8 499 938-65-20
Мы — ваш онлайн-юрист 👨🏻‍⚖️
Объясним пошагово, что делать в вашей ситуации. Разработаем документы и ответим на любой вопрос, даже самый маленький.

Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.

Законно ли нанимать рабочих без заключения договора?

Может ли подрядная организация выполнять работы путем привлечения на отдельные работы рабочих, без заключения договора. И если кто-то из рабочих не имеет соответствующих разрешений, кто несет за это ответственность?

, Наталья, г. Великий Новгород
Олеся Белова
Олеся Белова
Юрист, г. Москва

Без заключения договора не может. Заключаете либо трудовой договор, либо договор гражданско правового характера (гпх). Если с работником будет заключен трудовой договор, то все взаимоотношения будут строиться на основании Трудового Кодекса РФ. Договор гпх — это вид договора, при котором стороны, не вступая в трудовые отношения, определяют результат работы, имущественные взаимоотношения и другие вопросы взаимодействия (договоры подряда, возмездного оказания услуг, авторские договоры и др.).

0
0
0
0

КоАП РФ, Статья 18.15. Незаконное привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства

1. Привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства при отсутствии у этих иностранного гражданина или лица без гражданства разрешения на работу либо патента, если такие разрешение либо патент требуются в соответствии с федеральным законом, либо привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу или патенте, если разрешение на работу или патент содержит сведения о профессии (специальности, должности, виде трудовой деятельности), либо привлечение иностранного гражданина или лица без гражданства к трудовой деятельности вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого данному иностранному гражданину или лицу без гражданства выданы разрешение на работу, патент или разрешено временное проживание, — (в ред. Федеральных законов от 19.05.2010 N 86-ФЗ, от 24.11.2014 N 357-ФЗ, от 29.06.2015 N 199-ФЗ)

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.
(в ред. Федеральных законов от 22.06.2007 N 116-ФЗ, от 23.07.2013 N 207-ФЗ)

2. Привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства без получения в установленном порядке разрешения на привлечение и использование иностранных работников, если такое разрешение требуется в соответствии с федеральным законом, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.
(в ред. Федеральных законов от 22.06.2007 N 116-ФЗ, от 23.07.2013 N 207-ФЗ)

3. Неуведомление или нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, о заключении или прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения, прекращения (расторжения) договора, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом, — (в ред. Федеральных законов от 02.07.2013 N 162-ФЗ, от 23.07.2013 N 207-ФЗ, от 24.11.2014 N 357-ФЗ, от 23.06.2016 N 222-ФЗ)

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от тридцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.
(в ред. Федеральных законов от 22.06.2007 N 116-ФЗ, от 23.07.2013 N 207-ФЗ)

4. Нарушения, предусмотренные частями 1 — 3 настоящей статьи, совершенные в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области, — влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти тысяч до семи тысяч рублей; на должностных лиц — от тридцати пяти тысяч до семидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от четырехсот тысяч до одного миллиона рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.
(часть 4 введена Федеральным законом от 23.07.2013 N 207-ФЗ)

5. Неуведомление или нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления работодателем или заказчиком работ (услуг), привлекающими высококвалифицированных специалистов, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, или его уполномоченного территориального органа в соответствии с перечнем, установленным указанным федеральным органом исполнительной власти, об исполнении обязательств по выплате заработной платы (вознаграждения) высококвалифицированным специалистам, если такое уведомление или предоставление таких сведений требуется в соответствии с федеральным законом, — (в ред. Федеральных законов от 24.11.2014 N 357-ФЗ, от 23.06.2016 N 222-ФЗ)

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати пяти тысяч до семидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от четырехсот тысяч до одного миллиона рублей.
(часть 5 введена Федеральным законом от 23.07.2013 N 207-ФЗ)

Примечания:
1. В целях настоящей статьи под привлечением к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства понимается допуск в какой-либо форме к выполнению работ или оказанию услуг либо иное использование труда иностранного гражданина или лица без гражданства.
2. В случае незаконного привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации двух и более иностранных граждан и (или) лиц без гражданства административная ответственность, установленная настоящей статьей, наступает за нарушение правил привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства (в том числе иностранных работников) в отношении каждого иностранного гражданина или лица без гражданства в отдельности.

0
0
0
0
Можно ли привлечь организацию к ответственности за нарушение миграционного законодательства по ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ, если на ее объекте работает иностранный гражданин без разрешения на работу, привлеченный к работе подрядчиком этой организации? Если да, то как обезопасить себя от штрафа?
Ответ: Ответственности по ч. 1 ст. 18.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях за привлечение иностранца без разрешения на работу можно будет избежать, только если удастся доказать, что между подрядчиком и иностранным работником действительно были трудовые или гражданско-правовые отношения. Чтобы обезопасить себя от штрафа, организации необходимы документы, подтверждающие трудовые или гражданско-правовые отношения между иностранцем и подрядчиком. Также заказчику целесообразно включать в договор с подрядчиком условие, согласно которому подрядчик обязуется не привлекать к работе иностранцев с нарушением норм миграционного законодательства и обеспечить контроль допуска на территорию заказчика иностранных работников.
Обоснование: Согласно ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ привлечение к трудовой деятельности в России иностранного гражданина при отсутствии у него разрешения на работу влечет наложение административного штрафа на должностных лиц — от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Разрешение на работу — документ, подтверждающий право иностранного работника на временное осуществление на территории РФ трудовой деятельности. Иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность при наличии разрешения на работу (п. 1 ст. 2, п. 4 ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»).
При рассмотрении вопроса о привлечении к ответственности заказчика, заключившего договор с подрядчиком, использовавшим труд иностранца, не имеющего разрешения на работу, суды обращают внимание на документальное подтверждение того, что иностранец действительно работал у подрядчика. Если таких доказательств заказчик представить не может, его привлекают к ответственности по ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 11.09.2012 N 09АП-19843/2012).
Но заказчика не штрафуют, если ему удается доказать, что к работе иностранца привлекает именно подрядчик. В качестве доказательств этого могут выступать документы или показания подрядчика, подтверждающие трудовые или гражданско-правовые отношения между иностранцем и подрядчиком (Постановления Десятого арбитражного апелляционного суда от 29.05.2012 N А41-20870/11, ФАС Московского округа от 01.08.2012 N А41-20859/11). На наш взгляд, заказчику также целесообразно включать в договор с подрядчиком условие, согласно которому подрядчик обязуется не привлекать к работе иностранцев с нарушением норм миграционного законодательства и обеспечить контроль допуска на территорию заказчика иностранных работников. Так, Девятый арбитражный апелляционный суд признал штраф ФМС России, наложенный на субподрядчика, законным на том основании, что в его договоре с подрядчиком было условие, согласно которому именно субподрядчик обязуется не привлекать к работе иностранцев с нарушением норм миграционного законодательства. Помимо этого привлеченное подрядчиком для охраны частное охранное предприятие вело списки рабочих субподрядчика, допускаемых на стройплощадку, и рабочий без разрешения на работу был в одном из таких списков (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 20.08.2012 N 09АП-19773/2012).
Однако следует иметь в виду, что даже наличие документального подтверждения привлечения иностранного работника именно подрядчиком не всегда может спасти заказчика работ от штрафа. Так, ВАС РФ согласился со штрафом по ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ в отношении организации, заявлявшей, что не она привлекла к работе иностранца, не имевшего разрешения на работу, а ее подрядчик — физическое лицо. Однако суд пришел к выводу, что этот факт не может являться основанием для освобождения организации от ответственности, поскольку физическое лицо не являлось предпринимателем и по сути являлось лишь посредником между иностранцем и организацией (Постановление Президиума ВАС РФ от 05.06.2012 N 17221/11).
Исходя из этого и учитывая, что получить доказательства от подрядчика о соблюдении им миграционного законодательства не всегда возможно, рекомендуем включать в договоры с подрядчиками, работающими на вашей территории, условие о возмещении вам ущерба, понесенного в связи с нарушением подрядчиком миграционных норм.
А. В.Кононенко
Издательство «Главная книга»
0
0
0
0
Дата обновления страницы 05.04.2017