Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
Перерасчет за коммунальные услуги после смерти одного из жильцов
Здравствуйте!
До 2015 г. в квартире были зарегистрированы три человека: моя бабушка, я и мой брат. В 2015 бабушка умерла. Собственником являюсь я (брат отказался от наследства в мою пользу, но зарегистрирован в данной квартире). До апреля 2020 г. ни один из поставщиков коммунальных услуг не был уведомлен о данном факте (по моей вине) и я оплачивал коммунальные услуги по квитанциям, которые приходили на имя бабушки (она являлась собственником). В квартире также осутствуют приборы учета холодной и горячей воды. Газ, холодную и горячую воду я оплачивал согласно нормативам потребления за 3х зарегистрированных человек. Возможно ли требовать произвести перерасчет и вернуть излишне уплачнные деньги за лишнего 3го (умершего) человека? Все подтверждающие документы у меня есть.
На мои заявления на перерасчет за последние 3 года на данный момент ответил только поставщик холодной воды — отказ с ссылкой на п.34 ПП №354.
С уважением, Константин.
Здравствуйте, Константин!
В пункте 34 Постановления № 354, на которое, как Вы указали, сослался поставщик холодной воды, указано:
34. Потребитель обязан:
…
з) информировать исполнителя об увеличении или уменьшении числа граждан, проживающих (в том числе временно) в занимаемом им жилом помещении, не позднее 5 рабочих дней со дня произошедших изменений, в случае если жилое помещение не оборудовано индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета;
По всей видимости, именно это и имеет в виду поставщик ХВ, отказывая в перерасчете.
Но у меня иное мнение.
Согласно ст. 1102 Гражданского кодекса РФ:
1. Лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
2. Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
То есть в любом случае на стороне поставщика имеет место быть неосновательное обогащение, которое он должен вернуть.
Добрый день, Константин!
Действительно, Вы как собственник должны были своевременно сообщить в Управляющую компанию (УК) или ресурсоснабжающую организацию (РСО) (поставщикам коммунальных услуг) об изменении численности в Вашей квартире, поскольку данная обязанность предусмотрена действующим законодательством РФ. (пп.з) п.34 Правил предоставления коммунальных услуг №354 от 06.05.2011г.)
Однако, в Вашей ситуации все-таки нужно обратиться в УК или РСО с заявлением о перерасчете за последние 3 года в связи со смертью, приложить подтверждающие документы и попросить возникшую в результате перерасчета сумму переплаты вернуть Вам на руки либо зачислить в счет будущих платежей. При этом добавьте, что в случае отказа Вы вынуждены будете обратиться в суд для защиты своих прав. Если услуги разделены, Вам приходят разные квитанции, то обратиться нужно в каждую из них.
В таком заявлении обязательно укажите ссылку на п. 6 ст. 13 закона РФ «О защите прав потребителей» №2300-1 от 07.02.1992г.:
При удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
Кроме того, согласно ст. 17 Гражданского кодекса РФ:
Правоспособность гражданина возникает в момент его рождения и прекращается смертью.
Это значит, что перерасчет должен быть произведен со дня смерти. Однако здесь может быть заявлен пропуск срока исковой давности.
У Вас в квитанциях не указывается число зарегистрированных? Я думаю, указывается, т.к. это должно указываться в квитанциях.
Дополню еще, что требовать взыскания именно неосновательного обогащения в данной ситуации не совсем правильно, поскольку именно Вы знали что один из зарегистрированных в квартире умер, но не сообщили в УК или РСО, а продолжали платить.
Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения:
денежные суммы и иное имущество, предоставленные во исполнение несуществующего обязательства, если приобретатель докажет, что лицо, требующее возврата имущества, знало об отсутствии обязательства либо предоставило имущество в целях благотворительности.
Однако, поскольку Вы сами несвоевременно сообщили поставщику (поставщикам) о смерти одного из граждан, зарегистрированных в жилом помещении, то взыскать неосновательное обогащение получится, скорее всего, только в пределах 3 лет, предшествующих дате обращения в суд с соответствующим исковым заявлением (срок исковой давности).
То есть Вы то вправе заявить всю сумму переплаты, но поставщики в суде вправе заявить о частичном пропуске Вами срока исковой давности, что будет являться основанием для отказа в этой части в удовлетворении исковых требований.
Полагаю, что Вам следует обратиться к каждому из поставщиков соответствующей услуги с отдельным заявлением о возврате неосновательного обогащения (переплаты) за последние 3 года, приложив к заявлениям копию свидетельства о смерти.
В заявлении можно сослаться также на следующую норму статьи 1107 ГК РФ: