Бесплатная консультация юриста в Москве
8 499 705-84-25
Поиск

Консультируйтесь с юристом онлайн

572 юриста готовы ответить сейчас
Ответ за 15 минут
572 юриста сейчас на сайте
  1. Категории
  2. Общие вопросы

Ограничение конкуренции и свободы договора

Здравствуйте!

Пожалуйста, подскажите по такому вопросу:

Наша компания – владелец программного обеспечения.

По условиям нашей программы маркетинговой поддержки дилеров, мы компенсируем им до 70% затрат на контекстную рекламу в случае продвижения только наших продуктов.

У нас есть потенциальный партнер, мы хотели бы обязать дилеров запускать контекстную рекламу через него и компенсировать затраты только при работе через данное агентство.

При этом дилеры смогут запускать контекстную рекламу и через другие агентства, либо напрямую в контекстные системы, но в таком случае они компенсацию от нас не получат.

Наши юристы утверждают, что такие изменения в партнерских программах вступают в противоречие с:

1. Антимонопольным законодательством (ограничение конкуренции):

«Статья 11. Запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения хозяйствующих субъектов»

2. Ст. 421 ГК РФ «Свобода договора» - юридические лица (организации) свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается.

Таким образом, в случае компенсации затрат только тем дилерам, которые работают через определенное агентство, возникает ограничение товарной конкуренции и понуждение к сотрудничеству через определенного поставщика.

Необходимо найти юридическое обоснование правомерности внесения изменений в партнерские программы.

Скажите, пожалуйста, можно ли законно урегулировать данный вопрос?

Если да, мы готовы рассмотреть вариант платной консультации. Пожалуйста, поясните условия ее получения.

18 Марта 2014, 14:54, вопрос №355404 Антонина, г. Санкт-Петербург
700 стоимость
вопроса
вопрос решён
Свернуть

Ответы юристов (4)

  • Юрист - Гостеева Яна
    Гостеева Яна
    Юрист, г. Москва
    • 2695ответов
    • 1297отзывов

    Антонина, добрый день.

    Наша компания – владелец программного обеспечения.

    Лицензия имеется?

    По условиям нашей программы маркетинговой поддержки дилеров, мы компенсируем им до 70% затрат на контекстную рекламу в случае продвижения только наших продуктов.

    Это Ваше право. Противоречия с Антимонопольным законодательством я не вижу...

    С уважением!


    18 Марта 2014, 15:01
    Ответ юриста был полезен? + 0 - 0
    Свернуть
  • Адвокат - Тушканова Юлия
    получен
    гонорар
    20%
    Адвокат, г. Волгоград
    Общаться в чате

    Простите. а где усматривается понуждение к заключению договора? Вы лишь предлагаете свои условия. а соглашаться им или нет -это их право, здесь не усматривается понуждения как такового если они проявят одобрение и подпишут договор… следовательно согласятся…

    ст.421 ГК РФ ч.2 2. Стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами. (ГЛАВНОЕ ЧТОБЫ БЫЛИ ДОСТИГНУТЫ ДОГОВОРЕННОСТИ).

    18 Марта 2014, 15:09
    Ответ юриста был полезен? + 0 - 0
    Свернуть
  • Юрист - Фролова Ирина
    получен
    гонорар
    50%
    Юрист, г. Ставрополь
    Общаться в чате

    Здравствуйте, Антонина!

    1.Признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к: 1) установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат) и (или) наценок; 2) повышению, снижению или поддержанию цен на торгах; 3) разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо составу продавцов или покупателей (заказчиков); 4) сокращению или прекращению производства товаров; 5) отказу от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями (заказчиками). 2. Запрещаются «вертикальные» соглашения между хозяйствующими субъектами (за исключением «вертикальных» соглашений, которые признаются допустимыми в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), если: 1) такие соглашения приводят или могут привести к установлению цены перепродажи товара, за исключением случая, если продавец устанавливает для покупателя максимальную цену перепродажи товара; 2) такими соглашениями предусмотрено обязательство покупателя не продавать товар хозяйствующего субъекта, который является конкурентом продавца. Данный запрет не распространяется на соглашения об организации покупателем продажи товаров под товарным знаком либо иным средством индивидуализации продавца или производителя. 3. Запрещаются соглашения хозяйствующих субъектов, являющихся участниками оптового и (или) розничных рынков электрической энергии (мощности), организациями коммерческой инфраструктуры, организациями технологической инфраструктуры, сетевыми организациями, если такие соглашения приводят к манипулированию ценами на оптовом и (или) розничных рынках электрической энергии (мощности). 4. Запрещаются иные соглашения между хозяйствующими субъектами (за исключением «вертикальных» соглашений, которые признаются допустимыми в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), если установлено, что такие соглашения приводят или могут привести к ограничению конкуренции. К таким соглашениям могут быть отнесены, в частности, соглашения: 1) о навязывании контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (необоснованные требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товаров, в которых контрагент не заинтересован, и другие требования); 2) об экономически, технологически и иным образом не обоснованном установлении хозяйствующим субъектом различных цен (тарифов) на один и тот же товар; 3) о создании другим хозяйствующим субъектам препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка; 4) об установлении условий членства (участия) в профессиональных и иных объединениях. 5. Физическим лицам, коммерческим организациям и некоммерческим организациям запрещается осуществлять координацию экономической деятельности хозяйствующих субъектов, если такая координация приводит к любому из последствий, которые указаны в частях 1 — 3 настоящей статьи, которые не могут быть признаны допустимыми в соответствии со статьями 12 и 13 настоящего Федерального закона или которые не предусмотрены федеральными законами. 6. Хозяйствующий субъект вправе представить доказательства того, что заключенные им соглашения, предусмотренные частями 2 — 4 настоящей статьи, могут быть признаны допустимыми в соответствии со статьей 12 или с частью 1 статьи 13 настоящего Федерального закона. 7. Положения настоящей статьи не распространяются на соглашения между хозяйствующими субъектами, входящими в одну группу лиц, если одним из таких хозяйствующих субъектов в отношении другого хозяйствующего субъекта установлен контроль либо если такие хозяйствующие субъекты находятся под контролем одного лица, за исключением соглашений между хозяйствующими субъектами, осуществляющими виды деятельности, одновременное выполнение которых одним хозяйствующим субъектом не допускается в соответствии с законодательством Российской Федерации. 8. Под контролем в настоящей статье, в статьях 11.1 и 32 настоящего Федерального закона понимается возможность физического или юридического лица прямо или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) определять решения, принимаемые другим юридическим лицом, посредством одного или нескольких следующих действий:1) распоряжение более чем пятьюдесятью процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный (складочный) капитал юридического лица;2) осуществление функций исполнительного органа юридического лица. 9. Требования настоящей статьи не распространяются на соглашения о предоставлении и (или) об отчуждении права использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ или услуг.

    То есть, по-моему мнению нарушений нет, но это нужно надлежащим образом зафиксировать в договоре. Указанные вами положения нужно предусмотреть в договоре с дилером на поставку ПО. Компенсацию 70% и заключение договора с вашим поставщиком, предусмотреть как своеобразный «бонус». И указать в договоре, что данные действия не влекут ограничение конкуренции, дилер соглашается со всеми условиями контракта.

    Желаю удачи!

    18 Марта 2014, 15:13
    Ответ юриста был полезен? + 1 - 0
    Свернуть
  • Юрист - Семенюта Богдан

    Добрый день!

    Соглашения с дилером представляют собой так называемые «вертикальные» соглашения (ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ
    «О защите конкуренции»), т.к. заключены между хозяйствующими субъектами, которые не конкурируют между собой, один из которых приобретает товар или является его потенциальным приобретателем, а другой предоставляет товар или является его потенциальным продавцом (позиция также выражена, например, в Постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 20.01.2014 N 09АП-36786/2013 по делу N А40-79104/12-139-753), т.е. это не соглашение субъектов-конкурентов. Следовательно, ограничения по ч.1 ст. 11 на них не распространяются, в.т.ч. касаемо отказа от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями (заказчиками).

    Эта норма, ч.2 ст 11, уже цитировалась, повторюсь для наглядности:

    2. Запрещаются «вертикальные» соглашения между хозяйствующими субъектами (за исключением «вертикальных» соглашений, которые признаются допустимыми в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), если:
    1) такие соглашения приводят или могут привести к установлению цены перепродажи товара, за исключением случая, если продавец устанавливает для покупателя максимальную цену перепродажи товара;
    2)такими соглашениями предусмотрено обязательство покупателя не продавать товар хозяйствующего субъекта, который является конкурентом продавца. Данный запрет не распространяется на соглашения об организации покупателем продажи товаров под товарным знаком либо иным средством индивидуализации продавца или производителя.

    Как видим, Ваши действия под эти запреты не подпадают.

    Более того, Вы не запрещаете дилерам заключать договоры, а лишь определяете условия компенсации рекламных услуг. Строго говоря, Вы не обязаны такие затраты компенсировать, это Ваша добрая воля.

    О нарушении свободы договора тем более не приходится говорить, т.к. статья 421 ГК РФ говорит именно о свободе. Наоборот, запрет заключать такого рода договоры может быть рассмотрен как нарушение этой статьи. Вы не обязываете заключать договор на тех или иных условиях. Любой, не согласный с Вашей маркетинговой политикой, вправе не заключать договор. Факта понуждения из изложенного в вопросе я не усмотрел.

    19 Марта 2014, 17:16
    Ответ юриста был полезен? + 0 - 0
    Свернуть
stats