Данный вид правоотношений урегулирован в Российской законодательстве Законом РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей»(далее по тексту- ЗЗПП), Гражданским Кодексом Российской Федерации(далее по тексту- ГК РФ) и иными нормативно-правовыми актами.
В преамбуле ЗЗПП заключается вся правовая сущность данного документа:
Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.
Теперь необходимо уяснить основные понятия данного закона:
1.Недостаток товара (работы, услуги) — несоответствие товара (работы, услуги) или обязательным требованиям, предусмотренным законом либо в установленном им порядке, или условиям договора (при их отсутствии или неполноте условий обычно предъявляемым требованиям), или целям, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется, или целям, о которых продавец (исполнитель) был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцу и (или) описанию при продаже товара по образцу и (или) по описанию;
2.Существенный недостаток товара (работы, услуги) — неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки; Данные термины являются основополагающими для разных видов товара. Итак, Вы приобрели товар и в течении гарантийного срока в нем были обнаружены недостатки.Самое разумное в данной ситуации- обратиться к продавцу(в широком смысле то есть не конкретный продавец, а организация, будь то юридическое лицо(ООО, ОАО, ЗАО и т.п.) или Индивидуальный предприниматель)! При везите в магазин необходимо учесть следующие особенности! Продавец- это лицо не заинтересованное в вашем визите в случае обнаружении недостатка в товаре. Продавец- это коммерсант для которого получение выгоды является базисом существования. В следствии этого не надо рассчитывать на радушный прием. Хотя бывают исключения.Так же вам необходимо понять, что вы ходите требовать от продавца?
В соответствии со статьей 18 ЗЗПП :
Потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе:потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.
Однако данные требования могут предъявляться не по каждому товару! Исключениями являются технически сложные товары. Перечень данных товаров утвержден Постановлением Правительства РФ от 10.11.2011 N 924 «Об утверждении перечня технически сложных товаров» . Для них предусмотрен другой порядок, а именно: В отношении технически сложного товара потребитель в случае обнаружения в нем недостатков вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы либо предъявить требование о его замене на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены в течение пятнадцати дней со дня передачи потребителю такого товара. По истечении этого срока указанные требования подлежат удовлетворению в одном из следующих случаев: обнаружение существенного недостатка товара; нарушение установленных настоящим Законом сроков устранения недостатков товара; невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.
Таким образом продавцом будет предложено отдать ваш товар на экспертизу(ремонт).
Продавец оформит заявление от покупателя. Особое внимание уделите описанию внешнего вида товара! Попросите продавца, что бы он зафиксировал все изменения внешнего вида! По возможности просите продавца отдельно составить акт! Если же продавец отказывается фиксировать все повреждения или делает это некорректно(у вас к примеру одна царапина на экране сотового телефона, а продавец в заявлении ставит «царапины»)- пишите собственноручно заявление в котором описывайте внешнее состояние товара. Можно произвести фотосъемку(подумайте как сделать так, что бы снимок отражал ваш визит в магазин- к примеру фото товара и заявления в одном снимке). Вы сдали товар и произвели все манипуляции которые уберегут вас от негативных моментов!
Ждите положенные 45 дней(хотя 45- это предельный срок ожидания, возможно и раньше!)При приемке товара проверив его исправность — не забудьте убедиться в сохранности внешнего вида! Если вдруг вы заметите то, чего раньше не было! Предъявляйте претензию продавцу!
Пишите притенению! Ждите 10 дней и подавайте исковое заявление в суд!
Является ли телефон технически сложным товаром- вопрос дискуссионный!