• Журнал
  • Предпринимательское право

Надзор за СРО оценщиков

Как Росреестр следит за оценщиками
Улитин Илья
Автор статьи
Юрист сайта Правовед.RU

В настоящее время создается достаточно большое количество юридических лиц, о чем свидетельствует статистика, подготовленная Федеральной налоговой службой. Как известно, юридические лица создаются в виде коммерческих и некоммерческих организаций. К некоммерческим организациям, в том числе относятся саморегулируемые организации (далее – СРО). Согласно гражданскому законодательству СРО напрямую отнесены к организационно-правовой форме как ассоциации и союзы. В форме ассоциации (союза) создаются, в том числе, объединения оценщиков, где членство является обязательным условием. Следует отметить, что все СРО с обязательным членством контролируются государственными органами власти.

Согласно положению о Росреестре, данный орган является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим контроль (надзор) за деятельностью:

  • СРО кадастровых инженеров;
  • национального объединения СРО кадастровых инженеров;
  • СРО оценщиков;
  • СРО арбитражных управляющих.

Согласно сведениям из единого государственного реестра СРО оценщиков, размещенного на официальном сайте Росреестра, в настоящее время функционируют 16 СРО оценщиков. До 2019 года в России было 17 СРО оценщиков. 5 декабря 2018 года из реестра была исключена СРО «ЮСО», в связи с нарушением законодательства об оценочной деятельности, выявленного Росреестром в ходе неплановой проверки.

Порядок осуществления надзора за деятельностью СРО утвержден Приказом Минэкономразвития РФ от 29.04.2011 № 203 (далее - Порядок).

Читайте также
Как перестроить частный дом без штрафов и сносов?

В п. 5.1.8 положения о Росреестре указано, что данный орган осуществляет надзор и контроль за исполнением СРО оценщиков требований ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об оценочной деятельности).

Таким образом, предметом надзора выступает соблюдение СРО оценщиков ФЗ Закона об оценочной деятельности, а также других нормативно-правовых актов, регулирующих их правовой статус.

Вышеуказанное подтверждается Приказом Минэкономразвития РФ от 07.10.2011 № 549.

Читайте также
N 44-ФЗ ст 34. Контракт

Рассматриваемая функция Росреестра реализуется посредством проведения плановых и внеплановых проверок деятельности СРО. Также Россрестром, осуществляется надзор за исполнением требований анализа и прогнозирования состояния исполнения требований при осуществлении СРО своих полномочий, в том числе, проведения анализа поступивших в государственный орган документов и сведений и (или) размещенной информации на официальном сайте СРО.

При осуществлении контроля и надзора за соблюдением СРО законодательства России, Росреестр проверяет следующие положения и сведения:

  • соответствие СРО организационной структуры требованиям законодательства России;
  • необходимые документы СРО, такие как: учредительные документы, стандарты и правила оценочной деятельности и т.д.;
  • обязательное число оценщиков;
  • ведение реестра оценщиков;
  • наличие компенсационного фонда;
  • осуществление контроля за соблюдением оценщиками требований законодательства;
  • применение в отношении оценщиков, состоящих в СРО, мер дисциплинарного воздействия;
  • соблюдение требований по обеспечению информационной открытости в сетях интернет о своей деятельности и деятельности своих оценщиков, входящих в СРО;
  • организацию информационного и методического обеспечения своих членов;
  • организацию проведения профессиональной переподготовки оценщиков.

Согласно Положению о Росреестре и Административному регламенту, проведение плановых проверок относится к полномочиям центрального аппарата Росреестра, который расположен в г. Москве.

Плановые проверки осуществляются в соответствии с планом проверок, утверждаемым на календарный год.

Территориальные органы участвуют в проведении плановых проверок центральных аппаратов СРО, а также их филиалов, находящихся на подведомственных территориях.

В соответствии с абз. 2 ст. 24.5 Закона об оценочной деятельности, плановая проверка деятельности СРО оценщиков осуществляется один раз в 2 года в соответствии с планом, утверждаемым Росреестром.

Ежегодный план проведения проверок СРО доводится до сведения заинтересованных лиц посредством размещения его на официальном сайте органа по надзору в сети Интернет в срок не позднее 15 января года проведения плановых проверок.

По результатам проверки Росреестр принимает решение о применении мер в отношении СРО, таких как:

  • вынесение предписания об устранении выявленных нарушений;
  • направление в суд заявления об исключении сведений о СРО из единого реестра СРО оценщиков;
  • передача материалов по подведомственности, в том числе для решения вопроса о рассмотрении материалов в рамках производства по уголовному или административному делу.

Основанием для подачи в арбитражный суд заявления об исключении СРО оценщиков из единого государственного реестра является выявление нарушения одного из требований, установленных ч. 3 ст. 22 Закона об оценочной деятельности.

В вышеуказанной норме содержатся следующие требования:

  • объединение в составе этой организации в качестве ее членов не менее чем 300 физических лиц, отвечающих требованиям к субъектам оценочной деятельности;
  • наличие компенсационного фонда;
  • наличие коллегиального органа управления;
  • наличие стандартов и правил оценочной деятельности;
  • наличие официального сайта в сетях интернет.

Например, согласно решению Арбитражного суда г. Москвы от 31 октября 2018 г. по делу № А40-184325/18 СРО «ЮСО» исключена из реестра в связи с нарушением требований, предъявляемые к членству в СРО.

В силу Административного регламента исполнение Росреестром функции по контролю и надзору за деятельностью СРО все проверки проводятся:

  1. по месту нахождения и (или) ведения деятельности СРО, то есть по юридическому адресу ассоциации или союза;
  2. без выезда по месту нахождения и (или) ведения деятельности СРО.

Документарная проверка проводится по месту нахождения Росреестра путем рассмотрения имеющихся в Росреестре документов и сведений. Документарная проверка проводится в случае, если результат проверки может быть достигнут на основании имеющихся в органе материалов и документов.

Плановые проверки осуществляются в форме выездных проверок. Плановая проверка СРО не может длиться более тридцати дней. СРО извещают о планируемом контроле заказным письмом с уведомлением за три дня до начала проверки. При документарной проверке СРО направляет сведения и документы, относящиеся к предмету контроля, а также запрошенные. Срок — в течение десяти дней после получения соответствующего требования.

Согласно обобщенной практике Росреестра по проверке СРО оценщиков за 2016 год планово проверено 6 СРО оценщиков из 15, что на 8 % меньше количества плановых проверок 2015 года.

По результатам плановых проверок на конец 2016 года выдано 4 предписания руководству саморегулируемых организаций оценщиков, 1 предписание руководству СРО оценщиков находилось в стадии подготовки и 1 плановая проверка СРО оценщиков завершена без вынесения предписания, так как нарушения были устранены.

Перейдем к рассмотрению внеплановых проверок. Так, решение о проведении внеплановой проверки деятельности СРО оценщиков принимается Росреестром на основании заявлений и жалоб любых субъектов правоотношений, которые содержат информацию о нарушении СРО оценщиков Закона об оценочной деятельности.

В 2016 году в Росреестр и его территориальные органы поступили: 40 заявлений о нарушении СРО оценщиков законодательства, что на 16 % меньше количества аналогичных заявлений в 2015 году.

На основании указанных жалоб (заявлений) Росреестром проведены 11 внеплановых проверок СРО оценщиков (в 2015 году - 15).

По результатам проведенных в 2016 году внеплановых проверок выдано 7 предписаний руководству СРО оценщиков.

В ходе проведенных в 2016 году проверок деятельности саморегулируемых организаций оценщиков выявлялись следующие типичные нарушения требований законодательства России, такие как:

  1. нарушение порядка проведения контроля, установленного статьями 22.2, 24.3 и 24.4 Закона об оценочной деятельности;
  2. неисполнение обязанности по контролю за осуществлением своими членами обязательного страхования ответственности, установленной частью девятой статьи 24.7 Федерального закона об оценочной деятельности.

Из указанных выше сведений Росреестр делает вывод, что характер допускаемых нарушений законодательства, регулирующего деятельность саморегулируемых организаций, по сравнению с 2014 и 2015 годами не претерпел существенных изменений.

Вместе с тем в 2016 году по сравнению с 2014 и 2015 годами в деятельности СРО оценщиков наметилась тенденция по уменьшению количества случаев приема в состав членов лиц, не соответствующих требованиям законодательства России.

В целом создание эффективно действующей системы саморегулирования на территории России обеспечило необходимые условия защиты прав граждан и юридических лиц, послужило гарантией реализации прав и законных интересов граждан, а также позитивно повлияет на устранение коррупционных проявлений, в частности при проведении мероприятий государственного контроля (надзора).

Резюмируя вышеизложенное, следует отметить, что результатом выполнения государственной функции Росреестра является выявление и пресечение нарушений СРО оценщиков положений нормативно-правовых актов России, контроль (надзор) за соблюдением которых входит в компетенцию рассмотренного органа, путем применения мер, предусмотренных законодательством.

Думается, что такая деятельность является важной составляющей поддержания принципа законности и правопорядка. Именно такие функции служат правомерному функционированию правовой системы, а также способствуют верному выстраиванию правоотношений.


Эта статья участвует в Конкурсе на лучшую бизнес-статью.

Людмила Разумова
Редактор
Практикующий юрист с 2006 года

Вам может быть интересно

Контроль ущерба: как снизить неустойку
Не зря говорят: не ошибается тот, кто ничего не делает. Поэтому в бизнесе частенько бывает, что пропустили сроки поставки, что-то вовремя не сделали, не оказали услуги вовремя, не устранили недостатки товара… Глядишь, а твой контрагент уже требует выплатить ему неустойку и не всегда такие требования бывают обоснованными и соответствуют закону. Закон понимает её как денежную сумму, которую должник должен...
N 3-ФЗ ст 19. Порядок применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия
1. Сотрудник полиции перед применением физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия обязан сообщить лицам, в отношении которых предполагается применение физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, о том, что он является сотрудником полиции, предупредить их о своем намерении и предоставить им возможность и время для выполнения законных требований сотрудника полиции....
Чтобы «не обули»: как работает гарантия на обувь?
Представьте: вы урвали по скидке ботинки, о которых давно мечтали, а через 2 недели они порвались. Или это туфли, которые вы купили ребенку на 1 сентября. Или, например, резиновые сапоги по колено, в которых муж так и не съездил на рыбалку. Что бы это ни была за обувь, на нее распространяется законодательство о защите прав потребителей. И вы, как потребитель, можете ее обменять или вернуть. Те, кто...
Задержка зарплаты по-чёрному
У работодателя есть тысяча аргументов, чтобы обосновать сотрудникам задержку зарплаты: отсутствие свободной выручки, банковские выходные, день рождения жены… Что бы ни стало причиной задолженности, закон на стороне работника. Зарплата должна выплачиваться каждые 14 дней, не позже даты, указанной в трудовом договоре. Но что делать, если не заплатили, когда работал без договора, неофициально? По актуальным...
Затопление квартиры: актуальная судебная практика
Ежедневно в России затапливают десятки, если не сотни квартир. Одни кран забыли закрыть, у других стояк прорвал, а у третьих и вовсе крыша течет. Да, причины затоплений разнообразны, и далеко не всегда ими становятся соседи сверху. Впрочем, владельцам затопленной квартиры плевать – им причинен материальный ущерб, который хорошо бы возместить. И судебная практика в этом вопросе однозначна – пострадавшая...
Можно ли купить землю за маткапитал?
Улучшение жилищных условий остается самой популярной целью, на которую расходуется маткапитал. Полностью оплатить его за счет сертификата, конечно, не получится, но есть возможность доложить собственные сбережения или взять ипотеку. Обычно семьи тратят сертификат на покупку недвижимости, ее строительство или делают на бюджетные деньги реконструкцию жилья. Но любая ли такая покупка допустима? Скажем,...