8 499 938-65-20
Мы — ваш онлайн-юрист 👨🏻‍⚖️
Объясним пошагово, что делать в вашей ситуации. Разработаем документы и ответим на любой вопрос, даже самый маленький.

Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
1400 ₽
Вопрос решен

Можно ли оспорить решение совета депутатов о запрете ведения видеосъемки без разрешения председателя в суде?

О запрете ведения видеосъемки на открытом заседании представительного органа.

Добрый день!

Являюсь депутатом представительного органа одного маленького городка. Планировал раскрывать свою деятельность, в том числе, выкладывая записанные ролики с заседания. Ранее в регламенте СД этот вопрос не был ни коим образом затронут. Принес на одно из заседаний камеру, открыто ее поставил на стол, не скрывая. В процессе заседания ни единого вопроса по данному девайсу не было. После заседания также. Однако, позже, в другой день, председатель у меня уточнила, была ли это камера, и велась ли съемка. Я ответил положительно, на что получил ответ, что незаконно вести съемку без предупреждения. И на мои возражения, что заседание наше открыто, и мы являясь депутатами, являемся представителями местной власти и публичными лицами ее не убедили. Следом, к следующему заседанию вносятся поправки в регламент: "Проведение фото-, видео- и телесъемки, запись хода заседания Совета депутатов на диктофон, использование других технических средств на заседании гражданами и депутатами, присутствующими на заседании Совета депутатов, допускается только с разрешения председательствующего;" ну а на мой немой вопрос что происходит, председатель сказала, что не видит необходимости в проведении видеосъемки на заседании. Чтоб потом это видео не было искажено и не показывала депутатов не в лучшем свете. При этом, стенограмма заседания не ведется, аудио/видео трансляция также. И все устные обсуждения на заседании, задаваемые вопросы в протокол решений естественно не попадают, и остаются за стенами зала заседаний.

На мой взгляд, если работа представительного органа основывается на принципах гласности, внедряется и ведется политика открытого правительства, депутаты на открытых заседаниях могут беспрепятственно сниматься на видеокамеру.

Вопрос:

1. Какой шанс оспорить данное решение СД в суде?

2. Могу ли я вести съемку на заседаниях совета, и что мне могут сделать, если я откажусь убирать видеокамеру?

Показать полностью
  • ot__29.05.2019___-__81______________.____g._Vyazem_1 (1) (1)
    .doc
, Иван, г. Хабаровск
Екатерина Довгопол
Екатерина Довгопол
Юрист, г. Курган

Добрый день, Иван.

Считаю, что положение регламента о фактическом запрете видео-, фото- съемки противоречит положениям ст. 4 ФЗ  «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» от 09.02.2009 N 8-ФЗ, в силу которой

1) открытость и доступность информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом;

3) свобода поиска, получения, передачи и распространения информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления любым законным способом;

Таким образом, спорное положение регламента возможно оспорить в судебном порядке в соответствии с главой 21 КАС РФ. 

Требование согласия председателя фактически означает запрет на съемку, поскольку, как ясно, согласия не будет. 

Административное исковое заявление необходимо подавать в Хабаровский краевой суд (исходя из ч. 1 ст. 20 КАС РФ). 

 краевой суд рассматривает в качестве суда первой инстанции административные дела:
2) об оспаривании нормативных правовых актов представительных органов муниципальных образований
0
0
0
0

Также отмечу, что Регламент Совета депутатов городского поселения   «Город   Вяземский» Вяземского муниципального района Хабаровского края,  утвержденный решением Совета депутатов от 25.12.2013 № 44, является нормативным правовым актом, регламентирующим правоотношения по деятельности совета депутатов. 

Регламент принимается в соответствии с Федеральным  законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Уставом городского поселения «Город Вяземский», Положением Совета депутатов, а потому содержит нормы права, обязательные для применения. 

Таким образом, положения регламента можно оспорить в судебном порядке (исходя из 21 КАС РФ). 

В иске необходимо просить признать недействительными положения п. 5 ст. 34 главы 4 Решения Совета депутатов от 29.05.2019 № 81.                

0
0
0
0

Конкретные требования к административному исковому заявлению указаны в ст. 125 КАС РФ. 

Перечень документов к иску указан в ст. 126 КАС РФ. 

Размер госпошлины составит 300 руб. (исходя из п. 6 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ). 

0
0
0
0
Алексей Байкалов
Алексей Байкалов
Юрист, г. Курган

Иван, добрый день.

Вы можете просить в судебном порядке признать недействительными как противоречащие положениям ФЗ  «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» положения  п. 5 ст. 34 главы 4 Решения Совета депутатов от 29.05.2019 № 81, в силу следующего.

Положение регламента о требовании получать согласие на видео-, фото- съемку противоречит ст. 4 ФЗ  «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» от 09.02.2009 N 8-ФЗ, согласно которой 

Основными принципами обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления являются:

1) открытость и доступность информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом;

Поэтому подавайте административный иск от своего имени в Хабаровский краевой суд в порядке главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" от 08.03.2015 N 21-ФЗ. 

В силу ч. 1 ст. 20 КАС РФ 

краевой суд рассматривает в качестве суда первой инстанции административные дела:
2) об оспаривании нормативных правовых актов представительных органов муниципальных образований

0
0
0
0
Юрий Колковский
Юрий Колковский
Юрист, г. Екатеринбург
рейтинг 8.3
Эксперт
1. Какой шанс оспорить данное решение СД в суде?

Иван

Здравствуйте. Шансы на оспаривание данного нормативного акта достаточно высоки, поскольку видеосъемка заседания местного совета депутатов может производиться без получения специального разрешения, поскольку видеосъемка депутатов не нарушает условия ст. 152 ГК РФ.

Вот к примеру разъяснение Пленума Верховного Суда РФ в постановлении от 23.06.2015 N 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»

44. Без согласия гражданина обнародование и использование его изображения допустимо в силу подпункта 1 пункта 1 статьи 152.1 ГК РФ, то есть когда имеет место публичный интерес, в частности если такой гражданин является публичной фигурой (занимает государственную или муниципальную должность, играет существенную роль в общественной жизни в сфере политики, экономики, искусства, спорта или любой иной области), а обнародование и использование изображения осуществляется в связи с политической или общественной дискуссией или интерес к данному лицу является общественно значимым.

Что касается общественного интереса, то также имеется указание на этот счет:

К общественным интересам следует относить не любой интерес, проявляемый аудиторией, а, например, потребность общества в обнаружении и раскрытии угрозы демократическому правовому государству и гражданскому обществу, общественной безопасности, окружающей среде.
Судам необходимо проводить разграничение между сообщением о фактах (даже весьма спорных), способным оказать положительное влияние на обсуждение в обществе вопросов, касающихся, например, исполнения своих функций должностными лицами и общественными деятелями, и сообщением подробностей частной жизни лица, не занимающегося какой-либо публичной деятельностью

Ну и естественно уже упомянутый коллегой п. .3 ч.4 ст.8 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»

4. Не может быть ограничен доступ к:
3) информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также об использовании бюджетных средств (за исключением сведений, составляющих государственную или служебную тайну);

Под ограничением доступа понимается постановка права на видеосъемку в зависимость от чьего-либо решения. В данном случае — от председательствующего. Т.е. такая норма является незаконной и будет подлежать отмене в случае, если любое лицо обратится в суд в порядке КАС РФ. Кроме того можно обратиться в прокуратуру, которая принесет протест на нарушение законодательства данным актом и потребует его изменить в этой части.

2. Могу ли я вести съемку на заседаниях совета, и что мне могут сделать, если я откажусь убирать видеокамеру?

Иван

Таким образом Вы вправе вести съемку, а действия лиц, которые будут препятствовать этому могут квалифицироваться как самоуправство (ст. 19.1 КоАП РФ). 

2
0
2
0
Юлия Павлюк
Юлия Павлюк
Адвокат, г. Калуга
рейтинг 7.2

Здравствуйте!

Я считаю, что обжаловать регламент со ссылкой на Федеральный закон № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» не получится, так как указанный закон не предполагает возможность самостоятельного создания информации о деятельности представительного органа. Такая информация может создаваться только самим представительным органом (в том числе через СМИ).

Этот вывод следует из определения используемой в законе терминологии 

1) информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления — информация (в том числе документированная), созданная в пределах своих полномочий государственными органами, их территориальными органами, органами местного самоуправления или организациями, подведомственными государственным органам, органам местного самоуправления (далее — подведомственные организации), либо поступившая в указанные органы и организации. К информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления относятся также законы и иные нормативные правовые акты, а к информации о деятельности органов местного самоуправления — муниципальные правовые акты, устанавливающие структуру, полномочия, порядок формирования и деятельности указанных органов и организаций, иная информация, касающаяся их деятельности;

То есть информация собранная депутатом самостоятельно, без наделения его от имени представительного органа такими полномочиями, не может являться информацией о деятельности городского Совета депутатов в контексте Федерального закона № 8-ФЗ.

Вопросы организации деятельности представительного органа, в том числе порядок проведения заседаний определяется коллегиально специальным муниципальным правовым актом, как правило, этот документ называется регламентом.

3. Представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, решение об удалении главы муниципального образования в отставку, а также решения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования и по иным вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования. 

Учитывая, что депутаты вашего представительного органа приняли такое решение в установленном порядке, оно является обязательным, даже если вы голосовали против него.

Свою деятельность депутат вправе освещать через СМИ, встречи с избирателями — существует достаточное количество форм реализации своих полномочий и доведения информации до избирателей. 

0
0
0
0

Добрый день, Виталий.

Вопрос на самом деле очень интересный и спорный с точки зрения правоприменения. 

0
0
0
0

Возвращаясь к Федеральному закону № 8-ФЗ — им четко установлено, что для обеспечения доступа к информации о деятельности органа регламентом определяются специальные структурные подразделения, то есть, говоря простыми словами, о работе представительного органа вправе писать пресс-служба либо информация должна исходить от нее

Статья 9. Организация доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления

2.Государственные органы, органы местного самоуправления в целях организации доступа к информации о своей деятельности определяют соответствующие структурные подразделения или уполномоченных должностных лиц. Права и обязанности указанных подразделений и должностных лиц устанавливаются регламентами государственных органов и (или) иными нормативными правовыми актами, регламентами органов местного самоуправления и (или) иными муниципальными правовыми актами, регулирующими деятельность соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления.

Выводы судебной практики построены именно на таком истолковании Федерального закона № 8-ФЗ (см., например, Апелляционное определение Ставропольского краевого суда от 15.10.2013 по делу N 33А-900/2013)

Поскольку Регламент представительного органа местного самоуправления по сути представляет собой порядок работы представительного органа местного самоуправления, то орган местного самоуправления вправе самостоятельно определять процедуру своего заседания.
0
0
0
0
Похожие вопросы
Защита прав потребителей
Подскажите, можно ли по ст.14.8 ч2 коап - включение в договор условий, ущемляющих права потребителя обратиться
Подскажите, можно ли по ст.14.8 ч2 коап - включение в договор условий, ущемляющих права потребителя обратиться сразу в суд, если на претензию толком не ответили, а точнее ответили глупостью или сначала нужно в роспотребнадзор, а только потом в суд или сразу можно в суд?
, вопрос №4106929, Александр, г. Калининград
700 ₽
Интернет и право
Здравствуйте, как можно привлечь к ответственности человека ( блогера) который без моего разрешения снимал
Здравствуйте, как можно привлечь к ответственности человека ( блогера) который без моего разрешения снимал видео моей машине в подземном паркинге жилого дома , а потом выложил видео в своем телеграмм канале .
, вопрос №4106835, Лариса, г. Курск
686 ₽
Вопрос решен
Наследство
Могла ли она оформить дарственную без моего ведома, и можно ли теперь её оспорить?
Здравствуйте, такая ситуация случилась. Я собственник в квартире, в ней живет только моя бабушка (у неё есть сын и дочь, мой крёстный и моя мама), которая является в ней собственником. 5 лет назад она оформила дарственную на моего крёстного (её сына), который в этой квартире просто прописан, но не живёт там. Я об этом узнал только сейчас. Могла ли она оформить дарственную без моего ведома, и можно ли теперь её оспорить?
, вопрос №4106796, Владислав, г. Таганрог
Алименты
Переводил алименты бывшей жене и не указывал что это алименты, можно ли доказать что это алименты, если жена сейчас подала в суд на то что от меня ничего не получала?
Переводил алименты бывшей жене и не указывал что это алименты, можно ли доказать что это алименты, если жена сейчас подала в суд на то что от меня ничего не получала?
, вопрос №4105996, Денис, г. Москва
Дата обновления страницы 26.02.2020