключающих возможность оказания услуги, где в равном положении находится Заказчик, который не оплачивает услуг которую не потребил, и Исполнитель имеющий возможность компенсации расходов по приготовлению к оказанию услуги.
-
Я предположу, что Ваш Договор имеет формальные положения относительно элементов абонентского договора, если занятия происходят по расписанию и без возможности требовать исполнение в оплаченный период. Где абонентский договор предполагает право требовать предоставления предусмотренного договором исполнения в затребованных количестве или объеме.
С уважением, Александр.
Пока все ходят и не жалуются, всё может быть нормально, но если и когда кто-то захочет деньги вернуть за пропуски по болезни или при досрочном отказе, он сможет это сделать. Установленные Вами правила о невозврате денег в любом случае 100% гарантии Вам не даёт, проблемы с возвратом могут быть, в этом есть нарушение правил потребителя — у клиентов должно быть право выбора, законом это предусмотрено.