Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
Куда следует обратиться, если коллекторы нарушают законы?
Здравствуйте! У меня такая проблема: у меня есть небольшой долг по кредиту в МФО, она откуда-то взяли номер моей мамы, сказали якобы я им его дала, хотя это не так. Названивают постоянно, грубят, хамят, угрожают. Маме 62 года, у неё больное сердце и постоянные приставы от их оскорблений. Подскажите как действовать в данной ситуации, какие законы они нарушают и куда обращаться с жалобой. Заранее спасибо
Доброго времени суток, Ольга!
Формально согласно ч. 5 ст. 4 ФЗ от 3 июля 2016 года № 230-ФЗ «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон» (далее — № 230-ФЗ) взаимодействие с третьим лицом (т.е. вашей мамой) с целью возврата просроченной задолженности может быть предусмотрено соглашением между вами и МФО и осуществляться только с согласия должника и если третьим лицом не выражено несогласие на осуществление с ним взаимодействия.
Учитывая тот факт, что не Вы не Ваша мама не давали согласие на согласия на использование персональных данных третьих лиц (вашей мамы), то тут можно усмотреть нарушение ч. 7 ст. 14 и ч. 3 ст. 18 ФЗ № 152-ФЗ от 27 июля 2006 года «О персональных данных» (далее - № 152-ФЗ). А это в свою очередь может являться основанием для привлечения к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.57 КоАП РФ.
Теперь далее. Во-первых нужно точно знать кто совершает указанные звонки. В данном случае ваша МФО может сама иметь отдел по взысканию задолженности либо она заключила агентский договор с коллекторским агентством с целью взаимодействия с должником для взыскания задолженности (продажу долга по договору цессии не рассматриваем, так как обычно используются эти два вышеуказанных варианта). В любом случае в силу п. 4 ст. 7 № 230-ФЗ они обязаны сообщить фамилию, имя и отчество (при наличии) либо наименование кредитора, а также лица, действующего от его имени и (или) в его интересах. Если этого не происходит, то это уже нарушение действующего законодательства. Здесь возникает один из важных и пожалуй основных моментов вашего взаимодействия с ними, а именно вы должны его фиксировать. Это будет вашей доказательственной базой. Фиксируйте номера с которых они звонят, что бы потом по распечатке звонков можно было определить кому принадлежит номер, с какой периодичностью они звонили, как они с вами общались и т.д. По хорошему я бы вам настоятельно рекомендовал установить на телефон соответствующее приложение и записывать разговоры с ними. Если телефон вашей мамы, то лучше купить ей сим карту и уведомить ее контакты о переходе на новый номер, а самой переставить сим-карту и записывать все разговоры с ними. Это очень важно.
В силу ст. 5 № 230-ФЗ они не могут звонить в
1) в рабочие дни в период с 22 до 8 часов и в выходные и нерабочие праздничные дни в период с 20 до 9 часов по местному времени по месту жительства или пребывания должника, известному кредитору и (или) лицу, действующему от его имени и (или) в его интересах;
2) общим числом:
а) более двух раз в сутки;
б) более четырех раз в неделю;
в) более шестнадцати раз в месяц.
К тому же если в диалоге используются угрозы, мат и т.д. Все это является основанием для привлечения к административной ответственности по ст. 14.57 КоАП РФ.
Теперь по поводу компетентного органа управомоченного рассматривать жалобы в данной сфере отношений. В данном случае с жалобой можно обратиться в Федеральную службу судебных приставов России (регулятор взыскателей) и в НАПКА (ассоциация коллекторских агенств). Это можно сделать через интернет: приставы - http://fssprus.ru/form/, Непосредственно по защите персональных данных может также помочь РОСКОМНАДЗОР — http://pd.rkn.gov.ru/public-recourses/. Также если есть непосредственные угрозы можно обратится в полицию. Подавать лучше во все инстанции.
Кроме того есть еще один интересный момент. В случае если с момента возникновения задолженности прошло 4 месяца, то вы можете обратится к МФО и коллекторскому агентству с заявлением об отказе от взаимодействия. В данном случае направив по почте заказным письмом с уведомлением о вручении либо путем вручения заявления под расписку уполномоченному лицу кредитора или лицу, действующему от его имени и (или) в его интересах (коллекторы). В случае получения такого уведомления кредитор и (или) лицо, действующее от его имени и (или) в его интересах, не вправе осуществлять направленное на возврат просроченной задолженности взаимодействие с должником способами, предусмотренными соглашением, т.е. звонить они перестанут, но сообщения отправлять могут.
Если подытожить, то в данном случае существует много оснований по которым можно их привлечь к ответственности. Например, если они привлекли коллекторов для взаимодействия с вами направленное на взыскание задолженности, они обязаны были вас в течении 30 рабочих дней уведомить об этом способом предусмотренным соглашением или заказным письмом с уведомлением. Если этого не сделали это тоже нарушение. В вашем случае, нужно составить грамотную жалобу от имени вашей мамы, например, о том, что она будучи субъектом персональных данных не давала согласия на их обработку. Даже если вы и сообщили где-то о них, то они как новые операторы по отношению к третьим лицам (мама) должны были приняв на себя обязанность по хранению, обработке и использованию персональных данных в качестве нового оператора персональных данных по отношению к третьим лицам, уведомить ее о их получении, и соблюсти нормы ч. 3 ст. 18 № 152-ФЗ. Вы в свою очередь также можете направить жалобу от своего имени о том, что Вы не давали согласия на осуществление направленного на возврат его просроченной задолженности взаимодействия с третьим лицом, предусмотренного п.1 ч. 5 ст. 4 № 230-ФЗ. Также обращайте внимание на частоту и время звонков и иных сообщений, не превышен ли лимит и не совершены ли они в неустановленное время. Здесь вы можете легко создать\войти в личный кабинет на сайте телефонного оператора и заказать выписку звонков. По поводу угроз и психологического давления, то необходимо записывать их разговоры, скачайте приложение на телефон. Жалобы подавайте в ФССП РФ и РОСКОМНАДЗОР. Самое главное привлечь их к административной ответственности, далее при вступившем в законную силу постановлении о привлечении к административной ответственности, можно будет подать в суд о взыскании убытков и возмещении морального вреда. Данное постановление будет безусловным основанием для удовлетворения ваших требований. Смотрите также на то какие лекарства пила ваша мама и иные затраты связанные с ее здоровьем, обращалась ли к врачу, по хорошему иметь бы медицинские документы о ее состоянии здоровья. Все это потом можно будет использовать в суде.
Удачи, Вам.
С уважением!
Также хотелось бы дополнить. Вот здесь форма заявления об отказе от взаимодействия с ними http://fssprus.ru/2499272/, можно его направить в МФО и коллекторам. Тогда они перестанут звонить Вам. Но отправить его можно будет только в том случае если с момента возникновения задолженности прошло 4 месяца. Хочу повторится, еще раз внимательно посмотрите договор, вдруг там есть пункт о согласии должника на осуществление направленного на возврат его просроченной задолженности взаимодействия с третьим лицом.
Спасибо вам большое за помощь!