Максим Иванов Автор статьи Практикующий юрист с 1990 года |
Банки, раздавая кредиты, правдами и неправдами добывают подписи клиентов заодно и к договорам страхования. Интернет свидетельствует, что в кредитных документах порой находят даже страховки от укусов клещей.
Эта деятельность приносит банку двойную выгоду: за нового клиента банк получает от страховщика агентские, а если клиент не сможет платить — и возмещение по страховому случаю. Оплачивают столь выгодное сотрудничество граждане, нуждающиеся в кредите, — хотя хотели бы получить деньги, а не расстаться с ними.
Горькая правда
Получить кредит без ненужной страховки, хотя бы одной (обычно это страхование жизни и здоровья), — невозможно. Да, все законы на вашей стороне и нет никакой обязанности брать кредит вместе со страховкой.
- Обязанность страховать свою жизнь или здоровье не может быть возложена на гражданина по закону (п. 2 ст. 935 ГК РФ).
- Никого нельзя заставлять заключать договор, договор заключается только по добровольному согласию (п. 1 ст. 421 ГК РФ).
- Банк не имеет права отказать в выдаче кредита по причине того, что клиент отказывается от страховки. Позиция «не дадим кредит, если не возьмёте страховку к нему» незаконна (п. 2 ст. 16 ЗоЗПП).
Но когда вы все это процитируете банковским работникам, с вами охотно согласятся — после чего откажут в выдаче кредита. У менеджеров есть свои резоны (например, план по продаже страховок), а излагать причины отказа банк не обязан. То, что вас заставили, вы доказать не сможете, поскольку все документы тщательно оформлены как добровольное страхование — поставив свою подпись, вы это подтверждаете.
Так что, если вам нужны деньги, страховку придется взять...
Реальный шанс
…А после можно грамотно от нее отказаться.
С лета 2016 года Банк России установил требования к условиям добровольного страхования (а то, которое навязывают банки, как раз добровольное). Теперь в любом договоре страхования должно быть указано, что гражданин может отказаться от страховки в течение 5 календарных дней с даты подписания договора (п. 1 Указания Банка России № 3854-У).
Эти 5 дней неофициально называют «периодом охлаждения». Страховая обязана вернуть вам почти все деньги, что вы заплатили по договору (эти деньги еще называют страховой премией). С вас вычтут небольшую сумму — плату за те несколько дней, что вы успели «попользоваться» страховкой.
Если последний день возврата пришелся на выходной/праздники, срок продлевается на еще 1 день — ближайший рабочий
(ст. 193 ГК РФ)
Каким образом возвращаются деньги?
Деньги должны прийти в течение 10 дней после получения вашего заявления (п. 8 УБК № 3854-У) на указанные вами реквизиты.
- У вас есть право получить деньги на любую карту/счет или даже наличными. Но, как правило, страховая возвращает деньги на тот счет, с которого получила платеж.
- Чаще всего это счет, открытый на ваше имя при выдаче кредита. На него банк начисляет выданные кредитные средства. Заодно банки уговаривают клиента и на то, чтобы заплатить за него страховку: это позволяет увеличить сумму вашего кредита (и начислить больше процентов).
- Итого страховая получает перевод с вашего счета, а при отказе от страховки шлет деньги обратно вам же. Если страховку платил за вас банк и вы хотите снизить сумму кредита, вы должны самостоятельно перевести эти деньги банку.
Как оформить отказ
Итак, вы заключили 2 договора (кредитный и страховой), кредит вас устраивает, а вот договор страхования вы хотите расторгнуть, деньги вернуть.
Для расторжения договора страхования нужно обратиться в офис страховщика (а не в банк).
- Найдите страховщика и в течение 5 дней после подписания документов в банке подайте заявление об отказе от договора страхования. Для верности можно взять с собой друга — будет свидетелем того, что вы пытались подать заявление вовремя.
- Заполните готовый бланк (скачайте на сайте или получите в офисе) либо напишите свое заявление, если у компании вдруг нет бланков. В двух экземплярах: один страховщику, один себе.
В шапке: ФИО главы отделения, название страховой, ваши ФИО и паспортные данные, ваши адрес и телефон.
По центру страницы: «заявление об отказе от договора страхования».
В тексте: сообщите, что отказываетесь от договора страхования (номер, дата заключения) и требуете возвратить вам страховую премию на основаниях, изложенных в Указании Банка России № 3854-У. Отметьте, копии каких документов приложили к заявлению. Уточните, каким способом хотите вернуть деньги (наличными, на свой счет или счет банка).
- Предъявите паспорт, договор страхования, страховой полис. Копии договора и полиса — вместе с квитанцией, подтверждающей уплату страховой премии — нужно отдать вместе с заявлением.
- Требуйте оставить на вашем экземпляре заявления отметку о его получении: дату, печать, подпись сотрудника.
Помните: времени у вас очень мало, всего 5 дней. Поэтому не соглашайтесь прийти завтра, когда «начальник будет на месте», но и не ждите в страховой приема слишком долго, особенно в последний день. Если официально вручить заявление не удалось, можно отправить страховщику письмо — а на это тоже нужно время.
- Оформите письмо на почте как заказное, с уведомлением, с описью вложения.
- В конверт вложите 5 документов: заявление о возврате, копии договора страхования, страхового полиса + квитанцию об уплате страховки, опись вложения. На копиях напишите «копия верна», распишитесь и поставьте дату.
- Адресов у фирмы может быть несколько: юридический, по месту вашей работы и тот, что указан в договоре. Выбирайте последний. Если с ним что-то не так — юридический (можно узнать по базе ЕГРЮЛ).
- У вас на руках должны остаться 2 документа: копия описи вложения и уведомление (придет к вам почтой после передачи письма работодателю). Дата на уведомлении — дата приема вашего заявления. Через 14 календарных дней вы считаетесь уволенным и на работу больше ходить не обязаны.
Куда обратиться, если страховая не возвращает деньги
1. Контролирующие органы
С ними можно связаться тремя способами: прийти лично, написать письмо или оставить жалобу через электронную приемную (придется поискать, они скрываются под разными названиями — «прием обращений граждан», «написать нам» и т. д.). Ответ вам должны дать в течение 30 календарных дней после получения (ст. 12 59-ФЗ).
- Центробанк (он же Банк России) защищает застрахованных лиц и рассматривает жалобы на страховые компании.
- Роспотребнадзор следит за соблюдением закона «О защите прав потребителей». Человек, которые оформил страховку — потребитель соответствующей услуги, от которой можно отказаться согласно ст. 32 ЗоЗПП, поэтому обратиться можно и в отделение Роспотребнадзора в своем регионе.
Если выбрали электронную приемную, сначала напишите и сохраните документ на своем ПК. Связь может оборваться, сайт зависнуть, и вы потеряете с трудом составленное обращение.
2. Суд
Вернемся к правде жизни: если страховая уперлась и решила не возвращать вам деньги, не факт, что контролирующие органы смогут помочь.
Поэтому самой эффективной инстанцией был и остается суд.
- В суд можно обратиться сразу, одновременно с подачей жалоб в контролирующие органы или вообще обойдясь без них.
- Если вам проще сначала писать в ведомства, то, ожидая от них помощи, не пропустите срок исковой давности для обращения в суд. Это 3 года после того, как страховая отказалась выплачивать вам страховую премию (то есть с того дня, когда истекли 10 дней, положенные на возврат вам денег). Если эти 3 года прошли, считайте деньги утерянными.
Возврат страховки, по истечении 13 дней после заключении договора? 2 ответа
Навязали страховку при оформлении кредита, как вернуть деньги? 4 ответа
Задать вопрос юристу →
Людмила Разумова Редактор Практикующий юрист с 2006 года |