Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
Уплата налога с вознаграждения пользователей мобильного приложения
Добрый вечер! Мы разрабатываем мобильное приложение - некий симбиоз системы лояльности и кешбек сервиса. Мы платим пользователю за то, что он советует друзьям из социальных сетей товары и услуги. В том случае, если его совет релевантен - он получает определенное количество баллов эквивалентных рубля на свой бонусный счет. Вознаграждение выплачивается в размере 30% стоимости совета для предприятия - партнера. Эти 30 процентов со своего расчетного счета мы переводим на виртуальный счет НКО, с которого и распределяем средства пользователям. Эти 30% нельзя отнести к расходам. Как правильно подавать их в отчетности?
Добрый день.
Коллеги уже ответили на Ваш вопрос, я бы хотел в целом обозначить требования законодательства к мобильным приложениям, которые необходимо соблюдать.
1. Перечень документов для мобильного приложения.
Перечень документов, которые Вы должны разместить в мобильном приложении (вне зависимости от того, о каком приложении идет речь) выглядит следующим образом:
1.1. Пользовательское соглашение мобильного приложения (оно же Лицензионное соглашение, оно же Договор-оферта и оно же Публичная оферта). Все зависит от того, что за приложение.
Общая цель Пользовательского соглашения – расписать условия предоставления доступа к сервису и/или условия продажи товаров/услуг.
Требования к Пользовательскому соглашению мобильного приложения:
— предмет договора,
— порядок акцепта пользовательского соглашения.
— права и обязанности сторон,
Например, если речь идет, например, о стандартном интернет-магазине, то должны быть прописаны условия доставки товара, политика возвратов и т.д.
Если речь идет, например, об интернет-бирже, то мы обычно делаем 2 Пользовательских соглашения – одно для исполнителей, другое для заказчиков. В Пользовательском соглашении для исполнителей, к примеру, очень важно будет прописать условия про их обязательство самостоятельно отвечать за качество услуг, исполнять обязательства в соответствии с правилами, изложенными в сервисе и т.д.
— порядок расчетов,
— порядок разрешения споров,
— условия, ограничивающие Вашу ответственность (настолько, насколько это позволяет закон, частая ошибка – вопросам ответственности в Пользовательском соглашении уделяют мало внимания и возвращаются к ним только после того, как столкнутся с конкретной претензией от клиента или еще хуже с судебным иском. Я всегда рекомендую все риски (настолько насколько это позволяет закон) закрывать изначально при подготовке документации).
Например, для сервиса – агрегатора услуг очень важно прописать, что сервис не несет ответственности за фактических исполнителей (качество их услуг и т.д.), которые будут оказывать услуги в мобильном приложении агрегатора.
Для мобильного приложения – доски объявлений будет важно прописать, что сервис не несет ответственности за содержание объявлений, достоверность информации в них и т.д.
На практике у нас обычно раздел про ответственность занимает 1-3 страницы, поскольку он один из самых ключевых.
— условие о договорной подсудности по месту Вашего нахождения (кстати в способе описания условия о договорной подсудности очень часто допускаются ошибки, и суды потом признают пункт о договорной подсудности не согласованным. Если хотите, чтобы в случае судебного спора, спор был по месту Вашего нахождения (не во всех случаях применимо), то нужно к описанию этого пункта подойти максимально ответственно и с учетом судебной практики).
1.2. Политика конфиденциальности мобильного приложения (она же Политика обработки персональных данных мобильного приложения, она же Политика в отношении обработки персональных данных).
Политику конфиденциальности и Пользовательское соглашение можно объединить в один документ, но лично я рекомендую иметь 2 отдельных документа, поскольку мне лично уже приходилось сталкиваться с тем, что Роскомнадзор при проверке мобильного приложения просто не разглядел положения про персональные данные в Пользовательском соглашении и повесил штраф.
И хотя это дело мы успешно оспорили, лишний раз «давать повод» для претензий я не рекомендую, лучше перестраховаться.
Кроме того, если делать нормальную качественную политику конфиденциальности для мобильного приложения, то она получится не на 1 и не на 2 страницы, не говоря уже о пользовательском соглашении и если все совмещать, то Пользовательское соглашение получится раздутым, что не очень удобно.
При этом не стоит забывать, что на Вас лежит обязанность по доведению до пользователей всей необходимой информации о реализуемых товарах/услугах и для целей выполнения этой обязанности делать плохо читаемые раздутые и неструктурированные документы не самая лучшая идея (например, по банкам есть судебная практика когда суды не признают юридическую силу написанного в документах мелким шрифтом, мол нельзя в таком виде доводить информацию до клиентов — здесь может быть применена та же логика).
Требования к политике конфиденциальности мобильного приложения:
— Перечень персональных данных, которые Вы обрабатываете.
— Сведения о способах обработки персональных данных.
— Должно быть прописано, что, проставляя галочку о согласии с политикой конфиденциальности, Пользователь тем самым дает свое согласие на обработку его персональных данных, указанных в Политике конфиденциальности.
— Цели использования персональных данных.
— Принципы обработки персональных данных, которыми Вы руководствуетесь.
— Меры, применяемые для защиты персональных данных.
— Очень важный момент, про который многие забывают – если в процессе использования персональных данных, эти данные становятся доступны третьим лицам, в том числе в автоматическом режиме, например, лицам, которые просто помогают Вам в управлении мобильным приложением, маркетинговому партнеру и т.д., то об этом обязательно (!) должно быть указано в политике.
Это частая ошибка, которая приводит к тому, что Вам могут вменить незаконное разглашение персональных данных, несмотря на то, что Вы даже не думали ничего не нарушать. С этим мне неоднократно приходилось сталкиваться лично, Роскомнадзор за это активно штрафует.
— В политику конфиденциальности нужно обязательно включить положение о том, что Вы вправе в любой момент изменить условия политики конфиденциальности в одностороннем порядке.
— Еще важно прописать, что проставлением отметки Пользователь подтверждает, что он согласен со всеми условиями Политики конфиденциальности, что положения ему ясны и т.д.
— Также в Политике отдельное внимание должно быть уделено файлам cookie, про это тоже часто забывают.
1.3. Остальные документы уже зависят от того, о каком мобильном приложении идет речь.
Для некоторых мобильных приложений мы делаем пакет из 10 и более документов, для некоторых ограничиваемся Пользовательским соглашением и Политикой конфиденциальности.
Чаще всего дополнительно используются следующие документы для мобильного приложения:
— Политика возвратов.
— Правила оказания различных услуг.
— Положение о партнерской программе.
— Регламенты совершения пользователями отдельных действий через мобильное приложение.
2. Помимо требований к содержанию документов, к самому мобильному приложению есть следующие требования:
2.1. В мобильном приложении на всех формах обратной связи, через которые может быть осуществлена передача персональных данных, должно быть окошечко, в котором Пользователи проставляют отметку о согласии с политикой конфиденциальности.
Частая ошибка – делается политика конфиденциальности, а в окошечке Пользователь просто дает согласие с «обработкой персональных данных», а не с условиями Политики конфиденциальности и как следствие в этом случае у Вас не будет подтверждения, что Пользователь согласился соблюдать условия политики конфиденциальности.
2.2. Без проставления отметки о согласии с политикой конфиденциальности и пользовательским соглашением Пользователь не должен иметь возможности отправить Вам свои персональные данные.
Это касается в том числе случаев, если он Вам передает только имя, номер телефона или адрес электронной почты (это все относится к персональным данным – ст. 3 152-ФЗ).
2.3. Вы должны направить уведомление в Роскомнадзор об обработке персональных данных (не путать с регистрацией в Роскомнадзоре).
Уведомление в Роскомнадзор должно быть направлено в двух формах:
— по онлайн форме — https://pd.rkn.gov.ru/operators-registry/notification/form/
— в письменном виде по обычной почте в Управление Роскомнадзора.
3. Если у Вас есть работники, то помимо указанных выше пунктов, должны быть выполнены следующие требования:
3.1. Должно быть принято и утверждено Приказом Положение об обработке персональных данных (можно объединить с Положением о коммерческой тайне).
К Положению об обработке персональных данных следующие требования:
3.2. Помимо приказа об утверждении Положения, регулирующего вопросы обработки персональных данных, у Вас должен быть принят приказ о назначении ответственного за обработку персональных данных (ст. 22.1 ФЗ № 152-ФЗ) и утверждена инструкция ответственного.
4. Приведенные выше требования касаются ситуации, когда Вы в мобильном приложении получаете персональные данные граждан РФ в соответствии со 152-ФЗ.
Если Сервис ориентирован также на международный рынок, на европейских клиентов или клиентов из США, то возникают дополнительные требования.
Особое внимание следует в этом случае обратить на Регламент №2016/679 Европейского парламента и Совета Европейского Союза «О защите физических лиц при обработке персональных данных и о свободном обращении таких данных» General Data Protection Regulation (GDPR).
Описывать его требования в данном случае я думаю не совсем уместно, так как это тема отдельного полноценного разговора, но суть в том, что если Вы ориентированы на европейский рынок, то Ваша политика конфиденциальности должна быть составлена в соответствии со всеми требованиями GDPR.
В отношении других стран следует обратить внимание на местное законодательство, в частности, для работы с гражданами США, например, следует учесть требования Children's Online Privacy Protection Act (COPPA), PIPEDA, Enhancing Privacy Protection и других правовых актов, касающихся обработки персональных данных
В целом нюансов и требований в части иностранного законодательства много, но их следует прорабатывать индивидуально и смотреть на кого ориентирован сервис.
5. Налогообложение мобильного приложения. Какую выбрать систему налогообложения для мобильного приложения.
Система налогообложения зависит от ряда факторов, а именно значение имеет на чем и как Вы планируете зарабатывать.
Можно выделить 3 распространенных варианта:
5.1. В мобильном приложении Вы зарабатываете непосредственно на его функционале – что либо продаете пользователям, оказываете услуги пользователям, либо создаете функционал, в рамках которого зарабатываете на взаимодействии пользователей (социальные сети, агрегаторы услуг, биржи и т.д.).
5.2. Вы зарабатываете на продаже мобильного приложения или доп. функционала. В этом случае Вы будете получать доход от Apple или Google.
5.3. Вы зарабатываете на рекламе в мобильном приложении.
В зависимости от схемы бизнеса, системы налогообложения мобильного приложения могут существенно отличаться, поэтому в рамках общего вопроса однозначно ответить невозможно. В каждом случае нужно разбирать конкретный кейс.
Если Вам потребуется помощь в подготовке Пакета юридических документов для мобильного приложения — Вы всегда можете обратиться ко мне в чат и получить помощь в решении своих вопросов (для этого Вам нужно нажать на кнопку «ОБЩАТЬСЯ В ЧАТЕ» на странице моего профиля — pravoved.ru/lawyer/362... (можно перейти по ссылке или нажав на мою фотографию)).
С Уважением,
Васильев Дмитрий.
Обращаю внимание, что на текущий момент в отношении КАЖДОГО действует СПЕЦИАЛЬНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ по вопросам правовой настройки и подготовки документов для мобильных приложений и иных интернет-проектов любой сложности. Чтобы получить предложение, Вам нужно ОБРАТИТЬСЯ КО МНЕ В ЧАТ, а именно:
1. Нажать на кнопку «ОБЩАТЬСЯ В ЧАТЕ» НА СТРАНИЦЕ МОЕГО ПРОФИЛЯ — https://pravoved.ru/lawyer/362127/ (можно перейти по ссылке или нажав на мою фотографию).
2. Описать свою ситуацию мне лично.
В рамках специального предложения, обратившись ко мне в чат, АБСОЛЮТНО ЛЮБОЙ может получить:
1. Устную или письменную консультацию по любым правовым вопросам работы интернет-проектов любой сложности (маркетплейсы, агрегаторы, интернет магазины, в том числе зарубежные, онлайн школы, сервисы онлайн услуг, сайты объявлений, сервисы по продаже цифровых продуктов, SaaS, интернет-биржи, стартапы, web-порталы и т.д.), включая как российские проекты, так и проекты, ориентированные на иностранную аудиторию, в том числе по вопросам:
1.1. Налогообложения интернет-проектов.
1.2. Правовой схемы работы.
1.3. Построения документооборота.
1.4. Обработки персональных данных, в том числе по требованиям законодательства РФ, европейского, американского и международного законодательства в сфере персональных данных.
1.5. Любым иным вопросам (занимаюсь полным сопровождением интернет проектов).
2. Помощь в проведении аудита Вашего мобильного приложения/сайта на предмет соответствия требованиям законодательства.
3. Помощь в подготовке полного пакета документов для Вашего интернет-проекта, в том числе следующих документов:
3.1. Пользовательское соглашение для мобильного приложения / сайта (оно же договор-оферта и оно же лицензионное соглашение).
3.2. Политика конфиденциальности для мобильного приложения / сайта (она же политика обработки персональных данных).
3.3. Уведомление в Роскомнадзор об обработке персональных данных.
3.4. Иных необходимых документов.