Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
Нужно решить задачу
Сельскохозяйственный кооператив «Черемухино» принял решение о развитии производства, что требовало иметь больше заливных и луговых земель для сенокошения. Поскольку рядом находились неиспользуемые склады санитарной службы воинской части, было принято решение обсудить с воинской частью возможность обмена участков (предложив используемый кооперативом участок в обмен). В конечном счете, после согласования с муниципальными властями, командир воинской части издал приказ об обмене неиспользованной территории складов санитарной службы на другой земельный участок большей площади и более удобный для размещения складов. Однако, прокуратура области направила протест в связи с таким обменом участков, а орган, осуществляющий государственную регистрацию прав отказал во внесении записей в Единый государственный реестр. Может ли в данном случае быть осуществлен обмен земельных участков? Почему? Кто должен принимать решение по обмену?
Положениями ст.39.21 ЗК РФ не предусмотрен подобный обмен.
ЗК РФ Статья 39.21. Случаи обмена земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на земельный участок, находящийся в частной собственности
Обмен земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на земельный участок, находящийся в частной собственности, допускается при обмене:
1) земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на земельный участок, находящийся в частной собственности и изымаемый для государственных или муниципальных нужд;
2) земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на земельный участок, который находится в частной собственности и предназначен в соответствии с утвержденными проектом планировки территории и проектом межевания территории для размещения объекта социальной инфраструктуры (если размещение объекта социальной инфраструктуры необходимо для соблюдения нормативов градостроительного проектирования), объектов инженерной и транспортной инфраструктур или на котором расположены указанные объекты."
Земельный участок в/ч находится в госсобственности. Право распоряжения им предоставлено Росимуществу.
Здравствуйте, Лев. В данном случае обмен земельных участков невозможен, произведенный обмен является незаконным и поэтому протест прокурора подлежит удовлетворению.в соответствии с Федеральным законом от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»(ст. 28).
Почему обмен земельными участками незаконен и невозможен?
1) Один из обмениваемых земельных участков находится в государственной собственности — во владении воинской части; второй — в частной собственности — у сельхозкооператива «Черемухино».
Случаи обмена земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на земельный участок, находящийся в частной собственности предусмотрены ст. 39.21 Земельного кодекса РФ (ЗК РФ).
Такой обмен допускается только в двух случаях — при обмене:
1) земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на земельный участок, находящийся в частной собственности и изымаемый для государственных или муниципальных нужд;
2) земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на земельный участок, который находится в частной собственности ипредназначен в соответствии с утвержденными проектом планировки территории и проектом межевания территории для размещения объекта социальной инфраструктуры (если размещение объекта социальной инфраструктуры необходимо для соблюдения нормативов градостроительного проектирования), объектов инженерной и транспортной инфраструктур или на котором расположены указанные объекты.
Обмениваемые земельные участки, о которых говорится в задаче, не подпадают под эти случаи. а) Если обмену подлежит земельный участок, находящийся в частной собственности, то он перед обменом должен изыматься для государственных или муниципальных нужд. Порядок и условия такого изъятия регулируется правовыми нормами главы VII.I (ст.ст. 56.2 — 56.12) ЗК РФ. В частности, в этих целях должно приниматься решение уполномоченным органом государственной (исполнительной) власти или органом местного самоуправления (местной администрацией), соблюдаться другие условия и требования. В данном случае такого решения об изъятии земельного участка никем не принималось.
б) Если обмену подлежит земельный участок, находящийся в государственной собственности (именно такой участок находится во владении воинской части). Согласно ст.ст. 87 (п. 4) и 93 (п. 1) ЗК РФ — данный участок относится к землям «обороны и безопасности», которые находятся в федеральной собственности. Поэтому решение об отчуждении (обмене, продаже и т.п.) таких земель может приниматься федеральным органом государственной исполнительной власти в области обороны, в частности, Министерством обороны РФ, но не командиром воинской части. Кроме того обмен такого участка возможет только, если он «предназначен в соответствии с утвержденными проектом планировки территории и проектом межевания территории для размещения объекта социальной инфраструктуры (если размещение объекта социальной инфраструктуры необходимо для соблюдения нормативов градостроительного проектирования), объектов инженерной и транспортной инфраструктур или на котором расположены указанные объекты». В данном случае никакого решения по поводу предназначения земельного участка, находящегося во владении и пользовании воинской части, для размещения объекта социальной и иной инфраструктуры также никем не принималось.
Помимо принятия решений об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд и утверждения проекта планировки и межевания территории решение по обмену должно приниматься уполномоченными органами, представляющими собственников земельных участков — правлением сельхозкооператива, с одной стороны, и министерства обороны РФ с другой стороны.
Таким образом, поскольку в данном случае требования вышеуказанных норм земельного законодательства не были соблюдены, обмен указанными земельными участками является незаконным. Соответственно такой обмен невозможен, принятые решения подлежат отмене в рамках рассмотрения протеста прокурора.
С наилучшими пожеланиями, Воробьев Н.И., к.ю.н., доцент, профессор РАЕ
Постановление Правительства РФ от 05.06.2008 N 432 (ред. от 12.02.2020) «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом»
II. Полномочия
5. Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:
5.35(1). принимает в установленном порядке решения о предоставлении земельных участков, находящихся в федеральной собственности, если иное не установлено федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;
(пп. 5.35(1) введен Постановлением Правительства РФ от 29.03.2011 N 223, в ред. Постановления Правительства РФ от 22.02.2012 N 153)
(см. текст в предыдущей редакции)
5.35(2). принимает решения о прекращении прав на земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, в соответствии с законодательством Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;
(пп. 5.35(2) введен Постановлением Правительства РФ от 29.03.2011 N 223, в ред. Постановления Правительства РФ от 22.02.2012 N 153)
(см. текст в предыдущей редакции)
5.35(3). принимает в установленном порядке решения об образовании земельных участков из земельных участков, находящихся в федеральной собственности, если иное не установлено федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;
(пп. 5.35(3) введен Постановлением Правительства РФ от 29.03.2011 N 223, в ред. Постановления Правительства РФ от 22.02.2012 N 153)
(см. текст в предыдущей редакции)
ЗК РФ Статья 87. Состав земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения
4. Земли промышленности и иного специального назначения, занятые федеральными энергетическими системами, объектами использования атомной энергии, федеральным транспортом, путями сообщения, объектами федеральной информатики и связи, объектами, обеспечивающими космическую деятельность, объектами обороны и безопасности, объектами оборонного производства, объектами, обеспечивающими статус и защиту Государственной границы Российской Федерации, другими объектами, отнесенными к ведению Российской Федерации в соответствии со статьей 71 Конституции Российской Федерации, являются федеральной собственностью.