Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
Должны ли банки отвечать на обращения в соответствии с №59-ФЗ?
Вопрос озвучен в заголовке.
Данная тема уже где только не обсуждалась, но единого мнения всё-таки нет. И всё потому, что №59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан РФ" (ч.4, Ст.1) указывает в т.ч. на некие должностные лица иных организаций, осуществляющих публично значимые функции (и поэтому под это определение должно попадать практически любое лицо, занимаемое какую-либо должность в любой организации, т.е. каждый имеющий трудовой договор человек, если исключение не оговорено конкретно, как например в случае с управляющими МКД организациями - https://www.garant.ru/news/1267611/), а часто упоминаемое в этой связи Постановление Конституционного Суда РФ от 18.07.2012 №19-П аналогично содержит расплывчатые формулировки про "публично значимые функции", которые "могут возлагаться ... и на другие организации", а также, что "Федеральному законодателю надлежит ... урегулировать порядок рассмотрения обращений ..., а также гарантии рассмотрения обращений граждан ... иными организациями, осуществляющими публично значимые функции", но непосредственно про банки - ни слова! Хотя в некоторых интернет-источниках встречаются отсылки на вышеуказанное постановление типа "В Постановлении ... указано, что банк — это финансово-кредитное учреждение (но даже употребление термина "учреждение" здесь не бесспорно согласно Ст. 123.21. ГК РФ «Основные положения об учреждениях» и Ст.1 "Основные понятия настоящего Федерального закона" ФЗ №395-1 "О банках и банковской деятельности"), производящее разнообразные виды операций с деньгами и ценными бумагами, оказывающее финансовые услуги правительству, физическим и юридическим лицам, а значит положения ФЗ №59 на него распространяются"(https://pravoved.ru/question/1846117/), хотя данного указания в Постановлении нет!
В некоторых источниках (https://www.law.ru/question/23164-kakie-organizatsii-podlejat-otvetstvennosti-post559-koaprf) на вопрос «Какие организации подлежат ответственности по Ст. 5.59 КоАП РФ?» приводится ограниченный перечень субъектов, в отношении которых констатируется публично-правовой статус исходя из анализа судебной практики, хотя кто-то утверждает, что «ПУБЛИЧНО ЗНАЧИМЫЕ ФУНКЦИИ не одно и тоже что ПУБЛИЧНО ПРАВОВОЙ СТАТУС. Поэтому притягивание ФЗ-59 хлипкое» (https://www.banki.ru/services/responses/bank/response/10243382/), да и сам перечень тоже может быть не корректным. К тому же, например, если рассматривать банки с госучастием(контролем), такие как Сбер или ВТБ, их нужно/можно выделять отдельно от остальных банков, приравнивая в целях №59-ФЗ к государственным органам? В общем сплошная путаница! Кто возьмётся распутать?
Здравствуйте, Максим!
Банки, в том числе и кредитные учреждения, с так называемым, «опосредованным участием государства в капитале», не являются субъектом Федерального Закона № 59. в силу положений самого этого Закона,
Ф
едеральный закон от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»
Статья 1. Сфера применения настоящего Федерального закона
1. Настоящим Федеральным законом регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации (далее также — гражданин) закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение:
* в государственные органы
и
*органы местного самоуправления,
а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан
*государственными органами,
*органами местного самоуправления
и
*должностными лицами
Мало того, данный вопрос не отрегулирован и специализированным Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990 N 395-1.
По практике, в банках — самостоятельно разрабатывают Регламент порядка рассмотрения заявлений, обращений граждан, в кредитную организацию. Как правило, при этом, применяют аналогию ФЗ — 59, в части ответа, в течении 30 дней. По — крайне мере, лично я, большего срока, в таких Регламентах, не встречал.
Интересуют, в первую очередь, другие параметры ответа на обращение, и в частности его форма, указанная в ч.3,4 Ст.10 №59-ФЗ. Дело в том, что банки (конкретно, ВТБ) предпочитают давать ответы анонимно и в форме СМС при направлении обращения, например, по E-mail и необходимо принудить их к установленной законом форме со ссылкой на соответствующий НПА.
И, кстати, «должностные лица», причём уполномоченные именно на работу с обращениями клиентов, очевидно имеются и в банках.
Повторюсь: кредитные учреждения не относятся к государственным учреждениям, в том числе и, так называемые, «госбанки» (в смысле ФЗ — 59).
Что же касается, сотрудников ФСБ, так называемых «офицеров действующего резерва», которые прикомандировываются на работу в Службы безопасности в «госбанки» — это совсем иная история, находятся на работе в банке они должностными лицами — не являются.
В общем. нужно ориентироваться на Положения конкретного банка (регламент) по работе с обращениями, заявлениями.