Бесплатная консультация юриста в Москве
8 499 705-84-25
Поиск

Консультируйтесь с юристом онлайн

240 юристов готовы ответить сейчас
Ответ за 15 минут
240 юристов сейчас на сайте
  1. Гражданское право
  2. Договорное право

Чиновники хотят 50% времени рекламного щита...

В договоре между городской администрацией и ИП на право размещения рекламы на уличном рекламном щите сказано, что городская администрация может бесплатно забрать на нем по собственному желанию до 50% времени на нужды социальной рекламы. Законно ли это? Как можно от этого уклониться?

Рекламная конструкция находится в собственности ИП, но земля, на которой она установлена не в собственности и не в аренде, а лишь получено разрешение в рамках вышеназванного договора.

26 Июня 2012, 18:58, вопрос №10447 Андрей, г. Москва
300 стоимость
вопроса
вопрос решён
Свернуть

Ответы юристов (8)

  • Юрист - Ермолаева Татьяна Андреевна

    Согласно ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора.

    Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.

    Следовательно такие условия на размещения рекламы устраивали стороны при подписании договора. На основании ст. 425 ГК РФ договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения.

    26 Июня 2012, 19:08
    Ответ юриста был полезен? + 0 - 0
    Свернуть
  • Юрист - Партнер Ратников Герман

    Здравствуйте!

    Если указанные условия содержатся в подписанном договоре - ничего нельзя поделать, так как условия заключенного договора должны исполняться.

    Но необходимо знать точную формулировку пункта про право администрации забрать до 50% времени (не совсем понятно как это время возможно рассчитать). Опять же необходимо уточнить кто в данном случае определяет время начала и окончания пользования рекламным щитом: ИП или администрация?

    Какие санкции предусмотрены за нарушение условий договора (может санкции минимальны?) Для точного ответа необходимо ознакомиться с текстом договора полностью.

    26 Июня 2012, 19:30
    Ответ юриста был полезен? + 1 - 0
    Свернуть
  • Юрист - Николаев Николай
    Николаев Николай
    Юрист, г. Санкт-Петербург
    • 578ответов
    • 158отзывов

    Здравствуйте!

    Заключение договора на распространение социальной рекламы является обязательным для рекламораспространителя в пределах пяти процентов годового объема распространяемой им рекламы (в том числе общего времени рекламы, распространяемой в теле- и радиопрограммах, общей рекламной площади печатного издания, общей рекламной площади рекламных конструкций). Заключение такого договора осуществляется в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации. ( ст. 10 Закона о Рекламе).

    Социальная реклама имеет определенные гарантии на ее производство и распространение. Так, государство обязывает рекламораспространителя заключать договоры на распространение социальной рекламы в пределах 5% годового объема распространяемой им рекламы.

    Согласно нормам ГК РФ, устанавливающим принцип свободы заключаемого договора, понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена ГК РФ, законом или добровольно принятым обязательством (ст. 421 ГК РФ).
    К обязательствам, возникшим из договора, применяются общие положения об обязательствах (ст. 307 - 419 ГК РФ), если иное не предусмотрено правилами гл. 27 ГК РФ, правилами об отдельных видах договоров, содержащимися в Кодексе.

    26 Июня 2012, 19:36
    Ответ юриста был полезен? + 1 - 0
    Свернуть
  • Юрист - Сигал Лев Исаакович
    получен
    гонорар
    33%
    Юрист, г. Москва
    Общаться в чате

    Уважаемый Андрей Викторович, обязательными рамками договора служат требования пункта 3 статьи 10 федерального закона "О рекламе", а именно: "заключение договора на распространение социальной рекламы является обязательным для рекламораспространителя в пределах пяти процентов годового объема распространяемой им рекламы".

    Иными словами, распространитель рекламы не вправе воздержаться от заключения договора, содержащего требование безвозмездно распространять социальную рекламу, но в пределах пяти процентов годового объёма распространяемой им рекламы. (Как подсчитать годовой объём, я не знаю, честно говоря). Здесь законодатель существенно ограничил действие общего принципа свободы договора (статья 421 ГК РФ), на который сослалась уважаемая коллега Татьяна Андреевна. Я полагаю, что налицо скорее договор присоединения.

    Статья 428. Договор присоединения
    1. Договором присоединения признается договор, условия которого определены одной из сторон в формулярах или иных стандартных формах и могли быть приняты другой стороной не иначе как путем присоединения к предложенному договору в целом.
    2. Присоединившаяся к договору сторона вправе потребовать расторжения или изменения договора, если договор присоединения хотя и не противоречит закону и иным правовым актам, но лишает эту сторону прав, обычно предоставляемых по договорам такого вида, исключает или ограничивает ответственность другой стороны за нарушение обязательств либо содержит другие явно обременительные для присоединившейся стороны условия, которые она исходя из своих разумно понимаемых интересов не приняла бы при наличии у нее возможности участвовать в определении условий договора.
    3. При наличии обстоятельств, предусмотренных в пункте 2 настоящей статьи, требование о расторжении или об изменении договора, предъявленное стороной, присоединившейся к договору в связи с осуществлением своей предпринимательской деятельности, не подлежит удовлетворению, если присоединившаяся сторона знала или должна была знать, на каких условиях заключает договор.

    Следовательно индивидуальному предпринимателю, если он полагает, что 50% - слишком много, я бы посоветовал не заключать договор на этих условиях, а обратиться в суд.

    26 Июня 2012, 20:01
    Ответ юриста был полезен? + 1 - 0
    Свернуть
  • Юрист - Сигал Лев Исаакович
    получен
    гонорар
    33%
    Юрист, г. Москва
    Общаться в чате

    Уважаемый коллега Ратников Герман, что же непонятного относительно времени использования? Очевидно, что срок - одно из обязательных условий всякого гражданско-правового договора. Иначе договор будет считаться незаключённым. Естественно, что если договор заключён, скажем, на год, то половина времени равняется шести месяцам.

    26 Июня 2012, 20:08
    Ответ юриста был полезен? + 0 - 0
    Свернуть
  • Юрист - Филатова Тамара Арновна
    получен
    гонорар
    33%
    Юрист, г. Москва
    Общаться в чате


    Здравствуйте Андрей Викторович!

    В соответствии со ст.19 Закона о рекламе, распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи. Владелец рекламной конструкции (физическое или юридическое лицо) - собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником.

    Рекламная конструкция должна использоваться исключительно в целях распространения рекламы, социальной рекламы.

    Рекламная конструкция и ее территориальное размещение должны соответствовать требованиям технического регламента.

    Установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором. В случае, если для установки и эксплуатации рекламной конструкции предполагается использовать общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме, заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции возможно только при наличии согласия собственников помещений в многоквартирном доме, полученного в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации. Заключение такого договора осуществляется лицом, уполномоченным на его заключение общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме. Договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции заключается на срок пять лет, за исключением договора на установку и эксплуатацию временной рекламной конструкции, который может быть заключен на срок не более чем двенадцать месяцев. По окончании срока действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции обязательства сторон по договору прекращаются. Заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции осуществляется в соответствии с нормами настоящего Федерального закона и гражданского законодательства.

    Заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основе торгов (в форме аукциона или конкурса), проводимых органами государственной власти, органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации. Форма проведения торгов (аукцион или конкурс) устанавливается органами государственной власти или представительными органами муниципальных образований.

    Согласно п. 3 ст. 10 Закона о рекламе, заключение договора на распространение социальной рекламы является обязательным для рекламораспространителя в пределах пяти процентов годового объема распространяемой им рекламы (в том числе общего времени рекламы, распространяемой в теле- и радиопрограммах, общей рекламной площади печатного издания, общей рекламной площади рекламных конструкций). Заключение такого договора осуществляется в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации.

    В соответствии со ст. 16 Закона о защите прав потребителей, условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными.Если в результате исполнения договора, ущемляющего права потребителя, у него возникли убытки, они подлежат возмещению изготовителем (исполнителем, продавцом) в полном объеме.

    Таким образом, условия в Договоре обязывающие Вас предоставить 50 % рекламного поля на Вашем рекламном щите являются не действительными. Поэтому Вы имеете право отказаться от данного условия и согласовать с Администрацией другой процент, который будет выделен для социальной рекламы.


    При твердой позиции основанной на законе, Вы имеете все шансы отстоять свое право на свободу Договора.

    С уважением Ф. Тамара

    26 Июня 2012, 20:11
    Ответ юриста был полезен? + 1 - 0
    Свернуть
  • Юрист - Сигал Лев Исаакович
    получен
    гонорар
    33%
    Юрист, г. Москва
    Общаться в чате

    Юристу Филатовой. Уважаемая Тамара Арновна, какое отношение имеет закон "О защите прав потребителей" к правоотношениям между ИП и городом? Индивидуальный предприниматель, распространяющий рекламу, разве является потребителем? Какие товары, услуги, работы он потребляет?

    Да и его "право на свободу договора" весьма ограничено законодателем.

    26 Июня 2012, 21:21
    Ответ юриста был полезен? + 0 - 0
    Свернуть
  • Юрист - Жуков Константин
    Юрист, г. Санкт-Петербург
    Общаться в чате

    Добрый день, Андрей Викторович!

    Порядок установки и эксплуатации объектов наружной рекламы и информации в городе Москве установлен Постановлением Правительства Москвы от 21.11.2006 N 908-ПП (приложениями к нему).

    Пунктами 3.3.5., 3.3.6. Правил установки и эксплуатации объектов наружной рекламы и информации в городе Москве установлено, что ГУП "Горинфор" выполняет техническую работу по учету периодов размещения рекламораспространителем социальной рекламы и рекламы, представляющей особую общественную значимость, с занесением информации в городской реестр рекламных мест.

    Рекламораспространитель обязан использовать объект наружной рекламы и информации исключительно в целях распространения рекламы или социальной рекламы. Материалы социальной рекламы представляются Департаментом средств массовой информации и рекламы города Москвы и размещаются рекламораспространителем на рекламной конструкции в соответствии с действующим федеральным законодательством.

    При этом пунктом 3.3.12. установлено, что договор может быть расторгнут Департаментом средств массовой информации и рекламы города Москвы в одностороннем порядке в том числе в случае невыполнения рекламораспространителем обязанности по размещению социальной рекламы.

    Данным Постановлением также утверждена форма договора, заключаемого с рекламораспространителем, в пп. "ж" п. 4.2.7. указана обязанность рекламораспространителя размещать на ОНРИ материалы социально значимой городской рекламы в соответствии с п. 4.1.3 в пределах 10% годового объема распространения рекламы.

    При этом п. 3 ст. 10 ФЗ "О рекламе" заключение договора на распространение социальной рекламы является обязательным для рекламораспространителя в пределах пяти процентов годового объема распространяемой им рекламы.

    Поэтому московское законодательство противоречит федеральному.

    ФАС в 2007 году оштрафовала Правительство Москвы за указание 10% в договорах (см. Решение АСГМ от 4 сентября 2007 г. по делу N А40-32069/07-94-201, оставлено в силе Постановлением ФАС Московского округа от 14.02.2008 N КА-А40/39-08).

    Поэтому если в Вашем договоре установлено требование о 50% времени на размещение социальной рекламы, то обратитесь с жалобой в ФАС России на ущемление Ваших прав при заключении договора.

    26 Июня 2012, 21:42
    Ответ юриста был полезен? + 2 - 0
    Свернуть
stats