8 499 938-65-20
Мы — ваш онлайн-юрист 👨🏻‍⚖️
Объясним пошагово, что делать в вашей ситуации. Разработаем документы и ответим на любой вопрос, даже самый маленький.

Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.

Выбор иностранного языка для второклассника

Школа предлагает обучение 2-х иностранных языков-английского и немецкого.Класс должен быть поделен строго-50\50.Родителей принуждают методом жеребьевки "выбрать"язык.Согласно ст.52"Об образовании"родители имеют право в свободной форме и по желанию выбрать тот ин.язык,который считают необходимым для обучения своего ребенка.Но директор школы настаивает на делении класса-без исключений.Как можно решить этот вопрос?

, Татьяна, г. Ижевск
Сергей Сыроватский
Сергей Сыроватский
Юрист, г. Ростов-на-Дону

Иностранный язык в школе. Право на выбор

Воспитать будущих деятельных членов общества, способных на осознанный выбор профессии, помочь им максимально развить и правильно применить свои способности возможно только в атмосфере свободного развития личности, общедоступности образования и уважения прав и свобод человека. Прежде всего, — прав и свобод самих обучаемых, воспитуемых, подготавливаемых. Вместе с тем, в условиях практической организации деятельности общеобразовательного учреждения, когда необходимо найти оптимальное сочетание различных педагогических, психологических, хозяйственных и иных аспектов, зачастую очень сложно оставаться в необходимых рамках. Поэтому правовым ориентиром на этом пути должно стать право учащихся на получение образования на основе равенства возможностей.
В этом смысле, вопрос выбора изучаемого иностранного языка является на сегодняшний день одним из самых тонких и одновременно знаковых моментов в сфере начального и основного общего образования. Поскольку отражает не только реально доступные возможности для обучающихся развивать способности, исходя из собственных представлений и потребностей, но и латентный, не сформулированный по различным причинам, конфликт интересов по данному вопросу между органами управления образованием, администрациями школ, с одной стороны, и учениками и их родителями, с другой стороны.
В практике общеобразовательного учреждения (школы, гимназии, лицея, далее — школа) нередки случаи, когда администрация с целью сохранения языкового плюрализма считает допустимым отказывать в приеме в школу детям, не проживающим в близлежащем микрорайоне, если они не согласятся изучать определенный иностранный язык. Более того, уже в процессе обучения для данной категории детей также не существует права выбора изучаемого иностранного языка. В связи с чем, если для них в группе желаемого иностранного языка не окажется свободных мест, численность которых администрация определяет по собственному усмотрению, данный язык они смогут изучать только на платной основе.
Нужно заметить, что в настоящий момент при разрешении вопроса, какой из иностранных языков является наиболее привлекательным для изучения, объективная тенденция, складывающаяся в пользу английского языка, характерна для многих стран мира. Это обусловлено геополитическими и социально-экономическими факторами, в том числе его широким применением в компьютерных технологиях и интернете. Поэтому в настоящей статье под «желаемым иностранным языком», прежде всего, подразумевается именно английский язык.
Вместе с тем, согласно действующему законодательству деление класса на группы иностранного языка возможно только в соответствии со свободным выбором учащегося обучаться тому или иному иностранному языку, предусмотренному учебным планом. Так, на основании принципа 7 «Декларации прав ребенка», ст. 43 Конституции РФ каждый ребенок имеет право на получение образования на основе равенства возможностей, общедоступность основного общего образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях гарантируется. Как следует из «Типового положения об общеобразовательном учреждении» (пункты 2, 3, и 5), утвержденного постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 № 196 (далее – «Типовое положение») условия для реализации гражданами РФ права на общедоступное образование создает общеобразовательное учреждение, которое в своей деятельности руководствуется федеральными законами, постановлениями Правительства РФ, Типовым положением, а также разработанным на его основе уставом общеобразовательного учреждения. Согласно пункту 31 «Типового положения» при проведении занятий по иностранному языку возможно деление класса на две группы. Вместе с тем, рассматривая данную норму во взаимосвязи с пунктами 4, 6, 10 «Типового положения», необходимо отметить, что такое деление класса на группы не может идти вразрез склонностям и интересам обучающихся.
При этом, в его (данного деления) основе должны лежать принцип свободного развития личности, а также гарантированная возможность для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ. Поэтому каждому учащемуся как свободно развивающейся личности при делении класса на группы должно быть предоставлено право выбора того или иного изучаемого иностранного языка, предусмотренного учебным планом данного общеобразовательного учреждения.
Кроме того, указанный метод деления класса на группы, закрепленный в законодательстве РФ, полностью соответствует основным принципам государственной образовательной политики в области обучения иностранным языкам, изложенным в письме Минобразования РФ от 28.11.2000 № 3131/11-13 «Об изучении иностранных языков в общеобразовательных учреждениях». В частности, в абзацах шестом и десятом этого письма дается пояснение о том, какими методами школа вправе добиваться сохранения языкового плюрализма. Речь идет о методах, основанных на широкой разъяснительной работе с родителями, на доказывании им преимущества изучения того или иного иностранного языка в данном регионе, в конкретной школе, что не может не предполагать права выбора изучаемого иностранного языка. Хотя бы потому, что бессмысленно придавать такую значимость разъяснению и доказыванию чего-либо родителям, если от них ничего не зависит. Наконец, в абзаце пятом названного письма прямо указывается на то, что родители и учащиеся выбирают изучаемый язык, исходя из своих интересов и потребностей.
Таким образом, право учащегося на свободный выбор изучаемого иностранного языка — это составная часть таких его прав как право на доступ к образованию, гарантированное Конституцией РФ, право на свободное развитие личности, а также право на получение знаний и выбор специализации на основе равенства возможностей. Особо нужно отметить, что данное право учащегося не может быть ограничено по признаку места жительства. Согласно пункту 3 статьи 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. На основании пункта 2 статьи 19 Конституции РФ, статьи 5 Закона РФ «Об образовании» (в ред. ФЗ от 13.01.1996 № 12-ФЗ) (далее — ФЗ «Об образовании») гражданам РФ гарантируется возможность получения образования независимо от места жительства. При этом, федеральным законом ограничено только право детей, не проживающих вблизи данной школы, быть принятым в нее, и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты прав и законных интересов других детей, проживающих вблизи данной школы (пункт 1 ст. 16 ФЗ «Об образовании», пункт 46 «Типового положения»). Об ограничении же права выбирать изучаемый иностранный язык по признаку проживания или не проживания на данной территории в федеральном законе ничего не говорится. Таким образом, в силу закона всем детям, уже являющимся учениками данной школы (и проживающим, и не проживающим вблизи нее), должно предоставляться право выбирать изучаемый иностранный язык.
Также, следует признать не основанным на законе и ссылки администрации школы на отсутствие свободных мест в группе желаемого иностранного языка. Решение о том, такой из иностранных языков будет изучаться в конкретной школе, конкретном классе, а также о том, будет ли при этом класс поделен на группы, принимается администрацией школы с учетом сложившейся в данной школе образовательной ситуации, а именно, наличие или отсутствие квалифицированных кадров по тому или иному иностранному языку, свои традиции обучения этому учебному предмету. Кроме того, в соответствии с абзацем третьим пункта 31 «Типового положения» деление класса на группы для изучения иностранного языка на первой ступени общего образования (а сегодня, как правило, изучение иностранного языка начинается в начальной школе) возможно только при наличии необходимых условий и средств. Это означает, что при делении класса на группы школа обязана обеспечить такие гарантии общедоступности образования, чтобы все учащиеся имели равные права изучать желаемый иностранный язык. Поэтому, если администрация школы по каким-либо причинам не имеет таковой возможности, следует признать, что необходимые для деления класса на группы условия и средства в данной школе просто отсутствуют. В этом смысле, нужно констатировать, что для деления класса на группы не имеется правовых оснований. В противном случае, если администрация школы идет на указанное деление, она уже не вправе ссылаться на отсутствие свободных мест, численность которых она сама же и устанавливает.
Поскольку праву администрации на деление класса на группы корреспондируется ее обязанность установить такое число мест в этих группах, чтобы оно обеспечивало, как было указано выше, общедоступность образования, свободное развитие личности, а также равные возможности учащихся на получение знаний и выбор специализации. Иными словами, в ситуации, когда в школе имеются преподаватели английского языка, английский язык преподается, части учеников класса (с которыми другие ученики этого класса в процессе обучения имеют абсолютно равные права) предоставлена возможность изучать английский язык; и при этом в группе английского языка не хватает мест для всех желающих, необходимо признать, что в этом виновата в первую очередь сама администрация школы. В связи с этим, она не вправе ссылаться на отсутствие свободных мест как на основание своих действий по отказу предоставить возможность кому-либо из учеников класса изучать английский язык.
Таким образом, в компетенции администрация школы установить, какие иностранные языки будет изучать класс и будет ли он при этом поделен на две группы, а численность в них в силу закона, в том числе конституционных принципов, должна являться отражением желаний учеников и их родителей изучать тот или иной иностранный язык. Наконец, при вышеуказанных обстоятельствах предложение ребенку изучать желаемый иностранный язык только на платной основе является грубейшим нарушением гарантированного государством права каждого гражданина на бесплатное образование (ст. 43 Конституцией РФ).
В заключение, можно сказать, что право на получение образования на основе равенства возможностей является ограничивающим моментом в компетенции администрации школы по организации изучения иностранных языков. При этом ограничивающий механизм выражается в том, что учащимся, обладающим одинаковым статусом (одной школы, одного класса), должна быть предоставлена реальная возможность (реализация которой зависела бы исключительно от их желания) изучать любой из иностранных языков, которые закреплены за их классом учебным планом.

1
1
1
1
Похожие вопросы
900 ₽
Вопрос решен
Доверенности нотариуса
Оформят ли на него военную пенсию при наличии обычной социальной и какие действия необходимы для выбора военной пенсии
Мой брат является участником СВО , в результате военной травмы он стал инвалидом 2 гр. бессрочно ,сейчас он находится территориально не по месту прописки,через госуслуги оформил обычную пенсию по инвалидности . Могу ли я по генеральной доверенности оформить на него военную пенсию при наличии всех документов или обязательно личное присутствие его самого,если да,то каким законом это разрешено. Оформят ли на него военную пенсию при наличии обычной социальной и какие действия необходимы для выбора военной пенсии .
, вопрос №4034256, Наталья Цветкова, г. Владивосток
Трудовое право
Должна ли сестра бесплатно убирать избирательный участок?
Мы живем в селе.Избирательный участок расположен в школе.Моя сестра работает в этой школе техничкой.Председатель УИК ( она же директор этой школы) вменяет в обязанности сестры мытье полов после выборов.Должна ли сестра бесплатно убирать избирательный участок?
, вопрос №4034131, Светлана Борисовна, г. Саратов
Все
здравствуйте 1 марта подписали бумаги о сдачи огэя выбрал инфу
здравствуйте, 1 марта подписали бумаги о сдачи огэ(я выбрал инфу и физику как доп), и только сейчас я понял что сдать физику мне не по силам. что мне делать в данной ситуации? хочу изменить предмет по выбору на другой
, вопрос №4034006, Максим, г. Липецк
Конституционное право
Имеет ли право директор школы заставлять учителей, чтобы узнать у родителей или заставить проголосовать в выборах через госуслуги?
Имеет ли право директор школы заставлять учителей, чтобы узнать у родителей или заставить проголосовать в выборах через госуслуги?
, вопрос №4033879, Кристина, г. Ростов-на-Дону
Защита прав потребителей
Подскажите пожалуйста, что делать?
Меня пригласили на подработку в М.Видео. Мне написал какой-то человек и всё начиналось просто с того, что ты добавляешь товары в избранное и получаешь деньги 1-е, так скажем, задание: нужно было 5товаров добавить в избранное и получаешь при этом 240 рублей. Я решила попробовать и вроде бы всё нормально, заплатили и меня зовут в беседу, чтобы продолжить. Ну я на свой страх и риск продолжила. В беседе с ещё несколькими участниками начинали с того же, с чего мне заплатили в первый раз, а после дали на выбор заказы на разную сумму. Это нужно было:перевести определённому лицу сумму, которую выбрали, эта сумма пойдёт на рабочий аккаунт и через него ты совершаешь определённую покупку, делаешь выкуп, и эта покупка выкупается продавцом, а тебе возвращают сумму с процентоми потом эта сумма выводится и возвращается. В первый раз я выбрала минималку 620 рублей и всё нормально, мне вывели 984 рубля но перед этим проверяли ещё какие-то задания(их не оказалось). Решила продолжить, потому что подумала о том, что не обманули, вроде честно и решила на 1050 рублей, с этого и началось. Пошли задания (оно было вторым), нужно сделать выкуп ещё на 1000 рублей (а у меня всего-то было 1300+ и вообще я думала, что там ещё товары нудно в избранное добавить), ладно, заняла и выполнила. А там ещё и 3-е, нужно было сделать выкуп на 5800 рублей и тут я офигела. Я объясняю, что я только начала и такую сумму мне никто и не займёт, они мне втирают про систему и что на рабочем аккаунте у меня будет сумма которую мне возвратили меня ждать, так скажем, а без выполнения последнего задания мне ничего не выведется. Недавно я взяла в долг у родственницы, чтобы купить свадебное платье (я и впринципе влезла в это из-за своей свадьбы и видимо тупости) и там оставалась сумма ну и я всё же решилась вложить 5800, чтобы получить больше. Мне прислали ссылку на товар, ну и я начала делать как делала до этого и смотрю, на сайте товар 2900, я подумала, что нужно сразу 2 штуки этого товара заказать и заказала. А уже потом мне написали о том что нужно было по одному разному товару заказывать и что это уже ошибка и что нужно искать решение. Ну и как вы думаете, что? Мне предложили решение, где нужно внести ещё большую сумму. Требовала возврат, не хотят под предлогом системы и т.д. и т.п. Подскажите пожалуйста, что делать?
, вопрос №4033823, Февзи, г. Сочи
Дата обновления страницы 12.04.2015