8 499 938-65-20
Мы — ваш онлайн-юрист 👨🏻‍⚖️
Объясним пошагово, что делать в вашей ситуации. Разработаем документы и ответим на любой вопрос, даже самый маленький.

Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
589 ₽
Вопрос решен

Можно ли изменить ВРИ земельного участка для садоводства на обслуживание автотранспорта 4.9

Есть земельный участок площадью 1059 в СНТ с категорией земли сельскохозяйственного назначения с ВРИ- для садоводства. Есть сведения из ИСОГД Новосибирского района Новосибирской области с Условно разрешенными видами включая обслуживание автотранспорта 4.9 на который хотим поменять. Подали декларацию в МФЦ пришло приостановление дела. Кроме этого председатель СНТ подал иск в суд на нас о сносе нашей недостроенной постройки.

Вопрос: Есть на практике положительное решение по таким делам? И что делать дальше в такой ситуации?

  • 1 стр
    .jpeg
  • 2стр
    .jpeg
  • 3 стр
    .jpeg
, Ольга, г. Новосибирск
Иван Овчинников
Иван Овчинников
Юрист, г. Горно-Алтайск

Здравствуйте Ольга! 

К сожалению в данном случае изменить вид разрешенного использования не представляется возможным, что подтверждено судебной практикой согласно которой изменение разрешенного использования земельных участков сельскохозяйственного назначения, представленных сельскохозяйственными угодьями на «Для ведения дачного хозяйства», т.е. для целей, не связанных с сельскохозяйственным производством, возможно только после изменения категории земель (Определение Конституционного Суда РФ от 23 июня 2015 г. № 1295-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы граждан Бокаревой Тамары Петровны, Фроловой Риммы Хафизовны и Юсуповой Ирины Иннокентьевны на нарушение их конституционных прав рядом положений Земельного кодекса Российской Федерации, Градостроительного кодекса Российской Федерации, федеральных законов «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» и «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 10 марта 2016 г. № Ф09-1412/16 по делу № А07-18948/2015; Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 16 января 2014 г. № ВАС-19349/13 «Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации»; Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 16 января 2014 г. № ВАС-19329/13 «Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации»;  Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 1 июня 2015 г. № 18АП-5100/15; Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 6 июня 2014 г. № 18АП-5603/14; Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 8 октября 2014 г. № Ф09-6224/14 по делу № А76-28440/2013 и другие).

0
0
0
0

Позиция судов сводится к следующему. 

Кадастровый учет в силу ч. 1 ст. 16 Закона о государственном кадастре недвижимости осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в п. 7, 9, 11 — 21.1, 25 — 30 ч. 2 ст. 7 данного закона сведений об объекте недвижимости, к числу которых относится разрешенное использование, если объектом недвижимости является земельный участок.
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 26 вышеназванного закона, осуществление кадастрового учета приостанавливается в случае, если не представлены необходимые для кадастрового учета документы, за исключением случаев, если согласно данному закону такие документы или сведения, содержащиеся в них, могут запрашиваться в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
В соответствии с п. 1 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации подразделены по целевому назначению на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.
Земли, указанные в п. 1 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (п. 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации).
Исходя из п. 1 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» его действие не распространяется на земельные участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также на земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями.
Согласно п. 1 ст. 11 Федерального закона от 11.06.2003 № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» для осуществления фермерским хозяйством его деятельности могут предоставляться и приобретаться земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения. Распоряжение имуществом фермерского хозяйства урегулировано в ст. 8 названного Федерального закона и не предусматривает специальных правил оборота земельных участков, предоставленных для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства.
С учетом из вышеизложенных норм права, а также положений п. 1 ст. 2 Земельного кодекса Российской Федерации оборот указанных земельных участков регулируется нормами данного Кодекса.
Как следует из п. 1 ст. 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей, в составе которых выделяются сельскохозяйственные угодья.
В соответствии с п. 2 ст. 77 названного Кодекса в составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами, а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
Земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства) крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления их деятельности, гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество, и при этом правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (п. 1 ст. 78, п. 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации).
Исходя из анализа положений п. 6 ст. 1, п. 3 ч. 2 и ч. 6 ст. 30, ч. ч. 1, 6 ст. 36, ч. 5 ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации, для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения градостроительное зонирование не осуществляется и виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства не устанавливаются, вследствие этого они не могут быть изменены. Запрет на установление градостроительного регламента исключает возможность использования указанных земель для застройки и последующей эксплуатации объектов строительства, а также применение порядка принятия решений об изменении вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, предусмотренного п. 3 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации».
Изменение вида разрешенного использования для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения возможно только после перевода этих земель или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию.

С учетом положений ч. 10 ст. 35 и ч. 3 ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации, п. 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства и личного подсобного хозяйства, гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства, могут включаться в состав указанных территориальных зон в границах населенных пунктов в результате перевода этих земельных участков в иную категорию — «земли населенных пунктов» с учетом порядка, установленного ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».
Включение указанных земельных участков в границы населенного пункта с одновременным установлением либо изменением вида разрешенного использования может осуществляться в порядке ч. 1 и 2 ст. 4.1 Федерального закона «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации».
Однако до перевода земель в другую категорию в действующем законодательстве отсутствуют основания для изменения вида разрешенного использования земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, а также земельных участков сельскохозяйственного назначения, предоставленных для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства, крестьянского (фермерского) хозяйства и личного подсобного хозяйства гражданам и их объединениям.

Помимо этого, порядок предоставления земельных участков для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства урегулирован Федеральным законом от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (далее — Федеральный закон № 66-ФЗ), в силу п. 4 ст. 13 которого орган местного самоуправления на основании утвержденного списка граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, определяет потребности в садовых, огородных или дачных земельных участках.
Предоставление земельных участков для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации с учетом особенностей, установленных названной статьей (п. 1 ст. 14 Федеральный закон № 66-ФЗ).
Согласно п. 11 п. 2 ст. 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в безвозмездное пользование некоммерческим организациям, созданным гражданами, для ведения огородничества или садоводства на срок не более чем пять лет.
Договор безвозмездного пользования земельным участком для ведения садоводства, заключаемый с некоммерческой организацией, созданной гражданами, должен предусматривать обязанность этой некоммерческой организации обеспечить подготовку в отношении соответствующего земельного участка проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также проведение кадастровых работ, необходимых для образования земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории (п. 4 ст. 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации).
В силу п. 10 п. 2 ст. 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам или крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 данного Кодекса.
Иного порядка предоставления гражданам и их объединениям земельных участков сельскохозяйственного назначения для названных целей Земельный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон № 66-ФЗ не содержат.
Таким образом, земельным законодательством установлен различный порядок и условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения для целей ведения крестьянского (фермерского) хозяйства и для целей ведения садоводства.
Нормы Земельного кодекса Российской Федерации и Федеральный закон № 66-ФЗ допускают использование для ведения садоводства только тех земель сельскохозяйственного назначения, которые предоставлены для этих целей в установленном порядке физическим лицам и их некоммерческим объединениям.
При этом статьями 8 и 27 Федерального закона № 66-ФЗ допускается ведение дачного хозяйства в индивидуальном порядке только на территории дачного некоммерческого объединения.
Таким образом, изменение вида разрешенного использования спорного земельного участка, относящегося к сельскохозяйственным угодьям, невозможно без изменения категории земель, а ведение дачного хозяйства в индивидуальном порядке возможно только в границах дачного некоммерческого объединения граждан.

0
0
0
0
Владимир Тукмаков
Владимир Тукмаков
Юрист, г. Саратов

Здравствуйте Ольга.

Понятие сельскохозяйственные угодья в составе земель сельскохозяйственного кроме как упоминания вскользь в ст. 77 и особенностей их использования, установленных ст. 79  ЗК РФ не имеет какого-либо нормативного закрепления. Это раз.

Два. Земли для предоставления некоммерческим организациям для садоводства, огородничества, дачного хозяйства предоставлялись из земель колхозов самые худшие (как правило овраги, мелоценные земли) и относить их к сельскохозяйственным угоди ям никак нельзя.

Три. Как упоминал Иван 101-ФЗ не применяется к данным земельным участкам.

аб. 2 п. 1 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»

Действие настоящего Федерального закона не распространяется на относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения садовые, огородные, дачные земельные участки, земельные участки, предназначенные для ведения личного подсобного хозяйства, гаражного строительства (в том числе индивидуального гаражного строительства), а также на земельные участки, на которых расположены объекты недвижимого имущества. Оборот указанных земельных участков регулируется Земельным кодексом Российской Федерации.

Поэтому особенности оборота данных земельных участков  из земель сельскохозяйственного назначения тут не применимы

также обращаю Ваше внимание на ч. 4 ст. 79 ЗК РФ

Особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья, в том числе сельскохозяйственные угодья опытно-производственных подразделений научных организаций и учебно-опытных подразделений образовательных организаций высшего образования, сельскохозяйственные угодья, кадастровая стоимость которых существенно превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), могут быть в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации включены в перечень земель, использование которых для других целей не допускается.

Т.е. фактически ограничивается изменения ВРИ и категории особо ценных угодий, включенных в особый перечень субъект РФ, а не все подряд.

В части приостановки из-за отсутствия нормативного регулирования изменения ВРИ на ЗУ, на которые  действия градостроительных регламентов не распространяется согласен. Вы произвольно, на основании декларации не можете менять.

Однако, считаю тут применима аналогия закона установленная п.п 3 п. 1 ст. 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации»

решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации, за исключением случаев изменения одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид разрешенного использования земельных участков, предусматривающий жилищное строительство, а также случаев, предусмотренных пунктом 5 настоящей части и статьей 4.1 настоящего Федерального закона, с учетом заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний. Указанные общественные обсуждения или публичные слушания организуются и проводятся в порядке, определенном уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений частей 3, 4, 7 — 10 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации в части соответствующих требований. В случае, если до введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации один вид разрешенного использования объекта капитального строительства был изменен на другой вид такого использования в соответствии с законодательством, действовавшим на момент изменения вида разрешенного использования объекта капитального строительства, решение об изменении одного вида разрешенного использования земельного участка, на котором расположен указанный объект, на другой вид разрешенного использования этого земельного участка, а также в случае изменения одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид разрешенного использования земельных участков, предусматривающий жилищное строительство, принимается без проведения общественных обсуждений или публичных слушаний при условии, что такой вид разрешенного использования земельного участка не противоречит его целевому назначению;

В Саратовской области таким образом меняют ВРИ и Росреестр осуществляет учет.

Поэтому обратитесь в орган местного самоуправления с заявлением об изменении ВРИ.

0
0
0
0
Ольга
Ольга
Клиент, г. Новосибирск

Сегодня обратилась сказали что надо менять категорию земли

Похожие вопросы
Право собственности
Имеет ли право жена при разделе имущества на долю этого земельного участка?
Земельный участок принадлежит мужу, дачный дом куплен и выплачивается кредит на него женой. Может ли муж тайно оформить свидетельство о собственности на дом на себя? Земельный участок был выделен мужу в пользование до брака, а свидетельство о собственности на землю было получено в браке. Имеет ли право жена при разделе имущества на долю этого земельного участка? Спасибо
, вопрос №4095373, Ирина, г. Иркутск
586 ₽
Земельное право
2031 получить земельный участок без торгов с собственность бесплатно?
СНАЧАЛА Я БЫЛА ЧЛЕНОМ СНТ, ПОСТРОЕК НА УЧАСТКЕ НЕТ! А 21.04.22 НЕ ВЫХОДЯ ИЗ ЧЛЕНСТВА , Я ХОТЕЛА ОФОРМИТЬ В СОБСТВЕННОСТЬ ЧТОБЫ ПРОДАТЬ УЧАСТОК, И БЫЛ ОТКАЗ : В соответствии с п. 2.7 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" осуществлялось предоставление земельных участков членам некоммерческих организаций,предназначенных для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, без проведения торгов в собственность бесплатно до 01.03.2022г. Далее, закон ослабил свой запрет 14.07.2022, но мы уже начали процедуру аренды. Получили договор аренды на 5 лет. Можем ли мы расторгнуть договор аренды, остаться как раньше членами СНТ и пользуясь законом получить 137-фз от 14.07.2022 до 01.03.2031 получить земельный участок без торгов с собственность бесплатно? в границах ТЕРРИТОРИИ СНТ
, вопрос №4094537, АЛЛА, г. Москва
Земельное право
Добрый день, есть дедушка, (85 лет) в собственности имеет земельный участок, он хочет его продать, есть ли у внс
Добрый день, есть дедушка, (85 лет) в собственности имеет земельный участок, он хочет его продать, есть ли у внс как у родственников ,в данном случае внуков право, настаивать,чтобы он ее продавал не третьим лицам,а своим нам в первую очередь, спасибо.
, вопрос №4094301, Светлана, г. Москва
Налоговое право
Расскажите пожалуйста про то, как рассчитывается налог с продажи земельного участка и гаража
Здравствуйте. Расскажите пожалуйста про то, как рассчитывается налог с продажи земельного участка и гаража. Знаю, что 13% должны взять, а вот с прибыли или с кадастровой стоимости, не знаю. И работает ли тут правило, что после трёх лет владения недвижимостью налог с продажи не берется?
, вопрос №4094062, Даниил, г. Саянск
1300 ₽
Вопрос решен
Предпринимательское право
Я хочу купить этот самый магазин и хочу понять как снова мне арендовать тот же самый земельный участок, где сейчас находится этот магазинчик
Я хочу открыть ип и купить готовый бизнес по продаже мороженого. До этого владелец оформлял договор с администрацией города, чтобы поставить свой магазинчик на территории парка. Прежний владелец рядом тротуаром выложил асфальт для магазинчика, провел электрощиток. Я хочу купить этот самый магазин и хочу понять как снова мне арендовать тот же самый земельный участок, где сейчас находится этот магазинчик.
, вопрос №4093730, Михаил, г. Москва
Дата обновления страницы 26.03.2018