Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
Действительно ли полис ОСАГО не защищает полностью виновника ДТП?
Добрый день!
Один юрист сказал, что возможно взыскание с виновника. То есть, после ДТП страховая выплачивает потерпевшему сумму ремонта. Допустим 10т. Далее потерпевший ремонтирует машину, но сумма ремонта составляет 20т. Потом потерпевший имеет право обратиться в суд и взыскать с виновника оставшиеся 10т + затраты на юристов. То есть, полис ОСАГО не защищает виновника ДТП полностью, даже если сумма выплаты не превышает страховой лимит.
Так ли это?
Спасибо.
Александр.
Добрый день.
Далее потерпевший ремонтирует машину, но сумма ремонта составляет 20т. Потом потерпевший имеет право обратиться в суд и взыскать с виновника оставшиеся 10т + затраты на юристов. То есть, полис ОСАГО не защищает виновника ДТП полностью, даже если сумма выплаты не превышает страховой лимит. Так ли это?
Александр
Условно, но в целом так.
Страховая компания обязана произвести выплату страхового возмещения с учетом износа на заменяемые запасные части.
Размер износа (т.е. разницу между выплаченной суммой и среднерыночной стоимостью ремонта) потерпевший вправе требовать с виновного лица.
На это было обращено внимание в Постановление Конституционного Суда РФ от 10.03.2017 N 6-П
5.3. Таким образом, положения статьи 15, пункта 1 статьи 1064, статьи 1072 и пункта 1 статьи 1079 ГК Российской Федерации по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования (во взаимосвязи с положениями Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств») предполагают возможность возмещения лицом, гражданская ответственность которого застрахована по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, потерпевшему, которому по указанному договору страховой организацией выплачено страховое возмещение в размере, исчисленном в соответствии с Единой методикой определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства с учетом износа подлежащих замене деталей, узлов и агрегатов транспортного средства, имущественного вреда исходя из принципа полного его возмещения, если потерпевшим представлены надлежащие доказательства того, что размер фактически понесенного им ущерба превышает сумму полученного страхового возмещения.
Иное приводило бы к нарушению гарантированных статьями 17 (часть 3), 19 (часть 1), 35 (часть 1), 46 (часть 1), 52 и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации прав потерпевших, имуществу которых был причинен вред при использовании иными лицами транспортных средств как источников повышенной опасности.
Вместе с тем, в силу вытекающих из Конституции Российской Федерации, в том числе ее статьи 55 (часть 3), принципов справедливости и пропорциональности (соразмерности) и недопустимости при осуществлении прав и свобод человека и гражданина нарушений прав и свобод других лиц (статья 17, часть 3) регулирование подобного рода отношений требует обеспечения баланса интересов потерпевшего, намеренного максимально быстро, в полном объеме и с учетом требований безопасности восстановить поврежденное транспортное средство, и лица, причинившего вред, интерес которого состоит в том, чтобы возместить потерпевшему лишь те расходы, необходимость осуществления которых непосредственно находится в причинно-следственной связи с его противоправными действиями.
Это означает, что лицо, к которому потерпевшим предъявлены требования о возмещении разницы между страховой выплатой и фактическим размером причиненного ущерба, не лишено права ходатайствовать о назначении соответствующей судебной экспертизы, о снижении размера подлежащего выплате возмещения и выдвигать иные возражения. В частности, размер возмещения, подлежащего выплате лицом, причинившим вред, может быть уменьшен судом, если ответчиком будет доказано или из обстоятельств дела следует с очевидностью, что существует иной, более разумный и распространенный в обороте способ исправления таких повреждений подобного имущества. Кроме того, такое уменьшение допустимо, если в результате возмещения причиненного вреда с учетом стоимости новых деталей, узлов, агрегатов произойдет значительное улучшение транспортного средства, влекущее существенное и явно несправедливое увеличение его стоимости за счет лица, причинившего вред (например, когда при восстановительном ремонте детали, узлы, механизмы, которые имеют постоянный нормальный износ и подлежат регулярной своевременной замене в соответствии с требованиями по эксплуатации транспортного средства, были заменены на новые).