8 499 938-65-20
Мы — ваш онлайн-юрист 👨🏻‍⚖️
Объясним пошагово, что делать в вашей ситуации. Разработаем документы и ответим на любой вопрос, даже самый маленький.

Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.

Законно ли нанимать рабочих без заключения договора?

Может ли подрядная организация выполнять работы путем привлечения на отдельные работы рабочих, без заключения договора. И если кто-то из рабочих не имеет соответствующих разрешений, кто несет за это ответственность?

, Наталья, г. Великий Новгород
Олеся Белова
Олеся Белова
Юрист, г. Москва

Без заключения договора не может. Заключаете либо трудовой договор, либо договор гражданско правового характера (гпх). Если с работником будет заключен трудовой договор, то все взаимоотношения будут строиться на основании Трудового Кодекса РФ. Договор гпх — это вид договора, при котором стороны, не вступая в трудовые отношения, определяют результат работы, имущественные взаимоотношения и другие вопросы взаимодействия (договоры подряда, возмездного оказания услуг, авторские договоры и др.).

0
0
0
0

КоАП РФ, Статья 18.15. Незаконное привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства

1. Привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства при отсутствии у этих иностранного гражданина или лица без гражданства разрешения на работу либо патента, если такие разрешение либо патент требуются в соответствии с федеральным законом, либо привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу или патенте, если разрешение на работу или патент содержит сведения о профессии (специальности, должности, виде трудовой деятельности), либо привлечение иностранного гражданина или лица без гражданства к трудовой деятельности вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого данному иностранному гражданину или лицу без гражданства выданы разрешение на работу, патент или разрешено временное проживание, — (в ред. Федеральных законов от 19.05.2010 N 86-ФЗ, от 24.11.2014 N 357-ФЗ, от 29.06.2015 N 199-ФЗ)

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.
(в ред. Федеральных законов от 22.06.2007 N 116-ФЗ, от 23.07.2013 N 207-ФЗ)

2. Привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства без получения в установленном порядке разрешения на привлечение и использование иностранных работников, если такое разрешение требуется в соответствии с федеральным законом, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.
(в ред. Федеральных законов от 22.06.2007 N 116-ФЗ, от 23.07.2013 N 207-ФЗ)

3. Неуведомление или нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, о заключении или прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения, прекращения (расторжения) договора, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом, — (в ред. Федеральных законов от 02.07.2013 N 162-ФЗ, от 23.07.2013 N 207-ФЗ, от 24.11.2014 N 357-ФЗ, от 23.06.2016 N 222-ФЗ)

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от тридцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.
(в ред. Федеральных законов от 22.06.2007 N 116-ФЗ, от 23.07.2013 N 207-ФЗ)

4. Нарушения, предусмотренные частями 1 — 3 настоящей статьи, совершенные в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области, — влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти тысяч до семи тысяч рублей; на должностных лиц — от тридцати пяти тысяч до семидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от четырехсот тысяч до одного миллиона рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.
(часть 4 введена Федеральным законом от 23.07.2013 N 207-ФЗ)

5. Неуведомление или нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления работодателем или заказчиком работ (услуг), привлекающими высококвалифицированных специалистов, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, или его уполномоченного территориального органа в соответствии с перечнем, установленным указанным федеральным органом исполнительной власти, об исполнении обязательств по выплате заработной платы (вознаграждения) высококвалифицированным специалистам, если такое уведомление или предоставление таких сведений требуется в соответствии с федеральным законом, — (в ред. Федеральных законов от 24.11.2014 N 357-ФЗ, от 23.06.2016 N 222-ФЗ)

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати пяти тысяч до семидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от четырехсот тысяч до одного миллиона рублей.
(часть 5 введена Федеральным законом от 23.07.2013 N 207-ФЗ)

Примечания:
1. В целях настоящей статьи под привлечением к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства понимается допуск в какой-либо форме к выполнению работ или оказанию услуг либо иное использование труда иностранного гражданина или лица без гражданства.
2. В случае незаконного привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации двух и более иностранных граждан и (или) лиц без гражданства административная ответственность, установленная настоящей статьей, наступает за нарушение правил привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства (в том числе иностранных работников) в отношении каждого иностранного гражданина или лица без гражданства в отдельности.

0
0
0
0
Можно ли привлечь организацию к ответственности за нарушение миграционного законодательства по ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ, если на ее объекте работает иностранный гражданин без разрешения на работу, привлеченный к работе подрядчиком этой организации? Если да, то как обезопасить себя от штрафа?
Ответ: Ответственности по ч. 1 ст. 18.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях за привлечение иностранца без разрешения на работу можно будет избежать, только если удастся доказать, что между подрядчиком и иностранным работником действительно были трудовые или гражданско-правовые отношения. Чтобы обезопасить себя от штрафа, организации необходимы документы, подтверждающие трудовые или гражданско-правовые отношения между иностранцем и подрядчиком. Также заказчику целесообразно включать в договор с подрядчиком условие, согласно которому подрядчик обязуется не привлекать к работе иностранцев с нарушением норм миграционного законодательства и обеспечить контроль допуска на территорию заказчика иностранных работников.
Обоснование: Согласно ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ привлечение к трудовой деятельности в России иностранного гражданина при отсутствии у него разрешения на работу влечет наложение административного штрафа на должностных лиц — от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Разрешение на работу — документ, подтверждающий право иностранного работника на временное осуществление на территории РФ трудовой деятельности. Иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность при наличии разрешения на работу (п. 1 ст. 2, п. 4 ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»).
При рассмотрении вопроса о привлечении к ответственности заказчика, заключившего договор с подрядчиком, использовавшим труд иностранца, не имеющего разрешения на работу, суды обращают внимание на документальное подтверждение того, что иностранец действительно работал у подрядчика. Если таких доказательств заказчик представить не может, его привлекают к ответственности по ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 11.09.2012 N 09АП-19843/2012).
Но заказчика не штрафуют, если ему удается доказать, что к работе иностранца привлекает именно подрядчик. В качестве доказательств этого могут выступать документы или показания подрядчика, подтверждающие трудовые или гражданско-правовые отношения между иностранцем и подрядчиком (Постановления Десятого арбитражного апелляционного суда от 29.05.2012 N А41-20870/11, ФАС Московского округа от 01.08.2012 N А41-20859/11). На наш взгляд, заказчику также целесообразно включать в договор с подрядчиком условие, согласно которому подрядчик обязуется не привлекать к работе иностранцев с нарушением норм миграционного законодательства и обеспечить контроль допуска на территорию заказчика иностранных работников. Так, Девятый арбитражный апелляционный суд признал штраф ФМС России, наложенный на субподрядчика, законным на том основании, что в его договоре с подрядчиком было условие, согласно которому именно субподрядчик обязуется не привлекать к работе иностранцев с нарушением норм миграционного законодательства. Помимо этого привлеченное подрядчиком для охраны частное охранное предприятие вело списки рабочих субподрядчика, допускаемых на стройплощадку, и рабочий без разрешения на работу был в одном из таких списков (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 20.08.2012 N 09АП-19773/2012).
Однако следует иметь в виду, что даже наличие документального подтверждения привлечения иностранного работника именно подрядчиком не всегда может спасти заказчика работ от штрафа. Так, ВАС РФ согласился со штрафом по ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ в отношении организации, заявлявшей, что не она привлекла к работе иностранца, не имевшего разрешения на работу, а ее подрядчик — физическое лицо. Однако суд пришел к выводу, что этот факт не может являться основанием для освобождения организации от ответственности, поскольку физическое лицо не являлось предпринимателем и по сути являлось лишь посредником между иностранцем и организацией (Постановление Президиума ВАС РФ от 05.06.2012 N 17221/11).
Исходя из этого и учитывая, что получить доказательства от подрядчика о соблюдении им миграционного законодательства не всегда возможно, рекомендуем включать в договоры с подрядчиками, работающими на вашей территории, условие о возмещении вам ущерба, понесенного в связи с нарушением подрядчиком миграционных норм.
А. В.Кононенко
Издательство «Главная книга»
0
0
0
0
Похожие вопросы
Семейное право
Законно ли жить в 14 с бабушкой, если в ее квартире есть прописка и родители не против?
Законно ли жить в 14 с бабушкой, если в ее квартире есть прописка и родители не против?
, вопрос №4098542, Анастасия, г. Москва
Военное право
Контракт окончился 15.09.22 года, но меня до сих пор уволили, под действием и статью о частичной мобилизации не попал, законно ли они меня не увольняют?
Контракт окончился 15.09.22 года , но меня до сих пор уволили , под действием и статью о частичной мобилизации не попал, законно ли они меня не увольняют ?
, вопрос №4096708, Владимир, г. Москва
Недвижимость
Может ли мне Администрация на этом основании отказать в заключении договора соц найма?
Здравствуйте. У меня на руках судебное решение, вступившее в законную силу, о признании меня членом семьи нанимателя и признании права пользования мною жилым помещением, в данном случае, комнатой в коммунальной квартире. В этой комнате я долго проживала одна,мне неизвестно было о местонахождении первоначального нанимателя, и только судья по запросу установила, что он умер в 2004 году, но в судебное решение данный факт не внесла. Так вот, когда я направила копию судебного решения в жилищный отдел администрации для заключения со мной договора социального найма, мне перезвонили и заявили, что отправят мне отказ, на том основании, что из Решения неясно, жив первоначальный наниматель или умер, и что его отчество в решении в разных местах написано по разному, то есть его личность не установлена. Я в замешательстве. Может ли мне Администрация на этом основании отказать в заключении договора соц найма? Спасибо.
, вопрос №4094807, Наталья, г. Владивосток
Недвижимость
Законно ли это, ведь провод уже выведен, почему сразу он не подключен в щитке?
Здравствуйте, вы новостройке в квартире выведен провод под домофон. Я домофон подключил, но он не работает, как оказалось два проводка нужно подключить в щитке моей квартиры чтобы он работал. УК навязывает подключение только за деньги 2500. Законно ли это, ведь провод уже выведен, почему сразу он не подключен в щитке?
, вопрос №4094423, Александр, г. Темрюк
Гражданское право
Законно ли это и как поступать в данном вопросе?
Администрация колледжа заставляет ходить на мероприятия организуемые колледжем. Тратить на это говорят пушкинскую карту. Мероприятия проходят чуть ли не каждую неделю. Каждое мероприятие обязательно для посещения, это отнимает свободное время студентов, и тратит деньги данные государством на обогащение колледжа минуя интересы и желание студентов. Законно ли это и как поступать в данном вопросе?
, вопрос №4094281, Никита, г. Шадринск
Дата обновления страницы 05.04.2017