Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
Могут ли призвать в армию гражданина РФ, не проживающего в РФ?
Добрый день!
Моему сыну исполнилось 18 лет, он гражданин России, постоянно проживает в Швейцарии. Никаких дошкольных и школьных учреждений в России он никогда не посещал (уехал в 4-х летнем возрасте), и российского образования не имеет. В настоящее время он снят с регистрации в России, но иногда краткосрочно приезжает к родственникам в Россию.
Не могли бы вы прояснить следующее:
1) Имеют ли право призвать моего сына в армию, если он не зарегистрирован и не живет в России, и не имеет российского образования?
2) Возможен ли сценарий, при котором его в аэропорту не выпускают из страны, т.к. он подлежит призыву?
3) Имеют ли право представители военомата или милиции при проверке документов на улице вручить ему повестку на прохождение медкомиссии?
Спасибо за помощь! С уважением, Виталий
Граждане РФ постоянно проживающие за пределами РФ на подлежат в/у. Носите с собой заграничный паспорт, на случай проверки. Вы не были призваны на военную службу
Пункт 15 Положения о воинском учете, утв.Постановлением ПравительстваРоссийской Федерации от 27 ноября 2006 г. N 719.
15. Не подлежат воинскому учету в военных комиссариатах, органах местного самоуправления и организациях граждане:
а) освобожденные от исполнения воинской обязанности в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе»;
б) проходящие военную службу; в) отбывающие наказание в виде лишения свободы;
г) женского пола, не имеющие военно-учетной специальности;
д) постоянно проживающие за пределами Российской Федерации;
е) имеющие воинские звания офицеров и пребывающие в запасе Службы внешней разведки Российской Федерации и Федеральной службы безопасности Российской Федерации.Система ГАРАНТ: base.garant.ru/190272/#ixzz3u7BV0xbE
В настоящее время он снят с регистрации в России, но иногда краткосрочно приезжает к родственникам в Россию. Не могли бы вы прояснить следующее:
Виталий
1) Имеют ли право призвать моего сына в армию, если он не зарегистрирован и не живет в России, и не имеет российского образования?
Виталий
Здравствуйте, Учету в военкомате вы не подлежите .(положение о воинском учете — постановление правительства — №79). НО — при этом он гражданин рф — поэтому имеют право призвать если он будет на территории рф. Так как не стоит на учете в военкомате никакого приписного свидетельства у него нет. Поэтому велика вероятность что военкомат о нем даже не знает (тем более регистрации то нет)
2) Возможен ли сценарий, при котором его в аэропорту не выпускают из страны, т.к. он подлежит призыву?
Виталий
В вашей ситуации — маловероятно. Раз нет регистрации, в военкомате на учете не стоит- его врятли будет кто то останавливать на границе — запрос военкомат не отправит. А выезжать он будет по своему паспорту и для другой страны по загранпаспорту — если он у него есть-можно не думать об этом.
Если загранпаспорта нет- вот тут будут проблемы с его получением — фмс сама запросит военкомат и не получив нормального ответа поднимет этот вопрос.
вот тут можете прочесть passportist.ru/index.php?Itemid=182\
www.fms.gov.ru/gosuslugi/item/12891/
либо придется самим приносить воен. билет. А у вас его естественно нет, вы даже на учете не стоите. Но это именно по вопросу загран паспорта, а не самого выезда из рф.(например иногда люди через беларусь уезжают и все) Просто как вы в др страну приедете без загран паспорта- не понятно
3) Имеют ли право представители военомата или милиции при проверке документов на улице вручить ему повестку на прохождение медкомиссии?
Виталий
Имеют, но бывают такое крайне редко.
При этом пускай носит всегда с собой загранпаспорт и паспорт. В загран паспорте стоят отметки о пересечении границы — поэтому если что — будет видно что в рф он не проживает. Это на самом деле дает защиту от остановки на границе и вообще, но не значит что его в принципе нельзя призывать, гражданство у него все равно рф — и именно гражданство дает эту обязанность- служба в армии.
Здравствуйте.
В соответствии с ФЗ
«О воинской обязанности и военной службе»
Статья 22. Граждане, подлежащие призыву на военную службу
1. Призыву на военную службу подлежат:
а) граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (далее — граждане, не пребывающие в запасе);2. На военную службу не призываются граждане, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом освобождены от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждане, не подлежащие призыву на военную службу.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 N 719
«Об утверждении Положения о воинском учете»
15. Не подлежат воинскому учету в военных комиссариатах, органах местного самоуправления и организациях граждане:
д) постоянно проживающие за пределами Российской Федерации.
То есть если Ваш сын постоянно проживает за территорией РФ то о нём никто и не знает и призывать его не будут. Его дела просто нигде нет и он не существует для военкомата.
На границе без оснований, то есть без розыска его как уклониста, никто останавливать не будет.
Но тут учтите, что должны быть доказательства его проживания за рубежом.
По делу установлено, что К.М.И. является гражданином Российской Федерации. Въехав на территорию Российской Федерации, заявитель в целях обмена общегражданского паспорта в связи с достижением <...>-летнего возраста обратился в территориальный орган УФМС России по РК, который в порядке п. 6 Инструкции об организации взаимодействия военных комиссариатов, органов внутренних дел и территориальных органов Федеральной миграционной службы в работе по обеспечению исполнения гражданами Российской Федерации воинской обязанности, утвержденной приказами Минобороны России N 366, МВД России N 789, ФМС России N 197 от 10.09.2007, направил его в соответствующее подразделение Военного комиссариата Республики Карелия для получения документов, подтверждающих отношение к воинской обязанности. После прохождения заявителем медицинской комиссии решением призывной комиссии г. Костомукша от <...> он призван на военную службу.
Поскольку заявитель на консульском учете в соответствии со ст. 17 Федерального закона от 05.07.2010 N 154-ФЗ «Консульский устав Российской Федерации» и Правилами ведения дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями Российской Федерации учета граждан Российской Федерации, находящихся за пределами территории Российской Федерации, утвержденными приказом МИД России от 17.08.2011 N 15114, в Ф. не состоит, гражданином данной страны не является, в качестве цели получения загранпаспорта указал временные выезды за пределы России, суд пришел к правомерному выводу о том, что достаточных доказательств его постоянного места жительства в Ф. не имеется.
Таким образом, въехав на территорию Российской Федерации,заявитель в силу абз. 6 п. 1 ст. 10 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» подлежал постановке на воинский учет.
Апелляционное определение Верховного суда Республики Карелия от 27.08.2013 по делу N 33-2336/2013
Здравствуйте!
Уточните пожалуйста на каком основании он проживает в Швейцарии? Оформлен ли в Швейцарии вид на жительство или другой документ, подтверждающий возможность постоянного проживания в Швейцарии?
Согласно ст. 8 Федерального закона «О воинской обязанности и воинской службе»
Статья 8. Организация воинского учета
1. Граждане обязаны состоять на воинском учете, за исключением граждан:
освобожденных от исполнения воинской обязанности в соответствии с настоящим Федеральным законом;
постоянно проживающих за пределами Российской Федерации.
Если Ваш сын имеет документ, подтверждающий и дающий право на постоянное проживание в Швейцарии, допустим, вид на жительство), то никаких проблем при краткосрочном (в гости) въезде в РФ у него не возникнет.\ъ
В случае, если же он не обладает таким документом, то вполне вероятно, что могут не признать его постоянно проживающим за пределами РФ.
Поэтому ответы на Ваши вопросы зависят от наличия документа, дающего право на постоянное проживание в иностранном государстве.
1) Имеют ли право призвать моего сына в армию, если он не зарегистрирован и не живет в России, и не имеет российского образования?
Виталий
Виталий, здравствуйте.
Поскольку Ваш сын является гражданином РФ, то обязанность, закрепленную ст. 59 Конституции РФ с него никто не снимал.
1. Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.
2. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.
3. Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.
Соответственно при отсутствии у него отсрочек от призыва или оснований для освобождения — он в равной мере подлежит призыву на военную службу. При этом принципиального значения не имеет стоял он воинском учете или нет.
1. Призыву на военную службу подлежат:
а) граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (далее — граждане, не пребывающие в запасе);
2. На военную службу не призываются граждане, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом освобождены от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждане, не подлежащие призыву на военную службу.
Другой вопрос, в том, что фактически его не призовут именно по той причине, что он не состоял на воинском учете.
Дело в том, что призыв на военную службу — это не одномоментный акт, в частности принятие призывной комиссией решения о призыве, это достаточно сложный процесс, начало которого осуществляется с момента утверждения плана призыва, по которому определяется количество лиц подлежащих призыву в осенне-зимнюю или весенне-летнюю призывную компанию. Согласно плану формируются списки призывников подлежащих призыву на военную службу, которым в дальнейшем должны быть высланы повестки. Все эти сведения формируются с учетом данных воинского учета. На Вашего сына такого рода сведений просто нет. Не ведется на него в военном комиссариате дела в силу чего для РВК — этот человек просто не существует.
2) Возможен ли сценарий, при котором его в аэропорту не выпускают из страны, т.к. он подлежит призыву?
Виталий
Только теоретически.
В ст. 15 Федерального закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» отмечается, что
Право гражданина Российской Федерации на выезд из Российской Федерации может быть временно ограничено в случаях, если он:
1) при допуске к сведениям особой важности или совершенно секретным сведениям, отнесенным к государственной тайне в соответствии с законом Российской Федерации о государственной тайне, заключил трудовой договор (контракт), предполагающий временное ограничение права на выезд из Российской Федерации, при условии, что срок ограничения не может превышать пять лет со дня последнего ознакомления лица со сведениями особой важности или совершенно секретными сведениями, — до истечения срока ограничения, установленного трудовым договором (контрактом) или в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В случае, если имеется заключение Межведомственной комиссии по защите государственной тайны о том, что сведения особой важности или совершенно секретные сведения, в которых гражданин был осведомлен на день подачи заявления о выезде из Российской Федерации, сохраняют соответствующую степень секретности, то указанный в трудовом договоре (контракте) срок ограничения права на выезд из Российской Федерации может быть продлен Межведомственной комиссией, образуемой в порядке, установленном для создания межведомственных координационных и совещательных органов, образуемых федеральными органами исполнительной власти. При этом срок ограничения права на выезд не должен превышать в общей сложности десять лет, включая срок ограничения, установленный трудовым договором (контрактом), со дня последнего ознакомления лица со сведениями особой важности или совершенно секретными сведениями;
2) в соответствии с законодательством Российской Федерации призван на военную службу или направлен на альтернативную гражданскую службу, — до окончания военной службы или альтернативной гражданской службы;
3) в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации является подозреваемым либо привлечен в качестве обвиняемого, — до вынесения решения по делу или вступления в законную силу приговора суда;
4) осужден за совершение преступления, — до отбытия (исполнения) наказания или до освобождения от наказания;
5) уклоняется от исполнения обязательств, наложенных на него судом, — до исполнения обязательств либо до достижения согласия сторонами;
6) сообщил о себе заведомо ложные сведения при оформлении документов для выезда из Российской Федерации, — до решения вопроса в срок не более одного месяца органом, оформляющим такие документы;
7) проходит государственную службу (работает) в органах федеральной службы безопасности, — до окончания срока соответствующего контракта (трудового договора);
8) признан несостоятельным (банкротом), — до вынесения арбитражным судом определения о завершении или прекращении производства по делу о несостоятельности (банкротстве), в том числе в результате утверждения арбитражным судом мирового соглашения.
Замечу, что перечень оснований ограничивающих право на выезд из страны является исчерпывающим не подлежащим расширительному толкованию. Сказанное, предполагает невозможность запретить выезд из страны по иным причинам, чем перечислены в законе.
Обращу внимание, что одним из них названо
2) в соответствии с законодательством Российской Федерации призван на военную службу или направлен на альтернативную гражданскую службу, — до окончания военной службы или альтернативной гражданской службы;
Но ключевым моментом, здесь является слово ПРИЗВАН, но не то что он подлежит призыву.
В этой связи не лишним было бы указать и приказ ФМС РФ N 100, Министра обороны РФ N 507 от 15.04.2011 «Об утверждении Инструкции о порядке взаимодействия ФМС России, территориальных органов ФМС России и их структурных подразделений с Минобороны России, военными комиссариатами и отделами военных комиссариатов при оформлении гражданам Российской Федерации, подлежащим призыву на военную службу либо направлению на альтернативную гражданскую службу, паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации» в котором оговаривается:
Настоящая Инструкция устанавливает порядок взаимодействия ФМС России, территориальных органов ФМС России и их структурных подразделений с Минобороны России, военными комиссариатами и отделами военных комиссариатов при оформлении гражданам Российской Федерации, подлежащим призыву на военную службу либо направлению на альтернативную гражданскую службу, паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации.
При обращении в ФМС России (в пределах компетенции), территориальный орган ФМС России или его структурное подразделение гражданина, подлежащего призыву на военную службу либо направлению на альтернативную гражданскую службу, с заявлением о выдаче заграничного паспорта:
3.1. ФМС России (в пределах компетенции), территориальный орган ФМС России или его структурное подразделение в течение трех календарных дней со дня приема заявления направляет в отдел военного комиссариата, в котором заявитель состоит на воинском учете, запрос о предоставлении информации о временном ограничении права заявителя на выезд из Российской Федерации либо об отсутствии такого ограничения.
3.2. Отдел военного комиссариата рассматривает запрос и в течение пяти календарных дней со дня его поступления информирует ФМС России (в пределах компетенции), территориальный орган ФМС России или его структурное подразделение о временном ограничении права заявителя на выезд из Российской Федерации либо об отсутствии такого ограничения.
4. В запросе ФМС России (в пределах компетенции), территориального органа ФМС России или его структурного подразделения указывается следующая информация о заявителе: фамилия, имя, отчество (если имеется); дата и место рождения; место жительства и место пребывания (если имеется) и дата приема заявления.
5. В ответе на запрос отдел военного комиссариата указывает следующую информацию о заявителе: фамилия, имя, отчество (если имеется); дата и место рождения; сведения об ограничении права на выезд либо об отсутствии оснований для ограничения права на выезд.
Если право на выезд заявителя временно ограничено, в ответе на запрос указываются также основание и срок ограничения права на выезд, дата и регистрационный номер решения призывной комиссии о призыве на военную службу (направлении на альтернативную гражданскую службу), устанавливающего ограничение права на выезд, полное наименование призывной комиссии, дата утверждения ее состава высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации и юридический адрес военного комиссариата субъекта Российской Федерации.
6. При поступлении из отдела военного комиссариата информации об ограничении права на выезд паспорт не оформляется и (или) не выдается, одновременно заявителю выдается уведомление, в котором указываются основание и срок ограничения права на выезд, дата и регистрационный номер решения призывной комиссии о призыве на военную службу (направлении на альтернативную гражданскую службу), устанавливающего ограничение права на выезд, полное наименование призывной комиссии, дата утверждения ее состава высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации и юридический адрес военного комиссариата субъекта Российской Федерации.
7. В случае непоступления ответа на запрос из отдела военного комиссариата в течение двух недель со дня приема заявления, поданного по месту жительства заявителя, ФМС России (в пределах компетенции), территориальный орган ФМС России или его структурное подразделение направляет в отдел военного комиссариата повторный запрос, о чем одновременно уведомляет военный комиссариат. Ответ на повторный запрос направляется отделом военного комиссариата не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления повторного запроса.
8. В случае непоступления ответа из отдела военного комиссариата в течение тридцати календарных дней со дня приема заявления, поданного по месту пребывания или месту фактического проживания заявителя, ФМС России (в пределах компетенции), территориальный орган ФМС России или его структурное подразделение направляет в отдел военного комиссариата повторный запрос, о чем одновременно уведомляет военный комиссариат. Ответ на повторный запрос направляется отделом военного комиссариата не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления запроса.
Все бы ничего. Но есть один нюанс, у Вашего сына, я так полагаю загранпаспорт оформлен, что позволит ему избежать лишних проблем с ФМС при его оформлении.
Следующим препятствием на пути выезда из страны будет ПС ФСБ России (пограничная служба).
Но в данном случае для ограничения необходимо им предоставление сведений о том, что конкретный гражданин уклоняется от призыва на военную службу и фактически осуществляется его розыск. А это возможно опять лишь в том случае, если у военного комиссариата есть в распоряжении сведения о Вашем сыне.
3) Имеют ли право представители военомата или милиции при проверке документов на улице вручить ему повестку на прохождение медкомиссии?
Виталий
И опять только теоретически.
ПО общему правилу, Органы внутренних дел в пределах своей компетенции обязаны:
производить розыск и при наличии законных оснований осуществлять задержание граждан, уклоняющихся от воинского учета, призыва на военную службу или военные сборы, прохождения военной службы или военных сборов;
Но для этого необходимы сведения о розыскиваемом лице, что он подлежит призыву и т.п., которые можно получить лишь из личного дела призывника сформированного при постановке на воинский учет (чего для Вашего сына не существует).
Приказ Министра обороны РФ N 366, МВД РФ N 789, ФМС РФ N 197 от 10.09.2007
«Об утверждении Инструкции об организации взаимодействия военных комиссариатов, органов внутренних дел и территориальных органов Федеральной миграционной службы в работе по обеспечению исполнения гражданами Российской Федерации воинской обязанности»
4. Военные комиссары:
а) составляют ежегодно (до 15 января) и направляют в горрайорган внутренних дел и в военный комиссариат субъекта Российской Федерации списки граждан:
уклонившихся от исполнения воинской обязанности в прошедшем году и не разысканных к началу текущего года;
которым повестки военного комиссариата о явке на мероприятия, связанные с призывом на военную службу (далее именуются — повестки), не представилось возможным вручить в установленном порядке;
не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете, и выявленных в ходе совместных мероприятий.
Указанные списки уточняются не реже двух раз в месяц;
б) анализируют сведения, получаемые из горрайорганов внутренних дел и подразделений территориальных органов Федеральной миграционной службы (далее именуются — территориальные органы ФМС России) о гражданах, не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете, а также о гражданах, приобретших гражданство Российской Федерации и подлежащих постановке на воинский учет;
в) информируют горрайорганы внутренних дел и территориальные органы ФМС России о результатах проведенного анализа, полноты и качества представляемых сведений о гражданах, обязанных состоять, но не состоящих на воинском учете;
г) принимают меры по оповещению и постановке на воинский учет граждан, не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете, и граждан, приобретших гражданство Российской Федерации;
5. Начальники горрайорганов внутренних дел или лица, исполняющие их обязанности (далее именуются — руководители):
а) при получении письменных обращений военных комиссаров об обеспечении прибытия граждан, которым не удалось вручить повестку, на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, принимают необходимые меры по установлению фактического местонахождения этих граждан и вручения им повестки для прибытия в военный комиссариат на эти мероприятия;
б) направляют в военные комиссариаты материалы о проведенных мероприятиях по установлению фактического местонахождения граждан, не исполняющих воинскую обязанность, в том числе уклоняющихся от мероприятий, связанных с постановкой на воинский учет и призывом на военную службу, а также корешки повесток с росписями граждан, которым они были вручены, для приобщения их в документы воинского учета или личные дела призывников, хранящиеся в военном комиссариате;
в) при получении обращений военных комиссаров о доставлении лиц, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении в соответствии с подпунктом «к» пункта 4 настоящей Инструкции, принимают необходимые меры по установлению фактического местонахождения указанных граждан и их доставлению;
г) при невозможности осуществления доставления лица в сроки, указанные в обращении, а также в случае отсутствия лица, подлежащего доставлению, немедленно извещают об этом инициатора доставления с указанием обстоятельств, препятствующих исполнению этого обращения;
д) при получении определения военного комиссара о приводе лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, организуют привод данного лица в установленном порядке;
е) осуществляют учет полученных от военных комиссаров персональных обращений, обращений о доставлении лиц, уклоняющихся от исполнения воинской обязанности, определений о приводе, а также анализ результатов их рассмотрения;
ж) организуют ведение контрольно-наблюдательного дела, в котором систематизируются материалы о результатах работы по взаимодействию с военными комиссариатами в области осуществления мероприятий, связанных с воинским учетом, призывом на военную службу;
з) организуют в соответствии с требованиями нормативных правовых актов розыск граждан, не исполняющих воинскую обязанность, связанную с постановкой на воинский учет и призывом на военную службу, при наличии возбужденного в отношении указанных лиц уголовного дела;
и) направляют еженедельно в период первоначальной постановки граждан на воинский учет и призыва на военную службу председателям призывных комиссий муниципальных районов, городских округов и внутригородских территорий городов федерального значения информацию о результатах проведения мероприятий по обеспечению исполнения гражданами воинской обязанности.
Здравствуйте! У сына швейцарское гражданство, до этого был постоянный вид на жительство.
Виталий
Виталий, здравствуйте. В таком случае Ваш сын ВООБЩЕ не подлежит призыву.
Прохождение военной службы осуществляется:
гражданами — по призыву и в добровольном порядке (по контракту);
иностранными гражданами — по контракту на воинских должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами и старшинами в Вооруженных Силах Российской Федерации и воинских формированиях.
С ним могут лишь заключить контракт о прохождении военной службы — а контракт дело добровольное.
Нет не возможно, если он в России постоянно не проживает
Вам абсолютно не о чем волноваться, в армию не возьмут, на границе не задержат, пусть только при себе всегда имеет документ подтверждающий его Швейцарское гражданство.