Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
Отсутствие справки, подтверждающей право на обучение от командира
для военнослужащих, не имеющих воинского звания офицера, разработаны Правила реализации права военнослужащих, проходящих военную службу по контракту (за исключением офицеров), непрерывная продолжительность военной службы по контракту которых составляет не менее трех лет, на обучение по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального образования и высшего образования, а также на подготовительных отделениях федеральных государственных образовательных организаций высшего образования за счет средств федерального бюджета с освоением образовательных программ по очно-заочной или заочной форме обучения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2014 года № 1155.
Учебные отпуска предоставляются таким военнослужащим при получении образования соответствующего уровня впервые, а также при направлении на обучение федеральным органом исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба.
В то же время встречаются случаи поступления на военную службу граждан Российской Федерации, не имеющих воинского звания офицера и непрерывной продолжительности военной службы более трех лет, которые на момент поступления на военную службу по контракту уже обучаются по образовательным программамза счет средств федерального бюджета или на договорной (коммерческой) основе, либо случаи, когда они начинают обучениепо образовательным программамне за счет средств федерального бюджета, а на договорной (коммерческой) основе.
Федеральные законы № 273-ФЗ и № 76-ФЗ не запрещают таким гражданам поступать на военную службу по контракту, а затем будучи военнослужащими, – обучаться на договорной (коммерческой) основе, однако не определяют порядок предоставления им учебных отпусков.
Несообщение о поступлении на обучение в образовательную организацию не является основанием для отказа в предоставлении учебных отпусков (при условии, что образование военнослужащим получается впервые), за исключением участия военнослужащего в учениях, походах кораблей и других мероприятиях (перечень установлен в федеральных органах исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба), а также в случае направления военнослужащего, обучающегося в образовательной организации, в служебную командировку продолжительностью свыше трех месяцев, в том числе для участия в миротворческих и контртеррористических операциях. При этом командиром воинской части военнослужащему выдается справка, которая вместе с личным заявлением является основанием для переноса времени прохождения промежуточной (итоговой) аттестации либо предоставления в установленном порядке академического отпуска.
Начальник управления кадров
Главной военной прокуратуры
генерал-майор юстиции
И. Триполев ■
А а вот позиция суда
Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2014 года № 1155 утверждены Правила реализации права военнослужащих, проходящих военную службу по контракту (за исключением офицеров), непрерывная продолжительность военной службы по контракту которых составляет не менее 3 лет, на обучение по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального образования и высшего образования, а также на подготовительных отделениях федеральных государственных образовательных организаций высшего образования за счёт средств федерального бюджета с освоением образовательных программ по очно-заочной или заочной форме обучения (далее — Правила).
Как следует из пп. «а» п. 9 Правил, военнослужащим, поступившим в образовательные организации высшего образования на обучение по имеющим государственную аккредитацию программам бакалавриата, программам магистратуры или программам специалитета по очно-заочной и заочной формам обучения и успешно осваивающим эти программы, предоставляются учебные отпуска для прохождения, в том числе промежуточной аттестации.
При этом, как видно из п. 5 Правил, документом, подтверждающим право военнослужащего на учебные отпуска и другие социальные гарантии, является справка-вызов.
Вместе с тем, как усматривается из п. 6 Правил, учебные отпуска и другие социальные гарантии предоставляются военнослужащим при получении образования соответствующего уровня впервые, а также военнослужащим, направленным на обучение федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба.
Однако, при этом, согласно п. 2 Правил, документом, подтверждающим право военнослужащего на обучение в образовательных организациях, является справка о праве военнослужащего на обучение, выдаваемая командиром воинской части, в которой военнослужащий проходит военную службу.
В судебном заседании административный истец пояснил, что поступил в образовательное учреждение по личной инициативе, обучается за счёт собственных средств, справку установленного образца о праве военнослужащего на обучение он не получал и в интересах военной службы на обучение не направлялся.
Таким образом, из приведенных выше правовых норм следует, что справка о праве военнослужащего на обучение, выдаваемая командиром, подтверждает его право на обучение за счёт средств федерального бюджета, на получение учебных отпусков и других социальных гарантий, связанных с обучением. Отсутствие такой справки не лишает военнослужащего права на получение образования, однако в этом случае командование не несет обязанности по обеспечению условий реализации права на получение образования и, в частности, по предоставлению учебных отпусков.
Делая такой вывод, военный суд также учитывает, что согласно п. 5 и 7 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 10 ноября 2007 года № 1495, военная служба — это особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами в Вооруженных Силах Российской Федерации, при этом военнослужащие обладают правами и свободами человека и гражданина с некоторыми ограничениями, установленными федеральными конституционными законами и федеральными законами.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 175-180 и 227 КАС РФ,
решил:
В удовлетворении административного искового заявления военнослужащего войсковой части № Коваева об оспаривании действий командиров войсковых частей № и №№, связанных с отказом в предоставлении учебного отпуска, — отказать.
И как быть?
Добрый день.
В данном случае исходить надо из позиции КС РФ, которая изложена в частности в Определении Конституционного Суда РФ от 27.06.2017 N 1234-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Галиева Альберта Рашитовича на нарушение его конституционных прав абзацем вторым пункта 2 статьи 19 Федерального закона „О статусе военнослужащих“
Законодатель, действуя в рамках предоставленной ему дискреции, закрепил в абзаце втором пункта 2 статьи 19 Федерального закона „О статусе военнослужащих“ право военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, на обучение по программам среднего профессионального образования и высшего образования, а также на подготовительных отделениях федеральных государственных образовательных организаций высшего образования, поставив реализацию данного права в зависимость от непрерывной продолжительности военной службы по контракту (не менее трех лет).
непрерывная служба по контракту более трех лет, вопрос в отсутствии справки (Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2014 года № 1155 пункт 2 ) подтверждающей право военнослужащего на обучение в образовательных организациях, является справка о праве военнослужащего на обучение, выдаваемая командиром воинской части, в которой военнослужащий проходит военную службу.
непрерывная служба по контракту более трех лет, вопрос в отсутствии справки (Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2014 года № 1155 пункт 2 ) подтверждающей право военнослужащего на обучение в образовательных организациях, является справка о праве военнослужащего на обучение, выдаваемая командиром воинской части, в которой военнослужащий проходит военную службу.