Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
Насколько правомерно ограничение свободы передвижения граждан РФ?
Добрый день, уважаемые юристы. Коронавирус вносит хаос в законодательство.
По конституции РФ гражданам РФ гарантировано право свободно передвигаться по территории страны (если не введен режим ЧП, а он не введен).
Конституция - высший закон в РФ.
Дальше мы видим Указ Президента РФ о наделении полномочиями органов местного самоуправления, у меня в Пермском крае - Губернатор, а так же указ поручил им "установить особый порядок передвижения лиц и транспорта" и "приостановить (ограничить) деятельность находящихся на соответствующей территории отдельных организаций независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, а также индивидуальных предпринимателей с учетом положений пунктов 4 и 5 настоящего Указа". После чего, губернатором был введен "режим самоизоляции", людей заперли дома и закрыли все предприятия, не попадающие в перечень указа.
За нарушение режима "самоизоляции" (такого определения я не нашел) предусмотрен протокол и далее штраф от 15 до 40 т.р. В протоколе описано нарушение "в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения" по административному кодексу РФ. Открываем статью АК РФ и видим ссылку на Указ Президента РФ, о котором я говорил выше. Все выше перечисленное не должно противоречить конституции РФ и после уже - федеральным законам. В том числе и указа президента и уж тем более указ губернатора, но по факту я не могу свободно передвигаться по территории страны, гражданином которой я являюсь , а значит не могу пользоваться своим правом, которое гарантирует мне высший закон страны.
Та же ситуация с трудом, право на который мне гарантируется конституцией, но которое по факту у меня отобрали до 30 апреля в принудительном порядке.
Вопрос: насколько правомерны действия властей ? Если нет, то получится ли обжаловать протокол и штраф, выписанные на подобном основании или гос машина заставит терпеть и платить ? Я не могу просто выйти на улицу погулять с дочерью, потому что сотрудники полиции в лучшем случае отправят нас домой, ограничившись устным предупреждением о штрафе.
Прикладывать документы я не стал, потому что они довольно свежие и их можно легко открыть в свободном доступе.
Или может быть я не понимаю до конца работы гос органов, поэтому прошу у вас помощи в этом вопросе. Спасибо за ответ.
Добрый день.
Полагаю неправомерно
В силу Конституции РФ (ст. 27
1. Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
ст. 55
Права и свободы человека и гражданина могут бытьограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Таких ограничений федеральным законом не введено
К примеру, в соответствии с законом от 30.05.2001 N 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении»
Указом Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения на период действия чрезвычайного положения может предусматриваться введение следующих мер и временных ограничений:
…
установление ограничений на свободу передвижения по территории, на которой введено чрезвычайное положение, а также введение особого режима въезда на указанную территорию и выезда с нее, включая установление ограничений на въезд на указанную территорию и пребывание на ней иностранных граждан и лиц без гражданства;
В соответствии с Законом от 30.01.2002 N 1-ФКЗ «О военном положении»
На основании указов Президента Российской Федерации на территории, на которой введено военное положение, применяются следующие меры:
…
4) введение и обеспечение особого режима въезда на территорию, на которой введено военное положение, и выезда с нее, а также ограничение свободы передвижения по ней
В рассматриваемом нами случае федеральный Закон не устанавливает таких ограничений и установление их региональными властями неконституционно
Добрый день, Вячеслав.
Считаю, что наложение штрафов по ч. 3 ст. 6.3 КоАП РФ будет незаконным, поскольку, самое главное, официально не введен карантин, чего требует та же самая часть 3 статьи 6.3 КоАП РФ.
Те же действия (бездействие), совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина),
Официально карантин не введен, поэтому получается некий правовой «вакуум» — наказывают за несоблюдение того, чего нет.
Вообще, само понятие «карантин» закреплено в ст. 31 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 N 52-ФЗ
Ограничительные мероприятия (карантин) вводятся в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, на территории Российской Федерации, территории соответствующего субъекта Российской Федерации, муниципального образования, в организациях и на объектах хозяйственной и иной деятельности в случае угрозы возникновения и распространения инфекционных заболеваний.
Те меры, которые сейчас приняты в регионах (так называемая «самоизоляция», «режим повышенной готовности») — это не карантин.
Существует даже отдельный перечень инфекционных заболеваний, при угрозе возникновения и распространения которых вводятся ограничительные мероприятия (карантин). Данный перечень утвержден постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.01.2008 N 3 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.4.2318-08» .
Коронавируса COVID-19 там нет.
Добрый день.
Откровенно говоря хаос в головах, в том числе и юристов.
В силу ст. 55 Конституции РФ
Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В свою очередь в силу ст. 10 ФЗ от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»
Граждане обязаны:
выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц;
К числу таких требований относятся предписания главного санитарного врача РФ.
Обратимся к
Информации Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 4 февраля 2020 г. “Об обязательности исполнения предписаний должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, при проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий по недопущению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV”
При угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний должностные лица, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, на основании статьи 50 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 31 января 2020 года N 3 имеют право требовать и давать обязательные для исполнения в установленные сроки предписания о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, медицинского наблюдения, медицинского обследования, изоляции и (или) госпитализации, а также о выполнении работ по дезинфекции, дезинсекции и дератизации в очагах инфекционных заболеваний, на территориях и в помещениях, где имеются и сохраняются условия для возникновения или распространения инфекционных заболеваний.
Неповиновение законному требованию должностного лица органа, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, влечет административную ответственность по части 1 статьи 19.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В свою очередь, в постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18.03.2020 г. № 7 «Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019»
отмечено, что
1. Высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации (руководителям высшего исполнительного органа государственной власти субъектов Российской Федерации):
1.1. Обеспечить изоляцию всех лиц, прибывающих на территорию Российской Федерации, продолжительностью 14 календарных дней со дня их прибытия.
1.2. При организации изоляции обеспечить её осуществление в домашних условиях (при наличии возможности), в случае отсутствия такой возможности организовать изоляцию в условиях обсерватора.
А также
В силу
Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 02.03.2020 N 5 (ред. от 13.03.2020) «О дополнительных мерах по снижению рисков завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)» (Зарегистрировано в Минюсте России 02.03.2020 N 57643)
1. Высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации (руководителям высшего исполнительного органа государственной власти субъектов Российской Федерации):
1.2. С учетом складывающейся эпидемиологической ситуации в регионе и прогноза ее развития своевременновводить ограничительные мероприятия.
Таким образом, предписано введение ограничительных мер, но каких-именно не указано, что предполагает передачу данного вопроса на откуп региональным властям.
Причем по смыслу ст. 31 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»
2. Ограничительные мероприятия (карантин) вводятся (отменяются) на основании предложений, предписаний главных государственных санитарных врачей и их заместителей решением Правительства Российской Федерации или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, а также решением уполномоченных должностных лиц федерального органа исполнительной власти или его территориальных органов, структурных подразделений, в ведении которых находятся объекты обороны и иного специального назначения.
3. Порядок осуществления ограничительных мероприятий (карантина) и перечень инфекционных заболеваний, при угрозе возникновения и распространения которых вводятся ограничительные мероприятия (карантин), устанавливаются санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
И учитывая, что
3. Порядок осуществления ограничительных мероприятий (карантина) и перечень инфекционных заболеваний, при угрозе возникновения и распространения которых вводятся ограничительные мероприятия (карантин), устанавливаются санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Во внимание принимается
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 16.12.2013 N 65
«Об утверждении СП 3.1/3.2.3146-13» согласно которому
2.7.В случае опасности распространения инфекционных болезней в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации на территории Российской Федерации и отдельных субъектов Российской Федерации, в городских и сельских населенных пунктах, в организациях и на объектах хозяйственной и иной деятельности вводятся меры, предусматривающие особые условия и режимы хозяйственной и иной деятельности, ограничение передвижения населения, транспортных средств, грузов, товаров и животных (карантин).
Таким образом, ограничение передвижения введенное губернатором края законно.
За нарушение режима «самоизоляции» (такого определения я не нашел) предусмотрен протокол и далее штраф от 15 до 40 т.р. В протоколе описано нарушение «в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения» по административному кодексу РФ.Вячеслав
Однако при этом, в силу ст. 10 ФЗ от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»
Граждане обязаны:
выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц;
Такие нормы в виде предписания главного санитарного врача РФ были приняты до принятия соответствующих норм КоАП РФ о введении ответственности. Именно несоблюдение данных предписаний, а также существующих норм, в том числе и требований
«Международных медико-санитарных правил (2005 г.)»
(Приняты в г. Женеве 23.05.2005 Резолюцией WHA58.3 на 8-ом пленарном заседании 58-ой сессии Всемирной ассамблеи здравоохранения)
которые в силу ст. 15 Конституции РФ — имеют большую юридическую силу, чем национальное законодательство РФ
и предполагает возможность привлечения к ответственности.
Говорить о режиме ЧС и военном положении нет оснований, поскольку они не введены.
А вот нарушение санитарно-эпидемиологических норм имеет место. Просто дело в том, что юристы особо данные нормы не трогают, узко ограничиваясь тем, что должен быть введен режим ЧС (вопрос кому он должен и кому обещали его ввести не понятно).
Здравствуйте!
В данном случае, в силу неоднозначности ситуации и необходимости введения повышенных мер готовности к борьбе с вирусной инфекцией Президент России свои указом определяет порядок действий.
Согласно, Конституции России, статья 90:
2.Указы и распоряжения Президента Российской Федерации обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации.
Но, в тоже время:
3. Указы и распоряжения Президента Российской Федерации не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам.
В данном случае, только Конституционный Суд России сможет определить в какой мере Указ Президента противоречит законам Российской Федерации. Подобная практика уже была в деятельность КС РФ. Полагаю, что КС РФ при поступлении данного запроса может вынести решение, что Указ Президента был принят в пределах конституционных полномочий Президента Российской Федерации.
К сожалению, скорее всего так и будет. ОБжаловать по существу вряд ли выйдет, если при составлении документов не было составлено каких либо нарушений
То есть как видите, такие ограничен я должны быть предусмотрены федеральным законом, чего в нашем рассматриваемом случае не имеется