Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
Требование к директору, который уволился по собственному желанию
Директор ООО с единственным учредителем уволился по собственному желанию, уведомив учредителя и через месяц зерегистрировал свое увольнение в налоговой. В течение месяца учредитель не назначил нового директора и не принял документы у старого. уже после регистрации заявления на увольнение в налоговой, учредитель обратился к бывшему директору с угрозами суда и требованием предоставить документы. Предприятие последние 2 года деятельности не вело. Р/с закрыт Имеет ли право учредитель требовать документы в этом случае, и нужно ли бывшему директору что-то отдавать. Учредителем в основание требований приводится Приказ Минкультуры от 25.08.2010 №558
Уважаемый Андрей, здравствуйте!
Все зависит от того, где в настоящее время фактически находятся документы — если они по-прежнему в распоряжении прежнего директора ООО, то он, разумеется, обязан передать их, но не учредителю, а новому директору. Учредитель не имеет полномочий требовать передачи ему документов ООО, так как они являются собственностью данного ООО. Знакомиться — пожалуйста, а вот изымать их у директора — не имеет права.
Согласно п. 1 ст. 44 Закона об ООО единоличный исполнительный орган общества при осуществлении ими прав и исполнении обязанностей должен действовать в интересах общества добросовестно и разумно.
При этом на основании п. 1 ст. 50 Закона об ООО общество обязано хранить документы, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, уставом общества, внутренними документами общества, решениями общего собрания участников общества, совета директоров (наблюдательного совета) общества и исполнительных органов общества.
Таким образом, к числу обязанностей бывшего руководителя ООО относится обеспечение сохранности всех документов, касающихся деятельности этого ООО, а также передача этих документов вновь избранному руководителю.
Это подтверждается судебной практикой:
Например, постановления: Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 12.02.2018 N Ф08-10149/17 по делу N А32-44634/2016, Арбитражного суда Уральского округа от 26.05.2016 N Ф09-2863/16 по делу N А60-28168/2015, Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.08.2017 N 17АП-7795/17.
Также ООО обязано вести бухгалтерский учет в соответствии с Законом N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». Ведение бухгалтерского учета и хранение документов бухгалтерского учета организуются руководителем экономического субъекта. При смене руководителя организации должна обеспечиваться передача документов бухгалтерского учета организации. Порядок передачи документов бухгалтерского учета определяется организацией самостоятельно.
Как правило, документы передаются по акту приема-передачи.
Если Вы получите от нового директора данного ООО требование о передаче ему документов, то Вы обязаны будете это сделать, иначе с Вас их могут истребовать в судебном порядке.
(см., например, постановления Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 22.08.2017 N Ф01-2613/17 по делу N А82-1266/2016 и от 15.06.2017 N Ф01-2082/17 по делу N А79-4060/2016).
Ссылка учредителя на Приказ Минкультуры от 25.08.2010 №558 необоснованна, так как данный приказ не содержит требований передать документы ООО по требованию его учредителя.
С уважением, Артемьев Роман
P.S. При возникновении других вопросов или необходимости в подготовке документов - обращайтесь в чат к юристу.
Здравствуйте, Андрей. Согласно п.1 ст. 50 ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»
общество обязано хранить документы, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, уставом общества, внутренними документами общества, решениями общего собрания участников общества, совета директоров (наблюдательного совета) общества и исполнительных органов общества.
В силу п. 4 ст. 32 указанного ФЗ, такая обязанность лежит на единоличном исполнительном органе, т.е. директоре. Однако, у участника общества нет полномочий по получению и истребованию документов общества, максимум, участник может ознакомиться с документами общества если подаст Вам запрос в порядке п.2, п.3 ст. 50 данного ФЗ http://www.consultant.ru/docum...
Приказ Минкультуры от 25.08.2010 №558 не дает участнику общества полномочий по истребованию документов Общества. Если в ООО будет назначен новый директор и именно он предъявить Вам такое требование, то тогда Вы обязаны будете передать имеющиеся документы Общества новому директору. Такая обязанность подтверждается и судебной практикой:
Удовлетворяя требования общества об обязании Юрина В.А. предоставить документы, суд первой инстанции, с выводами которого согласились суды апелляционной инстанции и округа, руководствуясь положениями пункта 4 статьи 32, статьи 40, пункта 1 статьи 44, статьи 50 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», пункта 4 статьи 29 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», исходил из того, что Юрин В.А. до 10.01.2018 являлся директором общества и был обязан организовать хранение бухгалтерской отчетности и иной документации, необходимой для осуществления руководства текущей деятельности общества, которая подлежала передаче новому директору общества, однако доказательств исполнения данной обязанности ответчик не представил. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВС РФ от 28 марта 2019 г. N 306-ЭС19-1282
необходимо выяснить где по факту находятся документы общества, если старый директор их он передал, необходимо направить учредителю письменнно уведомление о готовности передать документы новому директору, а также о готовности представить документы учредителю для ознакомления. Если не направить такого уведомления, учредитель скорее всего обратиться в суд за предоставлением документов.