Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
Возврат денег за экскурсионный билет
Экскурсант по своей инициативе не явился на автобусную экскурсию по городу и не предупредил об этом заранее фирму, проводящую эту экскурсию, но требует выплаты денег за экскурсионный билет, мотивируя это тем, что в статье 32 ЗОПП сказано, что Потребитель в любое время может расторгнуть договор..., упор в претензии на "любое время". При покупке билета с экскурсантом заключается договор, который напечатан на обратной стороне билета и срок действия которого соответствует сроку проведения экскурсии. Может ли экскурсант требовать возврата денег после окончания срока договора?
Здравствуйте Ольга!
Потребовать возврата имеет полное право. Вопрос здесь только в размере.
В силу положений п. 1 ст. 782 ГК РФ заказчик вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов.
Согласно ст. 32 Закона РФ «О защите прав потребителей» потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг) в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору.
Причины отказа в данном случае значения не имеют.
Должен покрыть расходы.
Обратите внимание, все вышеизложенное актуально, если он не страховался от отказа от экскурсии, если страховался, то болезнь родственника может по условиям страхования признаваться страховым случаем.
С Уважением Яков Андреевич!
Ольга, здравствуйте.
, мотивируя это тем, что в статье 32 ЗОПП сказано, что Потребитель в любое время может расторгнуть договор..., упор в претензии на «любое время»
Ольга
Да, может. Но норму стоит воспринимать и применять в том объеме в каком оно изложена в законе.
Буквально же закон гласит, что
Потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг) в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору.
Основная проблема, здесь будет в доказывании, того, что стоимость билета покрывает расходы фактически Вами произведенные на проведение экскурсии. Соответственно в эти расходы Вы включаете стоимость затрат на горючие на время проведение экскурсии, оплату работы экскурсовода, оплата работы водителя автобуса, платная парковка автобуса (если таковая осуществлялась и предполагалась по маршруту экскурсии), иные затраты. Осуществляете их перерасчет соразмерно стоимости одного билета и даете ответ потребителю.
Последний в свою очередь будет обязан доказать обратное, что подлежащая к возврату сумма Вами была явно занижена.
Здравствуйте, Ольга!
Понимаю Ваши сомнения относительно нормы данной статьи закона о защите прав потребителей. В ст. 32 закона не указано конкретно каким способом Потребитель должен отказаться от исполнения договора: должен kb потребитель письменно предупредить исполнителя об отказе? Потребитель может отказаться от исполнения договора любым способом-письменным или устным, либо просто, как в Вашем случае не явиться на экскурсию не важно по какой причине-уважительной или нет. Условие письменного договра, в котором содержится условие об обязательном письменном уведомлении об отказе от договора Потребителем недействительно в соответсвии с законом о защите прав потребителей.
Вы имеете право только на фактически понеменные Вами затраты в связи с исполнением услуги. Затраты должны быть обоснованы и подтверждены документально.
упор в претензии на «любое время».
Ольга
В указанной статье нет такой формулировки! Формулировка выше приведена
Может ли экскурсант требовать возврата денег после окончания срока договора?
Ольга
Может и тут Ваша обязанность обосновать понесенные расходы, на которые Вы имеете право.
Услуга не была оказана и потребитель имеет право на возврат денежных средств.
Для более подробного ответа необходим анализ претензии потребителя, ответ Вам в любом случае дать на неё придется в течении 10 дней. В случае необходимости могу помочь.
Здравствуйте, Ольга. Не могу согласиться с коллегами, т.к. считаю, что из закона, все же, следуют несколько иные выводы, Если, конечно, не принимать на веру, что для потребителя вообще возможно все и не выхватывать из закона отдельные положения, игнорируя остальные. В этом случае есть возможность в суде поспорить и хотя бы попытаться доказать неправомерность иска.
Правомерность требования истца достаточно сомнительна, даже несмотря на то, что истец — потребитель. Если, действительно, потребитель обратился с требованием по окончании срока договора, говорить о том, что он может в любое время отказаться от договора, нельзя. Он может и через три года потребовать, и через пятьдесят лет. Он обратился к вам с требованием уже тогда, когда услуга была оказана. Он не воспользовался ею по собственной инициативе, а не по вашей вине.
В рассматриваемом случае отказ не связан с ненадлежащим качеством услуг
В соответствии со ст. 32 ФЗ О защите прав потребителей, потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг) в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору.
Из данной нормы следует, что отказ возможен только во время действия договора. Думаю, что всем понятно — отказаться от того, чего нет, невозможно. Поэтому отказаться от недействующего договора невозможно.
Кроме того, ст. 32 ФЗ ОЗПП, предусмотрев право потребителя отказаться от исполнения договора, не предусматривает его право требовать возврата денежных средств, уплаченных им авансом по договору подряда или возмездного оказания услуг.
Пункт 3 статьи 450 ГК устанавливает, что в случае одностороннего отказа от исполнения договора полностью или частично, когда такой отказ допускается законом или соглашением сторон, договор считается соответственно расторгнутым или измененным.
Согласно пункту 4 статьи 453 ГК, стороны не вправе требовать возвращения того, что было исполнено ими по обязательству до момента изменения или расторжения договора, если иное не установлено законом или соглашением сторон.
Соответственно, если ваш договор предусматривает уплату аванса, но не содержит условий о его возврате в случае расторжения договора, потребитель в случае отказа от договора лишается возможности вернуть уплаченные денежные средства, даже если услугу он оплатил полностью. Это справедливо даже для случая, когда исполнитель при этом и не приступил к исполнению договора. В вашем же случае договор был исполнен полностью.
В подтверждение сказанного комментарий к статье 32 ФЗ ОЗПП
Комментарий к статье 32
По аналогии с гл. 2 комментируемого Закона (ст. ст. 18 и 25), гл. 3 содержит как нормы, устанавливающие основания отказа потребителя от договора на выполнение работ (оказание услуг) в связи с ненадлежащим исполнением обязательств со стороны подрядчика (исполнителя) (ст. ст. 28, 29), так и нормы, определяющие условия отказа потребителя от договора вне зависимости от этапа выполнения работ (оказания услуг) при добросовестности исполнителя (ст. 32).
При отказе от исполнения названного договора потребитель теряет все авансовые и тому подобные платежи, которые он произвел до момента отказа, если их возврат специально не оговорен в договоре. Кроме того, он обязан возместить исполнителю расходы, понесенные им в связи с исполнением договора.
«Комментарий к Закону РФ от 07.02.1992 N 2300-1 „О защите прав потребителей“ (постатейный) (Чернова О.А., Буряк Е.Ю.) (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2014)
Здравствуйте, Ольга.
Согласно статьи 32 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» потребитель вправе в любое время отказаться от исполнения договора оказания услуг. Именно от исполнения (процесса).
В Вашем случае договор уже исполнен. Процесс его исполнения завершен.
Таким образом, норма указанной статьи после оказания услуги перестает действовать. Потребитель уже не может повлиять на процесс исполнения договора путем отказа от него.
Договор сторонами исполнен, оснований предъявлять к исполнителю какие-либо претензии по возврату стоимости оказанной услуги у потребителя не имеется.
Добрый день!
Потребитель не прав, в случае если до момента оказания услуги (начала экскурсии) он не явился, то услуга считается оказанной в полном обьеме (в случае ее оплаты).
В связи с этим, требования, которые он предъявил незаконны.
Ст. 782 ГК РФ также содержит норму об одностороннем отказе Заказчика от исполнения договора об оказании возмездных услуг:
В законе о защите прав потребителей не указан конкретный срок для исполнения требования о возврате денег потребителю. Поэтому Вам необходимо вернуть сумму в срок, указнный Потребителем. В противном случае Потребитель вправе будет начисления процентов за пользование чужими денежными средствами в соответствии со ст. 395 ГК РФ, т.е в соответсвии со ставкой рефинансирования:
За нарушение нормы закона о защите прав потребителей Потребитель вправе требовать возмещения морального вреда в соответствии со ст. 15 Закона независимо от наличия вины исполнителя в просрочке исполнения.
С Уважением, Юрист Каравайцева Е.А.
Ошибаетесь, поскольку данный срок установленный статьей 31 ЗЗПП не относится к ст. 32 ЗЗПП:
Срок для удовлетворения требования потребителя о возврате денег по ст. 32 законом не установлен, а значит, это т срок устанавливается самим потребителем. Он может потребовать возврата в день обращения. При этом при просрочке возврата денег действуют нормы ГК РФ о пользовании чужими денежными средствами., т.к. неустойка ЗЗПП по ст. 32 ЗЗПП не оговорена.
Если потребитель обратился устно, то Вы можете выдать ему деньги на руки, оформив возврат денег в соответсвии с правилами расчетно-кассовых операций.
Если обратиляс письменно, то возврат необходимо осуществить в срок, указанный в требовании и способом также, указнным в требовании, т.е. на руки или на банковский счет.