Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
Уведомления об операциях с использованием электронного средства платежа (161-ФЗ)
Здравствуйте! В Банке разработана форма заявления для письменного отказа Клиента от уведомлений об операциях с использованием электронного средства платежа (а именно банковской карты), которые Банк в соответствии с 161-ФЗ с 01.01.14 г. обязан направлять в адрес Клиента. Форму заявления прилагаю. Прошу Вас дать ответ, может ли Банк не направлять уведомления об операциях с использованием банковской карты Клиенту, который оформил данное заявление об отказе от уведомлений? Является ли данный факт ненаправления уведомления нарушением пункта 4 статьи 9 161-ФЗ?
P.S. В Договоре на выпуск и обслуживание банковской карты Банк обязуется ежемесячно предоставлять Клиенту Выписку о совершенных операциях по Карточному счету, а также предоставлять по требованию Клиента документы и информацию, которые связаны с использованием Карты.
Заранее благодарна!
Алевтина.
- Отказ от услуг уведомления_для запро~.doc
Здравствуйте, если вы в добровольном порядке отказались от этой услуги, то нарушений со стороны банка нет.
С Уважением, Олег.
Здравствуйте, Алевтина.
Согласно части 4 статьи 9 Закона N 161-ФЗ оператор по переводу денежных средств обязан информировать клиента о совершении каждой операции с использованием электронного средства платежа, к которому относится в том числе способ, позволяющий клиенту оператора по переводу денежных средств составлять, удостоверять и передавать распоряжения с использованием реквизитов электронного средства платежа в целях осуществления перевода денежных средств с использованием информационно-коммуникационных технологий, путем направления клиенту соответствующего уведомления.
Порядок (включая информирование об операциях, совершенных с использованием дополнительно эмитированных платежных карт) и способы доведения до сведения клиента указанной информации (например, посредством телефонной связи, СМС-сообщений, электронной почты), а также получения от клиента необходимых для выполнения требований Закона N 161-ФЗ сведений устанавливаются оператором по переводу денежных средств в договоре, заключаемом с клиентом.
При этом в договоре с клиентом может быть предусмотрено его информирование о совершенных операциях и (или) предоставление отчета о совершенных операциях при его личном обращении, а также информирование о совершении с использованием электронного средства платежа иных операций, в том числе не связанных с осуществлением перевода денежных средств (например, получение клиентом информации об остатке денежных средств на его банковском счете).Кроме того, исполнение кредитной организацией публично-правовой обязанности, установленной законом, не может быть обусловлено фактом исполнения клиентом гражданско-правовой обязанности по оплате услуг кредитной организации.
В случае, предусмотренном пунктом 2.1 Положения Банка России от 24 декабря 2004 года N 266-П «Об эмиссии банковских карт и об операциях с использованием платежных карт», когда операции с использованием нескольких расчетных (дебетовых) карт, кредитных карт, выданных кредитной организацией-эмитентом клиенту, осуществляются по одному счету клиента, установленная частью 7 статьи 9 Закона N 161-ФЗ обязанность оператора по переводу денежных средств предоставлять клиенту документы и информацию, которые связаны с использованием клиентом его электронного средства платежа, распространяется на все эмитированные карты.В целях обеспечения исполнения кредитными организациями требований статьи 9 Закона N 161-ФЗ Банком России издано письмо от 14 декабря 2012 года N 172-Т «О Рекомендациях по вопросам применения статьи 9 Федерального закона „О национальной платежной системе“, в котором отражены наиболее актуальные для кредитных организаций вопросы применения указанной статьи Закона N 161-ФЗ, включая вопросы информирования клиента о совершении операций с использованием электронного средства платежа.
Подписание указанного отказа не лишает Вас права обратится в банк за получением информации о совершенных операциях.
С уважением.
Дополню, согласно п. 5 Письма Банка России от 14 декабря 2012 г. N 172-Т «О Рекомендациях по вопросам применения статьи 9 Федерального закона „О национальной платежной системе“:
Закон о НПС не содержит требований об информировании клиента о совершении операций с использованием ЭСП определенным способом, в связи с чем кредитная организация в зависимости от условий заключенного договора об использовании ЭСП и с учетом оценки риска, правил платежной системы, участником которой является кредитная организация, может выбирать любые доступные способы уведомления клиента в электронном виде и (или) на бумажном носителе.
В том числе кредитная организация может:
направлять уведомления в электронном виде по каждой операции с использованием ЭСП до списания денежных средств с банковского счета клиента;
использовать несколько способов уведомления клиента о совершении операций с использованием ЭСП.
Кредитная организация в соответствии с договором об использовании ЭСП вправе устанавливать:
срок (с учетом используемого способа уведомления), когда уведомление считается полученным клиентом, а также порядок подтверждения полученных уведомлений клиентом и кредитной организацией;
ограничения при совершении операций с использованием ЭСП, включая операции в сети Интернет и операции получения наличных денежных средств, а также операции с использованием ЭСП без применения электронной подписи (электронных подписей), аналога собственноручной подписи (аналогов собственноручной подписи) и (или) кодов, паролей и иных средств, позволяющих подтвердить, что распоряжение составлено клиентом.
Необходимо отметить, что данные положения относятся только к электронным переводам, и при систематическом толковании ст. 9 их нельзя отнести ко всем операциям с банковской картой. Это означает, что на практике, вы совершаете электронный платеж картой, Вам на телефон приходит сообщение о платеже и запрос на его подтверждение, вы вводите контрольную информацию и платеж завершается. Это упрощенный алгоритм работы в соответствии со ст. 9 ФЗ № 161
Здравствуйте, Алевтина!
Согласно ч.13 ст.7 ФЗ О национальной платежной системе Оператор электронных денежных средств незамедлительно после исполнения распоряжения клиента об осуществлении перевода электронных денежных средств направляет клиенту подтверждение об исполнении указанного распоряжения.
Согласно ч.11 ст.8 ФЗ О национальной платежной системе Исполнение распоряжения клиента подтверждается оператором по переводу денежных средств клиенту в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и договором.
Согласно ч.4 ст.9 ФЗ О национальной платежной системе Оператор по переводу денежных средств обязан информировать клиента о совершении каждой операции с использованием электронного средства платежа путем направления клиенту соответствующего уведомления в порядке, установленном договором с клиентом.
В связи с тем, что законом предусмотрена обязанность банка направления соответствующего уведомления, то это будет считатьс нарушением ч.4 ст.9 ФЗ О национальной платежной системе.
Желаю удачи!
Здравствуйте, Алевтина
может ли Банк не направлять уведомления об операциях с использованием банковской карты Клиенту, который оформил данное заявление об отказе от уведомлений?
Нет не может, если клиент отказался от СМС-оповещения, то Банк ОБЯЗАН уведомить его иным способом, указанным в договоре. Если такой способ не предусмотрен, то предусмотреть его. Например: информирование по электронной почте, самостоятельное получение выписки в отделениях Банка либо через личный кабинет на персональной странице Банка, либо посредством обычной почты.
Является ли данный факт ненаправления уведомления нарушением пункта 4 статьи 9 161-ФЗ?
Да, факт не уведомления Банка клиентом является нарушением данного положения закона. Однако, клиент, в свою очередь, должен указать Банку удобный для него способ получения уведомления. С учетом вступивших изменений, услуги по SMS уведомлению некоторые Банки могут предоставлять бесплатно.
Более того, теперь банки обязаны возмещать держателям средства, списанные без их ведома, если клиент, например, потерял карту, а деньги были списаны без его согласия.
Что касается приложенного заявления, а именно фразы "Все возможные риски, связанные с непредоставлением информации об операциях, совершенных с помощью
банковской карты, принимаю на себя", считаю данную формулировку не корректной по отношению к клиенту. В данном заявлении речь идет об SMS уведомлениях, а клиенту предлагают подписаться, под тем, что он все риски, связанные с непредоставлением информации, принимает на себя… Как то «по драконовски»… Это, скорее, характеризует Банк не с лучшей стороны. Тем не менее, с позиции Закона, отказавшись от SMS уведомлений, Вы имеете право на получение уведомлений об операциях иным способом, и можете требовать предоставления такой информации от Банка.
С Уважением.
Здравствуйте Алевтина!
В соответствии с п. 13 -14 ст. 7 и п. 4 ст. 9 Федерального закона от 27 июня 2011 г. N 161-ФЗ «О национальной платежной системе» (с изменениями и дополнениями
Оператор электронных денежных средств незамедлительно после исполнения распоряжения клиента об осуществлении перевода электронных денежных средств направляет клиенту подтверждение об исполнении указанного распоряжения.
В случае автономного режима использования электронного средства платежа оператор электронных денежных средств направляет плательщику и в случае, предусмотренном договором, получателю средств подтверждения об осуществлении перевода электронных денежных средств незамедлительно после учета оператором электронных денежных средств информации, полученной в соотв
Оператор по переводу денежных средств обязан информировать клиента о совершении каждой операции с использованием электронного средства платежа путем направления клиенту соответствующего уведомления в порядке, установленном договором с клиентом.
То есть, банк обязан уведомлять клиента и законом не предусмотренавозможность отказа клиента от уведомления.Поэтому ненаправление уведомления явл. нарушением пункта 4 статьи 9 161-ФЗ.
Согласно п. 13 ст. 9 законаВ случае, если оператор по переводу денежных средств не исполняет обязанность по информированию клиента о совершенной операции в соответствии с частью 4 настоящей статьи, оператор по переводу денежных средств обязан возместить клиенту сумму операции, о которой клиент не был проинформирован и которая была совершена без согласия клиента.
Согласен с коллегой Еленой. В любом случае при обращении вами за получением информации о совершенных операциях банк НЕ ВПРАВЕ отказать вам от предоставления этой информации.
С уважением, Олег.